Особенности психологического здоровья одаренных детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
статья по теме

У одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивости.

Скачать:

Вложение Размер
u_odarennyh_detey_ne_takaya_uzh_i_prostaya_zhizn.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Васильченко М.А. учитель нач. классов.

п. Октябрьский, Красноармейский район, Россия

У одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивости.

Приято считать, что гениальный человек рождается раз в сто лет, а вот одаренных детей больше, в среднем 15-20 % от всего населения. При этом только около 5% таких детей вырастают полноценными личностями, а остальными находятся под угрозой социальной изоляции, становятся порой изгоями в среде своих сверстников, не могу легко адаптироваться к взрослой жизни. В классе общеобразовательной школы из 25- 30 учеников это 1-2 человека, которых можно отнести к числу одаренных детей.

Общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

В целом принято считать, что ребенок отличается одаренностью тогда, когда показатель его IQ выше 130 баллов. Но во внимание принимают не только результаты таких тестирований, а учитывают также такие критерии, например:

— способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

— потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

— способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

— обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

— стремление чаще общаться с взрослыми, чем с сверстниками;

— выбор друзей из детей старшего возраста;

— высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;

— интерес к миру взрослых;

— стремление быстрее научиться читать, любовь к чтению;

— развитое чувство юмора;

— интерес к сложным играм;

— критичное отношение к окружающим;

Среди прочих отличительных черт, у одаренных детей обычно ярко доминируют исключительная интеллектуальная любознательность, порой неосознаваемое стремление к одиночеству и самоизоляции, вызванное за частую осознанием своей яркой индивидуальности.

А. Маслоу выделил несколько уровней функционирования одаренного ребенка в своем жизненном пространстве:

1.первый уровень — уровень выживания (ребенок в ситуации находится лишь физически и отчаянно борется за сохранение своего Я во внешнем окружении);

2.второй уровень — уровень обороны (ребенок сохраняет свое «Я», старается удержать свои позиции и борется против всего, что квалифицируется им как угроза);

3. третий уровень – уровень уверенности (ребенок находит компромисс в преодолении социального отчуждения и неприятия, старается учиться, самоутверждаться, саморазвиваться);

4. четвертый уровень – процветание (преобладание творческих, продуктивных занятий).

Однако, четвертого уровня, к сожалению, далеко не всегда может достичь одаренный ребенок – нередко преобладают первых 2 уровня.

Одаренность не спасает от школьных неудач

Система современного среднего образования в России не сильно соответствует особенностям одаренных детей, так сама его структура в большей степени универсальна и рассчитана на детей с соответствующими их возрасту умственными способностями. Зачастую одаренному ребенку просто не интересно на уроке, потому что с изучаемым предметом он успел разобраться сам и его знания в этой области идут далеко за рамки установленных школьной программой норм. А порой такой ребенок имеет накопленные по учебному предмету знания, превосходящие даже по своему уровню знания преподавателя. Все это выделяет ребенка среди его школьных сверстников, такие его блестящие способности могут стать даже предметом насмешек и издёвок со стороны его одноклассников.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

Одаренные часто становятся «трудными» или подавленными

Такое неправильно отношение и учителей и одноклассников способствует тому, что одаренные дети нередко попадают в разряд «трудных». Ребенок может активно протестовать против сформировавшегося к нему отношения, и такой протест порой принимает агрессивные формы. К тому же стремясь подогнать себя под общепринятый стандарт, ребенок подавляет свои потребности, избегает проявлять все свои незаурядные способности. Это также может стать причиной его нарочито агрессивного поведения в отношениях с учителями и сверстниками, хотя такая агрессия, по мнению психологов, имеет скорее защитный характер.

Другим совершенно полярным вышеописанному может стать депрессивное поведение одаренного ребенка как реакция на неприятие его школьной средой, учителями и сверстниками. В ситуации постоянного подавления проявлений своей одаренности ребенок может замкнуться в себе, стать апатичным и потерять интерес к общению. Такое отношение к окружающему миру может усугубляться и тем, что ребенок не может найти близких себе по духу друзей и товарищей.

Девочки адаптируются легче

Специалисты считают, что одаренные девочки проще адаптируют к такой усредненной школьной программе и реже проявляют недисциплинированность. Мальчики же более эмоциональны и чаще девочки демонстрируют поведенческие проблемы. Они более подвижны, менее усидчивы и внимательны. Зачастую это объясняется тем, что одаренные мальчики просто не считают нужным концентрироваться на изучении того предмета, который и так им понятен. Однако среди девочек реже встречаются одаренности и проявляются они в более позднем по сравнению с мальчиками возрасте.

Как помочь одаренному ребенку адаптироваться в обществе?

Возможную проблему адаптации советуют начинать решать заблаговременно, еще в дошкольном возрасте. Не стоит обособлять ребенка от его сверстников, пусть он имеет возможность общаться, как и с «обычными» детьми, так и с детьми своего интеллектуального уровня развития. Это поможет одаренному ребенку приобрести навыки социального взаимодействия, научиться понимать людей, реально оценивая их достоинства и недостатки и ценить индивидуальность каждого из них.

Родителям стоит поостеречься демонстрировать своему одаренному ребенку оценочное и сравнительное отношения к другим детям. Здесь важно научить ребенка не сравнивать себя с другими детьми, а показать ему, что каждый из них по- своему особенный.

В случае, если у ребенка в детском саду возникают какие-либо проблемы и если пребывание там не вызывает у него положительной реакции (при этом ребенок может быть постоянно встревожен, видеть кошмары, быть в подавленном настроении), стоит на некоторое время отказаться от посещения ДОУ, возможно даже подыскать другой детский сад. В этот период, однако, не надо «запирать» ребенка дома, изолировать его от общества сверстников, а организовать для него полноценный круг общения.

При выборе школы для одаренного ребенка, многие психологи советуют обратить внимание на специализированные школы и колледжи. Это оказывается целесообразным с точки зрения возможности максимальной самореализации, которую получает одаренный ребенок, поступив в специализированное школьное учреждение. К тому же именно в подобных школах реально на практике применить принципы индивидуального подхода к обучению одаренного ребенка. Этому способствует, в том числе и низкая наполняемость классов и возможность выбрать учебную программу, составленную с учетом потребностей самого ребенка и, что немаловажно, помочь ему многосторонне развиваться.

Со стороны родителей одаренному ребенку требуется особенно много внимания, терпения и заботы. Ведь одаренный ребенок тонко чувствует и глубоко переживает, отличается особой эмоциональностью и ранимостью. Родители также не должны забывать, что их вундеркинд – это, прежде всего ребенок, для которого полноценное детство, проведенное в атмосфере любви и понимания, становится очень важным потенциалом, основой его будущего благополучия.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Основные принципы работы с одаренными детьми:

— реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

— использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;

— психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

— развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

— целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;

— максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

— увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;

— совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.

Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.

Одаренные дети. — Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.

Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.

Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.

Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация учащихся 1 класса, адаптированный ребенок, этапы адаптации, карта наблюдений.Учитель начальных классов Костарева В.Р. .

В данной работе речь идет об особенностях периода адаптации первоклассников, пути решения психологических проблем.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе.

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям.

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п.

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Источник

Работа психолога с одаренными детьми.

Автор: Давыдова Татьяна Александровна, педагог -психолог

Работа психолога с одаренными детьми.

В настоящее время очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Обращение Президента РФ к Федеральному собранию 5 ноября 2008 года является сегодня основополагающим в сфере образования по отношению к одаренным детям: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Перед современным учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему для этой категории детей предпочтительны такие методы работы как:

— классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

— консультирование по возникшей проблеме;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

В образовательной практике встречаются преимущественно четыре категории одаренных детей:

— дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

— дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

— дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей, чаще всего, называют талантливыми.

— дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Академическая одаренность — «умение блестяще усваивать, то есть учиться». При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический вид одаренности имеет свои подвиды: есть учащиеся с широкой способностью к обучению — они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (к точным или, например, гуманитарным наукам).

Разница между интеллектуально и академически одаренными детьми заключается в том, что интеллектуалы обязательно самостоятельны в мышлении — критичны, обладают потребностью в понимании и осмыслении мира, способностью самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения. Академическая одаренность более адаптивна, их интеллект служит им для приспособления и соответствия требованиям среды. Для академической одаренности значимы интеллектуальные способности, мотивация, креативность.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

-высокая продуктивность мышления;

-способность к прогнозированию;

-высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель должен работать над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:

-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-интеллигентным, нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

-иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. У одаренного ребенка много социально — психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:

— психологическое сопровождение одаренных детей.

Одна из задач психолога — осуществлять психологическую диагностику одаренных детей. Многие одаренные дети не готовы встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами. Это порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Психологическая диагностика — это углублённое изучение особенностей развития детей на протяжении всего периода обучения. Главная цель психодиагностики – оказать помощь ребенку в трудной ситуации, снять психологическое напряжение, принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы и здоровья в целом. Психологическая диагностика решает следующие задачи:

— составление психологического портрета одаренного ребенка;

— выбор методов и приемов для осуществления работы с одаренными детьми;

— разработка средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с их особенностями.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса на диагностику от педагогов, родителей и других лиц образовательного процесса. Психолог формулирует психологические проблемы, выбирает метод диагностики и исследования Диагностика проходит в два этапа: первый — диагностика по выявлению одаренных учащихся, второй — изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам. На первом этапе диагностики я использую в работе следующие методики:

— тест «Школьная мотивация» Н.Г Лускановой. (доминирующая мотивация личности);

— для диагностики креативности тест Торренса — задание «Закончи рисунок»;

— тесты интеллекта Равенна (невербального),

На втором этапе диагностики определяю, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. С этой целью использую следующие методики: — тесты интеллекта ТУР (вербального);

— предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климова;

— методика «Профиль» ( Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной) ;

— опросник типа мышления.

Заключительным этапом работы психолога можно считать разработку практических рекомендаций для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми.

Следующее направление – работа по психологической профилактике, которая направлена на формирование у педагогов, детей и родителей общей психологической культуры. Этот вид деятельности позволяет использовать психологические знания в обучении и воспитании одаренных детей. Кроме того, создаются условия для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и обеспечивается своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Важная задача психолога – это профилактика стрессовых ситуаций у детей. У одаренных детей стрессы могут вызывать ситуации нехватки времени, перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить. Это могут быть и эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для ребенка уровень эмоций, противоречия между несовместимыми мыслями.

Психологическая профилактика строится психологом на основе своих знаний и опыта, он проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с одаренными отдельными детьми, так и с их учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Психологу необходимо начинать психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, т.е. предупреждать сложности как возможные.

Третье направление – это психологическое консультирование. Одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно учителя, родители и другие участники образовательного процесса и обращаются к психологам. Кроме того, и сам ребенок нуждается в консультации по своим еще детским, но уже сложным проблемам. Консультации для детей направлены на формирование адекватной самооценки. Основными направлениями консультативной работы являются:

— проблемы одаренного ребенка в семье;

— проблемы и взаимоотношения с учителями;

— отношения со сверстниками и с самим собой.

Особое место в работе с одаренными детьми занимают консультации с их родителями. Поскольку одаренный ребенок всегда требует к себе неординарного подхода, на консультациях с родителями, как правило, вначале выясняются причины конфликта, затем путь к взаимопониманию и выработке конструктивных способов взаимодействия родителей со своими детьми.

Психологическое просвещение направлено на приобщение одаренных детей и взрослых к психологическим знаниям. Просветительская деятельность осуществляю в разной форме: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, стендовая информация и другие формы. Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи одаренному ребенку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Психологические знания особенно необходимы педагогам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно общаются с одаренными детьми и их родителями.

К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя отслеживание загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной «Я-концепции» как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка. В качестве главных критериев психологического здоровья одаренных детей, над которыми должен работать психолог, можно назвать следующие:

-формирование позитивного самоощущения, позитивного эмоционального настроения, позитивного восприятия окружающего мира;

— развитие высокого уровня рефлексии;

— желание улучшать качество основных видов деятельности;

— успешное прохождение возрастных кризисов.

Психологическое сопровождение одаренных детей представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности психолога и образовательного учреждения по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

— детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих: выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

— создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

— педагогическим коллективом определены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

— в образовательном учреждении обеспечиваются необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Психологическое сопровождение одаренных детей может осуществляться психологом в ходе индивидуальной работы с талантливым или одарённым учеником, в ходе групповой работы с талантливыми и одаренными школьниками (групповые тренинги, групповые консультации), в работе со всем классом (классные часы, уроки психологии), где можно отследить межличностные отношения одаренных учеников с другими детьми.

В заключении следует отметить, что сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы образования. Забота психолога о психологическом здоровье одаренных детей предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким использованием психологических знаний в процессе обучения и воспитания одарённых детей.

Источник

Читайте также:  Благодарность за организацию дня здоровья
Оцените статью