Ямальские ученые оценят риски здоровья жителей округа
фото Научного центра изучения Арктики
Ямальские учёные оценят риски для здоровья жителей Салехарда, Лабытнанги, посёлка Харп и микрорайона Вынгапуровский города Ноябрьска. Исследования пройдут с 4 по 17 сентября. К участию приглашают местных жителей в возрасте 18-60 лет, не болевших в течение последних двух месяцев острыми инфекционными заболеваниями.
По информации Научного центра изучения Арктики, среди добровольцев будет проведён социально-психологический опрос по основным сферам жизнедеятельности: работа, семья, материальное благополучие, отдых, питание, жизненные перспективы и другие. Научный сотрудник сектора социальных и психологических исследований научного центра Татьяна Попова оценит уровень нервно-психической адаптации, стресса, тревожности и других факторов, оказывающих воздействие на здоровье участников исследования. Кроме того, учёные отберут биологический материал, образцы буккального эпителия и волос, чтобы в лабораторных условиях исследовать их на содержание в организме токсических и полезных эссенциальных микроэлементов.
«По результатам исследований каждый из добровольных участников получит персональные рекомендации по улучшению психоэмоционального состояния и сохранению здоровья», — рассказала научный сотрудник сектора эколого-биологических исследований Научного центра изучения Арктики Елена Шинкарук.
Научная работа «Оценка риска для здоровья населения Ямало-Ненецкого автономного округа в связи с воздействием химических (неблагоприятных) факторов окружающей среды» проводится по инициативе управления Роспотребнадзора по ЯНАО и заказу окружного департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса. В Салехарде учёные будут работать с 4 по 6 сентября, в посёлке Харп — 7 и 8 сентября, в Лабытнанги — 9 и 10 сентября. В микрорайоне Вынгапуровском исследования запланированы в период с 13 по 17 сентября. В каждом населённом пункте научные сотрудники планируют принять по 40 человек.
Все исследования будут проводиться только с письменного добровольного согласия жителей и со строгим соблюдением санитарных требований, предъявляемым в период распространения коронавирусной инфекции.
Источник
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2019 г. N 1005-П «Об утверждении комплексной программы «Управление экологически обусловленными рисками для здоровья населения на 2019 — 2024 годы» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2019 г. N 1005-П
«Об утверждении комплексной программы «Управление экологически обусловленными рисками для здоровья населения на 2019 — 2024 годы»
В целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду в Ямало-Ненецком автономном округе Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу «Управление экологически обусловленными рисками для здоровья населения на 2019 — 2024 годы» (далее — Программа).
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа:
2.1. обеспечить реализацию мероприятий Программы в пределах своей компетенции;
2.2. представлять в департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе исполнения мероприятий Программы по итогам 6 и 12 месяцев до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
3. Рекомендовать главе Администрации муниципального образования город Лабытнанги Тресковой М.А.:
3.1. обеспечить реализацию мероприятий Программы в пределах своей компетенции;
3.2. представлять в департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе исполнения плана мероприятий по итогам 6 и 12 месяцев до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере охраны окружающей среды, а также организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа
Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 13 сентября 2019 г. N 1005-П
Комплексная программа
«Управление экологически обусловленными рисками для здоровья населения 2019 — 2024 годы»
комплексная программа «Управление экологически обусловленными рисками для здоровья населения 2019 — 2024 годы» (далее — Программа)
Основание для разработки Программы
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года;
Перечень поручений, направленных на повышение качества питьевой воды для населения, утвержденный Президентом Российской Федерации от 20 февраля 2019 года N ПР-245;
Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года N 80-р;
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года;
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года»
Заказчик и основной разработчик Программы
департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Цель и задачи Программы
— создание условий для минимизации экологически обусловленных рисков (далее — экологические риски) для здоровья населения.
— изучение и контроль уровня экологических рисков, выявление и прогноз вероятности неблагоприятного воздействия на человека факторов окружающей среды;
— формирование благоприятной экологической ситуации;
— укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
— удовлетворение спроса потребителей города Лабытнанги на водоснабжение в соответствии с отраслевыми нормативно-техническими требованиями по качеству, надежности и воздействию на окружающую среду и здоровье человека
Сроки реализации Программы
Основные направления реализации Программы
мероприятия Программы осуществляются по следующим направлениям:
— мероприятия, направленные на получение информации для научного обоснования и выбора мер по управлению, мониторингу и контролю экологических рисков здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду;
— мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок;
— мероприятия, направленные на охрану поверхностных водных объектов;
— мероприятия, направленные на получение достоверной информации о состоянии компонентов окружающей среды;
— мероприятия, направленные на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды;
— мероприятия, направленные на обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
— мероприятия, направленные на обеспечение населения города Лабытнанги качественной питьевой водой (водоснабжение города Лабытнанги);
— мероприятия, направленные на обеспечение города Лабытнанги объектами по обработке, накоплению и перегрузке отходов, в том числе твердых коммунальных отходов
департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа;
Администрация муниципального образования город Лабытнанги;
государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Научный центр изучения Арктики» (далее — ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики»)
Объемы и источники финансирования Программы
общий объем финансирования Программы из окружного бюджета составит 3117732,50 тысяч рублей, в том числе:
— 2019 год — 21830,00 тысяч рублей;
— 2020 год — 17704,90 тысяч рублей;
— 2021 год -59204,90 тысяч рублей;
— 2022 год — 1006330,90 тысяч рублей;
— 2023 год — 1006330,90 тысяч рублей;
— 2024 год — 1006330,90 тысяч рублей.
Источником финансирования программных мероприятий является окружной бюджет и внебюджетные источники
Ожидаемые результаты реализации и целевые индикаторы Программы
реализация мероприятий Программы позволит:
— обеспечить межведомственный подход к решению проблем в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа;
— внедрить в практику инструмент (систему оценки риска) для определения целесообразности, приоритетности и эффективности мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
— разработать и реализовать комплекс управленческих, финансовых, организационных, информационных и иных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в Ямало-Ненецкого автономном округе;
— обеспечить жителей города Лабытнанги качественной питьевой водой, улучшить санитарное состояние города.
Целевые показатели (индикаторы):
— количество ликвидированных свалок на землях, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования город Лабытнанги, выявленных по состоянию на 01 декабря 2018 года;
— доля объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проверенных в отчетном периоде, от общего количества объектов, подлежащих проверке в рамках регионального государственного экологического надзора с применением риск-ориентированного подхода на территории муниципального образования город Лабытнанги;
— доля объектов, расположенных на территории муниципального образования город Лабытнанги и включенных в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которым присвоена категория риска;
— количество выполняемых работ с целью оценки качества окружающей среды и его влияния на здоровье населения;
— доля населения города Лабытнанги, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения
I. Общие положения
Настоящая Программа разработана во исполнение решений окружного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе на тему «Экологические риски для здоровья населения в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа: виды, актуальные проблемы и практика управления» от 01 ноября 2018 года N 15.
II. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Стратегическая цель национальной безопасности Российской Федерации заключается в сохранении здоровья нации, снижении уровня смертности, увеличении продолжительности жизни населения. Одним из основных принципов охраны здоровья населения является приоритет профилактики. Разработка и первоочередное осуществление мероприятий, направленных на предупреждение, раннее выявление и устранение отрицательного воздействия на здоровье населения факторов окружающей среды являются неотъемлемой частью профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения страны.
В современном мире человек подвергается долговременному и непрерывному многосредованному воздействию кумулятивного химического загрязнения от комплекса источников загрязнения (промышленность, транспорт и др.).
Качество атмосферного воздуха, состояние водных объектов, почв, питьевой воды — все это приоритетные санитарно-гигиенические факторы среды обитания, формирующие состояние здоровья населения.
Результаты оценки 25-летней динамики здоровья населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — автономный округ) установили высокий уровень эколого-зависимых заболеваний, что в будущем может представлять серьезную медико-социальную проблему. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост распространения болезней: новообразования, врожденные аномалии, хромосомные нарушения, патологии беременности, болезни эндокринной системы, болезни крови и кроветворных органов, болезни системы кровообращения, болезни пищеварительной системы и мочеполовой системы.
Актуальность вопросов безопасности человека и его здоровья определены Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и нашли свое развитие в национальном проекте «Экология», реализация которого должна положительно отразиться на продолжительности жизни.
Для достижения целей национального проекта «Экология» сегодня в автономном округе реализуются региональные проекты «Чистая страна», «Чистая вода», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение лесов», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Каждый из проектов разработан с учетом существующих проблем в автономном округе и направлен на решение конкретных задач.
Несмотря на то, что работы по оценке экологических рисков для здоровья населения на территории автономного округа до настоящего времени не проводились, одной из важных и требующих принятия кардинальных мер является проблема качества питьевого водоснабжения. Загрязнение водных источников, отсутствие либо недостаточная надёжность систем питьевого водоснабжения определяют реальную опасность возникновения заболеваний, связанных с избытком или недостатком биогенных элементов, а также приводит к распространению кишечных инфекций.
По данным Управления Роспотребнадзора по автономному округу в 2018 году условно доброкачественной питьевой водой обеспечено 480,677 тысяч человек или 89,25% от общего количества жителей автономного округа.
На начало 2019 года централизованное водоснабжение в автономном округе организовано в 41 населенном пункте (8 городах и 33 поселках), в которых проживает более 97% населения автономного округа. Водоочистными сооружениями в количестве 58 единиц обеспечены 46 населенных пунктов (7 городов и 39 поселков).В остальных сельских населенных пунктах водоснабжение осуществляется посредством доставки воды специализированным автотранспортом либо бутилированной водой.
В настоящий момент город Лабытнанги является единственным городом в автономном округе, который не обеспечен питьевым водоснабжением. Вода подается из реки Ханмей потребителям без очистки. Именно поэтому население города находится в зоне риска экологической безопасности.
Обеспечение населения питьевой водой является одной из приоритетных задач, решение которой необходимо для сохранения здоровья.
В этой связи предлагается реализацию мероприятий, направленных на управление экологическими рисками, начать с города Лабытнанги.
Обеспечение населения города качественной питьевой водой в совокупности с мероприятиями в сфере обращения с отходами, охраны водных объектов, а также мероприятиями, направленными на мониторинг и контроль экологической ситуации, позволит обеспечить благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе Лабытнанги.
В результате научно-исследовательской работы «Оценка риска здоровью населения Ямало-Ненецкого автономного округа в связи с воздействием химических (неблагоприятных) факторов окружающей среды» будут определены приоритетные экологические риски для крупных населенных пунктов автономного округа (городские округа и административные центры муниципальных районов). На основе полученных данных перечень мероприятий, направленных на снижение экологических рисков, и перечень населенных пунктов — участников настоящей Программы могут быть расширены.
Программа разработана в соответствии с предложениями исполнительных органов государственной власти автономного округа и направлена на консолидацию действий органов государственной власти и местного самоуправления в автономном округе.
Программа определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, способствующих минимизации экологических рисков для здоровья жителей, обеспечивающих их мониторинг и контроль.
III. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы — создание условий для минимизации экологических рисков для здоровья населения.
— изучение и контроль уровня экологических рисков, выявление и прогноз вероятности неблагоприятного воздействия на человека факторов окружающей среды;
— формирование благоприятной экологической ситуации;
— укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
— удовлетворение спроса потребителей города Лабытнанги на водоснабжение в соответствии с отраслевыми нормативно-техническими требованиями по качеству, надежности и воздействию на окружающую среду и здоровье человека.
IV. Основные направления Программы
Для достижения поставленных задач реализация мероприятий Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
— мероприятия, направленные на получение информации для научного обоснования и выбора мер по управлению, мониторингу и контролю экологических рисков здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду;
— мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок;
— мероприятия, направленные на охрану поверхностных водных объектов;
— мероприятия, направленные на получение достоверной информации о состоянии компонентов окружающей среды;
— мероприятия, направленные на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды;
— мероприятия, направленные на обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
— мероприятия, направленные на обеспечение населения города Лабытнанги качественной питьевой водой (водоснабжение города Лабытнанги);
— мероприятия, направленные на обеспечение города Лабытнанги объектами по обработке, накоплению и перегрузке отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.
Срок проведения мероприятий Программы: 2019 — 2024 годы.
Перечень мероприятий Программы и затраты на их реализацию приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
V. Источники финансирования Программы
Источниками финансирования программных мероприятий являются окружной бюджет и внебюджетные источники.
В целях обеспечения потребителей города Лабытнанги чистой питьевой водой предлагается реализация проекта по строительству водопровода из поселка городского типа Харп. Принятию данного решения предшествовала работа по технико-экономическому обоснованию выбора варианта водоснабжения города Лабытнанги, выполненная в 2018 году. Водопровод из поселка городского типа Харп признан оптимальным и единственным перспективным источником водоснабжения города Лабытнанги. Данный вариант имеет минимальные показатели стоимости и продолжительности строительства, позволит сократить эксплуатационные затраты и привлечь к реализации внебюджетные источники. Строительство водопровода планируется реализовать в рамках концессионного соглашения.
В мае 2019 года утвержден план мероприятий, включающий в себя в том числе корректировку документов территориального планирования, схем водоснабжения и программ комплексного развития муниципальных образований, выделение земельных участков под строительство, формирование проекта концессионного соглашения. Объемы финансирования из внебюджетных источников будут определены в концессионном соглашении.
VI. Описание ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит:
— обеспечить жителей города Лабытнанги качественной питьевой водой, улучшить санитарное состояние города;
— обеспечить межведомственный подход к решению проблем в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа;
— внедрить в практику инструмент (систему оценки риска) для определения целесообразности, приоритетности и эффективности мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
— разработать и реализовать комплекс управленческих, финансовых, организационных, информационных и иных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в автономном округе.
Перечень целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации Программы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации Программы представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.
Приложение N 1
к комплексной программе
«Управление экологически
обусловленными рисками
для здоровья населения
на 2019 — 2024 годы»
Перечень
мероприятий комплексной программы «Управление экологически обусловленными рисками для здоровья населения на 2019 — 2024 годы» и затраты на их реализацию из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа
Источник финансирования (государственная программа, подпрограмма, основное мероприятие, мероприятие)
Объем финансового обеспечения (окружной бюджет), тыс. руб. *(4)
Источник