КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
статья на тему
. Понятийное поле культуры здоровья педагога
Использование понятий, связанных в смысловом поле со словом «здоровье» (здоровьесбережение, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение, здоровьесозидание и др.) требуют их объяснения.
За основу определения значений вышеобозначенных терминов мы взяли толкование слов, которое приводит в «Словаре русского языка» С.И.Ожегов (2005).
Поскольку «сберегать – это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [Ожегов 2005:686], поэтому здоровьесбережение (синоним – здоровьесохранение) – это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности, на том, с которым ребенок пришел в школу).
Здоровьесовершенствование – от «совершенствоваться – становиться лучше, совершеннее; улучшать, доводить до лучшей степени превосходства» [Там же, с. 727] характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием.
Слово «здоровьеформирование» происходит от «формировать придавать чему-нибудь определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать» [Там же, с. 837], поэтому нами оно понимается как целенаправленная организация процесса по созданию нового состояния (уровня, качества) здоровья субъектов образовательного процесса.
Здоровьеобеспечение – содержит смыслы и как «обеспечить, сделать вполне возможным, действующим, несомненным», так и «оградить, охранить» [Там же, с.413], следовательно, означает обеспечение и создание условий и для сохранения, и для формирования здоровья субъектов образовательного процесса.
Здоровьесозидание (от «созидать – сделать существующим, произвести, основать») [Там же, с. 730] – содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому это слово близко по смыслу здоровьетворчеству, «творчески создавать, творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство» [Там же, с. 775], в котором явно сознается субъектное начало.
В качестве характеристики личности педагога, которая представляет собой систему ценностных ориентаций на здоровьесбережение и здоровьеформирование, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих учителя к утверждению здоровьесозидания в профессиональной деятельности нами рассматривается здоровьесозидающая педагогическая направленность.
При употреблении словосочетания «здоровьесозидающая педагогическая (профессиональная) деятельность» мы руководствовались смыслом созидания (сотворение) здоровья как качественно новой характеристики, поэтому в нашем понимании это словосочетание содержит и здоровьесберегающую (поскольку невозможно созидать на разрушенном), и здоровьесозидающую (с позиций организации процесса создания нового качества состояния здоровья) педагогическую деятельность.
Здоровьесозидающая деятельность педагога включает: а) использование педагогом здоровьесберегающих принципов, способов и средств, позволяющих сохранять и развивать здоровье школьников; б) творческое дополнение содержания учебного предмета валеологическими смыслами, знаниями, умениями, навыками с целью формирования мировоззренческих основ культуры здоровья учащихся; в) совершенствование педагогом индивидуального здоровья как условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда.
Здоровьесозидающая педагогическая деятельность является содержательной характеристикой культуры здоровья педагога, которая, учитывая социально-психологическое предназначение его профессиональной деятельности в нашем понимании, включает не только личную (культура здоровья личности), но и профессиональную (часть педагогической культуры) составляющие. Мы рассматриваем культуру здоровья педагога в качестве непрерывно трансформирующейся системы ценностно-смысловых установок, знаний, мотивационно-волевого опыта педагога и его практической деятельности, которая направлена на: 1) познание, развитие и совершенствование индивидуального здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда и в целом в жизнедеятельности; 2) использование педагогом принципов, способов и средств, позволяющих сохранять, развивать здоровье учащихся, формировать у них здоровьеориентированное поведение.
Поскольку одним из ведущих в нашем исследовании является словосочетание «здоровьесозидающая деятельность» рассмотрим собственно понятие «деятельность».
Деятельность понимается как активность со своим особым содержанием и направленностью на конечные результаты, удовлетворяющие потребности человека. Достижение этих конечных результатов осуществляется поэтапно, шаг за шагом, через достижение каких-то промежуточных целей. Эти отдельные шаги или этапы деятельности получили название действий. Совокупность отдельных действий, направленных на достижение промежуточных результатов, осознаваемых человеком как цели, составляет деятельность в целом (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. В. Давыдов и др.).
В более поздних работах А. Н. Леонтьева деятельность стала выделяться через отношение активности человека к его мотивам. Это в отличие от технологического, – смысловой анализ деятельности. По А. Н. Леонтьеву, «Строение смысла кристаллизует в себе строение деятельности…. Раскрытие строения смысла и раскрытие строения деятельности есть одна и та же единая задача» [А. Н. Леонтьев, 1994; 168].
За теорией деятельности А. Н. Леонтьева видится образ человека, осваивающего, усваивающего, присваивающего мир культуры. Б. С. Братусь в качестве иллюстрации данного положения предлагает горизонтальную плоскость, заданную двумя осями: одна – это знаки, значения, предметы окружающего мира (это ось культуры); другая – целенаправленная деятельность по присвоению субъектом этих значений (ось бытия) [Б. С. Братусь 1999; 284]. По мнению А.Ф.Закировой (2006), сведение теории А. Н. Леонтьева только к подобной схеме – это упрощение, поскольку в последние годы в его взглядах обозначилась третья – вертикальная – ось. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» он писал: «В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственного содержаний и значений. открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом; некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчинённых или даже вовсе утрачивают свою смыслообразуюшую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности» [А. Н. Леонтьев, 1994; с. 212].
Источник
Профессиональная культура специалиста
Профессиональная культура специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным личностным образованием человека.
Вместе с тем профессиональная культура предполагает наличие у специалиста соответствующего уровня физического здоровья, сформированности и развитости необходимых для успешной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности.
Профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессиональной культуры, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.
Ведущей и наиболее сложной стороной профессиональной культуры специалиста является профессиональная готовность психики специалиста.
Это та или иная степень подготовленности и настроенности психики, духовных сил специалиста на решение профессиональных задач, исполнение своих функциональных обязанностей.
Основными компонентами профессиональной готовности специалиста выступают:
— побудительный, потребностно-мотивационный, определяющий профессиональную направленность личности и силу прилагаемых ею усилий, степень усердия в деятельности (мотивационная готовность).
— исполнительный, включающий в себя профессиональное мастерство (совокупность профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития профессионально важных способностей и волевой подготовленности специалиста, его способности саморегуляции поведения и деятельности – операционально-деятельностная готовность.
Главным компонентом профессиональной культуры специалиста является профессиональная направленность личности и профессиональное мастерство.
Особую роль в формировании профессиональной культуры современного специалиста играет его коммуникативная готовность.
Такая готовность предполагает наличие у профессионала достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие.
Коммуникативная готовность личности возможна лишь при достаточном уровне речевой культуры человека, его умении правильно пользоваться словом, языком. Речевая культура личности — важный показатель уровня развития культуры ее мышления, а профессионально-речевая культура специалиста — показатель развития его профессионального мышления. Вот почему развитие общей профессиональной речевой культуры при подготовке специалистов является одним из неотъемлемых условий их личностного и профессионального становления.
Профессиональная культура специалиста предполагает развитие у него эмпатийности, доброжелательности, общительности, чувства товарищества, коллективизма, готовности и способности в своем взаимодействии с коллегами не создавать ненужной напряженности во взаимоотношениях, умений правильно разрешать возникающие трудности, коллизии в отношениях сотрудников, коллег по работе.
Важным условием успешности деятельности специалиста выступают его готовность и способность к профессиональному и личностному самоутверждению, его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно и всесторонне реализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с сотрудниками, коллегами по работе.
Успешность, как часть профессиональной культуры и самоутверждения специалиста во многом зависит от его желания и стремления добиться успеха, от его установки на успех, от готовности к успеху.
Под успехом принято понимать удачное достижение желаемой цели. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит от двух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний в данной ситуации, которые выступают формой выражения тех целей, которые человек ставил в своей деятельности.
Как видим, при одном и том же результате успех может быть разным (например, высоким, средним или низким) либо вообще отсутствовать, что зависит от целей, которые ставил человек. И наоборот, при одном и том же уровне притязаний личности успех будет разным в зависимости от результата деятельности.
В достижении успеха профессиональной деятельности ведущую роль играют личностные особенности специалиста и сильная мотивация.
Исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни и деятельности человека. Люди с высоким уровнем мотивации достижения более уверены в успешном исходе дела, активнее ищут необходимую для этого информацию, готовы принять ответственное решение, более решительны, настойчивы, инициативны и чаще проявляют творчество в неопределенных ситуациях.
Рассмотренные слагаемые профессиональной культуры в совокупности составляют тот или иной уровень профессионализма личности специалиста.
Современные представления о профессиональной культуре наряду с рассмотренными аспектами включают также творческий.
Успешность профессиональной деятельности современного специалиста во многом зависит от его способности и психологической готовности к поиску, видению и решению новых, выдвинутых жизнью, общественной практикой задач.
Вместе с тем важными слагаемыми профессиональной культуры специалиста являются его профессиональная и общая эрудиция, профессиональное мировоззрение, необходимый уровень социального развития и социальной зрелости личности специалиста, позволяющий ему правильно ориентироваться в социальной обстановке (политической, правовой, экономической, религиозной, нравственной).
Важно иметь в виду, что профессиональная культура специалиста является составной частью более широкой готовности его психики, сознания, организма к жизнедеятельности в целом, при этом частью основной и базовой, определяющей успешность его жизни.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
О необходимости формирования культуры профессионального здоровья учащихся профессиональных училищ
Статья просмотрена: 141 раз
Библиографическое описание:
Куканова, О. Д. О необходимости формирования культуры профессионального здоровья учащихся профессиональных училищ / О. Д. Куканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/11/707/ (дата обращения: 09.06.2021).
Теоретическое и экспериментальное исследование понятия «культура профессионального здоровья» выявило неразработанность данной проблемы, как в теоретическом плане, так и в практике начального профессионального образования. Интерес специалистов из области педагогики, медицины, социологии, психологии к данной проблеме обусловлен тем, что молодое поколение находится в условиях кризисной социально-экономической ситуации. Процесс разрушения нормативных и ценностных ориентаций пока не близится к своему окончанию. До сих пор нет социально-экономических условий для формирования культуры профессионального здоровья.
Под культурой профессионального здоровья учащихся ПТУ мы понимаем: целостное динамическое личностное образование, представляющее собой единство когнитивного, мотивационно-волевых и эмоционально-чувственных здоровьесберегающих установок, умений и навыков по формированию, сохранению профессионального здоровья, позволяющее эффективно осуществлять производственную деятельность, обеспечивать профессиональное долголетие.
Структура культуры профессионального здоровья предполагает наличие следующих компонентов: когнитивного, мотивационно-волевого, эмоционально-чувственного, деятельностного компонента.
Принципиально важным для нашего исследования представляется установление взаимосвязи между двумя категориями «культура здоровья» (ЗОЖ) и «культура профессионального здоровья». Некоторые исследователи (И.А. Сорокина, Л.И. Алешина) ставят знак равенство между двумя категориями «культура здоровья» и «ЗОЖ» [11]. Мы считаем, что «культура здоровья» — это понятие, которое гораздо шире понятия «ЗОЖ», так как оно является частью общей культуры личности и проявляется не только в ведении здорового образа жизни, в наличии полезных привычек, а становится критерием оценки жизнедеятельности человека. В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев связывают наличие культуры здоровья с возможностью выполнения человеком своих социальных (трудовых) функций [8, 12]. С этой позиции можно заключить, что «культура здоровья» и «культура профессионального здоровья» являются очень близкими по значению понятиями, если рассматривать главной целью формирования культуры здоровья повышение и сохранения здоровья, в первую очередь для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Статистика последних лет показывает существенный дефицит квалифицированных рабочих кадров. Особенно это видно на примере недостаточного количества рабочих кадров высокой квалификации. В то же время трудоустройство молодых специалистов подготавливаемых системой начального профессионального образования по приобретенным специальностям не превышает, по различным источникам, 50%. Это говорит в первую очередь, о низком качестве подготавливаемых специалистов. Сегодня работодатель «требует» от системы начального профессионального образования таких специалистов, которые бы сразу без периода адаптации, без стажировки, без больничных листов могли качественно и безопасно выполнять свои специфические профессиональные обязанности. В таких жестких прагматичных условиях, сложившихся на рынке труда первостепенное значение приобретает умение сохранять свое профессиональное здоровье во время своей трудовой деятельности.
По данным статистики основными факторами возникновения профессиональных заболеваний являются несовершенство технологических процессов (44,3%), технологического оборудования (26,0%), санитарно-технических установок (14,3 %), нарушение санитарно-технических установок (14,3 %), нарушение правил техники безопасности (5,0 %), отсутствие и неприменение средств индивидуальной защиты (1,2 %) и прочие причины (9,1 %) [2].
По данным Росстата, в 2004 году в охваченных статистическим наблюдением организациях от несчастных случаев на производстве пострадали 87,8 тыс. человек (в 2003 году – 106,7). В 2004 году, как и ранее, в общей структуре причин несчастных случаев на производстве преобладали причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ (10,3 %), нарушение трудовой и производственной дисциплины (8,3 %), недостатки в обучении безопасным приемам труда (6,9 %), неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест) [9].
С понижением уровня образования растет количество вредных факторов физического воздействия (хотя не отмечаются стрессовые). Так, люди со средним общим образованием выполняют работу, на которой присутствует монотонный труд, частое переохлаждение, высокие температуры, загрязнения и сочетание нескольких вредных воздействий. Работники с низким уровнем образования чаще были заняты на работах, где необходимо находиться в положении стоя более 5 часов в день, с большими физическими нагрузками, в условиях большой запыленности, влажности, высоких и низких температур, без вентиляции; работать в подвальном помещении, в ночные часы, под действием вибрации [7].
В связи, с вышесказанным нами было проведено исследование с целью выяснения отношения учащихся профессионального училища к культуре профессионального здоровья на примере Профессионального училища на базе Пензенской государственной технологической академии.
В задачи исследования входило:
1. Состояние здоровья учащихся на момент поступления в училище;
2. Определить ценностное отношение учащихся к выработке у себя навыков культуры здоровья;
В исследовании приняли участие 150 учащихся с 1 по последний курс обучения, соотношение учащихся по половым признакам следующее: девушки – 54,3%, юноши – 45,7%.
Анализ заболеваемости учащихся 1 курса Профессионального училища, по данным медицинского осмотра 2008 года 60 человек дал следующие результаты:
1. Заболевания желудочно-кишечного тракта – 2,45%
2. Заболевание органов дыхания – 6,74%
3. Заболевание опорно-двигательного аппарата – 17,35%
5. Заболевания почек – 4,60%
6. Заболевание сердечно-сосудистой системы – 5,91%
7. Гипертоническая болезнь – 6,50%
8. Заболевание щитовидной железы – 3,21%
9. Неврологические заболевания – 8,10%.
Приведенные результаты исследования не противоречат обще российской тенденции: уровень здоровья молодых людей ухудшается. По данным статистики количество абитуриентов с хроническими заболеваниями достигает 80-90%. Причем около половины учащихся к этому возрасту имеет в среднем 4-5 заболеваний. Таким образом, можно констатировать тот факт, что здоровье современных молодых людей на момент поступления в училище уже подорвано. Такая ситуация не может не сказываться на качестве учебного процесса и как закономерность на качестве выпускаемых специалистов.
Для дополнения полученных выводов нами был использован опросник М.М. Борисова, который позволяет определить ценностное отношение учащихся к ЗОЖ как одной из составляющих культуры здоровья, оценить профессиональную ориентацию учащихся на сохранение и укрепление здоровья.
В предлагаемой методике цели можно разделить на три группы:
1. Функционально-рекреационная – включает такие цели как улучшение настроения, самочувствия (1), укрепление здоровья (2), снятие усталости, активизация умственной деятельности (8), достижение состояния внутреннего комфорта (11).
2. Духовно-эстетическая – гармонично развитие личности (3), расширение круга общения, приобретение новых друзей (4), привлекательность для противоположного пола (7), расширение кругозора, приобретение духовных ценностей (10).
3. Профессионально-ценностная – испытание своих сил, профессиональных возможностей (5), воспитание профессионально значимых черт личности сплочение коллектива (6), улучшение режима дня, самоорганизации (9), сохранение профессионального долголетия (12) [1].
Учащимся предлагалось проранжировать перечисленные выше ценностные ориентации по степени их значимости для себя. Получилась следующая картина: ценности, относящиеся к функционально-рекреационной группе, на первое место поставили 53,6 % учащихся, духовно-эстетические ценности – 41,2%, профессионально-ценностные – всего 5,2%. Данные говорят о наличии у учащихся стремления к укреплению здоровья, улучшения своей физической формы, настроения и расширению круга общения. Но они не рассматривают свое здоровье в качестве необходимого условия осуществления своей учебно-производственной и будущей профессиональной деятельности.
Известно, что такой критерий как заинтересованность выбранной специальностью оказывает влияние на эмоциональный фон, жизненный тонус учащегося. Из общего числа опрошенных только 39,5% довольны выбранной специальностью; 42% респондентов не устраивает будущая профессия; 18,5% не определили свое отношение, и не знают будут ли они заниматься выбранным видом деятельности.
Процесс формирования у учащихся культуры профессионального здоровья органически взаимосвязан с деятельностью педагогов, задача которых заключается в организации и корректировании данного процесса, в правильном использовании различных средств, факторов, условий, форм и методов воспитания, способствующих его эффективному протеканию.
Организационно-педагогическими условиями, способствующими продуктивности воспитания культуры профессионального здоровья, исследователи считают: организационно-технологические, содержательно-процессуальные условия. Педагогическое условие специально создается педагогом с целью влияние на протекание процесса. Однако, в отличие от средства, условие не предполагает жесткой детерминированности результата [3].
К организационно-технологическим условиям относят формирование единого образовательного пространства вуза, направленность работы на становление коллективного субъекта образовательного процесса, который представляет собой « сообщество преподавателей и студентов», объединенных «едиными ценностно-смысловыми ориентирами профессиональной подготовки» и творчески их реализующих «в целостном образовательном процессе – его целевом, содержательном и технологическом компонентах» [10].
Содержательно-процессуальная группа условий включает актуализацию вопросов, связанных с формированием культуры профессионального здоровья в содержании изучаемых дисциплин; вовлечение учащихся в работу по формированию культуры профессионального здоровья в качестве субъектов образовательного процесса.
Формирование культуры профессионального здоровья учащихся требует использования не отдельных мер воздействия, а комплекса различных методов – здоровьесберегающих технологий, которые, как пишет Н.В. Гончарова «системообразующее средство формирования культуры профессионального здоровья будущего учителя в период вузовского обучения» [4].
В настоящее время понятие «здоровьесберегающие технологии» широко используется в педагогической литературе (В.А. Бороненко, И.В. Гузенко, Г.В. Мухаметзянова, Ю.В. Науменко, С.Г. Сериков). Их применение напрямую связано с формированием навыков и умений здорового образа жизни, расширением теоретических сведений о здоровье, о жизнедеятельности здорового организма, мерах профилактики развития болезненных состояний. О.И. Ковалева определяет здоровьесберегающие технологии «как совокупность средств и методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья» [6]. Также в литературе можно встретить термин «оздоровительные системы», определяемый как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранения и укрепления здоровья [5].
Сложившееся ситуация обуславливает возрастание роли педагога, а в училище мастера производственного обучения в оздоровлении подрастающего поколения. Проблема подготовки и переподготовки мастеров, повышение их собственной профессиональной культуры здоровья должна решаться как можно быстрее. Эта мысль неоднократно озвучивается на форумах, конференциях различного уровня, посвященных оздоровлению молодежи, сохранению и укреплению их здоровья. Социальный заказ общества очевиден: повысить качество воспитательной работы педагогов. Одним из путей решения данной проблемы является проведение исследования деятельности мастера производственного обучения, классного руководителя по формированию культуры профессионального здоровья. Для этого нужно, прежде всего, изучить проблему в практике, ответив на следующие вопросы:
1. Наличие у мастеров производственного обучения, классных руководителей правильных представлений о культуре профессионального здоровья учащихся;
2. Наличие правильных представлений у мастеров, у классных руководителей о структуре и логике формирования культуры профессионального здоровья учащихся, специфике используемых форм и методов этой деятельности, факторов, влияющих на формирование культуры профессионального здоровья учащихся;
3. Знание мастерами и классными руководителями педагогических условий, при которых обеспечивается целенаправленное и эффективное формирование культуры профессионального здоровья учащихся;
4. Типичные трудности, испытываемые мастерами производственного обучения, классными руководителями и их причины.
1. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук/ Л.И. Алешина. – Волгоград, 1998. С.74-78.
2. Амиров Н. Х., Берхеева З. М., Малышева И. Ю., Шакирова Л. В., Берхеев И. М. Современные тенденции развития службы профпатологии в Республике Татарстан // Общественное здоровье и здравоохранение. 2004. № 1. С. 48–50.
3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография/ Н.М. Борытко; научн. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. С. 214.
4. Гончарова Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: дис. … канд. пед. наук/ Н.В. Гончарова – Волгоград, 2005. С. 79.
5. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставрапольского края./ Под ред. Г.М. Соловьева. – Ставрополь: Сервисшкола, 2003. С. 496.
6. Ковалева О.И. Личностно-ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья: автореф. дис. …канд. пед. наук/ О.И. Ковалева – Ставрополь, 2004. С. 26.
7. Назарова И.Б. Занятость на работах с неблагоприятными условиями труда// Журнал исследования социальной политики, том 5, №3. С. 335-350.
8. Петленко В.П. Валеологические семинары академика Петленко. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота. Том 3. Физическое и психическое здоровье. Спб.: PETROC, Минск: ОРАКУЛ, 1996. С. 302.
9. Профессиональные заболевания. Информация подготовлена АОЗТ «Информационные технологии управления – ВНИИТ» (АО ВНИИТ). 2001. Доступно по адресу: http://www.risot.safework.ru/Occupational_diseases_2001.asp.
10. Сахарчук Е.И. Коллективный субъект образовательного процесса/ Е.И. Сахарчук// Высш. образование в России. – 2003. №4. С. 154-157.
11. Сорокина И.А. Формирование культуры здоровья студентов в педагогическом процессе технического вуза: дис. …канд. пед. наук/ И.А. Сорокина. – Рубцовск, 2004, С. 28.
12. Царегородцев Г.И. Социально-гигиенические проблемы научно-технического прогресса// Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество. Природа в век НТР. – М., 1983. С. 409-414.
Источник