Проблемы физического здоровья современных студентов

Проблемы физического здоровья современных студентов

Здоровье непосредственно влияет на работоспособность и производительность труда, экономику страны, нравственный климат в обществе, воспитание молодого поколения, отражает образ и качество жизни. Важным профилактическим фактором в укреплении здоровья человека является здоровый образ жизни. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – всё это показатели общей культуры человека [1].

В последние время проблеме состояния здоровья студентов уделяется всё больше и больше внимания, так как в России 65 процентов студентов имеют хронические заболевания. Также ухудшение состояния здоровья населения приводит к существенным социально-экономическим потерям.

Анализируя состояние проблемы здоровья, в частности, студентов, видно, что система формирования здорового образа жизни существенно подорвана, а новая – только создается. Отсутствуют реальные социальные и экономические методики влияния на причины неблагоприятных сдвигов здоровья каждого человека и всей нации в целом. Ни для кого не секрет, что это одна из причин плохого отношения студентов к своему здоровью, к здоровому образу жизни, и это влечёт за собой негативные последствия.

Ухудшение здоровья студентов в период обучения в вузе в большей степени связано с неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что при поступлении в вуз у большей части студентов происходит изменение привычных жизненных стереотипов, смена места проживания, изменение условий самостоятельной работы, смена режима и качества питания. При этом большая часть студентов проживает в общежитиях.

Читайте также:  Секреты правильного питания для здоровья

В современном городе студенты тратят очень много времени на дорогу, учитывая то, что некоторая часть из них тратит на это около 2-х часов, а иногда и больше. Дополнительным фактором, отягощающим обучение в вузе, является постоянная необходимость совмещения учебы с работой. Часто, студенты заняты малоквалифицированным трудом: работают грузчиками, официантами, дворниками, охранниками, как правило, это происходит в вечернее или ночное время. Уже на первых курсах учебу с работой совмещают более 30 процентов юношей и 15 процентов девушек. Это приводит к значительному нарушению режима дня. Около трети студентов принимают горячую пищу только один раз в день.

По данным проведения исследования среди студентов различных вузов нашей страны, отмечен сильный рост негативных тенденций в гигиеническом поведении студентов. Количество курящих, употребляющих алкоголь и наркотики студентов достигло 72,8 %. Низкая физическая активность отмечается почти у 70 % студентов.

Многие проведённые исследования показывают, что среди студентов популярен западный стиль питания. Такой стиль питания однообразен, насыщен животными жирами и сахарами, большое количество бутербродов, которые запиваются газированными напитками, используется очень малое количество овощей, фруктов, плодов, круп, кореньев. Довольно часто студенты в перерывах между «парами» перекусывают, чем придется, это: жевательная резинка, конфеты, шоколад, газированная вода. Бывает, что некоторые «утоляют голод» выкурив сигарету.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что физическое здоровье среди студентов с каждым годом становится всё хуже и хуже. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, познании, самоутверждении, самовоспитании [2].

Читайте также:  Перелом носа это какая тяжесть вреда здоровью

Источник

Здоровье современных студентов: проблемы и пути решения

Определение необходимости дополнительного образования в области физического воспитания для повышения двигательной активности, улучшения физической подготовленности, оптимизации психосоматических характеристик и эмоционально-афферентной сферы студентов.

Рубрика Биология и естествознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 19.12.2017
Размер файла 16,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Здоровье современных студентов: проблемы и пути решения

Ольховская Елена Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Институт психолого-педагогического образования Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург, Россия

Автором проанализированы возможности физкультурно-спортивной деятельности в сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи. В ходе эксперимента выявлена необходимость дополнительного образования в области физического воспитания для повышения двигательной активности, улучшения физической подготовленности, оптимизации психосоматических характеристик и эмоционально-афферентной сферы студентов.

Ключевые слова: здоровье студентов вузов, физическое воспитание, спортивные игры, двигательная подготовленность, тревожность, сенсомоторные реакции

физический воспитание психосоматический образование

Интенсификация учебной деятельности в высших образовательных учреждениях, переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям, повышают требования к уровню работоспособности, к состоянию как психического, так и физического здоровья студентов. Различные статистические исследования убедительно показывают, что количество практически здоровых выпускников российской школы колеблется от 13 до 18 %. В связи с этим проблема здоровьесбережения студенческой молодежи сегодня является основополагающей в организации профессионально-образовательного процесса в вузах страны.

Одной из основных задач, решаемых физической культурой в образовательных учреждениях, является оздоровительная задача. Однако она остается мало реализуемой, так как урочные формы занятий способны удовлетворить двигательный режим студентов только на 22-25% [1, с. 34]. Снижение двигательной активности вызывает состояние гиподинамии, характеризующееся рядом существенных нарушений физиологических систем организма. Таким образом, основополагающим моментом в оптимизации здоровья студенческой молодежи является увеличение двигательной активности и повышение мотивации к ведению здорового образа жизни и в частности к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью в свободное от учебы время.

Согласно учебному плану студенты организованно могут заниматься физической культурой только два раза в неделю, что составляет 13 — 15% от необходимой двигательной активности. Дополнительное использование средств физической культуры и спорта в объеме 9-14 часов в неделю или 2-2,5 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к укреплению как психического, так и физического здоровья студентов [1, 2].

Выделяют пять инновационных подходов к переосмыслению физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в учебных заведениях [3, с. 131]. Наиболее интересным на наш взгляд являются альтернативные традиционному уроку формы организации физической культуры в учебно-тренировочных группах за приделами академического расписания и в тренировочных режимах. При этом студенты имеют полную свободу выбора в соответствии с их уровнем здоровья и интересами. Данный выбор способствует формированию субъектных качеств, повышает мотивацию к занятиям, социальную активность и ответственность. В организации физического воспитания студентов РГППУ мы придерживались методологических принципов, предлагаемых В.К. Бальсевичем: необходимо учитывать индивидуальные способности студентов и уровень их физической подготовленности; использование в процессе физического воспитания современных технологий спортивной и оздоровительной тренировки; апробирование инновационных преобразований в экспериментальных группах.

Анкетирование первокурсников РГППУ каждый год показывает, что более 50% студентов при выборе для занятий спортивного отделения отдают свое предпочтение спортивным играм: футболу, волейболу, баскетбол, настольный теннис.

Данные виды спорта характеризуются выполнением физических упражнений в разнообразных вариантах и в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией, и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату двигательных действий.

Для выявления эффективности влияния дополнительных занятий физической культурой и спортом на психофизическое здоровье студентов нами было проведено исследование, в котором участвовало две группы студентов: контрольная группа «ОФП», занимающихся по обычной программе и экспериментальная группа «Спортивные игры», в учебный процесс которых были включены дополнительные занятия спортивными играми в спортивных секциях.

На констатирующем этапе исследования были получены следующие результаты: все студенты по своему психофизическому статусу, за исключением двигательной подготовленности, соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к данному возрасту. При этом студенты контрольной и экспериментальной группы в начале обучения (1 курс, 1 семестр) имеют практически одинаковые показатели физической подготовленности, сенсомоторных реакций и уровня тревожности.

Для определения влияния дополнительных занятий физической культурой и спортом на психофизическое здоровье было проведено тестирование физической подготовленности студентов с помощью нормативной таблицы В.И. Лях. Полученные результаты убедительно показали, что у студентов экспериментальной группы «Спортивные игры», где помимо обязательных занятий физической культурой предусмотренных государственной программой студенты занимались еще и спортивными играми в спортивных секциях, исследуемые физические качества достоверно улучшились. В контрольной группе «ОФП», где отсутствовали факультативные занятия, все исследуемые качества оставались примерно на уровне исходных параметров. При этом двигательная активность студентов в этой группы составляла всего лишь 50-52% от нормативной, в то время как у студентов группы «Спортивные игры» двигательная активность почти удовлетворяет необходимый суточный двигательный режим.

Для определения влияния дополнительных занятий физической культурой и спортом на психосаматические характеристики и эмоционально-афферентную сферу студентов мы исследовали уровень тревожности и сенсомоторные реакции студентов за день до сдачи экзамена в период летний сессии (6 семестр). Полученные данные приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Показатели уровня тревожности студентов (6 семестр, сессия)

Источник

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Иркутский национально исследовательский технический университет (ИРНИТУ)

Шишлянникова Ольга Александровна, преподаватель кафедры физической культуры, Иркутский национально-исследовательский технический университет

УДК 796.011.1

ВВЕДЕНИЕ

Второе десятилетие ХХI века охарактеризовалось большим развитием технических средств. Электроника, спутники, обеспечивающие постоянное поступление информации, вышки связи, расставленные повсеместно во всех городах. Электроника внедрена практически во всё, чем пользуется современный человек, и из-за всего этого он лишает себя разумной деятельности, творчества, красоты, тем самым теряя здоровье и связь с общепринятыми космическими ценностями на земле: любовью, ненавистью, радостью, негодованием, то есть чувственной сферы сознания человека.

Всё это оказывает значительное влияние на здоровье и сознание подрастающего поколения, особенно в период учебы в школе и в вузе. Данные медицинского осмотра первокурсников свидетельствуют о том, что количество студентов, зачисленных в специальные медицинские группы, возрастают с каждым годом.

Повышение уровня заболеваний

Заболевание

%повышения

Высокое артериальное давление

Низкое потребление кислорода

Весь быт современного человека, окруженного электроникой, излучающей электромагнитные волны, негативно сказывается на здоровье индивидуума.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность проблемы здоровья студентов заключается в том, что физическое здоровье среди студентов с каждым годом становится всё хуже и хуже. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, познании, самоутверждении, самовоспитании

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

В то время как учебные занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в вузе подготавливают студента к жизни и оказывают содействие его гармоничному физическому развитию. Тренируют тело, делают более крепким здоровье, совершенствуют физические качества, умения и навыки, тем самым улучшают физическую подготовленность и спортивные достижения, создают благоприятные условия для долгой и активной жизни. Кроме того, способствуют воспитанию таких необходимых моральных черт личности, как нравственность, эстетика, трудолюбие, а также формирует интеллектуальное развитие.

Все это необходимо будущим специалистам в их профессиональной трудовой деятельности, и вообще во всей их дальнейшей жизни. Поэтому физическая культура и спорт представляется особым комплексным общественным явлением, которое не ограничивается решением вопросов физического развития, а реализует разного рода социальную деятельность общества, проявляет свое оздоровительное, общекультурное значение как в социальной жизни, так и в системе воспитания, образования и отдыха.

На одной частоте звучит все живое вокруг, в том числе наша планета. Эталонную частоту излучений человека в виде синусоиды ученые называют «альфа-ритм». Считается, что, находясь на этой частоте человек здоров, восстановление организма происходит в десятки раз интенсивней. Именно в этом ритме находятся дети. С взрослением человек переходит на более учащенный ритм – «бета-ритм», с гораздо большей амплитудой, который неестественен для человека разумного. В нем человек быстрее стареет и разрушается, ибо в этом учащенном ритме человек чаще испытывает отрицательные чувства и эмоции, становится более раздражительным и эгоистичным. В настоящее время наш ум работает в не свойственной ему физиологическом режиме.

Многочисленные научные исследования рассматривают лыжные гонки как терапевтическое средство при сердечных и легочных заболеваниях. При занятии этим видом спорта совершенствуются функции дыхательной и сердечно- сосудистой систем, активизируя обмен веществ в организме и регулируя массу тела. Занятия на открытом воздухе способствуют более интенсивному потреблению кислорода, что по мнению многих специалистов эффективно влияет на насыщение крови и лимфы. Правильное дыхание способствует улучшению кровоснабжения головного мозга, повышая умственную работоспособность занимающихся.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА статьи заключается в том, что в ней рассматривается, как косвенное влияние на здоровье студентов (период перестройки и падение заинтересованности в спорте), так и прямое влияние на этот показатель, современного образа жизни, питания и вредных привычек.

К сожалению, в период перестройки в обществе и в связи с экономическим кризисом, в школах, да и почти во всех вузах страны, прекратились занятия по лыжным гонкам. Об этом свидетельствуют данные анкетирования первокурсников при распределении их на первом занятии по видам спорта. Как правило, студенты выбирают специализации волейбол, футбол, баскетбол, меньше – борьбу и тяжелую атлетику, и только 4–5% – специализацию лыжные гонки. В основном это выпускники детских спортивных школ.

Так же не в последнюю очередь негативное влияние на здоровье студентов оказывают вредные привычки, которые всё больше распространяются среди учеников высших учебных заведений. По последним данным среди студентов различных вузов нашей страны, отмечен сильный рост негативно влияющих на здоровье человека привычек. Количество курящих, употребляющих алкоголь и наркотики студентов достигло 72,8 %. Низкая физическая активность отмечается почти у 70 % студентов.

Всё это совмещается с тем, что среди студентов популярен западный стиль питания. Такой стиль питания характеризуется однообразием, насыщенностью животными жирами и сахарами, большим количеством фастфуда и тому подобными продуктами, как правило потребляется малое количество, таких важных для здоровья организма продуктов как: овощей, фруктов, ягод, мясных и рыбных продуктов, из-за этого в организм поступает малое количество необходимых витаминов. Довольно часто студенты в перерывах между занятиями перекусывают, чем придется, всё это так же не самым лучшим способом влияет на здоровье организма, а в купе с вредными привычками и низкой активностью, приводит и к его быстрому разрушению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Можно утверждать, что периодические занятия на открытом воздухе с использованием элементов лыжного спорта оказывают комплексное, положительное воздействие на организм человека, позволяют снижать стрессовое воздействие от негативного влияния электроники на организм человека. На протяжении многих лет выпускники университета, прошедшие физическую подготовку в группах специализации лыжных гонок, продолжают самостоятельные занятия, ведя здоровый образ жизни.

Под влиянием систематических занятий физкультурными упражнениями и спортом, активизируется деятельность всех органов и жизненно важных систем организма, повышается способность студентов к мобилизации функциональных возможностей и выполнению мышечной работы. Физическая тренировка вызывает более значительные функциональные сдвиги, чем в более взрослом возрасте, именно поэтому заниматься спортом нужно с как можно более юного возраста. Под влиянием систематических нагрузок на организм происходит качественная перестройка не только функционирования отдельных органов и систем органов, но и всего организма в целом.

Так же занятие спортом не в последнюю очередь положительно влияют на состояние нервной системы, совершенствование которой зависит от характера физических упражнений, используемых в тренировке, интенсивности занятий и их объёмам продолжительности спортивной деятельности.

Современная организация культурно- воспитательной работы, учебного процесса по физической культуре в большинстве высших учебных заведений России, позволяет эффективно решать проблему здоровья проходящих обучения в них студентов.

Источник

Оцените статью