Оценка состояния здоровья уровень здоровья обучение здоровью

Методическая разработка практического занятия «Оценка уровня здоровья»

Разделы: Биология

Цель занятия:

  • Выяснить сущность понятия «здоровье».
  • Овладеть физиологическими методами определения основных показателей уровня здоровья человека.
  • Оценить состояние здоровья, используя объективные показатели функционального состояния организма.

Оборудование: секундомер, тонометр, фонендоскоп, спирометр, таблицы.

I. Теоретическая часть

Проблема сохранения здоровья постоянно интересовало человечество. Веками лучшие его представители по крупицам собирали знания о здоровье и хранили рецепты долголетия. В наш век стрессовых перегрузок и экологически неблагополучных условий существования эта проблема особенно актуальна.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, которую необходимо охранять. «Что имеем не храним, потерявши плачем» – это о здоровье.

Здоровье – это естественное состояние организма, при котором гармонично взаимодействуют все его органы и системы, обеспечивая эффективность приспособительных реакций к изменяющимся условиям окружающей среды.

Здоровье – одно из основных условий счастья человека, его благополучия. В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие». У каждого человека своя степень благополучия. В одинаковых условиях одни люди чувствуют себя счастливыми, другие – несчастными. Каждый по-своему переносит боль, горе и даже изменение погоды.

Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем понимали отсутствие заболевания и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т.д.). Такое понимание здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям.

Наукой выявлен целый ряд состояний, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни, так называемое «третье состояние». Оно может расцениваться как переход от здорового состояния к болезненному, то есть человек еще не болен, но уже не здоров и, возможно, вскоре заболеет. Такое понимание «здоровья» подразумевает не только отсутствие болезни, но и вероятность ее развития в конкретных условиях жизни человека.

К находящимся в третьем состоянии относят людей, употребляющих алкоголь. Это еще не алкоголики, не больные, но алкоголь отнимает у них часть здоровья. К ним относится и большинство курящих.

Десинхроноз, возникающий у рабочих ночных профессий и при трансмеридиональных перелетах тоже пополняет отряд тех, кто находится в третьем состоянии.

Самый большой отряд людей третьего состояния пополняется в результате неправильного питания.

Наиболее полным является следующее определение понятия «здоровье»: здоровье – это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, рождения и воспитания здоровых детей.

Если уровень здоровья принять условно за 100%, то на 20% оно зависит от условий окружающей среды, на 20% – от наследственности, на 10% – от системы здравоохранения (медицины) и остальные 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Половина от огромного числа больных могла бы остаться здоровой всего лишь за счет своевременной перестройки своего поведения, образа жизни.

По выражению академика Н.М. Амосова, «…Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Показатели индивидуального здоровья

  • Генетические: отсутствие наследственных дефектов.
  • Биохимические: показатели тканей и жидкостей.
  • Метаболические: уровень обмена веществ.
  • Морфологические: уровень физического развития, тип конституции.
  • Функциональные: состояние органов и физиологических систем.
  • Психологические: эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы (доминантность полушария, тип ВНД, темперамента).
  • Социально-духовные: нравственные ценности, идеалы, целевые установки.
  • Клинические: отсутствие признаков болезни.

II. Практическая часть

Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.

К объективным показателям состояния здоровья относят функциональные показатели: ЧСС (частота сердечных сокращений), АД (артериальное давление), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), жизненный показатель, ЧД (частота дыхания), экскурсия грудной клетки.

1. Определить частоту сердечных сокращений (ЧСС)

Этот показатель позволяет оценить работу сердца. Для вычисления частоты сердечных сокращений необходимо измерить пульс (ритмичное колебание стенок артерий). Пульс нащупывается тремя пальцами (вторым, третьим и четвертым) правой руки на лучевой артерии левой. Подсчет его начинается с момента пуска секундомера. Обычно засекается время в течение 15 сек. и результат умножается на 4.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) от 60 до 80 уд/мин расценивается как нормокардия, реже 60 – брадикардия, чаще 80 – тахикардия.

Брадикардия в покое чаще всего бывает у спортсменов и свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Однако, резко выраженная брадикардия, особенно у лиц, не занимающихся спортом, может быть результатом переутомления или заболевания сердца. Тахикардия в покое расценивается отрицательно. Она может быть как результатом переутомления, так и слабости сердечной мышцы. Пульс считается ритмичным, если количество ударов за 10 сек. отличается от предыдущего измерения не более, чем на один удар (например, 10,11,12). Пульс считается неритмичным, когда количество ударов за 10 сек. отличается от предыдущего на 2 или более ударов.

Частота сердечных сокращений у нетренированных людей в среднем на 20% выше, чем у тренированных. При частом пульсе нетренированное сердце совершает за 1 сутки тысячи «лишних» сокращений и поэтому быстрее изнашивается. Чем реже ЧСС в покое, тем мощней сердечная мышца. В этом случае сердце работает в более экономичном режиме: за одно сокращение выбрасывается больший объем крови, а паузы для отдыха увеличиваются.

При контроле за ЧСС необходимо следить за ритмичностью пульса. Если при измерении чувствуются «провалы» (сердце как бы замирает), то наблюдаются экстрасистолы (внеочередные сокращения сердечной мышцы) или аритмия (неритмичный пульс), что является сигналом для проведения углубленного исследования. Причиной таких отклонений в работе сердечно-сосудистой системы могут служить очаги инфекции в организме: кариозные зубы, воспаленные миндалины и др. Оздоровительная тренировка и очаги инфекции – недопустимое сочетание.

Если при измерении частота сердечных сокращений (ЧСС) соответствует принятой норме (60-80 уд/мин), то поставьте +1 балл.

2. Определить артериальное давление (АД)

На плечо левой руки надевают манжетку. Она должна прилегать к коже достаточно плотно, но не сжимать плечо, чтобы не сдавливать кровеносные сосуды.

Способ измерения давления по Короткову наиболее точный. Он основан на улавливании сосудистых тонов. В локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп. В манжетке создают давление, превышающее максимальное (при этом исчезает пульс). Затем медленно выпускают из нее воздух, улавливают фонендоскопом отчетливые звуки (тоны). Момент появления тонов соответствует систолическому давлению. Продолжают снижать давление в манжетке и слушают нарастающую силу тонов. Затем отмечают ослабление тонов и их последующее исчезновение. Этот момент исчезновения тонов соответствует диастолическому артериальному давлению.

Для нормализации АД при начальных стадиях гипертонии или гипотонии необходимо грамотно использовать физические нагрузки. Помните, что спортивные игры, силовые виды спорта повышают АД, а малоинтенсивные циклические (бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля, велосипед) – понижают. Идеальным, к которому необходимо стремиться, тренируясь для укрепления здоровья, является АД равное 110/70 – 120/80 мм.рт.ст.
Если измеренное артериальное давление (АД) соответствует принятой норме, то поставьте +1 балл.

3. Определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ)

Это один из важных показателей уровня здоровья. Для его измерения используют спирометр, по шкале которого определяют ЖЕЛ. Если сделать самый глубокий вдох, а затем максимальный выдох в спирометр, то объем выдыхаемого воздуха составит жизненную емкость легких. После каждого измерения нулевое деление шкалы необходимо совмещать со стрелкой.
ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста, а также от степени тренированности человека. Для того, чтобы рассчитать какая ЖЕЛ должна быть у человека, можно воспользоваться следующими формулами:

ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5 х рост (м)
ЖЕЛ (л) женщин = 1,9 х рост (м),

где ЖЕЛ выражена в литрах (л), рост в метрах (м); 2,5 и 1,9 – коэффициенты, найденные экспериментальным путем. Если реально ЖЕЛ окажется равной или больше, чем вычисленные величины, результат следует считать хорошим и можно поставить +1 балл.

4. Определить жизненный показатель

Доказано, что чем больше избыточная масса тела, тем чаще возникают различные серьезные расстройства в работе органов и систем органов человеческого организма. Установлена зависимость между объемом воздуха, который человек может глубоко выдохнуть за 1 раз и его работоспособностью, выносливостью и устойчивостью к различным заболеваниям.
Разделив ЖЕЛ, выраженную в мл на массу тела (в кг) можно определить свой жизненный показатель. Нижняя его граница, за которой возрастает риск возникновения заболеваний, для мужчин – 55 мл/кг, для женщин – 45 мл/кг. При таком показателе, или выше этого, ставится +1 балл.

5. Определить частоту дыхания (ЧД)

Человек дышит ритмично и непрерывно. Частота дыхания у взрослого человека за 1 минуту составляет 15-17 дыхательных движений. При покое, во сне дыхание становится реже, во время еды, при движении, когда повышается температура тела, оно учащается. Частота дыхательных движений зависит от возраста. На первом году жизни она равняется 45, на пятом – 25, на 15-м – 20 в минуту.

Частота дыхания определяется в течение одной минуты. Один вдох и один выдох – это одно дыхательное движение. Подсчет дыхательных движений начинают с момента пуска секундомера. Результат сравнивают с нормой – 15-17 дыхательных движений в одну минуту. Если он соответствует норме, то поставьте +1 балл.

6. Определить экскурсию грудной клетки

Сантиметровая лента на спине касается угла лопаток, а на груди проходит по нижнему краю околососковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.

Испытуемый делает глубокий вдох и глубокий выдох. В каждом случае измеряется окружность грудной клетки и определяется разница. В норме у взрослого человека она составляет 6-9 см. Эту величину называют экскурсией грудной клетки. Под влиянием тренировок эта величина возрастает. Если ваш показатель соответствует норме, то поставьте +1балл.

III. Отчет о работе

Подсчитать общую сумму баллов и сделать вывод о состоянии здоровья по следующим критериям:

  • Сумма в 5-6 баллов оценивается как высокий уровень здоровья.
  • Сумма в 3-4 балла – как средний уровень здоровья.
  • Сумма в 1-2 балла – как низкий уровень здоровья.

IV. Закрепление

1. Что такое пульс?
2. Какие факторы определяют величину артериального давления?
3. Что такое жизненная емкость легких? От чего она зависит?
4. Почему частота дыхания с возрастом изменяется?
5. Как можно увеличить показатель «экскурсия грудной клетки»?
6. Как можно улучшить состояние здоровья?
7. Какой образ жизни будет способствовать сохранению и укреплению здоровья?

Источник

Методическая разработка по оценке уровня физического здоровья

В данной работе описана методика ознакомления и изучения с системой определения уровня физического здоровья по Г. Л. Апанасенко, которая считается одной из самых простых и доступных методик определения антропометрических измерений.

Скачать:

Вложение Размер
metod.razrabotka_po_ocenke_urovnya_fizicheskogo_zdorovya_.docx 39.07 КБ

Предварительный просмотр:

-Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва

ГОУ СПО РТ «Республиканский медицинский колледж

По теме: «Оценка уровня физического здоровья»

Подготовлено преподавателем Салчак С В.

Тема : Оценка уровня физического здоровья человека

(по Г.Л. Апанасенко)

Мотивация : формирование «психологии здоровья», укрепление индивидуального здоровья, еще точнее физического здоровья. Основными являются следующие мотивы: укрепление здоровья, формирование красивой фигуры, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и др.

Тип занятия : семинарско-практическое

Цель : ознакомить и изучить экспресс-оценку уровня физического здоровья (по Г.Л. Апанасенко, 1988).

  1. Экспресс-оценка физического здоровья
  2. Сравнительный анализ физического здоровья с критериями экспресс-оценки уровня физического здоровья по Апанасенко

Знать : основные показатели индивидуального здоровья человека; критерии состояния физического здоровья и его показатели; методы оценки состояния здоровья.

Овладеть умениями : проводить оценку индивидуального здоровья; анализировать материалы, полученные при обследовании, рассказать о значении оценки состояния здоровья.

  1. Эффективность взаимодействия с коллегами
  2. Соблюдение на рабочем месте правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Межпредметные связи : анатомия и физиология человека, терапия, русский язык, математика, физвоспитание.

  1. Лекционный материал.
  2. Раздаточный материал по теме (инструкция по выполнению практического занятия).
  3. Представление о здоровье, об образе жизни, образ жизни и факторы риска.

4.Инструментарии: ростомер, весы, динамометрия, тонометр, спирометр.

1. О.В. Масияускене, Ж.Г. Муравянникова. Валеология. Ростов-на Дону: Феникс, 2008.

2. Учебно-методическое пособие для преподавателей. М.: ВУНМЦ, 1999

1. Устный опрос студентов по теме -5 мин.

2. Инструктаж практической части самостоятельной работы (проводит преподаватель).-3мин.

3. Практическая работа студентов -30 мин.

4. Тестовый контроль знаний.- 5 мин.

5. Заключительная часть.-2 мин.

  1. Что такое здоровье.
  2. Что такое индивидуальное здоровье.
  3. Что такое физическое здоровье человека. Показатели физического здоровья. Критерии физического здоровья.
  4. Антропометрические показатели. Дать определения.

2. Инструктаж проводит преподаватель.

1.Ознакомит с системой Апанасенко Г. Л.

2.Проведение оценки основных показателей.

3. Выделение проблем.

4.Рекомендации по улучшению индивидуального здоровья, в том числе и физического.

Основные мотивы занятий физическими упражнениями, оптимальная двигательная активность, уровень здоровья.

Любым видом человеческой деятельности предшествует выбор цели или мотивов. По данной теме большинство отметили следующие мотивы: укрепление здоровья, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и другие.

Каждому человеку, решающему задачу укрепления здоровья, раньше или позже приходиться заниматься самостоятельно, поэтому рассмотрим этот мотив более подробно.

За короткий исторический период (чуть более 50-ти лет) доля тяжелого мускульного труда в процессе производства сократилась почти в 200 раз, что повлекло за собой проявление целого букета болезней, связанных недостатком движений (двигательной активности). Среди наиболее часто встречающихся при ведем атеросклероз, ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, ожирение, диабет, остеохондроз, неврастению и др.

Исследования, проведенные в области здоровья человека, позволили установить, что количество движений, позволяющих поддерживать организм в оптимальном состоянии, составляет 10 000 движений в сутки.

Деятельность, связанная с бытом занимает 3000-5000. Еще 5000 движений ежедневно остается невостребованным. Для того, чтобы их выполнить требуется не менее 30 минут непрерывной физической работы. Это составит в неделю 6-8 часов. Именно такая величина принята в качестве оптимальной двигательной активности человека.

Количественный подход позволил сформулировать еще одно очень важное понятие – уровень здоровья, под которым понимают сумму резервных мощностей кислородно- транспортной системы. Этот показатель оценивается по максимальному потреблению кислорода (МПК). Для расчета уровня здоровья сейчас используют ряд методик. На сегодняшний день наиболее доступной, наиболее приемлемой является система Г.Л.Апанасенко

3. Практическая часть самостоятельной работы студентов .

Из таблицы видно, что при определении уровня здоровья используются следующие физиологические показатели:

  1. Весо-ростовой индекс (Кетле) – соотношение веса к росту, измеряемого в гр/см;
  2. Жизненный индекс –соотношение жизненной емкости легких к массе тела (мл/кг);
  3. ЧСС – частота сердечных сокращений в покое (уд/мин);
  4. АД – артериальное давление (мм.рт.ст.);
  5. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (сек.);
  6. Силовой индекс – сила кисти руки (кг.)/ вес тела (кг.)  100.

Экспресс-оценка уровня физического здоровья (по Апанасенко Г.Л.)

Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергетического потенциала.

Для оценки уровня здоровья, измеряются в состоянии покоя:

  1. жизненная емкость легких (ЖЕЛ),
  2. частота сердечных сокращений (ЧСС),
  3. артериальное давление (АД),
  4. масса тела,
  5. длина тела,
  6. динамометрия кисти (определение силы кисти руки)

Определив физиологические показатели организма, проведя расчет этих показателей, обследуемый делает вывод об уровне своего физического здоровья. Учитывая свой жизненный опыт, он выявляет причины проблем, связанных со здоровьем и дает себе рекомендации по укреплению физической активности.

Рекомендуемые процедуры по физической активности

1. принимать во внимание на 4 основных факторов:

* частота — физическая нагрузка 3 раза в неделю считается оптимальной, нежелательно заниматься физическими упражнениями подряд несколько дней подряд несколько дней во избежание боли, усталости, возможных травм.

* продолжительность — необходимо, чтобы занятие затрачивалось от 25 до 60 минут и чтобы они имели 3 фазы: разминку %-10мин.),нагрузку (15—40 мин), расслабление (5-10мин).Чем старше человек, чем менее он тренирован, тем важнее стадия разминки.

* интенсивность — оптимальная интенсивность для нетренированных составляет 30-50% в фазу разминки и расслабления 60-80%, в фазу нагрузки 70-90%.

* типы рекомендуемых физических упражнений могут включать комплексы с легкой, умеренной и тяжелой нагрузкой. Например, ходьба (быстрая и энергичная), езда на велосипеде (вместо машины), подъем по лестнице(вместо лифта). Также могут быть рекомендован такие виды физической активности, как работа в саду, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, игры, танцы. Чем больше вид физической активности подходит к образу жизни человеку, тем больше оснований его рекомендовать.

2. рекомендуемые частота, продолжительность и интенсивность упражнений должны соответствовать возможностям каждого конкретного человека и зависеть от исходного уровня его тренированности. Те, кто ведет сидячий образ жизни и недостаточно тренированы, должны начинать медленно, но регулярно с непродолжительных и не очень интенсивных нагрузок и повышать свою тренированность постепенно в течение несколько недель.

3. специальные советы по физической нагрузке могут понадобиться пациентам с определенными проблема здоровья, которые могут быть усугублены физическими упражнениями (кардиологические проблемы, высокое АД избыточный вес, диабет, хронический бронхит, заболевания вен нижних конечностей, заболевания костей и суставов).

Источник

Читайте также:  Физическое здоровье определяют уровень роста
Оцените статью