Помощь детям с нарушением здоровья
В этой связи особенно остро стоит проблема организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья (с аллергопатологией) в специализированных группах дошкольных образовательных учреждений.
Комитетом по образованию администрации г. Волгограда на базе пяти муниципальных дошкольных образовательных учреждений были созданы специализированные группы для детей с аллергическими заболеваниями.
В рамках нашего исследования был проведен социологический опрос с участием 107 родителей, дети которых посещают специализированные группы для детей с аллергопатологией и 31 человек, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда. Распределение респондентов по возрастному показателю было следующим. Среди опрошенных родителей детей, посещающих специализированные группы, 67, 3 % составили родители в возрасте 30 и более лет, 32,7 % были в возрасте до 30 лет. Незаконченное высшее или высшее образование имели 63,6 %, среднее или среднее специальное — 36,4 % респондентов. Среди родителей, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля, более половины родителей были в возрасте 30 и более лет, 45,2 % в возрасте до 30 лет; незаконченное высшее или высшее образование имели 61,3 % опрошенных, среднее или среднее специальное — у 38,7 % респондентов. Таким образом, распределение родителей в анализируемых группах было аналогичным по возрастным и образовательным характеристикам.
Компаративный анализ мнений родителей об эффективности оздоровительных мероприятий для детей с аллергическими заболеваниями в условиях дошкольных образовательных учреждений позволил получить следующие результаты. Родители, дети которых посещают специализированные группы для детей с аллергией, в 15 раз чаще по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля (48,6 % против 3,2 %), отмечали хорошую организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями. Выразили сомнения в достаточно хорошей организации такой помощи 20,6 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы, и 41,9 % родителей детей из групп общего профиля. Негативно оценивают организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями 18,7 % и 51,6 % опрошенных родителей соответственно [6]. Таким образом, можно говорить о том, что удовлетворённость организацией помощи детям с аллергическими заболеваниями значительно выше у родителей, чьи дети в дошкольных образовательных учреждениях посещают специализированные группы, по сравнению с ответами родителей, чьи дети посещают группы общего профиля.
Ответы родителей об организации здоровьесберегающей работы с детьми с аллергопатологией распределились следующим образом [4]. С утверждением, что воспитатели детского сада достаточно информированы об особенностях работы с детьми, имеющими аллергию, согласились 52,9 % опрошенных родителей, 11,6 % респондентов считают, что воспитатели недостаточно информированы, 10,1 %, что не информированы совсем. Затрудняются ответить на этот вопрос 25,4 % родителей. Показательно, что 65,4 % опрошенных родителей, чьи дети посещают специализированные группы для детей с аллергией, оценивают как достаточную информированность воспитателей об особенностях работы с такой категорией детей. Аналогичное мнение выразили только 6,5 % родителей, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля.
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что воспитатели групп общего профиля не знакомы с особенностями работы с детьми дошкольного возраста, имеющими те или иные соматические заболевания.
С утверждением, что в дошкольных образовательных учреждениях в должной / необходимой мере оказывают оздоровительную помощь детям с аллергопатологией, согласились 57,2 % всех родителей, не согласны с таким утверждением 22,5 %, затруднились конкретизировать свое мнение 20,3 %. При этом отметим, что положительную оценку оказания оздоровительной помощи детям с аллергопатологией выразило абсолютное большинство родителей (75,0 %), чьи дети посещают специализированные группы, против 12,9 % опрошенных родителей детей, посещающих группы общего профиля. Считают помощь недостаточной 8,4 % родителей детей из специализированных групп и 70,9 % респондентов, чьи дети посещают группы общего профиля. Затруднились ответить на вопрос 23,4 % родителей детей специализированных групп и 16,2 % родителей детей из групп общего профиля.
Полностью удовлетворены оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении менее половины респондентов (40,6 %); удовлетворены частично (39,1 %), совсем не удовлетворены оздоровительными мероприятиями в детском саду (13,1 %), затруднились ответить на вопрос (7,2 %). Показательно, что удовлетворены оздоровлением ребенка в ДОУ 52,4 % родителей детей, которые посещают специализированные группы, и 6,5 % родителей, чьи дети посещают группы общего профиля. Частично удовлетворены оздоровительными мероприятиями 40,1 % родителей детей из специализированных групп и 32,2 % — из групп общего профиля. Не удовлетворены оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении 0,1 % родителей детей специализированных групп и 54,8 % родителей, чьи дети посещают группы общего профиля. Не определились с ответом на вопрос 7,4 % и 6,5 % родителей соответственно.
Респондентам было предложено оценить в баллах (от 0 до 10) эффективность работы по профилактике аллергических заболеваний в детском саду [3]. Оценки родителей распределились следующим образом: 29 человек оценили эффективность профилактической работы в 10 баллов (27 %); 8 человек — 9 баллов (7 %); 18 человек — 8 баллов (17 %); 17 человек — 7 баллов (16 %); 18 человек — 5 баллов (17 %); 2 человека — 4 балла (2 %); 2 человека — 3 балла (2 %); 1 человек — 1 балл (1 %); средний балл — 7,7. Были родители, которые не смогли определиться с ответом. При этом важно отметить, что родители детей из специализированных групп достоверно выше оценивали эффективность работы по профилактике аллергических проявлений в детском саду.
Изучение мнения родителей о необходимости расширения сети специализированных групп в дошкольных образовательных учреждениях позволило получить следующие результаты [5]. Так, создание специализированных групп для детей с аллергопатологией считают целесообразным 90,3 % родителей детей из групп общего профиля и 98,2 % родителей детей из специализированных групп; не видят в этом необходимости 3,2 % родителей детей из групп общего профиля и 0,9 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы, 6,5 % и 0,9 % родителей не определились с ответом. Т.е. по данному вопросу мнения родителей сравниваемых групп практически совпали.
Таким образом, компарация оценок родителей позволяет сделать следующие основные выводы. Родители, дети которых посещают специализированные группы, по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, отмечали: в 15 раз чаще хорошую организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями; в 5,5 раз реже наличие ограничений в социальных контактах своих детей и в 2 раза чаще отсутствие подобных ограничений; в 10 раз чаще достаточную информированность воспитателей об особенностях работы с детьми с аллергопатологией; в 5,5 раз чаще должный / необходимый уровень оказания дошкольным образовательным учреждением оздоровительной помощи детям с аллергопатологией; в 8 раз чаще удовлетворенность оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Кроме этого, обращает на себя внимание и тот факт, что не все родители обеспечивают создание гипоаллергенной среды для ребенка дома. В 72 % семей есть комнатные растения, в 27 % семей есть домашние животные, 69 % родителей полностью или частично не обеспечивают детям соблюдение гипоаллергенной диеты (причем 89 % информированы о перечне продуктов питания, вызывающих аллергические реакции), что, конечно же, снижает эффективность здоровьесберегающей социализации.
Таким образом, специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией практически реализуют здоровьесберегающую социализация таких детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, что позволяет говорить о бесспорных перспективах институционализации рассматриваемой в работе социальной практики.
Родителями, чьи дети посещают специализированные группы, были высказаны следующие замечания и предложения по оптимизации предлагаемой инновационной практики: оптимизировать питание детей с аллергопатологией, улучшить реализацию общеукрепляющих оздоровительных мероприятий, организовать просмотр познавательных видео-и аудиоигр для детей (в контексте профилактики аллергии), создать гипоаллергенный фон на территории самого дошкольного образовательного учреждения и прилегающей к нему местности. Очевидно, эти меры не требуют кардинальных организационно-экономических решений и могут быть реализованы в рамках конкретных учреждений, что позволит повысить эффективность реализации здоровьесберегающей социализации рассматриваемой категории детей.
По результатам проведения социологического исследования нами были сформулированы практические рекомендации по организации медико-социальной помощи детям с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Разработать программу совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни.
Систематически проводить образовательные программы по обучению детей и их родителей правилам сохранения и укрепления здоровья, повышения резистентных возможностей организма, соблюдения режима труда и отдыха, режима питания, закаливания и т.д.
Регулярно проводить специальные мониторинговые программы с целью изучения качества жизни, выявления обусловленных заболеванием особенностей личности ребенка и предупреждения аллергических заболеваний у детей различных возрастных групп.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что сохраняющаяся тенденция к росту заболеваемости среди детей дошкольного возраста требует своевременной организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья и разработки комплексных подходов к их оздоровлению. В этой связи представляется целесообразным в системе дошкольного образования выделение специальных групп и расширение сети имеющихся, ориентированных на организацию комплексных оздоровительных мероприятий с целью предупредить прогрессирование заболеваний и переход их в хроническую форму.
Рецензенты:
Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.
Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.
Источник
Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
статья (младшая группа) на тему
Из всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением зрения и слуха занимают особое положение. Рождаясь слепым или глухим, или с ослабленным зрением или слухом, ребенок изначально лишен полноценного восприятия окружающего мира. Главная задача взрослых — как можно раньше диагностировать нарушения и принять соответствующие меры по коррекции и реабилитации состояния ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_pomoshch_rebyonku_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения, слуха) в образовательном пространстве
Можно сказать, что образовательное пространство в рамках нашего Дома Ребёнка предполагает, подразумевает сотрудничество между педагогами ; медиками на протяжении всего детства наших детей (находящихся в нашем учреждении)создание оптимальных условий для их полноценного развития и совместное решение всех проблем возникающих в связи с этим.
Человек получает информацию об окружающем мире посредством шести основных органов чувств:
— кожи (осязание, ощущение боли, температуры)
— вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положение в пространстве, ускорение, ощущение веса)
Первые пять из них были впервые перечислены ещё Аристотелем. Вестибулярный аппарат находится в полости внутреннего уха, его отнесли к шестому органу чувств значительно позднее.
Теперь представим на мгновение, что одно из органов чувств у нас перестаёт функционировать (выключается зрение, пропадает слух). Вы сразу почувствуете себя беспомощным, ущербным, зависимым от обстоятельств. Но у взрослого человека есть опыт прежней жизни. Он имеет понятие об окружающем мире и может адаптироваться к новым условиям существования, направляя и усиливая работу оставшихся здоровых органов чувств.
А теперь представим маленького ребёнка который родился с такой патологией (слепота, глухота, или снижение слухового восприятия, или ослабление зрения). Тем более, что у ребёнка нет опыта прежней жизни, он входит в этот мир, неспособный воспринимать его в полной мере. Причины рождения детей с нарушением зрения и слуха многообразны. Это внутриутробное неблагоприятное развитие (факторы, влияющие на развитие плода), инфекция, курение матери, неблагоприятные внешние условия жизни будущей матери, экология. Но в большинстве случаев причиной является наследственная предрасположенность.
Большое значение имеет ранняя диагностика нарушений здоровья ребёнка. Внешне вроде обычный, но что то с ним не так — говорим мы. Специалисты тоже не всегда сразу могут поставить точный диагноз. Что это — умственная отсталость или причина в нарушении органов зрения и слуха? Если ребёнок рождается слепым и глухим это самый тяжелый вариант из всех патологий, что могут произойти при рождении ребёнка. Слепота и глухота — это самое плохое, что может случиться в его жизни. В данном случае он вообще закрыт от мира. И то, что ему осталось — это воспринимать мир через обоняние, вкус, прикосновения. Это тоже целый мир (мир запахов, вкусов).
Работа педагога с такими детьми – это, конечно, полноценный уход за таким ребёнком. Ребёнок, живущий в полной темноте и тишине, должен чувствовать, что он не одинок. Он чувствует вокруг себя телом большой мир ласковых добрых рук, которые за ним ухаживают, кормят, купают, гладят, лелеют. В этом для него своя радость и жизнь. В нашей группе были дети, и сейчас есть, с тяжелым поражением органов зрения и слуха
Поражение органов зрения сохранением слуха
Н. Егор поступил в нашу группу в возрасте семи месяцев. У него с рождения отсутствовали глазные яблоки и, таким образом, у нас была уникальная возможность наблюдать за развитием слепого ребёнка. Н. Егор рос, лицо его изменялось и приобреталось характерное выражение. Надбровные дуги опускались к щекам, крылья носа поднимались и расширялись. В движениях Егор постоянно раскачивался. Сначала на МПС мы говорили, что это особенность его развития. Оказывается, все слепые дети раскачивается, совершают однообразные движения, таким образом, они осознают окружающее пространство и отрабатывают вестибулярный аппарат. Н. Егор покинул нашу группу возрасте 4 лет 11 месяцев, он был переведён в дом инвалидов по возрасту. К этому времени Егор полностью изучил всю группу (по периметру). Причём, в какой бы точке группы мы его не помещали, он всегда стремился сместиться к периметру, какой-то опоре, чтобы от неё начать движение. Сначала Егор раскачивался лёжа на спине, потом раскачивался на четвереньках, затем стоя на коленях. Действия воспитателя – не надо препятствовать слепому ребёнку познавать мир самостоятельно («Ой , давай я тебе помогу, ой, давай я сама это сделаю и так далее). Мы предоставляли Егору полную свободу в действиях и передвижениях, только наблюдали и корректировали его движения словами (так как у Егора был сохранён слух). Раскачиваясь и обхлопывая все руками, мальчик знал всех нас по ногам, рукам, обуви, знал все игрушки, столы, стулья, манеж и все двери. В результате Егор покинул нашу группу полностью адаптированным. И в дальнейшей своей жизни, мы уверены, точно знает с чего и как надо начинать (т.е. как начинать своё движение ).
Ребёнок с сохранённым зрением, но выраженной глухотой открыт для мира, он видит все вокруг себя, оценивает, общается, играет, но глухой ребёнок никогда не заговорит, хотя у него нормальный голосовой аппарат. Он не заговорит по той причине, что не знает, как говорить, как это делается, не слышит речь, звуки. Эти дети нуждаются в помощи сурдопедагога, который учит их общаться жестами, где каждый жест соответствует слову. Соответственно, воспитатель работая с такими детьми в раннем возрасте, использует те же приемы. Традиционно, ещё с 16-го века различали два метода обучения глухих: жестовой и чистый устный метод.
Жестовой способ – предполагает обучения глухих на основе жестового языка (определённый жест – является эквивалентом слова) и дактилологии (пальцевая азбука) – пальцевые знак — буква алфавита.
Чистый устный метод – суть учить говорить «без рук», используя только устную и письменную речь. В наше время изменились методики и техники, оснащенность процесса воспитания и обучения детей с нарушением слуха, но методика осталась в основном прежней.
Привожу пример занятия с жестами:
В своей работе я неоднократно использовала жестовый метод,
который считаю очень эффективным для установления контакта с ребёнком, общения с ним и проведения занятий.
Занятия с ребёнком – «синдром дауна» 3,6 года, соотв. развитию 1 год 6месяцев. Занятие по развитию речи (С. Саша) Стих про дом:
На горе высокий дом,
Дом гном
В нем живет веселый гном
Гном дом
Он кормит белок
Шишками, за столом садится
такими шалунишками
Для занятий с детьми с поражением мозга, умственно отсталыми, с ослабленным зрением и ослабленным слухом, считаю наиболее эффективной методику Глена Домана (1920 года рождения) американского профессора — нейрофизиолога, из Штата Филадельфия, который в течение 20 лет разрабатывал свою методику, работая по 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Это работа по карточкам с различными изображениями. Желательно относящихся и объединённых по одной теме. Для мальчиков «машины , роботы», для девочек «одежда, посуда или что близкое по интересам ребёнка. Обычно карточки размером 28х28 см. Для слабовидящих детей Доман использовал чуть меньшие размеры.
Сначала на карточке изображен предмет, под ним название его по слогам, на другой стороне карточки воспитатель пишет слово карандашом для себя для удобства проведения занятия. Работая с совсем маленькими детьми: с одного месяца по методике Домана воспитатель проговаривает все свои действия ,беря малыша на руки, буквально все, что делает, сам докладывает малышу. Лучше если ребёнок будет находиться в «кенгуру» на животе лицом вперёд или в рюкзачке за спиной тоже лицом вперёд. Не надо бояться часто менять игровой и познавательный материал : «Ах, он ещё маленький, ах это ему сложно» Дети умнее и способнее, чем мы думаем и не надо делать упор на их возраст. Их мозг изначально от природы подготовлен принимать больше материала и информации. Доман по методике учит детей читать с 3-6 месяцев (читать раньше, чем говорить). По методике Глена
Домана надо часто менять игровой и познавательный материал. Материал должен быть разнообразным, обильным, красочным.
Заключение: дети – инвалиды, как никакие другие (нормальные дети) остро нуждаются в игре, общении со взрослыми. Подсознательно чувствуя свою ущербность, они стремятся её компенсировать своей активностью. То, чего достигают в своем развитии нормальные дети, дети — инвалиды достигают с большими усилиями, поэтому это не должно пройти незамеченным для воспитателя. Воспитатель поддерживает, стимулирует таких детей, хвалит и поощряет за их успехи, это необходимо в нашей работе.
Источник