- Консультация «ИКТ как средство формирования ЗОЖ у дошкольников»
- Социальный проект « ИКТ, как средство вовлечения участников образовательного процесса в формировании идеи ЗОЖ» опыты и эксперименты по зож (1 класс) на тему
- Формирование ценности здорового образа жизни на уроках информатики и ИКТ учебно-методический материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Консультация «ИКТ как средство формирования ЗОЖ у дошкольников»
Елена Афанасьева
Консультация «ИКТ как средство формирования ЗОЖ у дошкольников»
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — это основные задачи учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени — в детском саду. Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. В эти годы идет интенсивное развитие организма, происходит становление личности, закладываются основы физического, умственного, нравственного развития, а также формируется здоровье человека. Одной из важнейших задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни — необходимое условие для решения этой приоритетной задачи.Перед педагогами стоит вопрос: какие технологии, методы и приемы наиболее эффективно помогут научить ребенка заботиться о своем здоровье, обеспечить его активную позицию в процессе получения знаний, умений и навыков о ЗОЖ. Мышление дошкольников носит конкретный, образный характер, их внимание неустойчиво. А это значит, что в процессе обучения обязательно должен использоваться наглядный, доступный, красочный и разнообразный материал. Видео- и аудиозаписи также помогут заинтересовать детей, надолго привлечь их внимание. Поэтому в своей работе с детьми по формированию основ здорового образа жизни активно используются информационно-коммуникационные технологии.
Мультимедийные презентации — это доступные, яркие пособия, которые можно использовать как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми. Чередование демонстрации красочного материала и беседы помогают сформировать у детей представления о ЗОЖ, его компонентах. А включение в презентацию анимации, звукового и музыкального сопровождения вызывает еще больший интерес, повышает внимание.
Также с помощью программы Power Point можно создавать электронные игры для дошкольников. Дети с интересом помогают Лунтику купить полезные продукты в магазине, а Карлсону выбрать предметы личной гигиены, разгадывают кроссворды, загадки и т. д. При правильном выполнении задания звучит звуковой сигнал (например, аплодисменты) или появляется картинка с правильным ответом. Таким образом, поощрение ребенка при правильном выполнении заданий самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
Большие возможности как для педагогов, так и для детей открывает интерактивная доска SMART Board. Дошкольники не просто смотрят презентации, но и становятся активными участниками образовательного процесса. Интерактивная доска реагирует на прикосновения пальцев, с помощью электронных маркеров на ней можно делать рисунки, надписи и т. п., поэтому дети могут выполнять на ней различные задания. Дети с удовольствием и интересом передвигают картинки, группируя их по определённому признаку («Что полезно для здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Предметы личной гигиены» и т. д.). С помощью маркера или пальца можно проводить линии и стрелочки, соединяя картинки, например, «Какие продукты полезны для зрения, для роста», «В каких продуктах есть витамин С», «Как правильно чистить зубы» и многие другие. Также на доске возможно дорисовывать картинки, изображения и обводить их («Что возьмешь на прогулку?», «Что нужно делать, когда болеешь?» и т. д.).
Средства мультимедиа можно использовать не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. Так, презентации — физкультминутки можно использовать в течение всего рабочего дня, они включаются в утреннюю гимнастику, применяются в режимных моментах. Дошкольников очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация и весёлая ритмичная музыка.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр, возможностей интерактивной доски помогает сделать процесс формирования у детей основ здорового образа жизни ярким, наглядным, увлекательным и познавательным.
Народные сказки как средство формирования толерантности дошкольников «Высшим результатом образования является терпимость» Хелен Келлер, американская писательница XX в. ,слепоглухая Актуальность нравственного.
Развитие сенсомоторных навыков как средство формирования личности дошкольников Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Сухомлинский В. А. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много.
Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников» Свё выступление я хочу начать словами детской писательницы Ирины.
«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников». Консультация для педагогов Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Домашняя Е. А., воспитатель «Не навреди!» — одна из.
Деловая игра как средство формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников Деловая игра для старших дошкольников «Я и другие» Цель: Развитие взаимного интереса дошкольников друг к другу, формирование желания поддерживать.
Фотоотчет «ППРС как средство формирования самостоятельности и инициативности у дошкольников» Всем доброго времени суток! В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной.
Консультация для родителей «Дидактические игры как средство формирования математических представлений у дошкольников» Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных.
Опыт работы «Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников» Тема семинара: «Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников» Часто светлые воспоминания о детстве связаны.
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости старших дошкольников Слайд 1 Здравствуйте уважаемая комиссия. Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему читать со слайда Слайд.
Источник
Социальный проект « ИКТ, как средство вовлечения участников образовательного процесса в формировании идеи ЗОЖ»
опыты и эксперименты по зож (1 класс) на тему
На сегодняшний день особенно актуальны темы информационных технологий и здоровья сбережения подрастающего поколения. Предложено множество пособий и техник по развитию детей в этих направлениях. Российские педагоги и новаторы продвигаются в своих научных изысканиях и кажется, что еще нового и актуального можно предложить в XXI веке. Ведь нелегко привлечь учащихся к регулярным занятиям ФК и спортом и увлечь их идеей ЗОЖ. Старые подходы, к решению этих проблем основанные на принуждении, безвозвратно ушли в прошлое.
Формирование сильных мотивационно — ценностных ориентаций детей на занятие физической культурой и спортом и ведение здорового образа жизни самая актуальная проблема сегодняшнего дня.Выходом из создавшейся ситуации служит реализация новой социально культурной функции, которая заключается в формировании у подрастающего поколения нравственных ценностей и идеалов культуры здоровья.
Мой класс участвует в совместном проекте нашей средней общеобразовательной школой и Республиканской специализированной детско-юношеской школой футбола, где участникам образовательного процесса предоставлена возможность укрепить здоровье и повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.
Данный проект осуществляется первый год. В будущем я ожидаю от этой работы положительного воздействия на учащихся в плане сохранения и укрепления здоровья на начальном этапе обучения, так как все то, что делается для учащихся, может принести неоценимую пользу в дальнейшем развитии наших воспитанников.
Мы мечтаем, чтобы наши ученики были физически здоровыми. И это наша приоритетная задача.
В этом проекте мы легко и непринужденно всем коллективом учащихся и родителей через средства ИКТ и занятия спортом получаем огромный заряд энергией и положительные эмоции. Что позволяет коллективу сплотиться и найти общие интересы.
Источник
Формирование ценности здорового образа жизни на уроках информатики и ИКТ
учебно-методический материал по теме
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Для решения данных задач в нашей школе разработана программа «Адаптивная школа — школа здоровья». В рамках реализации этой программы, школа сталкивается с проблемой нежелания учащихся и их родителей придерживаться правил здоровьесбережения.
Я, как учитель информатики и ИКТ, на своих уроках могу внести посильный вклад в формирование ценности здорового и безопасного образа жизни у учащихся, посредством систематического использования здоровьесберегающих образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tsennosti_zdorovogo_obraza_zhizni_na_urokakh_informatiki.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
на тему: «Формирование ценности здорового образа жизни
на уроках информатики и ИКТ»
на курсах повышения квалификации по ИОЧ
ИБ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
(с 14 января 2013 г. по 18 января 2013 г.)
(с 28 января 2013 г. по 01 февраля 2013 г.)
Выполнила: Клементьева Н.В.
учитель информатики и ИКТ
ГБОУ СОШ №3 города Кинеля
Описание системы деятельности педагога по формированию ценности здорового образа жизни у учащихся.
1. Возможности здоровьесберегающих образовательных технологий…. 4
2. Характеристика системы педагогической деятельности……………….. 6
Список литературы. 11
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Для решения данных задач в нашей школе разработана программа «Адаптивная школа — школа здоровья». В рамках реализации этой программы, школа сталкивается с проблемой нежелания учащихся и их родителей придерживаться правил здоровьесбережения.
Я, как учитель информатики и ИКТ, на своих уроках могу внести посильный вклад в формирование ценности здорового и безопасного образа жизни у учащихся, посредством систематического использования здоровьесберегающих образовательных технологий.
Профессиональная проблема: несоблюдение учащимися СанПиН требований к урокам.
Одним из способов решения проблемы нежелания учащимися соблюдать требования СанПиН (время работы за ПК, нежелание менять вид деятельности) является создание на уроке системы педагогической деятельности по здоровьесбережению , что и послужило выбором темы моей профессиональной проблемы «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики и ИКТ».
Цель — выстроить систему работы на уроках информатики и ИКТ, позволяющую формировать у учащихся ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни.
- Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогическую практику по решению проблемы формирования ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики и ИКТ.
- Моделирование системы формирования ценности здорового и безопасного образа жизни и отбор педагогических средств для проверки её эффективности.
- Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).
Описание системы деятельности педагога по формированию ценности здорового образа жизни у учащихся.
1. Возможности здоровьесберегающих образовательных технологий
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология — это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Вредные факторы, влияющие на здоровье учащихся.
Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:
- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;
Сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. - Воздействие электромагнитного излучения; Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение.
- Утомление глаз, нагрузка на зрение; Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
- Перегрузка суставов кистей; Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
- Стресс при потере информации; Если компьютер «зависает», в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
- Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV, в компьютере.
2. Характеристика системы педагогической деятельности
Основные принципы здоровьсбережения состоят в следующем:
1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы:
I. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
II. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
III. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Нормативно-правовая и документальная основа здоровьесбережения
Нормативно-правовой и документальной основой формирования ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- Концепция УМК «Школа России».
Проблеме здоровьесбережения в школе в последнее время уделяется много внимания. Изучению методики и технологии здоровьесбережения посвящены многие научные труды, в частности В.Ф.Базарного, а, также «Здоровьеформирующие образовательные технологии» — Н.К. Смирнова. Н.П.Никитин, Л.А.Никитина «Резервы здоровья наших детей», «Методика развития Никитиных», дыхательная гимнастика Стрельниковой и др.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я обязательно провожу динамические паузы после объяснения нового материала.
Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
Зарядка для глаз обязательно имеет место после окончания работы за компьютером, причем она проводится не всегда стандартно: на партах находятся не только инструкции по снятию утомления глаз, но и стереограммы.
В своей работе я использую такие формы взаимодействия с учащимися, которые позволяют школьникам приобретать социальные знания, получать опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получать опыт самостоятельного общественного действия. Для этого учащиеся выполняют творческие работы по теме «Здоровье»: презентации «Гимнастика для глаз» (5 кл.), «ЗОЖ» (8 кл.). Средствами любого графического редактора создать плакат «ЗОЖ» (6 кл.), в текстовом процессоре Microsoft Word создайте словесную модель «Компьютер и здоровье», представьте описание объекта «здоровье» в форме пятистрочника, создайте многоуровневый список действий по сохранению своего здоровья (7 кл.), создайте реферат на тему «Как сохранить здоровье?»(11 кл.)
С одной стороны, ребята формируют положительное отношение к здоровому образу жизни, а с другой, работают в офисных приложениях над отработкой навыков создания различного типа документов. Участвуют в создании проектов на темы: «Быть здоровым это модно», «Влияние компьютера на здоровье школьников». В прошлом году, ученик 8 класса, выступая на окружной НПК с темой «Влияние социальных сетей на формирование коммуникативной компетенции подростков» занял 2 место.
Источник