- Правовой механизм обеспечения здоровья населения
- 14.Формирование правового механизма обеспечения здоровья населения. Состояние нормативно -правовой базы охраны здоровья населения в рф.
- 15.Организация медико-социальной помощи беременным. Этапность оказания помощи. Социальная защита беременных.
- Правовой механизм обеспечения здоровья населения
- Лек ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.doc
Правовой механизм обеспечения здоровья населения
Законодательство Российской Федерации о здравоохранении. Большое значение здоровья в жизни человека диктует необходимость его всемерной охраны, в том числе и правовой. Государственное управление в социальной сфере вообще и в сфере здравоохранения в частности состоит в регулировании социально значимых процессов. Правовые методы государственного управления – это правовое регулирование отношений в сфере охраны здоровья и создание юридических гарантий нормального функционирования каждого субъекта социальных отношений. Правовые методы регулирования являются основными в государственном регулировании социальной сферы (на них основываются экономические и социально-психологические методы управления). Основное в этой деятельности – принятие законодательства, позволяющего регулировать важнейшие аспекты охраны здоровья.
Длительное время управление здравоохранение основывалось преимущественно на прямом администрировании, а правовые и экономические методы управления не использовались. До 1990 года все законодательство в области здравоохранения исчерпывалось «Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1961 г.) и Законом РСФСР «О здравоохранении (1971г.), принятым на основании «Основ». Начиная с 1990 года, преобразования в нашем обществе потребовали более четкой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения. С 1990 по 1995 годы было принято 12 базовых Федеральных законов, которые позволили решить неотложные проблемы здравоохранения. Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе: Конституция РФ – Федеральные конституционнные законы – Федеральные законы – Указы Президента РФ – Постановления Правительства РФ – приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств РФ. В области охраны здоровья Конституция Российской Федерации исходит из положений международных документов о правах и свободах человека, а так же из ВОЗовского определения здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
СТ. 41 конституции определяет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятый в 1993 году является центральным законодательным актом, в котором определены основные принципы охраны здоровья, основы организации и руководства здравоохранением, гарантии осуществления медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских работников, порядок медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» охрана здоровья определяется как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1993 год) регламентирует правоотношения в условиях медицинского страхования.
В 1992 году с целью обеспечения психиатрической помощи и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, принят закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он регулирует организацию психиатрической помощи, права и обязанности медицинских работников и иных специалистов, виды психиатрической помощи и порядок ее оказания, а так же контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи.
В условиях современного уровня развития таких отраслей медицинской и биологической науки как трансплантология, генетика, репродуктивные технологии, затрагиваются основополагающие ценности общества и человека. Необходима осторожность ученых, врачей и законодателей, чтобы в процессе развития этих наук не нарушить многовековые духовные традиции человечества. С этой целью в 1993 году был принят Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», который определяет условия и порядок трансплантации, опираясь на достижения науки и медицинской практики, с учетом международного законодательства в этой области.
Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» регулирует отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в РФ и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.
Без охраны окружающей природной среды, создания благоприятных условий труда, быта и отдыха, без контроля качества продуктов питания невозможна реализация права людей на охрану здоровья. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1993 год) гарантирует права человека в этой области, устанавливает порядок осуществления государственного ведомственного санитарно-эпидемиологического контроля, регламентирует организацию государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Источник
14.Формирование правового механизма обеспечения здоровья населения. Состояние нормативно -правовой базы охраны здоровья населения в рф.
В последние годы в России идет активный процесс формирования правовой базы, которая позволяет разрабатывать отраслевые нормативные правовые документы по обеспечению населения медико-социальной помощью на уровне профессиональной медико-социальной работы. Важнейшими документами являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации»; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другие правовые акты.
На основании правовой базы на уровне ведомств разрабатываются нормативно-правовые документы, которые позволят внедрить в практику социальных институтов общества востребованную временем медико-социальную работу.
15.Организация медико-социальной помощи беременным. Этапность оказания помощи. Социальная защита беременных.
Охрана материнства и детства — это система мер государственного, общественного и частного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание оптимальных условий для выполнения женщиной ее важнейшей социальной функции — рождение и воспитание здорового ребенка.
Основные этапы оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям:
1. Формирование здоровья девочки как будущей матери, подготовка ее к материнству.
2. Лечебно-профилактическая помощь женщинам до наступления беременности.
3. Антенатальная охрана плода.
4. Интранатальная охрана плода.
5. Охрана здоровья новорожденного и матери в послеродовом периоде.
6. Охрана здоровья ребенка до поступления в школу.
7. Охрана здоровья учащихся (школьник, учащиеся ПТУ и др.) и работающих подростков.
Женская консультация — это лечебно-профилактическое учреждение диспансерного типа, оказывающее все виды амбулаторной акушерско-гинекологической помощи населению.
Типы женских консультаций:
— В составе поликлиники.
— В составе родильного дома.
Структура женской консультации:
2. Кабинеты врачей акушеров-гинекологов.
3. Кабинеты врачей-специалистов (при наличии 8 и более участков): терапевт, кардиолог, эндокринолог, онколог и др.
4. Кабинет социально-правовой помощи.
5. Кабинет психопрофилактической подготовки беременных к родам.
6. Смотровой кабинет.
7. Малая операционная.
8. Процедурный кабинет.
9. Отделение лечебной физкультуры, физиотерапевтическое отделение, лаборатория.
10. Дневной стационар.
Задачи женской консультации:
1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний.
2. Оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи женщинам прикрепленной территории.
3. Внедрение в практику новых организационных методов работы по улучшению диагностики и лечению патологии беременности, заболеваний родильниц и гинекологических больных.
4. Оказание помощи населению по вопросам планирования семьи.
5. Гигиеническое обучение женщин, в том числе по современным методам контрацепции.
6. Обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных с акушерско-гинекологическими стационарами и другими ЛПУ.
7. Оказание социально-правовой помощи женщинам.
Основные разделы работы участкового врача акушера-гинеколога:
1. Диспансеризация беременных и родильниц:
— взятие беременной в ранние сроки под наблюдение ЖК;
— оформление медицинской документации на беременную;
— систематическое динамическое наблюдение за состоянием здоровья беременных;
— госпитализация беременных, нуждающихся в стационарном лечении;
— физическая и психопрофилактическая подготовка беременных к родам;
— изучение условий труда беременных;
— организация и проведение занятий в «Школах матерей»;
— лечебно-профилактическая помощь родильницам.
2. Гинекологическая помощь: работа с гинекологическими больными и здоровыми женщинами.
1. Активное выявление гинекологической патологии у женщин.
2. Организация проведения обследования и лечения женщин с гинекологической патологией.
3. Своевременная госпитализация женщин с гинекологической патологией, нуждающихся в стационарном лечении.
4. Экспертиза временной нетрудоспособности при гинекологических заболеваниях.
5. Диспансеризация гинекологических больных.
6. Направление женщин с признаками инвалидности на МСЭ.
7. Профилактика абортов, контрацепция.
8. Работа по формированию здорового образа жизни.
9. Анализ деятельности женской консультации.
Для анализа деятельности женской консультации рассчитывается ряд характерных только для данного учреждения показателей:
1. Своевременность взятия беременных под наблюдение женской консультации.
1.1. Ранняя постановка на учет (в сроки до 12 недель беременности).
1.2. Поздняя постановка на учет (позднее 28 недель беременности).
2. Частота ошибок в определении срока родов.
2.1. Процент женщин, родивших ранее установленного консультацией срока на 15 дней и более.
2.2. Процент женщин, родивших позже установленного срока на 15 дней и более.
3. Удельный вес беременных, которые были осмотрены терапевтом.
4. Частота осложнений беременности.
5. Частота абортов:
5.1. Частота абортов рассчитывается на число женщин фертильного возраста.
5.2. Частота абортов рассчитывается на число родов (соотношение).
6. Частота использования методов контрацепции (на 1000 женщин фертильного возраста). Данный показатель рассчитывается по каждому методу контрацепции.
7. Структура исходов беременности:
7.1. удельный вес закончивших беременность родами в срок;
7.2. удельный вес преждевременных родов;
7.3. удельный вес абортов.
8. Антенатальная смертность.
Родильный дом — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания квалифицированной медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях, а также новорожденным с момента рождения и до выписки из роддома.
Структура родильного дома:
1. Приемно-смотровой блок (для каждого отделения).
2. Физиологическое акушерское отделение (первое).
3. Обсервационное акушерское отделение (второе).
4. Отделение патологии беременности.
5. Отделение новорожденных (для разных отделений).
6. Гинекологическое отделение.
7. Лабораторно-диагностические отделения.
С целью профилактики материнской смертности проводится следующая работа:
1. Решение вопроса о возможности сохранения беременности.
2. Выделение из числа беременных группы высокого риска акушерской патологии.
3. Проведение медико-генетического консультирования.
4. Патронаж беременной, контроль за течением беременности и состоянием плода.
5. Решение вопроса о необходимости дородовой госпитализации беременной.
6. Рациональное трудоустройство беременных.
7. Оценка интранатальных факторов риска для матери и плода, выбор адекватного способа родоразрешения.
8. Роды должны проходить только в акушерском стационаре родильного дома при наличии оперирующего акушера-гинеколога.
Для анализа деятельности стационара родильного дома, помимо общепринятых для любого стационара показателей, дополнительно рассчитываются следующие:
1. Показатели, характеризующие активность медицинской помощи:
1.1. Частота обезболивания родов (% медикаментозного обезболивания родов);
1.2. Частота кесаревых сечений.
2. Показатели, характеризующие здоровья матери:
2.1. Частота осложнений в родах (разрывы промежности, кровотечения, пре- и эклампсии);
2.2. Частота послеродовых заболеваний по каждому из осложнений;
2.3. Материнская смертность.
3. Показатели, характеризующие здоровье новорожденного:
3.1. Заболеваемость новорожденных, в том числе отдельно рассматривается для доношенных и недоношенных детей;
3.2. Процент новорожденных с низкой массой тела (до 2500 г);
3.3. Летальность новорожденных, в том числе отдельно рассматривается для доношенных и недоношенных детей;
3.4. Перинатальная смертность;
3.5. Ранняя неонатальная смертность;
Стационарная помощь женщинам с гинекологическими заболеваниями осуществляется гинекологическими отделениями родильных домов, которые бывают трех профилей:
1. Для госпитализации больных, нуждающихся в оперативном лечении.
2. Для больных, нуждающихся в консервативном лечении.
3. Для прерывания беременности (абортное).
В структуру отделения должно входить приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные, физиотерапевтический кабинет, комната для выписки, палата интенсивной терапии, вспомогательно-диагностическая служба.
Источник
Правовой механизм обеспечения здоровья населения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:38, лекция
Описание работы
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.
Файлы: 1 файл
Лек ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.doc
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран. В международном масштабе оно было декларировано в 1948 г. во всеобщей декларации прав человека.
Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в РФ законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. было ограниченным и исчерпывалось “Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении” (1961 г.) и законом РСФСР “О здравоохранении” (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами.
С 1990 г. в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть и сферу здравоохранения.
Практически впервые в России начал складываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулирования:
- надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;
- законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
- права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;
- организация деятельности системы здравоохранения;
- регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;
- финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;
- специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.
К сожалению, правовое регулирование основных видов медицинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. Поэтому необходимо, чтобы будущие социальные работники были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения.
Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:
- Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страховых взносов, других поступлений.
- В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
- Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Медицинское право, будучи структурным элементом российской правовой системы, само характеризуется определенной системностью, состоит из нескольких институтов, в том числе права граждан на охрану здоровья; прав пациентов; медицинского страхования; контроля качества медицинской помощи; защиты прав граждан в области охраны здоровья и других.
Регулятивная статистическая функция выражается в закреплении прав граждан в области охраны здоровья, закреплении организационных основ системы здравоохранения. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения в регулируемой сфере для подкрепления их развития, в первую очередь для реализации возможностей, заложенных в правах, закрепленных за гражданами. Охранительная функция заключается в нацеленности отрасли на охрану прав граждан в области охраны здоровья, их защиту. Специфичность охранительной функции медицинского права заключается в том, что под охрану взяты такие неотчуждаемые личные блага, как жизнь и здоровье.
Специфика предмета регулирования очевидна и позволяет отграничить медицинское право от других правовых явлений, в первую очередь от права социального обеспечения.
Структурную основу, «костяк» предмета медицинского права составляют отношения по предоставлению медицинских услуг, так называемые отношения пациент—врач и пациент — медицинское учреждение. Отношения эти частные, гражданско-правовые по своей природе.
В соответствии с Государственным Кодексом РФ медицинская деятельность определяется как возмездное оказание услуг. В медицинской среде велась дискуссия о том, следует ли врачебную деятельность относить к услугам. Высказывались мнения, что работа врача — это высокий долг, служение человечеству, и отнесение ее к услугам способно подорвать нравственные основы самой медицинской профессии. Дискуссия эта была беспочвенна с юридической точки зрения. Позиция Законодателя вполне понятна: право, главная черта которого — формальная определенность, не может оперировать нравственно-этическими и моральными категориями. Законодательное определение деятельности по оказанию медицинской помощи, как возмездного оказания услуг, соответствует позиции ВОЗ по этому вопросу. По определению ВОЗ, пациент — потребитель медицинских услуг; врач (медицинское учреждение) — предоставитель медицинских услуг. При регулировании данных отношений юридический приоритет должен принадлежать воле частных лиц, регулирование носит присущий частному праву автономный характер.
Вместе с тем врачебная деятельность является объектом постоянного государственного, публичного надзора. Централизованно, властным путем предлагается решение вопросов по организации здравоохранения, устанавливаются единые стандарты, требования к врачебной деятельности. Отношения по организации лечебно-диагностического процесса, управлению этим процессом имеют административную природу, но по своей специфике могут рассматриваться только в неразрывной связи с отношениями по оказанию медицинской помощи.
Врачебная деятельность невозможна без надлежащего обеспечения, организации и управления, которые традиционно находятся в сфере публичного в праве и регулируются юридическим инструментарием публичного права. Так, в рамках одного фактического отношения пересекаются и взаимодействуют качественно разные правовые явления. Многоаспектность этих отношений приводит к необходимости привлечения к их регулированию смешанного юридического инструментария.
Законодательную базу отрасли составляет законодательство о здравоохранении, включенное в общеправовой Классификатор отраслей законодательства России под цифровым кодом 220 000 000. В него входят:
- Федеральный Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.;
- Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» в редакции от 2 апреля 1993 г.;
- Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г.;
- Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г.;
- Закон РФ «О донорской крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г.;
- Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. и ряд других актов.
Кроме норм законодательства о здравоохранении, медицинское право использует нормы, заимствованные в базовых материальных отраслях — гражданском праве, административном праве.
Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения рассматривают в нескольких аспектах:
- профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством;
- должностные преступления, предусмотренные уголовным законодательством;
- правонарушения работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ.
Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством, в свою очередь включает две группы преступлений:
- преступления работников здравоохранения, направленные против личности — причинение смерти по неосторожности, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, умышленное заражение ВИЧ-инфекцией, незаконное производство аборта, неоказание помощи больному, незаконное помещение в психиатрический стационар, торговля несовершеннолетними, подмена ребенка, разглашение тайны усыновления (удочерения);
- преступления работников здравоохранения, направленные против общественной безопасности и общественного порядка, — незаконное обращение с радиоактивными материалами, хищение либо вымогательство радиоактивных материалов; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.
Должностные преступления работников здравоохранения включают в себя преступления, направленные против государственной власти (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность), преступления, направленные против правосудия (заведомо ложные показания, заключение эксперта), и преступления в сфере экономики (вымогательство). Выделена также группа правонарушений работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ, — незаконный эксперимент на больном, незаконная медицинская стерилизация.
Активная деятельность по разработке законов об охране здоровья граждан осуществляется и в регионах России. В настоящее время субъектами РФ принято 68 законов в области здравоохранения, 77 законов находятся на рассмотрении в Минздраве России. Проводится работа по разграничению полномочий и предметов ведения в сфере здравоохранения между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов страны. К настоящему времени подписано около 20 таких соглашений.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 5.11.97 г. № 1387) в качестве одного из основных направлений предусматривает совершенствование правового регулирования в сфере охраны здоровья.
Институциональные изменения в законодательной работе в области здравоохранения
Социальные ожидания населения в области здравоохранения прочно связаны с предыдущим этапом развития России, социалистическими принципами, обеспечивавшими граждан удовлетворительной бесплатной медицинской помощью. И в настоящее время наши граждане продолжают верить, что со здравоохранением не произошло ничего, и в нем по-прежнему должны царить порядок и достаток.
Если в отечественном здравоохранении предстоит реформирование и структурное преобразование в ближайшие годы, то для успешной реализации их на практике в первую очередь следует начинать с правовых преобразований в этой сфере. От такой позиции во многом зависит правовое будущее здравоохранения страны. В настоящее время медицинские учреждения в большинстве случаев осуществляют свою деятельность по инерции на основе опыта и внеправовых установок прошлых лег, а также подзаконных ведомственных актов. Многие руководители с большим трудом и довольно неэффективно перестраивают свою работу в современных условиях, в основном из-за непонимания важности юридических знаний и недостаточной грамотности в правовых вопросах, в том числе и в области медицинского права.
Некоторые авторы отмечают, что в деятельности субъектов, представляющих профессиональные медицинские услуги населению, практически постоянно выявляется правовая ограниченность в хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права в стране могут быть отражены не только на основании федеральных законов и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ нравственности и здоровья населения, но и на основании указов Президента и постановлений Правительства, а также ведомственных распоряжений, которые являются подзаконными актами.
Источник