Проект «Здоровый педагог — здоровый ребенок» (долгосрочный, творческий)
Автор: Михайлова Лидия Павловна, старший воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Звениговский детский сад «Ракета» (Республика Марий Эл, г. Звенигово).
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: педагоги МДОУ Звениговский детский сад «Ракета».
Срок реализации проекта: октябрь 2013 год — май 2014год.
Аннотация проекта:
Проект рассчитан на учебный год (с октября по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольника, собственного здоровья, смогут определить уровень своих знаний и умений с помощью анкетирования и самоанализа, а также уточнят и пополнят знания по вопросам здоровьесбережения воспитанников через различные формы работы, а именно: консультации, семинар, открытые мероприятия, педагогический совет.
Постановка проблемы:
Основные задачи, поставленные в системе дошкольного образования — это охрана и укрепление физического, психического здоровья дошкольников.
Большое внимание уделяется формированию основ здорового образа жизни, воспитанию осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом детей дошкольного возраста.
Эффективность работы в данном направлении во многом зависит от педагога, от его отношения к своему здоровью о собственном желании вести здоровый образ жизни, о знании своей роли в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Цель проекта: Повышение компетентности педагогов по физическому воспитанию, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, по привитию основ здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Проанализировать знания и умения педагогов работы по привитию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья воспитанников.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы с использованием различных здоровьесберегающих технологий.
3. Совершенствовать систему работы педагогов по физическому воспитанию, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
4. Стимулировать инициативу и творческий подход в физкультурно-оздоровительной работе.
Поэтапный план реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
— Проанализировать работу дошкольных образовательных учреждений по проблеме укрепления и оздоровления воспитанников, приобщению их к здоровому образу жизни.
— Подобрать методическую литературу.
— Составить план работы с педагогами ДОУ по формированию здорового образа жизни.
— Разработать положение о конкурсах среди педагогов ДОУ
2 этап – реализационный.
— Внедрение плана работы с педагогами ДОУ по формированию здорового образа жизни.
— Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
— Трансляция педагогического опыта на муниципальном уровне.
3 этап – итоговый.
— Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов, награждение победителей конкурсов;
— Обобщение опыта работы педагогов;
— Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы перед коллегами и родителями.
Ожидаемые результаты:
— Осознание педагогами понятия «Здоровье».
— Формирование адекватного отношения к собственному здоровью, как к одной из высших жизненных ценностей. Педагоги научатся практическим методам и приемам по укреплению и сохранению собственного физического и психического здоровья.
— Повышение уровня компетенции педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы.
— Постоянное использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий.
— Создание уголков здоровья, пополнение физкультурных уголков нетрадиционным оборудованием.
— Сплочение педагогического коллектива.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
1 | Разработка проекта. Подбор методической литературы | сентябрь | Ст.воспитатель |
2 | Составление плана работы с педагогами ДОУ по формированию здорового образа жизни | октябрь | Ст.воспитатель |
3 | Разработка положения о конкурсах среди педагогов ДОУ | сентябрь | Ст.воспитатель |
4 | Анкетирование педагогов «Отношение педагогов к здоровому образу жизни» | октябрь | Ст.воспитатель |
2 этап – реализационный
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
Консультация для педагогов«Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении».«Здоровьесберегаюшие технологии в ДОУ» (мультимедийная презентация) Консультации на тему «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей». | октябрь | Старший воспитатель | |
Семинар практикум «Укрепим свое здоровье»1 занятие «Здоровье педагога-залог успеха в работе!»2 занятие «Дышим правильно» | октябрь | Ст. воспитатель, педагог-психолог. Инструктор по физической культуре | |
Педагогический совет1. Вступительное слово заведующей о значении здорового образа жизни. (ознакомление с нормативными документами)2. Деловая игра3. Представление опыта работы по привитию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья воспитанников, педагогов и обслуживающего персонала4.Справка по результатам тематического контроля5.Выработка решений педсовета. | ноябрь | ЗаведующаяСтарший воспитательВоспитателиСтарший воспитательЗаведующая | |
Активный отдых: поход педагогов в спортивный комплекс «Жемчужина»: формирование привычки к здоровому образу жизни.Активный отдых: поход педагогов на лыжах. | В течение года | Старший воспитательВоспитателиИнструктор по физической культуре | |
Совместные праздники: День воспитателя и дошкольного работника, Новый год, 8 марта, юбилеи сотрудников | В течение года | Председатель профсоюзной организации ДОУ | |
Минутки здоровья во время проведения консультаций, семинаров и т.д. с использованием музыки | В течение года | Инструктор по физической культуре | |
Смотр-конкурс «Уголки здоровья» | ноябрь | Старший воспитательВоспитатели | |
Смотр-конкурс на лучшую зимнюю постройку | январь | Старший воспитательВоспитатели | |
Совместное занятие педагогов и родителей подготовительной группы по спортивному ориентированию | Октябрь, май | Инструктор по физической культуре, воспитатель Филюшина В.К. | |
Общее родительское собрание «Выбираем ЗОЖ» | ноябрь | ЗаведующаяСтарший воспитательИнструктор по физической культуре | |
Коллективные посещения НОД с целью изучения эффективности использования здоровьесберегающих технологий. | В течение года | Воспитатели | |
Открытый просмотр занятия «Формирование ЗОЖ с использованием ИКТ» во 2 мл. группе | ноябрь | Воспитатель 2 мл. группы Архипова М.А. | |
Тематические недели:«Как питаешься- так и улыбаешься»Неделя здоровья | ноябрьноябрь | Старший воспитательВоспитателиИнструктор по физической культуре | |
Совместные физкультурные развлечения:- «С мамой вдвоем горы свернем»- «Мама, папа — я, спортивная семья» | Ноябрь,декабрь | Старший воспитательВоспитатели средней, старшей группИнструктор по физической культуре | |
Семинар-практикум «Профилактика негативных нервно-психических состояний и эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов». | февраль | Педагог-психолог | |
Выпуски стенгазет в группах | ежемесячно | Воспитатели групп | |
Товарищеская встреча родителей и педагогов по волейболу» | май | Старший воспитательВоспитателиИнструктор по физической культуреРодители |
3 этап — итоговый
№ | Мероприятия с педагогами | Срок | Ответственные |
Итоговый педсовет | май | ЗаведующаяСтарший воспитательВоспитателиСпециалисты | |
Повторное анкетирование с целью выявления уровня состояния физического и психологического здоровья педагогов и степень их здоровьесберегающей компетенции. | Старший воспитатель |
Мероприятия с педагогами
Совместное мероприятие с родителями (ориентирование на местности)
Физкультурное развлечение «С мамой вдвоем горы свернем»
Встреча по пионерболу
Общее родительское собрание «Выбираем ЗОЖ»
Источник
Проект «Здоровый педагог — здоровые дети»
Зинаида Истомина
Проект «Здоровый педагог — здоровые дети»
Проект
Тема: «Здоровый педагог-здоровые дети»
Истомина Зинаида Александровна инструктор по физической культуре МБДОУ: «Детский сад п. Глебычево»
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.
Мы не ошибёмся, если скажем что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы»!- говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного- здоровья»-говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства (зачем всё это больному человеку).Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта,не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности- привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправит и сохранить своё здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. Ярко высветив проблему, мы в своём коллективе начали искать пути, способы,средства и методы для её решения. Так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.
Проблема проекта
Возможность и необходимость создания необходимых условий для сохранения и сбережения здоровья в профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ обусловлено тем, что только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.
Цели и задачи проекта
Цель: Способствовать формированию у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
1. Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.
2. Обучить педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья.
3. Содействовать улучшению физическое и эмоциональное состояние педагогов.
Формы, методы, используемые в проекте
Анализ состояния здоровья педагогов.
Обновление уголка «Как сохранить здоровье педагога».
Организация спортивных и оздоровительных мероприятий:
-Осенний марафон на улице с педагогами;
-Выезды на природу;
-Аутотренинг на каждый день.
Презентация «Здоровый педагог – здоровые дети».
Тест на определение уровня развития физического интеллекта.
Разработка памятки «Как сохранить здоровье воспитателя».
Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда :
-Обеспечение материально-пространственной среды для
организации учебно-воспитательно-оздоравливающей деятельности;
-Соблюдение гигиенических норм и правил;
-Оптимизация педагогической нагрузки;
-Составление расписания с учетом всех требований санитарных норм
и правил, пожеланий педагогов.
Вакцинация против гриппа.
Консультации по запросам педагогов.
Работа методического объединения «Здоровье педагога».
Предполагаемые результаты проекта
вооружение педагогов знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для принятия разумных решений по поводу
личного здоровья и здоровья учащихся;
формирование профессионального здоровья учителя;
повышение профессионального мастерства педагогов;
улучшение психологического микроклимата в коллективе;
укрепление здоровья педагогов, формированию ЗОЖ.
Срок проведения проекта сентябрь-май
2. Этапы проекта:
Профессию педагога, к сожалению можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Обработав данные по заболеваемости педагогов нашего ДОУ,мы обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
3. Нарушения опорно-двигательного аппарата;
4. Болезни крови;
5. Нарушение функций щитовидной железы.
Многие считают, что сердце человека – это некий насос по перекачке крови. Увы, это распространенное заблуждение. Мы берем на себя смелость утверждать, что у сердца есть другие важные задачи – духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на ложь, равнодушие и зло. Физиологические задачи сердца в какой-то степени можно назвать вторичными.Человек различает несправедливость трояко:
с помощью органов чувств;
с помощью интеллектуального анализа;
чувствуя несправедливость сердцем.
Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует. Как оно выражает свой протест? Спазмированием! При этом сердце работает в чрезмерном для него режиме и быстрее изнашивается. Результат – сердечно-сосудистые заболевания.
Многие считают, что человеческий желудок – некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобны своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмируется, слабеет и заболевает.
Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник, изменяется его химическая среда, затем возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры, которая начинает частично погибать.
Это самая сложная для науки проблема. Ясно одно – болезни крови могут возникнуть из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Нарушение функций щитовидной железы
Заболевания щитовидной железы – очень сложное явление. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть в большинстве случаев ту же самую причину. Проблему со щитовидкой многие называют “проглоченной обидой”. Патологические “узелки” могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание связок.
Основные причины заболеваний педагога
Причина первая.Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…
Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
Причина вторая. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!
Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
На данном этапе мы мотивировали педагогов на то, чтоб быть здоровыми.Задавая нашим воспитателям вопрос: “С чего начинается здоровье?”,мы получили следующие ответы: “… здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т. д. ”. Это все так и не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой и отказаться от копченой колбасы, нужен важный стимул.
В результате этой работы все согласились с мнением американского медика Г.Сигериста: “Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровьене означает просто отсутствие болезней: это нечто положительной, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека”.
Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему. В нее вошли заведующий Никонова Т. А., старший воспитатель Фасхиева С. Ф., физинструктор Рогулина О. Г., музыкальный руководитель Морева Л. М., старшая медсестра Агабабаева О. А.
Основные направления деятельности:
Создание доверительной атмосферы.
Как сохранить здоровье педагога.
Поговорим о правильном питании.
Организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд.
При создании проектамы опирались на следующие принципы:
1. Здоровье — это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье — в твоих руках!
2. Физическое и психическое здоровье неразделимы!Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
3. Психологический комфорт, улыбка — факторы хорошего настроения.
Создание доверительной атмосферы.
Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.
Игра «Поменяйся местами»
Упражнение «Мыслительная карта»
Игровое упражнение «Подарок».
Фитотерапия «Чудо –лимон»
Положительный заряд эмоций, снятие перенапряжения после трудового дня.
Как сохранить здоровье педагога.
Ознакомить педагогов с простыми способами оздоровления, позволяющими укрепить и сохранить здоровье.
Дать конкретные советы, следование которым приведёт к положительным результатам.
Почему мы говорим о здоровье педагога?
Основные причины заболевания педагогов.
С чего начинается здоровье?
Обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья.
Поговорим о правильном питании.
Профилактика самых распространённых профессиональных заболеваний педагогов.
Питание как фактор формирования здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья педагогов.
Организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
Активизация педагогов в спортивных мероприятиях.
Выезды на природу.
Участие в спортивных мероприятиях, конкурсах, акциях.
Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд.
Обогатить условия для безопасного и здоровьесберегающего труда.
Обеспечение материально-пространственной среды для организации воспитательно-оздоравливающей деятельности.
Соблюдение гигиенических норм и правил.
Оптимизация педагогической нагрузки. Составление расписания с учетом всех требований санитарных норм и правил, ФГОС, пожеланий педагогов.
Пополнение нормативной и материально-технической базы.
Презентация проекта на методическом объединении инструкторов по физической культуре, проведение малой спартакиады педагогов в мае.
Сформированность представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;
Выросли показатели физической подготовленности;
Грамотное использование разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
Осознание педагогами необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья;
Повышение активности педагогов, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Проблема проекта подтвердилась: проводимая работа достаточно
эффективна, результативна позволяет и не только сохранить здоровье педагогов, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, повышает мотивацию на здоровый образ жизни, создает условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Детский сад стал победителем зимней спартакиады 1 место, активным участником осеннего марафона «Кросс Нации» среди дошкольных учреждений ЗМР РТ.
Работа по сохранению здоровья педагогов – дело необходимое и благодарное. Это самый надежный путь к воспитанию здоровых детей и формированию здорового общества.
4. Список литературы.
1. Андреев Ю. А. Три кита здоровья.
2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье.
3. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. «Психология здоровья человека».
4. Водопьянова Н., Старченкова Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика.
5. Давиденко Д. Н. Здоровье и образ жизни.
6. Коптева С. И., Лобанова А. П., Дроздова Н. В. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании.
7. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.
8. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами.
9. Учебно-методическое пособие «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: М. : Педагогический университет «Первое сентября».
10. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.
Социально-педагогический тренинг для педагогов
Цель: Снятие эмоциональной напряжённости.
Создание доверительной атмосферы.
Формирование чувства сплочённости коллектива.
После каждого упражнения проводится обсуждение по вопросам типа: Что вы почувствовали, о чём подумали во время игры, упражнения.
Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте»!
Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись,необходимо сказать: «Привет! Здравствуйте! Или Добрый день!»Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.
Игра «Поменяйтесь местами».
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга (я не один такой,вопросы необходимо подбирать по принципу : весёлые, проблемные и чередовать их между собой
-кто пришёл в юбке;
-у кого подавленное настроение;
-у кого короткая стрижка;
-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;
-кто любит золотые украшения;
— кто не знает, как составлять конспекты занятий;
— у кого двое детей;
— кто имеет одного внука;
— кто иногда опаздывает на работу;
-у кого ничего не болит;
— кто знает, как общаться с родителями;
— кто любит играть роли;
— кто жалеет, что выбрал профессию педагога;
— кто любит отдыхать на море;
— кто любит командовать дома и т. д.
Игровое упражнение «Планировать или не планировать свою деятельность».
Каждый участник получает карточку с вопросом: «Чем является для вас план работы?». Из трёх предложенных вариантов ответа педагог выбирает один, опираясь на свой собственный опыт.Варианты ответов следующие:
-план- это формальный документ;
— план -это документ, необходимый для контроля и анализа деятельности педагогов;
-план- это важный документ, позволяющий достигнуть результатов деятельности.
Упражнение «Мыслительная карта».
Перечислить формы физкультурно-оздоровительной работы, используемые педагогом в работе.
«Собери пословицу» Предлагаются карточки, где в одном столбце написаны начала пословиц о здоровье, во втором – их окончания.
Игровое упражнение «Подарок».
Участники группы встают в круг. В этом упражнении каждый участник дарит и получает выдуманный подарок.Ведущий встречи начинает игру словами: «Лена, я хочу подарить вам…. Далее изображает подарок руками, который передаёт названному участнику. Участник, который получил подарок, принимает его и кладёт рядом с собой. Затем этот педагог благодарит за полученный подарок и также делает свой выбор.
Рефлексия: Закончи фразу «Я шла сюда и думала…»
Фотоотчет о взаимодействии с родителями в рамках проекта «Здоровые родители — здоровый ребенок» Цель: пропаганда здорового образа жизни, привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни ДОУ. Задачи: Оздоровительные: приобщать.
Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания» Игра — тренинг для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания» Настройка аудитории на восприятие.
Презентация «Инновационный проект «Здоровые дети — счастливые дети» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ» Направление: «Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных.
Презентация «Здоровые привычки — здоровый образ жизни» Здоровый образ жизни — это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Поэтому здоровый образ.
Проект «Правильное питание — здоровые дети» (подготовительная группа) Тип проекта: творческо-информационный Возрастная группа: подготовительная группа. Продолжительность проекта: краткосрочный.
Проект в ДОУ «Здоровые дети — в здоровой семье» Актуальность Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии.
Проект «Здоровые дети — здоровая нация» Проект Тема: Здоровые дети — здоровая нация. Стадия проекта: Проект в стадии реализации Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья.
Спортивный праздник «Здоровые дети» Цель: Воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни. Задачи: Укреплять взаимодействие между собой. Создавать положительные эмоции.
Спортивный праздник для педагогов «Здоровый коллектив — здоровые дети» Спортивный праздник для педагогов «Здоровый коллектив- здоровые дети!» Старший воспитатель: Н. А. Петракова Цель физкультурного праздника.
«Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район республики Башкортостан Тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровый.
Источник