Итоги работы над проектом «Мы за ЗОЖ»
специалист в области арт-терапии
Оценка и контроль выполнения плана мероприятий по реализации проекта «Мы за здоровый образ жизни»
Реализация проекта осуществлялась с 07.03.2017 г. по 10.04.2017г.
Ответственные: Шекунов Иван Сергеевич, воспитанник 4 группы, обучающийся 8в класса — автор проекта, Копылова Светлана Владимировна, учитель I квалификационной категории — руководитель проекта, рабочая группа – обучающиеся 8в класса.
Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова В. Г. Белинского «Без здоровья невозможно и счастье».
В ходе реализации данного проекта были поставлены и достигнуты следующие цели: формирование в сознании воспитанников позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, актуализация темы здорового образа жизни.
Для достижения цели проекта в процессе его реализации на каждом этапе были решены следующие задачи
1 этап: подготовительный ( 07.03.2017г)
— решение организационных вопросов;
— постановка целей и задач;
— выбор оборудования и материалов;
— определение перечня основных мероприятий.
2 этап: исследовательский (09.03.2017 — 10.03.2017)
— исследование причин, возможных вариантов решения проблемы низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни с применением «Анкеты для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни;
— определение источников информации (справочная литература, интернет, беседы с представителями медицинской службы, учителями).
3 этап: практический (11.03.2017- 10.04.2017г)
— осуществление запланированных мероприятий, через активную пропаганду здорового образа жизни;
— анализ завершенной проектной работы.
План мероприятий реализации проекта «Мы за здоровый образ жизни»
Анкетирование обучающихся Рефтинского СУВУ по вопросам ЗОЖ
Обучающиеся 5-10 классов/ Организаторы проекта
Определение уровня осведомленности (сформированности) о ЗОЖ у обучающихся
Анализ результатов анкетирования среди обучающихся Рефтинского СУВУ
Гвоздев П., руководитель проекта
Исследование причин, возможных вариантов решения проблемы низкой мотивации обучающихся к ведению ЗОЖ
Оформление информационно — профилактического стенда №1
«Наркомания и токсикомания – путь в никуда»
Москвин Н., Шекунов И
Пропаганда здорового образа жизни
Оформление информационно — профилактического стенда №2
«Влияние алкоголя на организм человека»
Илларионов И., Балкин Д.
Пропаганда здорового образа жизни
Оформление информационно — профилактического стенда №3
«Курить – здоровью вредить»
Рабочая группа: Гутов Д.,
Пропаганда здорового образа жизни
Оформление информационно — профилактического стенда №4
«Движение – это жизнь»
Кузьмин М., Гвоздев П., Бразайтис Д.
Пропаганда здорового образа жизни
Выставка плакатов и рисунков на тему «Наше здоровье в наших руках»
Рабочая группа, обучающиеся 5-10 классов
Привлечение воспитанников Рефтинского СУВУ к пропаганде ЗОЖ через коллективную творческую деятельность
Творческие работы обучающихся
Профилактические беседы по проблемам ЗОЖ, проводимые волонтерами
Волонтеры: обучающиеся и педагоги медицинского колледжа города Асбеста
Единый классный час «Береги здоровье смолоду!» с применением ИКТ (презентаций, видеороликов, просмотром и обсуждением научно-популярного фильма
«Как не умереть молодым»
Рабочая группа, обучающиеся 5-10 классов
Разработка классного часа, презентация к классному часу, видео
План мероприятий по реализации проекта « Мы за здоровый образ жизни » реализован на 100%. Из 8 мероприятий проведено 8.
По реализации проекта ставились следующие задачи:
1.Провести анкетирование среди воспитанников Рефтинского СУВУ с целью выявления уровня сформированности культуры здорового образа жизни.
2.Исследовать возможности информирования подростков по вопросам ЗОЖ. Осуществить выбор предметных направлений и видов деятельности.
3.Разработать и осуществить план по выбранным направлениям деятельности.
4.Осуществить контроль над реализацией проекта через отчетную документацию (самоанализ, фотоотчет, презентацию). Представить общественности итоги реализации проекта на сайте учреждения.
Оценка и контроль выполнения плана
1.Провести анкетирование среди воспитанников Рефтинского СУВУ с целью выявления уровня сформированности культуры здорового образа жизни.
Исследовали причины, возможных вариантов решения проблемы низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни через проведение анкетирования среди обучающихся Рефтинского СУВУ.
В анкетировании по желанию приняло участие 62 обучающихся, что составило 76%.
Задача этапа выполнена достаточно.
2.Исследовать возможности информирования подростков по вопросам ЗОЖ. Осуществить выбор предметных направлений и видов деятельности.
Изучили литературу, материалы из сети Интернет, провели беседы с работниками медицинской службы, учителями по вопросам ЗОЖ.
Задача этапа выполнена достаточно.
3.Разработать и осуществить план по выбранным направлениям деятельности.
Разработали и осуществили план действий по пропаганде ЗОЖ, профилактике всех форм зависимости; обеспечению свободы выбора при максимальном информировании обучающихся Рефтинского СУВУ.
Разработали информационные материалы для оформления четырех стендов образовательной школы Рефтинского СУВУ;
провели профилактические классные часы с применением ИКТ (презентаций, просмотром и обсуждением научно-популярных фильмов и видеороликов); выставку плакатов и рисунков на тему: «Наше здоровье в наших руках».
Задача этапа выполнена в полном объеме.
4.Осуществить контроль над реализацией проекта через отчетную документацию (самоанализ, фотоотчет, презентацию). Представление общественности итогов реализации проекта на сайте учреждения.
Осуществили контроль над реализацией проекта через отчетную документацию (самоанализ, фотоотчет, презентацию).
Итоги реализации проекта представлены общественности на сайте учреждения. Задача этапа выполнена в полном объеме.
Анализ результатов работы над проектом
1.Осуществить анализ анкет по вопросам ЗОЖ
2.Разработать материалы для инфор мирования подростков по вопросам ЗОЖ.
3.Привлечь обучающихся 5-10 классов к коллективной творческой деятельности. Организовать выставку плакатов и рисунков «Наше здоровье в наших руках».
4.Провести профилактический классный час с применением ИКТ (презентаций, просмотром и обсуждением научно-популярных фильмов и видеороликов).
5.Привлечь к сотрудничеству по проблемам ЗОЖ медицинскую службу учреждения.
Подготовлены анкеты для оценки уровня отношения обучающихся к проблемам здоровья и ЗОЖ.
Проведено анкетирование обучающихся Рефтинского СУВУ по вопросам ЗОЖ. Осуществлен анализ результатов анкетирования.
Обучающимися 8в класса разработана печатная продукция: «Наркомания и токсикомания – путь в никуда», «Влияние алкоголя на организм человека», «Курить – здоровью вредить», «Движение – это жизнь».
5а «Мы выбираем жизнь»
6а «Твой выбор – твоя жизнь», «Мы – новое поколение»
7а «Мы выбираем жизнь»
8а «Разговор сигареты с легкими»
8в «Мы за здоровый образ жизни»
8г «Не ломай себе жизнь»
9а «Здоровый образ жизни»
9б «Слагаемые здоровья»
7-8 «Не упусти жизнь»
9а и 9-10 «Сделай свой выбор»
Нарисовано более 20-ти рисунков.
Подготовлена разработка классного часа и презентация «Береги здоровье смолоду».
07.04.2017 в рамках Всемирного дня здоровья обучающиеся 5-10 классов Рефтинского СУВУ приняли у частие в профилактических беседах с применением ИКТ, организованных медицинской службой учреждения совместно с волонтерами: обучающимися и педагогами медицинского колледжа города Асбеста. В результате бесед обучающиеся получили научно обоснованные рекомендации специалистов по вопросам ЗОЖ.
Трудности в реализации проекта:
Трудности возникли в отсутствии открытого доступа обучающихся к сети интернет. Основная работа по отбору необходимой информации из интернета (сообщения, картинки, видеоматериалы и т. п.) легла на плечи руководителя проекта. Обучающимся оставалось лишь выбрать наиболее интересный, с их точки зрения, материал, из того что предоставил учитель.
Сильные стороны проекта:
Участие обучающихся в мероприятиях по реализации проекта позволило им:
— активно включиться в социально значимую деятельность, приобрести навыки по разработке проекта, по систематизации материала;
— научиться определять проблемы, ставить цели и задачи; выбирать оборудование и материалы, определять перечень основных мероприятий;
— распределять обязанности среди участников проекта, сотрудничать в процессе разнообразной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы;
— оценивать результат своей деятельности и деятельности других.
Участие в проекте дало возможность обучающимся повысить и закрепить знания о негативных последствиях алкогольного, никотинового, наркотического пристрастий, усилить ответственное отношение воспитанников к своему здоровью, к своему будущему.
Руководитель проекта: Копылова С.В.
Анализ реализации проекта «Мы за здоровый образ жизни»
В результате работы над проектом мы смогли ответить на вопросы:
От чего зависит здоровье человека? Что означает понятие «Здоровый образ жизни»? Каковы последствия влияние на организм подростков таких факторов как алкоголизм, курение, токсикомания, наркомания? Как избавиться от вредных привычек? Как сохранить здоровье?
Участие в проекте научило нас адекватно оценивать свои способности, выполнять работу в коллективе, в микро группе, слушать и слышать друг друга, оказывать взаимопомощь, совместно находить решение возникающих проблем.
В ходе реализации проекта мы приобрели опыт работы:
— по постановке целей и задач;
— по изучению материалов по вопросам ЗОЖ,
— по разработке печатной продукции для оформления стендов по проблемам алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании.
— по проведению анализа анкет обучающихся.
Мне, как автору проекта, удалось проявить свои лидерские и организаторские способности в ходе проведения заседаний рабочей группы 8в класса, при выполнении поисковой, исследовательской, творческой деятельности.
07.04.2017 во Всемирный день здоровья на третьем этаже образовательной школы мы организовали выставку «Наше здоровье в наших руках» , к участию в которой привлекли обучающихся 5-10 классов Рефтинского СУВУ. Творческая группа 8в класса выполнила газету под названием «Мы за ЗОЖ». Эта выставка наглядно показала позитивное отношение наших воспитанников к здоровому образу жизни, их принятие отказа от многих вредных привычек, понимание ценности здоровья. Об этом говорит не только содержание, но и названия газет: «Мы выбираем жизнь», «Твой выбор – твоя жизнь», «Мы – новое поколение», «Мы выбираем жизнь», «Не ломай себе жизнь», «Слагаемые здоровья», «Не упусти жизнь», «Сделай свой выбор» и т.д.
08.04.2017 был успешно организован и проведен единый классный час «Береги здоровье смолоду!» с использованием ИКТ, просмотром и обсуждением фильма «Как не умереть молодым». Это мероприятие также явилось своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей значимость нашего проекта для обучающихся Рефтинского СУВУ, так как в ходе бесед выяснилось, что не осталось ни одного человека равнодушного к своему здоровью, своему будущему.
Автор проекта: Шекунов Иван
Общий вывод об уровне реализации проекта и его дальнейших перспективах применения и развития.
Подготовка проекта «Мы за здоровый образ жизни» началась задолго до его фактической реализации: 1) 25.01.17г. проект был представлен на 3 Научной ученической конференции, 2) 17.02.17г. прошло представление и утверждение к реализации проекта на заседании рабочей группы проекта «МИРгород». Учитывая рекомендации участников рабочей группы, проект был доработан и все запланированные мероприятия осуществлены в полном объеме.
Данный проект помог обучающимся Рефтинского СУВУ проявить себя в познавательной, творческой, исследовательской деятельности, актуализировал знания воспитанников по здоровому образу жизни.
Считаем, что данный проект дает возможность сделать заботу о ЗОЖ доброй традицией Рефтинского СУВУ в форме разработки информационных бюллетеней, проведения выставок творческих работ обучающих, проведения профилактических бесед с привлечением волонтеров медицинского колледжа г. Асбеста.
Источник
Проект «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Автономное учреждение воронежской области «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления
Конкурс «Добронежец — 2017»
«Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Номинация: «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»
Автор проекта: Бубнова Ирина Васильевна
с. Средний Икорец
Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство».
Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.
Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.
1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
2) Формирование ключевых компетенций:
— коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
— здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.
4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.
5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.
1. Описание проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
1.3. Актуальность проекта.
1.4. Цель проекта.
1.6. Прогнозируемые результаты.
1.7. План реализации проекта.
1.8. Реализация проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?»:
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.
Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹
По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.
Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.
¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 – 37.
² Дробижева Л.Н., директор института социологии РАН. Ценность здоровья и культура нездоровья в России //http: // spkurdymov/narod.ru/Drobizheva3.htm
Социально-реабилитационный центр «Золотой колос» — уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном непрерывном пространстве.
На базе АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.
1.3. Актуальность проекта.
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.
Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».
Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации воспитанников Центра «Золотой колос» по ЗОЖ.
Так дети, нуждающиеся в поддержке государства, по типам семей и количеству в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году распределились следующим образом:
Количество детей в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»
Источник