Оглавление
ЛЕКЦИЯ №4. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 2
1. Здоровье человека 2
2. Здоровый образ жизни 5
3. Элементы здорового образа жизни 6
4. Наука о здоровье 12
5. Основные направления деятельности государства в обеспечении здоровья 13
Список использованной литературы 15
Лекция №4. Основы здорового образа жизни студентов
1. Здоровье человека
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Все стороны жизни человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье». Общее для этих определений то, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни. Оно в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью.
Исходя из этого, можно определить здоровье как состояние организма человека (его физических и психических качеств), обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам. Оно определяет потребности человека, его способность к труду и влияет на гармоническое развитие личности.
Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Существует ряд показателей индивидуального здоровья характеризующих состояние человека (табл. 2).
Показатели индивидуального здоровья (р.И.Айзман, 1996)
Генотип, отсутствие наследственных дефектов
Показатели биологических жидкостей и тканей
Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок
Уровень физического развития, тип конституции (морфотип)
Функциональное состояние органов и систем:
б) норма реакции;
в) резервные возможности
Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы:
тип доминирующего инстинкта
Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и потребностей, степень признания.
Отсутствие признаков болезни
Уровень здоровья индивида зависит от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды.
Выделяют несколько видов здоровья:
нравственное или социальное.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье — это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Эти виды здоровья во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, происходящих в организме человека по мере развития. Они определяют способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов, которая в свою очередь зависит от генетических особенностей адаптивных механизмов.
Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Согласно современным представлениям, большую роль в становлении адаптационных механизмов (примерно на 50%) играет период раннего развития (до 5–8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно совершенствуется. Но это лишь задатки, которые необходимо развивать.
При рассмотрении здоровья широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, например, выполнять общественно полезную производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, социальным последствием болезней человека.
Происхождение болезни имеет два источника: внутреннее состояние человеческого организма и внешние причины. Следовательно, для предупреждения болезней есть два способа. Первый способ это удаление внешних причин, что невозможно, поскольку человеку, живущему в обществе, практически не устранить все внешние факторы болезни. Второй способ – оздоровление, то есть укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Этот способ заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов.
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого.
Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье.
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.
Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое выражается не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля. Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено.
Противоречия между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым должно решаться на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.
Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Отношение к здоровью может быть адекватным, то есть разумным или неадекватным, то есть беспечным. Это дает возможность условно выделить два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.
Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены.
Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень ее соответствия объективной характеристике здоровья.
Причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто, безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем.
В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется, прежде всего, с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Академик Н.М. Амосов (2002) предлагает ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма. Здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.
Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
Источник
Методическая разработка практического занятия «Оценка уровня здоровья»
Разделы: Биология
Цель занятия:
- Выяснить сущность понятия «здоровье».
- Овладеть физиологическими методами определения основных показателей уровня здоровья человека.
- Оценить состояние здоровья, используя объективные показатели функционального состояния организма.
Оборудование: секундомер, тонометр, фонендоскоп, спирометр, таблицы.
I. Теоретическая часть
Проблема сохранения здоровья постоянно интересовало человечество. Веками лучшие его представители по крупицам собирали знания о здоровье и хранили рецепты долголетия. В наш век стрессовых перегрузок и экологически неблагополучных условий существования эта проблема особенно актуальна.
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, которую необходимо охранять. «Что имеем не храним, потерявши плачем» – это о здоровье.
Здоровье – это естественное состояние организма, при котором гармонично взаимодействуют все его органы и системы, обеспечивая эффективность приспособительных реакций к изменяющимся условиям окружающей среды.
Здоровье – одно из основных условий счастья человека, его благополучия. В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие». У каждого человека своя степень благополучия. В одинаковых условиях одни люди чувствуют себя счастливыми, другие – несчастными. Каждый по-своему переносит боль, горе и даже изменение погоды.
Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем понимали отсутствие заболевания и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т.д.). Такое понимание здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям.
Наукой выявлен целый ряд состояний, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни, так называемое «третье состояние». Оно может расцениваться как переход от здорового состояния к болезненному, то есть человек еще не болен, но уже не здоров и, возможно, вскоре заболеет. Такое понимание «здоровья» подразумевает не только отсутствие болезни, но и вероятность ее развития в конкретных условиях жизни человека.
К находящимся в третьем состоянии относят людей, употребляющих алкоголь. Это еще не алкоголики, не больные, но алкоголь отнимает у них часть здоровья. К ним относится и большинство курящих.
Десинхроноз, возникающий у рабочих ночных профессий и при трансмеридиональных перелетах тоже пополняет отряд тех, кто находится в третьем состоянии.
Самый большой отряд людей третьего состояния пополняется в результате неправильного питания.
Наиболее полным является следующее определение понятия «здоровье»: здоровье – это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, рождения и воспитания здоровых детей.
Если уровень здоровья принять условно за 100%, то на 20% оно зависит от условий окружающей среды, на 20% – от наследственности, на 10% – от системы здравоохранения (медицины) и остальные 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Половина от огромного числа больных могла бы остаться здоровой всего лишь за счет своевременной перестройки своего поведения, образа жизни.
По выражению академика Н.М. Амосова, «…Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Показатели индивидуального здоровья
- Генетические: отсутствие наследственных дефектов.
- Биохимические: показатели тканей и жидкостей.
- Метаболические: уровень обмена веществ.
- Морфологические: уровень физического развития, тип конституции.
- Функциональные: состояние органов и физиологических систем.
- Психологические: эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы (доминантность полушария, тип ВНД, темперамента).
- Социально-духовные: нравственные ценности, идеалы, целевые установки.
- Клинические: отсутствие признаков болезни.
II. Практическая часть
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
К объективным показателям состояния здоровья относят функциональные показатели: ЧСС (частота сердечных сокращений), АД (артериальное давление), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), жизненный показатель, ЧД (частота дыхания), экскурсия грудной клетки.
1. Определить частоту сердечных сокращений (ЧСС)
Этот показатель позволяет оценить работу сердца. Для вычисления частоты сердечных сокращений необходимо измерить пульс (ритмичное колебание стенок артерий). Пульс нащупывается тремя пальцами (вторым, третьим и четвертым) правой руки на лучевой артерии левой. Подсчет его начинается с момента пуска секундомера. Обычно засекается время в течение 15 сек. и результат умножается на 4.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) от 60 до 80 уд/мин расценивается как нормокардия, реже 60 – брадикардия, чаще 80 – тахикардия.
Брадикардия в покое чаще всего бывает у спортсменов и свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Однако, резко выраженная брадикардия, особенно у лиц, не занимающихся спортом, может быть результатом переутомления или заболевания сердца. Тахикардия в покое расценивается отрицательно. Она может быть как результатом переутомления, так и слабости сердечной мышцы. Пульс считается ритмичным, если количество ударов за 10 сек. отличается от предыдущего измерения не более, чем на один удар (например, 10,11,12). Пульс считается неритмичным, когда количество ударов за 10 сек. отличается от предыдущего на 2 или более ударов.
Частота сердечных сокращений у нетренированных людей в среднем на 20% выше, чем у тренированных. При частом пульсе нетренированное сердце совершает за 1 сутки тысячи «лишних» сокращений и поэтому быстрее изнашивается. Чем реже ЧСС в покое, тем мощней сердечная мышца. В этом случае сердце работает в более экономичном режиме: за одно сокращение выбрасывается больший объем крови, а паузы для отдыха увеличиваются.
При контроле за ЧСС необходимо следить за ритмичностью пульса. Если при измерении чувствуются «провалы» (сердце как бы замирает), то наблюдаются экстрасистолы (внеочередные сокращения сердечной мышцы) или аритмия (неритмичный пульс), что является сигналом для проведения углубленного исследования. Причиной таких отклонений в работе сердечно-сосудистой системы могут служить очаги инфекции в организме: кариозные зубы, воспаленные миндалины и др. Оздоровительная тренировка и очаги инфекции – недопустимое сочетание.
Если при измерении частота сердечных сокращений (ЧСС) соответствует принятой норме (60-80 уд/мин), то поставьте +1 балл.
2. Определить артериальное давление (АД)
На плечо левой руки надевают манжетку. Она должна прилегать к коже достаточно плотно, но не сжимать плечо, чтобы не сдавливать кровеносные сосуды.
Способ измерения давления по Короткову наиболее точный. Он основан на улавливании сосудистых тонов. В локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп. В манжетке создают давление, превышающее максимальное (при этом исчезает пульс). Затем медленно выпускают из нее воздух, улавливают фонендоскопом отчетливые звуки (тоны). Момент появления тонов соответствует систолическому давлению. Продолжают снижать давление в манжетке и слушают нарастающую силу тонов. Затем отмечают ослабление тонов и их последующее исчезновение. Этот момент исчезновения тонов соответствует диастолическому артериальному давлению.
Для нормализации АД при начальных стадиях гипертонии или гипотонии необходимо грамотно использовать физические нагрузки. Помните, что спортивные игры, силовые виды спорта повышают АД, а малоинтенсивные циклические (бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля, велосипед) – понижают. Идеальным, к которому необходимо стремиться, тренируясь для укрепления здоровья, является АД равное 110/70 – 120/80 мм.рт.ст.
Если измеренное артериальное давление (АД) соответствует принятой норме, то поставьте +1 балл.
3. Определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ)
Это один из важных показателей уровня здоровья. Для его измерения используют спирометр, по шкале которого определяют ЖЕЛ. Если сделать самый глубокий вдох, а затем максимальный выдох в спирометр, то объем выдыхаемого воздуха составит жизненную емкость легких. После каждого измерения нулевое деление шкалы необходимо совмещать со стрелкой.
ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста, а также от степени тренированности человека. Для того, чтобы рассчитать какая ЖЕЛ должна быть у человека, можно воспользоваться следующими формулами:
ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5 х рост (м)
ЖЕЛ (л) женщин = 1,9 х рост (м),
где ЖЕЛ выражена в литрах (л), рост в метрах (м); 2,5 и 1,9 – коэффициенты, найденные экспериментальным путем. Если реально ЖЕЛ окажется равной или больше, чем вычисленные величины, результат следует считать хорошим и можно поставить +1 балл.
4. Определить жизненный показатель
Доказано, что чем больше избыточная масса тела, тем чаще возникают различные серьезные расстройства в работе органов и систем органов человеческого организма. Установлена зависимость между объемом воздуха, который человек может глубоко выдохнуть за 1 раз и его работоспособностью, выносливостью и устойчивостью к различным заболеваниям.
Разделив ЖЕЛ, выраженную в мл на массу тела (в кг) можно определить свой жизненный показатель. Нижняя его граница, за которой возрастает риск возникновения заболеваний, для мужчин – 55 мл/кг, для женщин – 45 мл/кг. При таком показателе, или выше этого, ставится +1 балл.
5. Определить частоту дыхания (ЧД)
Человек дышит ритмично и непрерывно. Частота дыхания у взрослого человека за 1 минуту составляет 15-17 дыхательных движений. При покое, во сне дыхание становится реже, во время еды, при движении, когда повышается температура тела, оно учащается. Частота дыхательных движений зависит от возраста. На первом году жизни она равняется 45, на пятом – 25, на 15-м – 20 в минуту.
Частота дыхания определяется в течение одной минуты. Один вдох и один выдох – это одно дыхательное движение. Подсчет дыхательных движений начинают с момента пуска секундомера. Результат сравнивают с нормой – 15-17 дыхательных движений в одну минуту. Если он соответствует норме, то поставьте +1 балл.
6. Определить экскурсию грудной клетки
Сантиметровая лента на спине касается угла лопаток, а на груди проходит по нижнему краю околососковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.
Испытуемый делает глубокий вдох и глубокий выдох. В каждом случае измеряется окружность грудной клетки и определяется разница. В норме у взрослого человека она составляет 6-9 см. Эту величину называют экскурсией грудной клетки. Под влиянием тренировок эта величина возрастает. Если ваш показатель соответствует норме, то поставьте +1балл.
III. Отчет о работе
Подсчитать общую сумму баллов и сделать вывод о состоянии здоровья по следующим критериям:
- Сумма в 5-6 баллов оценивается как высокий уровень здоровья.
- Сумма в 3-4 балла – как средний уровень здоровья.
- Сумма в 1-2 балла – как низкий уровень здоровья.
IV. Закрепление
1. Что такое пульс?
2. Какие факторы определяют величину артериального давления?
3. Что такое жизненная емкость легких? От чего она зависит?
4. Почему частота дыхания с возрастом изменяется?
5. Как можно увеличить показатель «экскурсия грудной клетки»?
6. Как можно улучшить состояние здоровья?
7. Какой образ жизни будет способствовать сохранению и укреплению здоровья?
Источник