Порядок работы школы здоровья

Оснащение «школы здоровья»

Порядок организации школ здоровья.

В лечебно-профилактических учреждениях, где организуются школы здоровья, инициатором, координатором, а так же исполнителем должны быть специалисты кабинета здорового образа жизни, т.е. валеологи.

При работе школ здоровья необходимо наличие следующих нормативных документов:

1.Программа – определяет цели (т.е. желаемый конечный результат работы), задачи (т.е. пути достижения цели), направления работы;

2.Приказ о создании и об организации работы школы здоровья — утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы;

3.Положение о работе школы здоровья — включает общие положения, цели, задачи, порядок работы школы, оснащение;

4.Учебный план работы — включает темы, даты/сроки проведения занятий, количество часов на каждую тему, ответственный исполнитель по каждому занятию;

5.Материалы к каждому занятию – лекции и тезисы (могут утверждаться: главным врачом, заведующим профильного отделения, лекторской группой);

6.Журнал учета работы — указывается дата проведения занятия, тема, Ф.И.О. посещающего школу, подпись ответственного лица;

7.Анализ работы школы — (по итогам года) с учетом оценки эффективности проводимых мероприятий;

I. Программа. Работа «школы здоровья» начинается с разработки программы. В программе должны быть определены цели (т.е. желаемый конечный результат работы) и задачи школы здоровья (т.е. пути достижения цели), основные направления работы по данной программе (н-р: работа с детьми, работа с родителями, работа с сотрудниками, работа с больными и т.п.).

Например обучение в школе здорового образа жизни может решать следующие задачи:

формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, как к важнейшей социальной ценности;

выработку умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

закрепление гигиенических навыков и привычек;

приобщение к разумной физической активности;

обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

II. Положение о работе.Следующим этапом в организации школы здоровья является разработка положения о школе здоровья, которое должно содержать следующие разделы:

1.Общее положение.Оговариваются следующие моменты:

На базе какого учреждения организуется работа школы здоровья (указывается полное название учреждения). Это могут быть подведомственные учреждения (ДДУ, школы, предприятия и т.п.), а так же поликлиника, ЦРБ (какое именно отделение);

Форма обучения: очная — образовательной работой занимаются только специалисты данного учреждения (врач, медицинская сестра) либо комбинированный вариант – в обучении принимают участи е специалисты других специальностей и учреждений (педагоги, психологи).

определяющие положения работы (так называемые этапы, направления). Например: 1)здоровый ребёнок – здоровая семья; 2) здоровая семья – здоровое общество; 3)здоровое общество – здоровое государство.

2. Задачи «школы здоровья».Например:

формирование мотивации здорового образа жизни, в т.ч. владение вопросами профилактики заболеваний и зависимостей;

выработка знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения, приобщение к физкультуре и спорту;

привитие и закрепление гигиенических навыков и привычек, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Цели «школы здоровья»

Научить членов общества заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, безопасному и ответственному поведению, умению предупреждать вредные привычки;

Выработать у населения отношение к здоровью как к главной человеческой ценности. Здоровье и хорошее психофизическое состояние – стиль жизни.

4. Порядок работы «школы здоровья».В нем оговариваются следующие моменты.

Что занятия в школе проводятся согласно «Учебного плана занятий». (В «школе здоровья» проводится два вида занятий – теоретические и практические. На практических занятиях обучают навыкам самопомощи. Формы проведения занятий в «школе здоровья» различные: «вечера вопросов и ответов», «киновидеолектории», «семинары-практикумы», тренинговые занятия.

Оснащение «школы здоровья»

информационно – методические материалы (памятки, листовки, буклеты и др.);

наглядные пособия (в соответствии с тематикой учебного плана);

анкеты для определения направления работы;

информационный список литературы;

III. Приказ.Школы организуются приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы.

Руководитель учреждения обеспечивает подготовку специалистов для выполнения этой

работы, рассматривает возможность поощрения за работу, ее объем и качество.

IV. Учебный план работы.Вначале идет название. Н-р:учебный план занятий школы здоровья «Школа лиц третьего возраста» на 2005 год.

План мероприятий необходимо представлять в виде таблицы, содержащей следующие колонки.

Источник

Порядок организации школ здоровья

В лечебно-профилактических учреждениях, где организуются школы здоровья, инициатором, координатором, а также исполнителем должны быть специалисты кабинета здорового образа жизни, т.е. валеологи.

При работе школ здоровья необходимо наличие следующих нормативных документов:

1.Программа – определяет цели (т.е. желаемый конечный результат работы), задачи (т.е. пути достижения цели), направления работы;

2.Приказ о создании и об организации работы школы здоровья — утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы;

3.Положение о работе школы здоровья — включает общие положения, цели, задачи, порядок работы школы, оснащение;

4.Учебный план работы — включает темы, даты/сроки проведения занятий, количество часов на каждую тему, ответственный исполнитель по каждому занятию;

5.Материалы к каждому занятию – лекции и тезисы (могут утверждаться: главным врачом, заведующим профильного отделения, лекторской группой);

6.Журнал учета работы — указывается дата проведения занятия, тема, Ф.И.О. посещающего школу, подпись ответственного лица;

7.Анализ работы школы — (по итогам года) с учетом оценки эффективности проводимых мероприятий;

ШКОЛА БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ (ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ)
В работе школы используется амбулаторная модель обучения больных, с режимом занятий один раз в неделю в течение четырех недель. В школу направляются больные с сахарным диабетом, не прошедшие обучение (первичный цикл), а также больные, уже прошедшие обучение, на повторный цикл (поддерживающий цикл). Цели и задачи школы диабета. § Основной целью школы является улучшение качества жизни больных сахарным диабетом путём обучения с мотивацией на правильное питание и здоровый образ жизни; § Основной задачей школы является обучение больных сахарным диабетом методам самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, обучение правилам рационального питания, профилактики острых и хронических осложнений; План занятий школы диабета. § Общие понятия о сахарном диабете. Самоконтроль. § Питание при сахарном диабете 2 типа. § Сахарозаменители. Физическая нагрузка. Алкоголь. Гипогликемия. § Осложнения сахарного диабета и их профилактика.
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ (ДЕТСКАЯ)
Основные цели школы: 1.Повышение информированности пациентов с артериальной гипертонией о заболевании 2.Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья 3.Формирование мотивации к выздоровлению 4.Формирование навыков по оказанию первой доврачебной помощи при гипертонических кризах (резком повышении артериального давления)
Содержание занятий: Полный цикл состоит из 8 занятий по 45 минут, посвященным основным, наиболее важным проблемам контроля артериального давления, которые требуют активного участия самого пациента. Занятие 1 – Что надо знать об артериальной гипертонии? Занятие 2 – Здоровое питание Занятие 3 – Ожирение и артериальная гипертония Занятие 4 – Физическая активность и здоровье Занятие 5 – Курение и здоровье Занятие 6 – Стресс и здоровье Занятие 7 – Медикаментозное лечение артериальной гипертонии Занятие 8 – Заключительное (Итоговое) занятие ПРОГРАММА санитарно-просветительных занятий с беременными акушера-гинеколога в «Школе материнства» Занятие 1 Жизнь до рождения · Краткие сведения о строении и функционировании половой системы. · Женские и мужские половые клетки. · Зарождение новой жизни. · Факторы риска беременности. · Медицинское наблюдение за развитием беременности Занятие 2 o Гигиенические правила в период беременности o Изменение стиля жизни. o Питание – как важный фактор для правильного развития беременности. o Личная гигиена. o Гигиеническая гимнастика o Психо-эмоциональная эволюция женщины во время беременности. Занятие 3 · Подготовка к «родам без страха» · Календарные сроки наступления родов. · Предвестники родов. · Подготовка к поступлению в родильный дом. · Периоды родов и их продолжительность. · Управление родами. · Рождение ребенка и первые часы после родов. · Лечебная гимнастика в послеродовом периоде. · Информация о помощи юрисконсульта по защите прав материнства.

Заключение

Все хронические заболевания развиваются постепенно и не на пустом месте. Условия, при которых вероятность возникновения заболевания становится выше, называются факторами риска. Факторы риска можно выявить задолго до того, как возникнут первые симптомы заболевания, а их коррекция позволяет значительно снизить и даже полностью предупредить развитие заболевания. К тому же выявить эти факторы значительно проще и дешевле, чем потом диагностировать и лечить уже развившийся недуг. Кроме того, выявление заболевания на ранних стадиях его развития позволяет значительно быстрее и эффективнее провести лечение и даже достигнуть полного выздоровления.
Диспансеризация позволяет выявить факторы риска онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, факторами риска которых относятся нерациональное питание, ожирение, чрезмерное потребление алкоголя, курение, низкая физическая активность, повышенный уровень холестерина, повышенное артериальное давление.

Источник

Организация обучения в Школах здоровья

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОСНОВАМ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные цели

После изучения этой части учебного пособия Вы будете:

• знать современные формы, методы, средства обучения пациентов в школах здоровья, центрах медицинской профилактики и в условиях лечебного учреждения;

• уметь отбирать содержание, формы, методы и средства обучения пациентов;

• уметь проектировать, проводить и анализировать учебнопросветительские занятия для населения (пациентов); • владеть Teachback методом в работе с пациентом.

Ключевые слова:

Центры медицинской профилактики

Где проходит обучение пациентов и населения самосохранительной деятельности

Центры медицинской профилактики

Городской центр медицинской профилактики – это самостоятельное специализированное учреждение здравоохранения особого типа.

Функции центра медицинской профилактики:

• организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;

• организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

• участие в проведении подготовки специалистов других ведомств по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

• организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;

• оказание населению профилактической и консультативнооздоровительной помощи.

Основные направления работы:

– подготовка методических материалов для отделений (кабинетов) медицинской профилактики, медицинских работников, педагогов и др.;

– разработка, приобретение и внедрение профилактических программ;

– создание видеофильмов и видеоклипов, аудиороликов; – методические консультации.

– изучение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. среди молодежи;

– изучение информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, нерационального питания.

– материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно центром медицинской профилактики;

– пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;

– газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.

• Реализация программ и проектов

– реализуемые профилактические программы, в т.ч. федеральные, региональные, муниципальные;

– участие в реализации международных проектов.

– участие в передачах по телевидению/радиопередачах;

– публикации в прессе;

– организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин;

– работа «телефонов доверия».

– проведение консультаций по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

– оказание консультативно-оздоровительных услуг, в т.ч. платных.

Центры медицинской профилактики оказывают методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляют контроль за их деятельностью.

Школы здоровья

Школа здоровья для пациентов и лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования.

Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения. Руководителем назначается врач или медицинская сестра.

Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

К приоритетным задачам школ здоровья относятся:

• в доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;

• формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.);

• создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;

• повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства.

На территории Архангельской области осуществляют свою деятельность несколько школ здоровья: «Артериальная гипертония», «Бронхиальная астма», «Сахарный диабет», «Инсульт», «ХОБЛ», «Остеопороз», «Здоровое питание», «Коррекция веса», Школы беременных, Школы молодой матери, Школы для пациентов, принимающих антикоагулянты (варфарин), а также Кабинеты здорового ребенка, Кабинеты по отказу от курения, Кабинеты и отделения медицинской профилактики. (ГБУЗ АО «Архангельский центр медицинской профилактики» http://zdorovie29.ru/).

Организация обучения в Школах здоровья

Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

В Школу здоровья направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8–10 человек.

Занятия в Школе здоровья носят цикличный характер и проводят-

ся в интерактивной форме. Полный цикл обучения состоит из 6–8 занятий, продолжительность занятий 1–1,5 часа.

Продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1–2 месяца; периодичность занятий – 1–2 раза в неделю;

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 5339 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Поздравляю тебя милый мой с день рождения желаю здоровья счастья любви
Оцените статью