Оснащение «школы здоровья»
Порядок организации школ здоровья.
В лечебно-профилактических учреждениях, где организуются школы здоровья, инициатором, координатором, а так же исполнителем должны быть специалисты кабинета здорового образа жизни, т.е. валеологи.
При работе школ здоровья необходимо наличие следующих нормативных документов:
1.Программа – определяет цели (т.е. желаемый конечный результат работы), задачи (т.е. пути достижения цели), направления работы;
2.Приказ о создании и об организации работы школы здоровья — утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы;
3.Положение о работе школы здоровья — включает общие положения, цели, задачи, порядок работы школы, оснащение;
4.Учебный план работы — включает темы, даты/сроки проведения занятий, количество часов на каждую тему, ответственный исполнитель по каждому занятию;
5.Материалы к каждому занятию – лекции и тезисы (могут утверждаться: главным врачом, заведующим профильного отделения, лекторской группой);
6.Журнал учета работы — указывается дата проведения занятия, тема, Ф.И.О. посещающего школу, подпись ответственного лица;
7.Анализ работы школы — (по итогам года) с учетом оценки эффективности проводимых мероприятий;
I. Программа. Работа «школы здоровья» начинается с разработки программы. В программе должны быть определены цели (т.е. желаемый конечный результат работы) и задачи школы здоровья (т.е. пути достижения цели), основные направления работы по данной программе (н-р: работа с детьми, работа с родителями, работа с сотрудниками, работа с больными и т.п.).
Например обучение в школе здорового образа жизни может решать следующие задачи:
формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, как к важнейшей социальной ценности;
выработку умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
закрепление гигиенических навыков и привычек;
приобщение к разумной физической активности;
обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
II. Положение о работе.Следующим этапом в организации школы здоровья является разработка положения о школе здоровья, которое должно содержать следующие разделы:
1.Общее положение.Оговариваются следующие моменты:
На базе какого учреждения организуется работа школы здоровья (указывается полное название учреждения). Это могут быть подведомственные учреждения (ДДУ, школы, предприятия и т.п.), а так же поликлиника, ЦРБ (какое именно отделение);
Форма обучения: очная — образовательной работой занимаются только специалисты данного учреждения (врач, медицинская сестра) либо комбинированный вариант – в обучении принимают участи е специалисты других специальностей и учреждений (педагоги, психологи).
определяющие положения работы (так называемые этапы, направления). Например: 1)здоровый ребёнок – здоровая семья; 2) здоровая семья – здоровое общество; 3)здоровое общество – здоровое государство.
2. Задачи «школы здоровья».Например:
формирование мотивации здорового образа жизни, в т.ч. владение вопросами профилактики заболеваний и зависимостей;
выработка знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения, приобщение к физкультуре и спорту;
привитие и закрепление гигиенических навыков и привычек, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Цели «школы здоровья»
Научить членов общества заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, безопасному и ответственному поведению, умению предупреждать вредные привычки;
Выработать у населения отношение к здоровью как к главной человеческой ценности. Здоровье и хорошее психофизическое состояние – стиль жизни.
4. Порядок работы «школы здоровья».В нем оговариваются следующие моменты.
Что занятия в школе проводятся согласно «Учебного плана занятий». (В «школе здоровья» проводится два вида занятий – теоретические и практические. На практических занятиях обучают навыкам самопомощи. Формы проведения занятий в «школе здоровья» различные: «вечера вопросов и ответов», «киновидеолектории», «семинары-практикумы», тренинговые занятия.
Оснащение «школы здоровья»
информационно – методические материалы (памятки, листовки, буклеты и др.);
наглядные пособия (в соответствии с тематикой учебного плана);
анкеты для определения направления работы;
информационный список литературы;
III. Приказ.Школы организуются приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы.
Руководитель учреждения обеспечивает подготовку специалистов для выполнения этой
работы, рассматривает возможность поощрения за работу, ее объем и качество.
IV. Учебный план работы.Вначале идет название. Н-р:учебный план занятий школы здоровья «Школа лиц третьего возраста» на 2005 год.
План мероприятий необходимо представлять в виде таблицы, содержащей следующие колонки.
Источник
Порядок организации школ здоровья
В лечебно-профилактических учреждениях, где организуются школы здоровья, инициатором, координатором, а также исполнителем должны быть специалисты кабинета здорового образа жизни, т.е. валеологи.
При работе школ здоровья необходимо наличие следующих нормативных документов:
1.Программа – определяет цели (т.е. желаемый конечный результат работы), задачи (т.е. пути достижения цели), направления работы;
2.Приказ о создании и об организации работы школы здоровья — утверждаются ответственные лица, план и график работы школ, положение и программа, критерии оценки качества работы школы;
3.Положение о работе школы здоровья — включает общие положения, цели, задачи, порядок работы школы, оснащение;
4.Учебный план работы — включает темы, даты/сроки проведения занятий, количество часов на каждую тему, ответственный исполнитель по каждому занятию;
5.Материалы к каждому занятию – лекции и тезисы (могут утверждаться: главным врачом, заведующим профильного отделения, лекторской группой);
6.Журнал учета работы — указывается дата проведения занятия, тема, Ф.И.О. посещающего школу, подпись ответственного лица;
7.Анализ работы школы — (по итогам года) с учетом оценки эффективности проводимых мероприятий;
ШКОЛА БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ (ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ) | |||||
| |||||
В работе школы используется амбулаторная модель обучения больных, с режимом занятий один раз в неделю в течение четырех недель. В школу направляются больные с сахарным диабетом, не прошедшие обучение (первичный цикл), а также больные, уже прошедшие обучение, на повторный цикл (поддерживающий цикл). Цели и задачи школы диабета. § Основной целью школы является улучшение качества жизни больных сахарным диабетом путём обучения с мотивацией на правильное питание и здоровый образ жизни; § Основной задачей школы является обучение больных сахарным диабетом методам самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, обучение правилам рационального питания, профилактики острых и хронических осложнений; План занятий школы диабета. § Общие понятия о сахарном диабете. Самоконтроль. § Питание при сахарном диабете 2 типа. § Сахарозаменители. Физическая нагрузка. Алкоголь. Гипогликемия. § Осложнения сахарного диабета и их профилактика.
|
Заключение
Все хронические заболевания развиваются постепенно и не на пустом месте. Условия, при которых вероятность возникновения заболевания становится выше, называются факторами риска. Факторы риска можно выявить задолго до того, как возникнут первые симптомы заболевания, а их коррекция позволяет значительно снизить и даже полностью предупредить развитие заболевания. К тому же выявить эти факторы значительно проще и дешевле, чем потом диагностировать и лечить уже развившийся недуг. Кроме того, выявление заболевания на ранних стадиях его развития позволяет значительно быстрее и эффективнее провести лечение и даже достигнуть полного выздоровления.
Диспансеризация позволяет выявить факторы риска онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, факторами риска которых относятся нерациональное питание, ожирение, чрезмерное потребление алкоголя, курение, низкая физическая активность, повышенный уровень холестерина, повышенное артериальное давление.
Источник
Организация обучения в Школах здоровья
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОСНОВАМ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательные цели
После изучения этой части учебного пособия Вы будете:
• знать современные формы, методы, средства обучения пациентов в школах здоровья, центрах медицинской профилактики и в условиях лечебного учреждения;
• уметь отбирать содержание, формы, методы и средства обучения пациентов;
• уметь проектировать, проводить и анализировать учебнопросветительские занятия для населения (пациентов); • владеть Teachback методом в работе с пациентом.
Ключевые слова:
Центры медицинской профилактики
Где проходит обучение пациентов и населения самосохранительной деятельности
Центры медицинской профилактики
Городской центр медицинской профилактики – это самостоятельное специализированное учреждение здравоохранения особого типа.
Функции центра медицинской профилактики:
• организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;
• организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
• участие в проведении подготовки специалистов других ведомств по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
• организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;
• оказание населению профилактической и консультативнооздоровительной помощи.
Основные направления работы:
– подготовка методических материалов для отделений (кабинетов) медицинской профилактики, медицинских работников, педагогов и др.;
– разработка, приобретение и внедрение профилактических программ;
– создание видеофильмов и видеоклипов, аудиороликов; – методические консультации.
– изучение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. среди молодежи;
– изучение информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, нерационального питания.
– материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно центром медицинской профилактики;
– пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;
– газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.
• Реализация программ и проектов
– реализуемые профилактические программы, в т.ч. федеральные, региональные, муниципальные;
– участие в реализации международных проектов.
– участие в передачах по телевидению/радиопередачах;
– публикации в прессе;
– организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин;
– работа «телефонов доверия».
– проведение консультаций по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
– оказание консультативно-оздоровительных услуг, в т.ч. платных.
Центры медицинской профилактики оказывают методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляют контроль за их деятельностью.
Школы здоровья
Школа здоровья для пациентов и лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования.
Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения. Руководителем назначается врач или медицинская сестра.
Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
• в доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;
• формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.);
• создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
• повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства.
На территории Архангельской области осуществляют свою деятельность несколько школ здоровья: «Артериальная гипертония», «Бронхиальная астма», «Сахарный диабет», «Инсульт», «ХОБЛ», «Остеопороз», «Здоровое питание», «Коррекция веса», Школы беременных, Школы молодой матери, Школы для пациентов, принимающих антикоагулянты (варфарин), а также Кабинеты здорового ребенка, Кабинеты по отказу от курения, Кабинеты и отделения медицинской профилактики. (ГБУЗ АО «Архангельский центр медицинской профилактики» http://zdorovie29.ru/).
Организация обучения в Школах здоровья
Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
В Школу здоровья направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8–10 человек.
Занятия в Школе здоровья носят цикличный характер и проводят-
ся в интерактивной форме. Полный цикл обучения состоит из 6–8 занятий, продолжительность занятий 1–1,5 часа.
Продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1–2 месяца; периодичность занятий – 1–2 раза в неделю;
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 5339 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник