Сверхценные психологические увлечения
Одним из наиболее распространенных видов отклоняющегося поведения считаются сверхценные психологические увлечения.
Увлечением называют повышенный интерес, пристрастное эмоциональное отношение к чему-либо.
Существенными признаками сверхценных психологических увлечений (по В, Д. Менделевичу) считаются:
— глубокая и длительная сосредоточенность на объекте
увлечения;
— пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к
объекту увлечения;
— утрата чувства контроля над временем, затрачиваемым
на увлечение;
игнорирование любой иной деятельности или увлечения.
К числу сверхценных психологических увлечений относятся трудоголизм, гемблинг, фанатизм, сутяжничество и др. Остановимся на них.
Трудоголизм(работоголизм) — это бегство в работу. Для трудоголика работа является самоцелью, а не способом достижения материальных благ, престижа или чего-либо другого, что свойственно работающему человеку в норме. Трудоголик сосредоточен на интересующей его деятельности постоянно, он не в состоянии отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе. Базой для формирования данного вида сверхценного увлечения являются либо особенности характера, способствующие фиксации внимания и деятельности на выполнении служебных обязанностей из-за страха не справиться с ними, либо аддиктивный уход от реальности в работу.
Сверхценные психологические увлечения в виде активной и пристрастной деятельности могут наблюдаться и на поприще хобби. Например, человек может формально ходить на основную работу, добросовестно выполнять ее, но при этом эмоциональное удовлетворение он находит в другой деятельности (рыболовство, охота, коллекционирование и т. д.).
Гемблинг — сверхценное увлечение азартными играми. Это когда человек полностью посвящает себя игре (карты, рулетка, тотализатор). Игра становится самоцелью, а не средством добывания денег. У гемблинга как разновидности аддиктивного типа девиантного поведения (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских) выделяют следующие признаки:
1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, прово
димого в ситуации игры.
2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних моти
ваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преоб
ладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми ком
бинациями.
3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности пре
кратить игру как после большого выигрыша, так и после посто
янных проигрышей.
4. Появление состояний психологического дискомфорта,
раздражительности, беспокойства (так называемой «сухой аб
стиненции») через короткие промежутки времени после очеред
ного участия в игре с труднопреодолимым желанием присту
пить к игре вновь («игровым драйвом»).
5. Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все
более высокому риску.
6. Нарастание снижения способности сопротивляться со
блазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.
Человек, склонный уходить от реальности в мир игр, выбирает данной вид поведения в связи с неприспособленностью к обыденной жизни, которая перестает его удовлетворять и радовать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмоций, которых не находит в повседневной жизни. Основой ад-диктивного поведения в виде гемблинга является феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска в игре «на грани фола».
Разновидностью сверхценных увлечений является так называемая «Паранойя здоровья».
«Паранойя здоровья» — это увлеченность оздоровительными мероприятиями (бегом, особой гимнастикой, например, йо-говской, дыхательными упражнениями, моржеванием, обливанием ледяной водой, промыванием ноздрей соленой водой и пр.). Механизмом формирования «паранойи здоровья» является феномен «сдвига мотива на цель», когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего способа получения удовольствий.
Фанатизм как сверхценное увлечение — это одержимость какой-либо деятельностью, подчинение человека деятельности и растворение в ней. Фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм) и др. В слу-
чае фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ее лидера, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира (по сути идола) и осознать отклонения собственного поведения, например, уход из семьи, оставление работы.
Одним из мотивов отрыва человека от реальности и ухода в группу может быть психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном невротическом конфликте. Уход человека в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность.
Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или особой социальной группе — вот своеобразные адцикты.
«Синдром «философической интоксикации» встречается, как правило, у подростков при шизофрении. Предметом увлечения выступает философская, теологическая или психологическая проблематика. Пациент начинает анализировать свое собственное поведение и поведение окружающих не иначе как с точки зрения интересующих его проблем, он перестает адекватно воспринимать мир и реальность, склонен обсуждать собственные «открытия» с друзьями, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы.
Сверхценные идеи как разновидность психопатологических увлечений бывают следующих видов: идеи высокого происхождения, чужих родителей, эротического отношения, реформаторства и изобретательства, которые способны существенно изменять поведение человека.
В. Д. Менделевич приводит следующие примеры их проявления:
«При идеях высокого происхождения индивид, будучи убежденным в том, что фактически он происходит от знатного ро-
да, богачей, политических деятелей стремиться доказать это на практике. Он ведет себя надменно, переполнен гордостью за себя и кичится высоким происхождением. Идеи чужих родителей выдвигаются на основании искаженного болезненного восприятия и интерпретации событий («я не похож на родителей», «никогда не видела фотографий матери в состоянии беременности»). При идеях эротического содержания человек убежден, что один из окружающих (чаще начальник, известный политик, артист или человек, которому симпатизируют многие) тайно влюблен в него и иногда дает об этом знать в виде особых форм поведения, движений, жестов. Идеи реформаторства и изобретательства проявляются в убежденности сделанных индивидом больших открытий, способных изменить общество или отдельного человека и принести пользу многим».
Сутяжническая деятельность, или кверулянтство — это желание жаловаться в различные инстанции и по любому поводу.
Кверулянт — это человек с болезненным чувством справедливости, желающий «всех вывести на чистую воду», добиться правды во всем (даже в мелочах), но применяющий при этом чрезмерные, неадекватные меры.
К примеру, кверулянт способен долгие годы забрасывать письмами Кабинет Министров или Президента с сообщением о плохом освещении в его подъезде или мусоре, который несколько дней не убирался с проезжей части дороги, проходящей под его окнами. Кверулянт любые жалобы облекает в письменную форму и отправляет их в высокие инстанции с припиской, что местное начальство на них не реагирует.
К сверхценным психологическим увлечениям относятся также расстройства влечений, которые по сути есть тоже сверхценности. К ним традиционно относят: клептоманию, пироманию, дромоманию и дипсоманию.
Клептоманияхарактеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи. Мотивом клептомании не является приобретение каких-либо ценностей, самоценностью здесь становится сам процесс воровства и связанный с ним риск.
Пиромания, дромомания и дипсомания— это все непреодолимые влечения: в первом случае — к совершению поджогов; во втором — к бродяжничеству; в третьем — к запоям.
Навязчивые ритуалы— это разнообразные, труднопреодолимые двигательные акты, выполняемые вопреки воле и внутреннему сопротивлению индивида. Они являются своеобразной защитой от невротических симптомов (тревога, страх, беспокойство и др.). Наиболее частыми формами ритуалов при нозо-фобиях (навязчивом страхе заболеть какой-либо болезнью) являются такие ритуалы, как мытье рук, дезинфицирование посуды, ношение специальных масок, резиновых перчаток, очков; при тревоге по поводу предполагаемых несчастий — ритуал ношения сумки пряжкой внутрь или наружу, запрет наступать на трещины в асфальте. При невротических и шизофренических расстройствах ритуалы приобретают причудливую форму, например, «при выходе из дома трижды открывать и закрывать дверь, чтобы не попасть под машину», «топнуть сначала пяткой правой ноги, затем стукнуть носком левой ноги о землю для того, чтобы избежать встречи с недоброжелателем», «выйти из троллейбуса через переднюю дверь, чтобы затем не столкнуть родную мать под машину». Девиантное поведение при расстройстве влечений может проявляться специфическими двигательными привычками (патологическими привычными действиями): яктацией (раскачиванием головой или всем туловищем), онихофагией (обкусыванием или жеванием ногтей), сосанием пальца, ковырянием в носу, манерным щелчком пальцем, накручиванием волос и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Подходы к оценке формирования одиночества
Противоположностью аутистического поведения выступает гиперобщительность, характеризующаяся повышенной потребностью в общении, желании разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени. Девиацией у такого человека становится неумение даже короткое время находиться в одиночестве, вне общества. Гиперобщительность сопряжена с болтливостью, многоречивостью, а иногда и хронической манией — состоянием длительного повышения настроения, сочетающимся с неумением структурировать время, с беспечностью, безответственностью, необязательностью. Отклоняющееся поведение затрагивает окружающих, поскольку конфликты у такого индивида происходят из-за его неумения и нежелания слушать собеседника.
Конформистское поведение проявляется в склонности приспосабливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события. Конформист — это человек без свойств. Основная его способность — быть незаметным, «как все», не проявлять никаких реакций, которые могли бы отличаться от общепринятых и традиционных, полная подчиняемость без внутренней борьбы. Удовлетворение такому индивиду приносит попадание в резонанс с общими интересами, привычками, навыками. Он склонен использовать поведенческие и речевые штампы: одеваться по форме, тра-‘ фаретно говорить, используя, к примеру, бюрократический язык.
Особой разновидностью коммуникативных девиаций считается поведение, при котором человек руководствуется псевдологией. При данной форме отклоняющегося поведения человек склонен активно и часто использовать ложные (неправдивые) высказывания. Он лжет не ради получения какой-либо выгоды, а с целью привлечения к собственной персоне внимания или для провоцирования окружающих. Псевдологическое поведение носит аддиктивный или патоха-рактерологический оттенок. Выгода заключается в изменении своего психологического состояния (удовлетворения от признания и привлечения внимания, радости от введение в заблуждение или запутывания собеседника, успокоения от причинения партнеру вреда).
В сфере общения выделяется такой феномен как елейность поведения. Данный тип девиантного поведения встречается часто при эпилептических изменениях личности, а также в рамках эпилепто-идных черт характера. Под елейностью понимают слащавость, умильность и угодливость в обращении с окружающими, которая воспринимается как неестественность и нарочитость, тем более, что за подобным внешним поведением редко стоит истинные чувства и эмпатия.
Безнравственное и аморальное поведение
Отклоняющееся поведение может нарушать нормы этики и нравственности, которые закреплены в понятии общечеловеческих ценностей. Под ними понимается добровольный отказ от ряда поступков, могущих причинить вред окружающим. Они устанавливаются с помощью обычаев. Общим для них является заповедь: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Безнравственным называют отклоняющееся поведение, в виде действий и деятельности, результаты которых объективно противоречат нравственным нормам независимо от оценки личностью, их совершающей.
Аморальное поведение — это безнравственное девиантное поведение, которое оценивается личностью, как безнравственное.
К грехам, описываемым как безнравственное поведение относят: алчность, гордыню, уныние, чревоугодие, прелюбодеяние (похоть) , тщеславие, зависть и др. Нравственные законы часто спаяны с духовностью и религиозностью, однако существуют и конфессиональные разночтения нравственных законов.
Центральным пунктом данного вида девиантного поведения является степень ориентации ценностей личности на такие параметры, как красота, гармония, вкус. Неэстетичное поведение не является патологическим, как и безнравственное или аморальное. Однако, оно способно приводить к межличностным конфликтам и рассматриваться как существенная составляющая целостности личности. К неэстетичному поведения относят отказ от правил и принципов эстетики в различных сферах: питании, одежде, высказываниях и др. Основой оценки поведения человека как неэстетичного являются принципы: гармоничности, пропорциональности, симметрии, красоты, прекрасности и возвышенности, совершенства.
Описана эстетическая способность индивида, под которой понимается совокупность индивидуально-психологических особенностей
Описана эстетическая способность индивида, под которой понимается совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность — эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различные новые эстетические ценности.
При отклоняющемся поведении человек может быть интактным по отношению к миру прекрасного и эстетике. Он может быть сосредоточен на низменном в противовес возвышенному; уродливом в противоположность прекрасному; грубом, а не изящном; ужасном и безобразном, но не чудесном; сарказме или иронии вместо добродушного юмора.
В клинике неэстетичное поведение проявляется, к примеру, неаккуратностью, неопрятностью или нечистоплотностью человека, отсутствием хороших манер при еде, общении или вкуса в одежде и непониманием возвышенных чувств.
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
Вопрос 1. Система поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением называется:
а) криминальным поведением
б) аддиктивным поведением
в) делинквентным поведением
г) патохарактерологическим поведением
д) девиантным поведением
Вопрос 2. Выделяют все нижеследующие виды нарушения взаимодействие индивида с реальностью за исключением:
в) болезненное противостояние
Вопрос 3. Признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами обусловлен следующий вид нарушения взаимодействия с реальностью:
в) болезненное противостояние
Вопрос 4. У людей с гиперспособностями, как правило, встречается следующий тип нарушения взаимодействия с реальностью:
в) болезненное противостояние
Вопрос 5. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения за исключением:
г) на базе гиперспособностей
Вопрос 6. Основой для диагностики делинквентного поведения являются:
Вопрос 7. Одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния называется:
Вопрос 8. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций является признаком:
а) криминального поведения
б) делинквентного поведения
в) аддиктивного поведения
г) патохарактерологического поведения
д) психопатологического поведения
Вопрос 9. Психологическим антиподом аддйктивной личности выступает:
а) гармоничный человек
в) человек с гиперспособностями
д) психически больной
Вопрос 10. Феномен «жажды острых ощущений» является типичным для:
а) криминального поведения
б) аддиктивного поведения ‘в) делинквентного поведения
г) патохарактерологического поведения
д) психопатологического поведения
Вопрос 11. По мнению Э.Берна, у человека существует все нижеприведенные виды «голода» за исключением:
а) голода по сенсорной стимуляции
б) голода по признанию
в) сексуального голода
г) структурного голода
д) экзистенциального голода
Вопрос 12. По мнению Н.Пезешкиана, существуют все нижеследующие типы «бегства от реальности» за исключением:
а) бегства в тело
б) бегства в фантазии
в) бегства в контакты и одиночество
г) бегства в сексуальность
д) бегства в работу
Вопрос 13. Основой девиантного поведения при патохарактерологическом типе являются:
а) психопатологические симптомы
б) психопатологические синдромы
в) девиации характера (акцентуации и психопатии)
г) патология характера, связанная с психическим заболеванием
д) патология личности, связанная с психическим заболеванием
Вопрос 14. Наиболее часто агрессивность значительной степени выраженности, неподдающаяся волевой коррекции, входит в структуру:
а) астенического синдрома
б) эксплозивного синдрома
в) психастенического синдрома
г) депрессивного синдрома
д) синдрома Жиля де ля Туретта
Вопрос 15. Суицидальное поведение, связанное с кризисными ситуациями в жизни и личными трагедиями, называется:
Вопрос 16. К эстетической категории суицидального поведения относится:
а) место суицида
б) время суицида
в) способ суицида
г) длительность суицида
д) значимость суицида
Вопрос 17. Аддиктивные парасуицидальные попытки совершаются с целью:
а) привлечения внимания к собственной персоне
б) вывести себя из состояния безэмоциональности и скуки
в) безболезненно уйти из жизни
г) уйти из жизни при тайных обстоятельствах
д) уйти из жизни ради блага человечества
Вопрос 18. Лица с истерическими расстройствами личности чаще выбирают:
а) групповые способы суицидального поведения
б) недемонстративные способы суицидального поведения
в) недемонстративные способы парасуицидального поведения
г) демонстративные способы суицидального поведения
д) демонстративные способы парасуицидального поведения
Вопрос 19. Стремление применения опьяняющих веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта называется:
а) гедонистической мотивацией
б) атарактической мотивацией
в) псевдокультурной мотивацией
г) субмиссивной мотивацией
д) мотивацией с гиперактивацией поведения
Вопрос 20. При атарактической мотивации при применении опьяняющих веществ происходит:
а) выравнивание настроения
б) повышение настроения
в) понижение настроения
г) инверсия настроения
д) появление патологического аффекта
Вопрос 21. К наркотическим веществам, обладающим эйфоризирующим эффектом и способствующим быстрому и резкому повышению настроения, появлению смешливости, благодушия, радости, относятся все нижеперечисленные за исключением:
Вопрос 22. Изменения психической деятельности, сопровождающиеся галлюциногенным эффектом и иными выраженными психопатологическими расстройствами, наблюдаются при использовании всех нижеперечисленных наркотических веществ за исключением:
Вопрос 23. Неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя или наркотических веществ отражает:
а) гедонистическую мотивацию
б) атарактическую мотивацию
в) псевдокультурную мотивацию
г) субмиссивную мотивацию
д) мотивацию с гиперактивацией поведения
Вопрос 24. Понятие партнерской сексуальной нормы включает все нижеследующие критерии за исключением:
а) количества одновременно взаимодействующих партнеров
б) зрелости партнеров
в) стремления к достижению обоюдного согласия
г) гетеросексуальной направленности влечения
д) отсутствия ущерба собственному здоровью
Вопрос 25. Сексуальное влечение взрослого человека к подросткам называется:
Вопрос 26. Вуайеризм — это
а) сексуальное влечение к кровным родственникам
б) сексуальное влечение и удовлетворение от обнажения собственных половых органов в обществе
в) сексуальное влечение и удовлетворение от подглядывания за обнажением других
г) сексуальное влечение к животным
д) сексуальное влечение и удовлетворение от контакта с лицами
Вопрос 27. Инверсия половой (сексуальной) идентификации происходит при:
Вопрос 28. Увлеченность азартными играми называется:
Вопрос 29. «Параной здоровья» — это:
а) сверхценное увлечение сыроедением
б) сверхценное увлечение голоданием
в) сверхценное увлечение оздоровительными процедурами
г) сверхценное увлечение спортом
д) все ответы верны
Вопрос 30. Человек с повышенным чувством справедливости, желающий добиться правды даже в мелочах, однако не соизмеряющий реально негативные факты и способ борьбы с ними называется:
Ю.М.Антонян, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. М., 1987, 208 с.
Ю.М.Антонян, В.В.Гулъдан. Криминальная патопсихология. М., 1991, 248 с.
Л.М.Балабанова. Судебная патопсихология. М., 1998, 432 с.
Б.С.Братусъ. Аномалии личности. М., 1988, 301 с.
Б.С.Братусь, П.И.Сидоров. Психология, клиника и пгрофилактика раннего алкоголизма. М., 1984, 144с.
В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин. Психопатология подросткового возраст. Томск., 1994, 310 с.
К.Имелинский. Сексология и сексопатология. М., 1986, 424 с.
М.В.Коркина, М.А.Цивилько, В.В.Марилов. Нервная анорексия. М., 1986, 176 с.
Ц.П.Короленко, Т.А. Донских. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990, 224 с.
Лабиринты одиночества. М., 1989, 624 с.
К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981,. 392с.
А.Е.Личко. Подростковая психиатрия. М., 1985, 416 с.
А.Е.Личко, В.С.Битенский. Подростковая наркология. Л., 1991, 304с.
М.М.Мальцева, В.П.Котов. Опасные действия психически больных. М., 1995, 256 с.
В.А.Петровский. Психология неадаптивной активности. М., 1992, 224с.
К.К.Платонов. Структура и развитие личности. М., 1986, 256 с.
Л. Пожар. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.-Воронеж, 1996, 128 с.
А.А. Ткаченко. Аномальное сексуальное поведение. М.-, 1997, 426 с.
Л.З.Трегубов, Ю.Р.Вагин. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993, 268 с.
Э.Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994, 447 с.
Источник