Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями
Светлана Курик
Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями
Организация работы по физическому развитию и оздоровлению базируется на педагогических и медицинских знаниях, взаимодополняющих друг друга.
Для всесторонней оценки уровня физического развития необходимо учитывать не только антропометрические данные, но и физиометрические, показатели физической подготовленности и физической работоспособности, сенсомоторного развития.
Оптимизация процесса занятий дошкольников физическими упражнениямиосуществляется в несколько этапов:
1 этап – ежегодные обследования врачом и мед. сестрой ДО, направленные на комплексную оценку состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей детей.
2 этап – Определение уровня физической подготовленности по результатам контрольных испытаний.
3 этап – планирование физкультурных занятий.
4 этап – подготовка мест занятий, обеспечение гигиенических условий проведения занятий (уборка, проветривание, необходимые пособия)
5 этап – проведение занятий (коррективы по нагрузке, предупреждение ситуаций травмирования, страховка)
6 этап – медицинский и педагогический анализ занятия.
Разностороннее благотворное влияние физическое воспитание оказывает только с учетом возрастных возможностей детей. Правильное дозирование физических нагрузок – самая сложная задача физического воспитания.
Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности.
Объем нагрузки – это как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарно количество физкультурной работы.
Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.
Как правильно заниматься с ребенком физическими упражнениями Как правильно заниматься с ребенком физическими упражнениями Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем.
Картотека опытов и экспериментов «Экспериментирование с физическими явлениями» ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ 1. «Полярное сияние». Цель: понимать, что полярное сияние — проявление магнитных сил Земли.
Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями Данная методика -это оригинальный способ сохранения и укрепления здоровья, основанный на трехтысячелетнем опыте китайской медицины. Ежедневные.
Методика занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью в школе Огромное количество людей разного возраста занимаются физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать.
Педагогический опыт «Квест-технология в образовательном процессе ДОУ» Педагогический опыт «Квест — технология в образовательном процессе ДОУ» Воспитатель: Желнова Е. В. МБДОУ детский сад №1 1. Актуальность.
Педагогический опыт «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «Развитие.
Педагогический разговор на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗГОВОР на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»Уважаемые коллеги.
Развитие познавательной активности учащихся в процессе музыкальных занятий Реализации задач развития познавательной активности учащегося в процессе музыкальных занятий в системе детского объединения «Музыкальный.
Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе занятий художественным трудом Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.
Источник
Медико-педагогический контроль физкультурного занятия
Альфред Манеров
Медико-педагогический контроль физкультурного занятия
Детский сад №13 – «Центр развития ребенка» г. Саранск
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ
Физкультурное занятие является основной формой организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Показателем эффективности физкультурного занятияявляется соответствие:
• физической нагрузки функциональным возможностям и состоянию здоровья детей (оптимальная нагрузка – тренирующий, оздоровительный эффект)
• содержания и методики проведения занятия возрасту и «зоне ближайшего развития» детей
Задачей МПК физкультурного занятия является оценка его эффективности.
Тарасова Т. А. в книге «Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста» предлагает различные варианты протокола МПК физкультурного занятия и анализа физкультурного занятия: по Г. Н. Сердюковской, по В. Н. Зимониной.
Медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях проводятся два раза в год в каждой возрастной группе (и подгруппе средне-сильной и слабо-средней) медицинской сестрой и старшим воспитателем.
Старший воспитатель знакомиться с планом занятия, проверяет соответствует ли план и содержание занятия требованиям Программы для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей. Совместно с медсестрой даётся оценка соответствия места проведения занятия и формы детей санитарно-гигиеническим нормам. Во время наблюдения на занятии старший воспитатель ведёт протокол хронометража, где фиксируется и даётся характеристика двигательной деятельности детей. Определяется общая и моторная плотность занятия и их соответствие нормам.
Общая плотность физкультурного занятия представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.
Должна составлять не менее 90 %.
Общая плотность = Полезное время. 100% =Норма:
Продолжительность занятия
Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемого ребёнком на выполнение движений ко всему времени занятия, выраженном в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. В зависимости от задач конкретного занятия может меняться от 60 до 85%, особенно в младших возрастных группах.
Моторная плотность = Время, затраченное на движения
Общее время занятия 100% = Норма:
О характере физической нагрузки и её влиянии на организм ребёнка старший воспитатель судит по внешним признакам. Выполнение физических упражнений предполагает некоторую степень утомления.
1. Допустимую степень нагрузки характеризуют незначительное покраснение лица, выражение его остаётся спокойным; незначительная потливость; несколько учащённое, но ровное дыхание; движения бодрые; задание ребёнок воспринимает хорошо и правильно выполняет.
2. Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении лица, оно напряжено; дыхание резко учащается; движения теряют координированность, чёткость, появляются дополнительные лишние движения; дети жалуются на усталость.
3. Значительное утомление проявляется в значительной потливости, иногда побледнении лица; снижении темпа и амплитуды движений; вялости или чрезмерной возбудимости; прекращении деятельности.
Наиболее информативным показателем реакции организма ребёнка на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС измеряется как в процессе выполнения физических упражнений, так и в восстановительном периоде.
Для определения правильности построения физкультурного занятия и распределения физической нагрузки по частям медицинская сестра измеряет частоту пульса у ребёнка после определённой части занятия и заносит результат в таблицу с характеристикой двигательной деятельности. Затем сравнивает полученные результаты с нормой увеличения ЧСС от исходного уровня при нормальной физической нагрузке. Результаты заносятся в протокол
• до занятия (исходный уровень)
• после вводной части (норма увеличения – 20-25%)
• после общеразвивающих (ОРУ) (норма увеличения – 35-40%)
• после основных видов движений (ОВД) (норма увеличения – 50-70%)
•подвижной игры : высокой интенсивности (норма увеличения – 70-80%)
средней интенсивности – п/и на внимание и точность выполнения
движений (норма увеличения –50-70 %)
п/и соревновательного характера (пиковая нагрузка. норма увеличения –
• заключительной части (норма увеличения – 5-10%)
• после занятия в восстановительном периоде (восстановление до исходного уровня не более через 3-5 мин)
Средний уровень ЧСС ребёнка за всё время занятия является показателем влияния физической нагрузки всего занятия на организм ребёнка.
Тренировочный эффект достигается при среднем арифметическом значении ЧСС во время занятия
для детей 3-4 лет – 130-140 уд. в мин. ;
для детей 5-7 лет – 140-160 уд. в мин.
Оздоровительный и тренирующий эффект физкультурного занятия может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.
Можно выделить три степени интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС):
Высокая (ЧСС – 160-180-190 уд. /мин., длительность непрерывной работы до 1 мин. (одномоментно, восстановительный период до исходного уровня 3-5 мин.)
На одном занятии может повторятся 2-3 раза.
Средняя (ЧСС – 140-150-160 уд. /мин., при длительности непрерывной работы 5-10 мин., восстановительный период до исходного уровня 2-3 мин.)
Низкая (ЧСС – 100-110-130 уд. /мин., длительность непрерывной работы не более 10 мин., восстановительный период до исходного уровня 1 мин.)
На физкультурном занятии дети должны выполнять нагрузки разной интенсивности.
На основании результатов ЧСС ребёнка проводиться построение физиологической кривой занятия.
На основе результатов МПК даётся общая оценка физкультурному занятию, его эффективности. При необходимости проводиться корректировка параметров физической нагрузки, содержания и методики проведения занятия.
Профилактика медико-социальных проблем в детско-подростковой среде через работу школьного клуба «Эколог» Вредные привычки и их последствия — это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Дети младшего школьного возраста и подростки.
Фотоотчет совместного физкультурного занятия для родителей с детьми «Путешествие по зоопарку» Одним из важных направлений работы в педагогике является работа с родителями. И мне всегда приятно видеть, когда родители проявляют любовь.
Конспект физкультурного занятия «Отправляемся в полет» (первая младшая группа) Конспект физкультурное занятие 1 младшая группа. «Отправляемся в полет».Место проведения: на улице. Задачи: 1. Закреплять умение выполнять.
Конспект физкультурного занятия в 1 младшей группе «Моя дружная семья» Тема: Моя дружная семья. Задачи: 1. Учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед. 2. Закрепить умение ходить по ограниченной площади,.
Конспект физкультурного занятия «Курочка Ряба» в группе раннего развития Конспект физкультурного занятия в группе раннего развития «Курочка Ряба». Игровой момент. Воспитатель вносит игрушку курочку,.
Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Кто как готовится к зиме» Образовательная область: физическое развитие. Тема занятия: «Кто как готовится к зиме». Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге по сигналу;.
Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».
Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.
Источник
Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ
марина малюкова
Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей.
Одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения является сохранение, укрепление и сбережение здоровья воспитанников. Педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, изучает новые современные методы и приемы, использует в работе передовой опыт по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Наш детский сад посещает 349 детей. В результате углубленного медицинского осмотра, прошедшего в 2015г году, дети распределены по группам здоровья:
I группа – 192 ребенка;
II группа – 124 ребенка;
III группа – 33 ребенка.
Анализ посещаемости по ДОУ с июня по декабрь 2015 года показал следующее:
Посещаемость по группам
Возрастная группа 2014-2015
2 младшая №1 17,3
Подготовительная №1 20,7
Подготовительная №2 21,8
Спец группа №1 11,8
Спец. группа №2 14,3
Число случаев заболевания детьми
Наименование показателей Всего зарегистрировано случает заболевания
Пневмония 1
Отравления, травмы 2
Другие заболевания 49
В ДОУ организована лечебно-профилактическая работа, в основе которой лежит контроль за состоянием здоровья детей. Она состоитиз следующих мероприятий:
1. Контроль за приемом вновь поступивших детей, их осмотр.
2. Совместная, вместе с психологом и педагогами ДОУ, оценка периода адаптации, рекомендации родителям.
3. Назначение комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации.
4. Проведение плановых педиатрических осмотров детей, в период карантинов и после перенесенных заболеваний.
5. Организация и проведение профилактических осмотров детей.
6. Контроль за физическим развитием детей (Антропометрия, ее оценка, рекомендации).
8. Медицинский контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей, совместно с инструкторами по физической культуре определение физической подготовленности детей.
10. Контроль за питанием детей ДОУ. Организация питания осуществляется согласно утвержденному десятидневному меню и соответствует требованиям СанПиНа. Средний уровень калорийности питания соответствует норме. ДОУ посещают 9 детей, нуждающиеся в диетическом питании.
11. Контроль за соблюдением режима дня.
12. Организация работы по профилактике туберкулеза (направление детей на консультацию к фтизиатру, учет справок из противотуберкулезного диспансера, работа с детьми из группы риска и диспансерными).
Ведется учет индивидуальных особенностей здоровья детей, ведется коррекционная работа. Действуют 2 группы для детей с нарушением зрения. За год прошли лечение медсестрой ортоптисткой все дети этих групп.
В соответствии с требованиями министерства здравоохранения систематически проводится медицинское обследование детей и сотрудников ДОУ. Регулярно проводятся консультации и профилактические прививки, согласно прививочного календаря. Такие процедуры проводятся только по письменному заявлению родителей и после осмотра медицинского работника
улучшение здоровья наблюдается у 25% детей, ухудшение состояния здоровья не
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа всего нашего коллектива. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Это значит, что здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело.
В ДОУ проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий,который включает в себя следующие моменты:
1. Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
2. Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения)
3. Утренняя гимнастика
4. Гимнастика после сна
5. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
6. Правильная организация прогулок и их длительность (соблюдение сезонной одежды воспитанников, индивидуальная работа с родителями
7. Занятия физкультурой на свежем воздухе.
8. Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.
9. В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация.
10. Осуществляется витамино профилактика.
11. С детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).
Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений.
Для этого разработали соответствующий режим дня. НОД проводится в игровой и нетрадиционной форме, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Педагоги формируют у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
Организация предметно-развивающей среды в группах осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В группах созданы условия для самостоятельной активной деятельности детей, оборудованы спортивные уголки,наполняемость которых разнообразна и соответствует возрасту детей: массажные коврики, дорожки, мячи, флажки, обручи, мешочки с песком, скакалки, кегли, дартс. Хотелось бы отметить, что наполняемость спортивных уголков не во всех группах соответствует возрасту детей (старшая №4, подготовительная№2, во второй младшей группе №1 спортивный уголок отсутствует.В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для проведения закаливающих процедур: для полоскания полости рта (емкости для воды, йод, соль, дыхательной гимнастики после сна, массажные дорожки, обливание ног …., но мероприятия по закаливанию воспитанников проводятся не в полном объеме и не во всех возрастных группах, по причине не соблюдения режима дня.
Традиционно проводятся недели здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Ежедневно в утренние часы во всех группах ДОУ запланировано проведение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день. Проводится гимнастика до завтрака инструктором по физической культуре или воспитателем.Утренняя гимнастика включает в себя: непосредственно гимнастику, подвижные и спортивные игры. Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц. Утренняя зарядка имеет всегда вводную часть, основную часть и заключительную.
Гимнастика завершается спокойным видом деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой, упражнениями на восстановление дыхания. Во всех группах детского сада гимнастика проводится методически верно, с использованием музыкального сопровождения, но санитарные требования к одежде и обуви детей соблюдаются не всегда. Влажная уборка и проветривание помещений не проводятся. Инструкторы по физической культуре проводят зарядку в соответствии с планом работы. Для индивидуальных занятий инструкторы по физической культуре проводят занятия в мини тренажерном зале.
Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным моментом, является создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду педагог-психолог и педагоги проводят с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями. Для обеспечения психологического комфорта наших воспитанников в детском саду функционирует комната психологической разгрузки.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе
Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. Для обеспечения двигательной активности детей в теплый и холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Большое внимание в группах уделяется санитарно-просветительной работе с родителями. Оформляются папки передвижки,ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки — источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др., организуются встречи с медицинской сестрой детского сада. Проводятся спортивные праздники с активным участием родителей «Папа, мама, я- спортивная семья».
Все оздоровительные мероприятия, которые были запланированы на учебный год, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполняются регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия вырабатывают разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, учат детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. В целом лечебно-оздоровительная работа велась на достаточном уровне. Исходя из анализа состояния здоровья детей,намечены задачи на следующий учебный год:
1. Повышать уровень оздоровительной работы путем внедрения новых методик и регулярного их выполнения.
2. Не снижать контрольную деятельность за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима во всех режимных моментах.
3. Вести совместно с врачом-педиатром индивидуальную работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье и состоящими на диспансерном учете.
4. Активно воздействовать на образ жизни ребенка путем целенаправленного санитарного и валеологического просвещения родителей.
Консультация Укрепление здоровья воспитанников посредством использования теренкуров Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской.
Мониторинг педагогический: значение, актуальность Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет.
Мониторинг «Сформированность любви к родному городу» Анализ сформированности любви к родному городу осуществляется по следующим критериям: 1. Знание о родном городе: — знание особенностей экономического.
Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю для вашей работы анкету для родителей. АНКЕТА удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников.
Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГОС 2слайд «Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.».
Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих.
Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ. В последние годы отмечается увеличение количества детей, поступающих.
Спортивный праздник «День здоровья» для воспитанников первых-десятых классов с ОВЗ Цели: воспитание здорового образа жизни через вовлечение детей в спортивные эстафеты, соревнования по различным видам спорта; повышение.
Укрепление здоровья воспитанников посредством развития их двигательной активности Работая в детском саду с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, я заметила, что количество физически ослабленных детей становится.
Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения здоровья 1 слайд «Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» На фоне недавней эпидемиологической обстановки,.
Источник