Паранойя здоровья это сверхценное увлечение сыроедением

Сверхценные психологические увлечения

Одним из наиболее распространенных видов отклоняюще­гося поведения считаются сверхценные психологические увле­чения.

Увлечением называют повышенный интерес, пристрастное эмоциональное отношение к чему-либо.

Существенными признаками сверхценных психологических увлечений (по В, Д. Менделевичу) считаются:

— глубокая и длительная сосредоточенность на объекте
увлечения;

— пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к
объекту увлечения;

— утрата чувства контроля над временем, затрачиваемым
на увлечение;

игнорирование любой иной деятельности или увлече­ния.

К числу сверхценных психологических увлечений относят­ся трудоголизм, гемблинг, фанатизм, сутяжничество и др. Оста­новимся на них.

Трудоголизм(работоголизм) — это бегство в работу. Для трудоголика работа является самоцелью, а не способом дости­жения материальных благ, престижа или чего-либо другого, что свойственно работающему человеку в норме. Трудоголик сосре­доточен на интересующей его деятельности постоянно, он не в состоянии отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе. Базой для формирования данного вида сверхценного увлечения явля­ются либо особенности характера, способствующие фиксации внимания и деятельности на выполнении служебных обязанно­стей из-за страха не справиться с ними, либо аддиктивный уход от реальности в работу.

Сверхценные психологические увлечения в виде активной и пристрастной деятельности могут наблюдаться и на поприще хобби. Например, человек может формально ходить на основ­ную работу, добросовестно выполнять ее, но при этом эмоцио­нальное удовлетворение он находит в другой деятельности (ры­боловство, охота, коллекционирование и т. д.).

Гемблингсверхценное увлечение азартными играми. Это когда человек полностью посвящает себя игре (карты, рулетка, тотализатор). Игра становится самоцелью, а не средством добы­вания денег. У гемблинга как разновидности аддиктивного типа девиантного поведения (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских) выде­ляют следующие признаки:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, прово­
димого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних моти­
ваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преоб­
ладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми ком­
бинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности пре­
кратить игру как после большого выигрыша, так и после посто­
янных проигрышей.

4. Появление состояний психологического дискомфорта,
раздражительности, беспокойства (так называемой «сухой аб­
стиненции») через короткие промежутки времени после очеред­
ного участия в игре с труднопреодолимым желанием присту­
пить к игре вновь («игровым драйвом»).

5. Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все
более высокому риску.

6. Нарастание снижения способности сопротивляться со­
блазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.

Человек, склонный уходить от реальности в мир игр, выби­рает данной вид поведения в связи с неприспособленностью к обыденной жизни, которая перестает его удовлетворять и радо­вать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмо­ций, которых не находит в повседневной жизни. Основой ад-диктивного поведения в виде гемблинга является феномен «жа­жды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени рис­ка в игре «на грани фола».

Разновидностью сверхценных увлечений является так назы­ваемая «Паранойя здоровья».

«Паранойя здоровья» это увлеченность оздоровительны­ми мероприятиями (бегом, особой гимнастикой, например, йо-говской, дыхательными упражнениями, моржеванием, облива­нием ледяной водой, промыванием ноздрей соленой водой и пр.). Механизмом формирования «паранойи здоровья» являет­ся феномен «сдвига мотива на цель», когда из средства дости­жения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего спо­соба получения удовольствий.

Фанатизм как сверхценное увлечение — это одержимость какой-либо деятельностью, подчинение человека деятельности и растворение в ней. Фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортив­ный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм) и др. В слу-

чае фанатизма человек начинает действовать по психологиче­ским законам группы и ее лидера, он не способен критично от­нестись к высказываниям кумира (по сути идола) и осознать от­клонения собственного поведения, например, уход из семьи, оставление работы.

Одним из мотивов отрыва человека от реальности и ухода в группу может быть психологические проблемы, с которыми ин­дивид справиться самостоятельно не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном нев­ротическом конфликте. Уход человека в группу фанатиков обу­словлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность.

Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или особой социальной группе — вот своеобразные адцикты.

«Синдром «философической интоксикации» встречается, как правило, у подростков при шизофрении. Предметом увлече­ния выступает философская, теологическая или психологиче­ская проблематика. Пациент начинает анализировать свое соб­ственное поведение и поведение окружающих не иначе как с точки зрения интересующих его проблем, он перестает адекват­но воспринимать мир и реальность, склонен обсуждать собст­венные «открытия» с друзьями, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы.

Сверхценные идеи как разновидность психопатологических увлечений бывают следующих видов: идеи высокого происхож­дения, чужих родителей, эротического отношения, реформа­торства и изобретательства, которые способны существенно изменять поведение человека.

В. Д. Менделевич приводит следующие примеры их прояв­ления:

«При идеях высокого происхождения индивид, будучи убе­жденным в том, что фактически он происходит от знатного ро-

да, богачей, политических деятелей стремиться доказать это на практике. Он ведет себя надменно, переполнен гордостью за себя и кичится высоким происхождением. Идеи чужих родите­лей выдвигаются на основании искаженного болезненного вос­приятия и интерпретации событий («я не похож на родителей», «никогда не видела фотографий матери в состоянии беременно­сти»). При идеях эротического содержания человек убежден, что один из окружающих (чаще начальник, известный политик, артист или человек, которому симпатизируют многие) тайно влюблен в него и иногда дает об этом знать в виде особых форм поведения, движений, жестов. Идеи реформаторства и изобре­тательства проявляются в убежденности сделанных индивидом больших открытий, способных изменить общество или отдель­ного человека и принести пользу многим».

Сутяжническая деятельность, или кверулянтство — это желание жаловаться в различные инстанции и по любому поводу.

Кверулянт — это человек с болезненным чувством справед­ливости, желающий «всех вывести на чистую воду», добиться правды во всем (даже в мелочах), но применяющий при этом чрезмерные, неадекватные меры.

К примеру, кверулянт способен долгие годы забрасывать письмами Кабинет Министров или Президента с сообщением о плохом освещении в его подъезде или мусоре, который не­сколько дней не убирался с проезжей части дороги, проходящей под его окнами. Кверулянт любые жалобы облекает в письмен­ную форму и отправляет их в высокие инстанции с припиской, что местное начальство на них не реагирует.

К сверхценным психологическим увлечениям относятся также расстройства влечений, которые по сути есть тоже сверхценности. К ним традиционно относят: клептоманию, пи­романию, дромоманию и дипсоманию.

Клептоманияхарактеризуется труднопреодолимым стрем­лением индивида совершать кражи. Мотивом клептомании не является приобретение каких-либо ценностей, самоценностью здесь становится сам процесс воровства и связанный с ним риск.

Пиромания, дромомания и дипсомания— это все непре­одолимые влечения: в первом случае — к совершению поджогов; во втором — к бродяжничеству; в третьем — к запоям.

Навязчивые ритуалы— это разнообразные, труднопреодо­лимые двигательные акты, выполняемые вопреки воле и внут­реннему сопротивлению индивида. Они являются своеобразной защитой от невротических симптомов (тревога, страх, беспо­койство и др.). Наиболее частыми формами ритуалов при нозо-фобиях (навязчивом страхе заболеть какой-либо болезнью) яв­ляются такие ритуалы, как мытье рук, дезинфицирование посу­ды, ношение специальных масок, резиновых перчаток, очков; при тревоге по поводу предполагаемых несчастий — ритуал но­шения сумки пряжкой внутрь или наружу, запрет наступать на трещины в асфальте. При невротических и шизофренических расстройствах ритуалы приобретают причудливую форму, на­пример, «при выходе из дома трижды открывать и закрывать дверь, чтобы не попасть под машину», «топнуть сначала пяткой правой ноги, затем стукнуть носком левой ноги о землю для то­го, чтобы избежать встречи с недоброжелателем», «выйти из троллейбуса через переднюю дверь, чтобы затем не столкнуть родную мать под машину». Девиантное поведение при рас­стройстве влечений может проявляться специфическими двига­тельными привычками (патологическими привычными дейст­виями): яктацией (раскачиванием головой или всем тулови­щем), онихофагией (обкусыванием или жеванием ногтей), соса­нием пальца, ковырянием в носу, манерным щелчком пальцем, накручиванием волос и др.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Подходы к оценке формирования одиночества

Противоположностью аутистического поведения выступает гипе­робщительность, характеризующаяся повышенной потребностью в общении, желании разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможно­го времени. Девиацией у такого человека становится неумение даже короткое время находиться в одиночестве, вне общества. Гипероб­щительность сопряжена с болтливостью, многоречивостью, а иног­да и хронической манией — состоянием длительного повышения настроения, сочетающимся с неумением структурировать время, с беспечностью, безответственностью, необязательностью. Отклоня­ющееся поведение затрагивает окружающих, поскольку конфлик­ты у такого индивида происходят из-за его неумения и нежелания слушать собеседника.

Конформистское поведение проявляется в склонности приспосаб­ливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и миро­воззрению, жить не собственными интересами, а схемами, приду­манными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события. Конформист — это человек без свойств. Ос­новная его способность — быть незаметным, «как все», не прояв­лять никаких реакций, которые могли бы отличаться от общепри­нятых и традиционных, полная подчиняемость без внутренней борьбы. Удовлетворение такому индивиду приносит попадание в резонанс с общими интересами, привычками, навыками. Он склонен исполь­зовать поведенческие и речевые штампы: одеваться по форме, тра-‘ фаретно говорить, используя, к примеру, бюрократический язык.

Особой разновидностью коммуникативных девиаций считается поведение, при котором человек руководствуется псевдологией. При данной форме отклоняющегося поведения человек склонен активно и часто использовать ложные (неправдивые) высказывания. Он лжет не ради получения какой-либо выгоды, а с целью привлечения к собственной персоне внимания или для провоцирования окружаю­щих. Псевдологическое поведение носит аддиктивный или патоха-рактерологический оттенок. Выгода заключается в изменении свое­го психологического состояния (удовлетворения от признания и привлечения внимания, радости от введение в заблуждение или запутывания собеседника, успокоения от причинения партнеру вреда).

В сфере общения выделяется такой феномен как елейность пове­дения. Данный тип девиантного поведения встречается часто при эпилептических изменениях личности, а также в рамках эпилепто-идных черт характера. Под елейностью понимают слащавость, умиль­ность и угодливость в обращении с окружающими, которая вос­принимается как неестественность и нарочитость, тем более, что за подобным внешним поведением редко стоит истинные чувства и эмпатия.

Безнравственное и аморальное поведение

Отклоняющееся поведение может нарушать нормы этики и нрав­ственности, которые закреплены в понятии общечеловеческих цен­ностей. Под ними понимается добровольный отказ от ряда поступ­ков, могущих причинить вред окружающим. Они устанавливаются с помощью обычаев. Общим для них является заповедь: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Безнравственным называют отклоняющееся поведение, в виде дей­ствий и деятельности, результаты которых объективно противоре­чат нравственным нормам независимо от оценки личностью, их совершающей.

Аморальное поведение — это безнравственное девиантное поведе­ние, которое оценивается личностью, как безнравственное.

К грехам, описываемым как безнравственное поведение отно­сят: алчность, гордыню, уныние, чревоугодие, прелюбодеяние (по­хоть) , тщеславие, зависть и др. Нравственные законы часто спаяны с духовностью и религиозностью, однако существуют и конфесси­ональные разночтения нравственных законов.

Центральным пунктом данного вида девиантного поведения яв­ляется степень ориентации ценностей личности на такие парамет­ры, как красота, гармония, вкус. Неэстетичное поведение не являет­ся патологическим, как и безнравственное или аморальное. Однако, оно способно приводить к межличностным конфликтам и рассмат­риваться как существенная составляющая целостности личности. К неэстетичному поведения относят отказ от правил и принципов эстетики в различных сферах: питании, одежде, высказываниях и др. Основой оценки поведения человека как неэстетичного являют­ся принципы: гармоничности, пропорциональности, симметрии, кра­соты, прекрасности и возвышенности, совершенства.

Описана эстетическая способность индивида, под которой пони­мается совокупность индивидуально-психологических особенностей

Описана эстетическая способность индивида, под которой пони­мается совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществ­лять эстетическую деятельность — эстетически воспринимать и пе­реживать явления действительности и искусства, оценивать их по­средством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различ­ные новые эстетические ценности.

При отклоняющемся поведении человек может быть интактным по отношению к миру прекрасного и эстетике. Он может быть со­средоточен на низменном в противовес возвышенному; уродливом в противоположность прекрасному; грубом, а не изящном; ужасном и безобразном, но не чудесном; сарказме или иронии вместо добро­душного юмора.

В клинике неэстетичное поведение проявляется, к примеру, не­аккуратностью, неопрятностью или нечистоплотностью человека, отсутствием хороших манер при еде, общении или вкуса в одежде и непониманием возвышенных чувств.

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Вопрос 1. Система поступков или отдельные поступки, противореча­щих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбаланси­рованности психических процессов, неадаптивности, нарушении про­цесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эсте­тического контроля за собственным поведением называется:

а) криминальным поведением

б) аддиктивным поведением

в) делинквентным поведением

г) патохарактерологическим поведением

д) девиантным поведением

Вопрос 2. Выделяют все нижеследующие виды нарушения взаимодей­ствие индивида с реальностью за исключением:

в) болезненное противостояние

Вопрос 3. Признаками психической патологии и психопатологически­ми расстройствами обусловлен следующий вид нарушения взаимодей­ствия с реальностью:

в) болезненное противостояние

Вопрос 4. У людей с гиперспособностями, как правило, встречается следующий тип нарушения взаимодействия с реальностью:

в) болезненное противостояние

Вопрос 5. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведе­ния за исключением:

г) на базе гиперспособностей

Вопрос 6. Основой для диагностики делинквентного поведения явля­ются:

Вопрос 7. Одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственно­го изменения своего психического состояния называется:

Вопрос 8. Сниженная переносимость трудностей повседневной жиз­ни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций является признаком:

а) криминального поведения

б) делинквентного поведения

в) аддиктивного поведения

г) патохарактерологического поведения

д) психопатологического поведения

Вопрос 9. Психологическим антиподом аддйктивной личности высту­пает:

а) гармоничный человек

в) человек с гиперспособностями

д) психически больной

Вопрос 10. Феномен «жажды острых ощущений» является типичным для:

а) криминального поведения

б) аддиктивного поведения ‘в) делинквентного поведения

г) патохарактерологического поведения

д) психопатологического поведения

Вопрос 11. По мнению Э.Берна, у человека существует все нижепри­веденные виды «голода» за исключением:

а) голода по сенсорной стимуляции

б) голода по признанию

в) сексуального голода

г) структурного голода

д) экзистенциального голода

Вопрос 12. По мнению Н.Пезешкиана, существуют все нижеследую­щие типы «бегства от реальности» за исключением:

а) бегства в тело

б) бегства в фантазии

в) бегства в контакты и одиночество

г) бегства в сексуальность

д) бегства в работу

Вопрос 13. Основой девиантного поведения при патохарактерологическом типе являются:

а) психопатологические симптомы

б) психопатологические синдромы

в) девиации характера (акцентуации и психопатии)

г) патология характера, связанная с психическим заболеванием

д) патология личности, связанная с психическим заболеванием

Вопрос 14. Наиболее часто агрессивность значительной степени выра­женности, неподдающаяся волевой коррекции, входит в структуру:

а) астенического синдрома

б) эксплозивного синдрома

в) психастенического синдрома

г) депрессивного синдрома

д) синдрома Жиля де ля Туретта

Вопрос 15. Суицидальное поведение, связанное с кризисными ситуа­циями в жизни и личными трагедиями, называется:

Вопрос 16. К эстетической категории суицидального поведения отно­сится:

а) место суицида

б) время суицида

в) способ суицида

г) длительность суицида

д) значимость суицида

Вопрос 17. Аддиктивные парасуицидальные попытки совершаются с целью:

а) привлечения внимания к собственной персоне

б) вывести себя из состояния безэмоциональности и скуки

в) безболезненно уйти из жизни

г) уйти из жизни при тайных обстоятельствах

д) уйти из жизни ради блага человечества

Вопрос 18. Лица с истерическими расстройствами личности чаще вы­бирают:

а) групповые способы суицидального поведения

б) недемонстративные способы суицидального поведения

в) недемонстративные способы парасуицидального поведения

г) демонстративные способы суицидального поведения

д) демонстративные способы парасуицидального поведения

Вопрос 19. Стремление применения опьяняющих веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта называется:

а) гедонистической мотивацией

б) атарактической мотивацией

в) псевдокультурной мотивацией

г) субмиссивной мотивацией

д) мотивацией с гиперактивацией поведения

Вопрос 20. При атарактической мотивации при применении опьяня­ющих веществ происходит:

а) выравнивание настроения

б) повышение настроения

в) понижение настроения

г) инверсия настроения

д) появление патологического аффекта

Вопрос 21. К наркотическим веществам, обладающим эйфоризирующим эффектом и способствующим быстрому и резкому повышению на­строения, появлению смешливости, благодушия, радости, относятся все нижеперечисленные за исключением:

Вопрос 22. Изменения психической деятельности, сопровождающие­ся галлюциногенным эффектом и иными выраженными психопатологи­ческими расстройствами, наблюдаются при использовании всех нижепе­речисленных наркотических веществ за исключением:

Вопрос 23. Неспособность человека отказаться от предлагаемого ок­ружающими приема алкоголя или наркотических веществ отражает:

а) гедонистическую мотивацию

б) атарактическую мотивацию

в) псевдокультурную мотивацию

г) субмиссивную мотивацию

д) мотивацию с гиперактивацией поведения

Вопрос 24. Понятие партнерской сексуальной нормы включает все нижеследующие критерии за исключением:

а) количества одновременно взаимодействующих партнеров

б) зрелости партнеров

в) стремления к достижению обоюдного согласия

г) гетеросексуальной направленности влечения

д) отсутствия ущерба собственному здоровью

Вопрос 25. Сексуальное влечение взрослого человека к подросткам называется:

Вопрос 26. Вуайеризм — это

а) сексуальное влечение к кровным родственникам

б) сексуальное влечение и удовлетворение от обнажения собствен­ных половых органов в обществе

в) сексуальное влечение и удовлетворение от подглядывания за обнажением других

г) сексуальное влечение к животным

д) сексуальное влечение и удовлетворение от контакта с лицами

Вопрос 27. Инверсия половой (сексуальной) идентификации проис­ходит при:

Вопрос 28. Увлеченность азартными играми называется:

Вопрос 29. «Параной здоровья» — это:

а) сверхценное увлечение сыроедением

б) сверхценное увлечение голоданием

в) сверхценное увлечение оздоровительными процедурами

г) сверхценное увлечение спортом

д) все ответы верны

Вопрос 30. Человек с повышенным чувством справедливости, желаю­щий добиться правды даже в мелочах, однако не соизмеряющий реально негативные факты и способ борьбы с ними называется:

Ю.М.Антонян, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. М., 1987, 208 с.

Ю.М.Антонян, В.В.Гулъдан. Криминальная патопсихология. М., 1991, 248 с.

Л.М.Балабанова. Судебная патопсихология. М., 1998, 432 с.

Б.С.Братусъ. Аномалии личности. М., 1988, 301 с.

Б.С.Братусь, П.И.Сидоров. Психология, клиника и пгрофилактика раннего алкоголизма. М., 1984, 144с.

В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин. Психопатология подростково­го возраст. Томск., 1994, 310 с.

К.Имелинский. Сексология и сексопатология. М., 1986, 424 с.

М.В.Коркина, М.А.Цивилько, В.В.Марилов. Нервная анорексия. М., 1986, 176 с.

Ц.П.Короленко, Т.А. Донских. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990, 224 с.

Лабиринты одиночества. М., 1989, 624 с.

К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981,. 392с.

А.Е.Личко. Подростковая психиатрия. М., 1985, 416 с.

А.Е.Личко, В.С.Битенский. Подростковая наркология. Л., 1991, 304с.

М.М.Мальцева, В.П.Котов. Опасные действия психически больных. М., 1995, 256 с.

В.А.Петровский. Психология неадаптивной активности. М., 1992, 224с.

К.К.Платонов. Структура и развитие личности. М., 1986, 256 с.

Л. Пожар. Психология аномальных детей и подростков — патопси­хология. М.-Воронеж, 1996, 128 с.

А.А. Ткаченко. Аномальное сексуальное поведение. М.-, 1997, 426 с.

Л.З.Трегубов, Ю.Р.Вагин. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993, 268 с.

Э.Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994, 447 с.

Источник

Читайте также:  Рецепт для здоровья с рисом
Оцените статью