Психологические аспекты здоровья
статья на тему
В статье даны рекомендации, как сохранитьздоровье и избежать стрессовых состояний, с помощью психологических упражнений, музыкотерапии, цвето- и звукотерапии и афоризмов («исцеляющее слово»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_dlya_uchiteley.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
«О чём человек думает, тем он и становится» — так говорится в Упанишадах (философское учение Индии VII –III вв. до н. э.)
Психологические аспекты здоровья
Как сохранить здоровье и избежать стрессовых состояний?
За ответом на этот вопрос надо обратиться к старым философским учениям.
Психологию считают новой наукой, но при этом она одна из древнейших наук. Просто тогда она была известна под названием «философия». Под этим именем она существовала в течение тысячелетий.
На Востоке все формы психологии назывались философскими учениями.
Были периоды, когда психология была в форме искусства. Всё, что было на службе искусства: театр, поэзия, музыка, — всё служило для передачи психологического знания.
Одной из систем психологии-философии было представление о том, каким может стать человек, научившись управлять собой. В древности многие философы, медики были математиками и естествоиспытателями. Эти науки очень тесно переплетались, что помогало рассматривать человека как единое целое с природой, узнавать, почему один человек может стать тем, кем хочет, а другой нет.
Успехи в работе и в личной жизни зависят от желания человека. Человек обязан хорошо себя знать. Он должен разобраться в своих качествах, в своих способностях. Нельзя стать математиком, если у тебя гуманитарный склад ума.
Музыка является важнейшим самостоятельным методом лечения.
Музыкотерапия — древнейший метод лечения. Лечение музыкой отличало древнейшие цивилизации Греции и Китая. Пифагор и Платон полагали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной, поэтому она и способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле. Аристотель считал, что музыка является средством не только для лечения, но и для очищения души.
Музыка мощно действует на подсознание человека, её издавна применяли с лечебной целью в психиатрии. В XIX веке психиатр Эскироль ввёл в медицинскую практику лечение музыкой.
В. М. Бехтерев писал «Коль скоро мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от неё, что она…может и должна создавать определённое настроение, где нужно, ослабить излишнюю возбудимость. В других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и придать членам физическую бодрость».
Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятельным методом лечения. Музыкотерапевтическая практика разделяется на два течения: музыкотерапия может быть пассивная, когда пациент просто слушает предложенную музыку, и активная — когда он включается в музицирование.
Музыкотерапевты используют самую разнообразную музыку: классическую, медитативную, а также звуки природы — пение птиц, шум волн, голоса китов, журчание ручья. Пассивная музыкотерапия может быть направлена на эмоциональную активацию человека и воплощать эмоции, вызывая духовное очищение — катарсис; её целью может быть и состояние релаксации.
Психонейроиммунология подтверждает действие музыкотерапии на языке биологической модели. Это доказывает, что наше здоровье зависит от наших эмоций. Оказалось, что клетки иммунной и нервной систем выделяют сходные вещества — цитокинины. Они подавляют или стимулируют работу клеток этих систем.
Иммунная система определяет нашу жизнестойкость, способность противостоять инфекциям и вредным воздействиям. Депрессия подавляет иммунитет, заставляя нервную систему вырабатывать цитокинины, подавляющие иммунную систему. Хронический стресс заставляет нервную систему чрезмерно вырабатывать стимулирующие цитокинины и перенапрягает нервную систему. Эти данные как бы говорят нам: «Смейся и думай о хорошем — тогда ты сохранишь здоровье».
В лечебных целях врачи используют цвето- и звукотерапию.
В 1989 году в литературе появилось сенсационное сообщение Фабьена Мамана (французского учёного и музыканта) о работах, проделанных совместно с биологами. Учёные доказали, что звук строго определённой частоты губительно воздействует на раковые клетки и может быть использован в качестве терапевтического средства, стимулирующего и восстанавливающего функции организма.
Учёные изучали процессы, происходящие в клетках крови под воздействием звуковых частот в порядке хроматической гаммы, применяя для этого микроскоп и фотосъёмку по методу Кирлиана (фиксация биоэнергетического поля вокруг живого объекта).
Оказалось, что звук может изменять цвет и форму клеток. Учёные установили тесную связь формы и цвета клетки, а также мощности её биополя с частотой звука. К примеру, нота «до» вытягивает клетку в длину, звук «ре» делает окраску клетки более яркой. Данная нота используется во многих магических ритуалах. «Примечание автора: тональность «ре мажор» связывалась Скрябиным и другими композиторами с радостным, солнечным, жёлтым цветом). Нота «ля» (440 гц.) окрашивает клетку в розовый цвет.
По мнению Мамана, между звуком и цветом существует математическая зависимость. Записанная медленная музыка молекул может стимулировать и регулировать деятельность здоровых клеток организма, а также перепрограммировать больные клетки. Оказалось, что порядок аминокислот в цепочке ДНК соответствует определённому порядку нот.
По заключению автора нота «ля» хорошо воспринимается всеми пациентами. Этот звук успокаивает, способствует расслаблению.
Маман считает, что нашим пяти основным внутренним органам соответствуют определённые звуки:
По мнению Мамана, громкая музыка рок-металла со спецэффектами на концертах наносит вред здоровью и психике людей, а спокойное хоровое пение, посещение концертов, на которых исполняются произведения Бетховена, Моцарта и многих других известных композиторов положительно влияют на здоровье.
Исследования психологов показали, что быстрая ритмичная музыка у пациентов пожилого возраста снижает эмоциональность, у них возникает более мрачная оценка живописи, происходит эмоциональное обесцвечивание, безразличие, появляется агрессивность.
Для формирования эмоциональной устойчивости используются программы классической музыки.
1. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к большой жизни природы, частью которой является человек, используются «Кантата №2» Баха, «Лунная соната» Бетховена, «Соната ре минор» Прокофьева, «Симфония ре минор» Франка.
2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности: «Мазурка» и прелюдии Шопена. вальсы Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть: «Шестая симфония» Бетховена, 2-я часть, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария», «Анданте» из квартета Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси.
4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей: «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна, «Финляндия» Сибелиуса.
5. Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии, напряжённости в отношениях с другими людьми: «Концерт ре минор для скрипки» Бах, «Соната для фортепиано» Бартока, «Месса Ми минор» Брукнера, «Кантата №21» Баха, «Квартет №5» Бартока.
6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением: «Фиделио» Бетховена, «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодию №1» Листа, сюитп «Маскарад» Хачатуряна, «Американец в Париже» Гершвина.
7. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения: увертюра «Эгмонт» Бетховена, третья часть Шестой симфонии Чайковского, «Прелюдия», Ор.28 №1 Шопена, «Венгерская рапсодия №2» Листа
Афоризмы цветовыбора (исцеляющее слово)
Владимир Элькин — психиатр, психолог и музыкант, широко использует в своей практике цветотерапию через музыку, тест Люшера, афоризмы цветовыбора (исцеляющее слово). Он собирал афоризмы более 40 лет.
«Слово лечит», утверждает один из самых кратких афоризмов.
Люди, живущие по чёрному цвету (мир иронии)
Если дела идут хорошо — они пойдут плохо.
Слишком добрый — значит, глуп.
Серый цвет (мир отрешённости. мир монастыря)
Мысль изречённая есть ложь.
Молчи, сокройся и таи.
Коричневый цвет (мир воспоминаний)
Память, мой злой властелин…
Мне грустно и легко, печаль моя светла…
Фиолетовый цвет (мир мечты и поэзии)
Луна — это фонарь над всеми дорогами.
И вижу берег зачарованный и очарованную даль…
Синий цвет (мир созерцания)
Небо — в чашечке цветка.
Сорняк — это цветок, который никто не полюбил.
Зелёный цвет (цвет мудрости, цвет учителя)
Лучший собеседник — тот, который умеет слушать.
Здоровье — это когда человек не замечает своего тела.
Жёлтый цвет (мир радости, смеющийся мир дружбы)
Лучший врач — весёлый человек.
Зоопарк — место, где звери могут наблюдать разные породы людей.
Красный цвет (мир энергии преодоления)
Что один сделал, то и другой может.
Если небо упадёт на землю, мы будем ловить ласточек.
Добавим ещё всем известные афоризмы:
«Знание — сила» , «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», «Человек сам творец своего счастья, «Мой выбор — моя судьба».
Список используемой литературы
- Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1992.
- Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М., Изд. Института психотерапии,.2005.
- Слепневы А., Д. Руки в музыке искупай. Мелодии здоровья. М., Изд. Торговый дом Гранд., 2000.
- Шайгородский Ю. Ж. Точка отсчёта. Серия: психологическая служба школы. Омск, 1992.
- Шрайнер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 минуты. М. Издательская группа «Прогресс»-«Универс», 1993.
- Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезни. СПб., Респекс 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления.
Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим.
Что такое толерантность с точки зрения психологии? В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности.
Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение с учащимися.Важной функцией такого .
Статья о преподавании шахмат.
Методическая разработка по теме «Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту».
Формирование информационной компетентности родителей — первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в.
Источник
Психический аспект здоровья это
г.Мурманск, ул.Свердлова д2 к4, 183031
Регистратура т.(8152) 60-34-02
+7-900-943-03-64
Приемная т.(8152) 60-24-01
+7-900-943-03-74
ФАКС (8152) 41-06-84
email mopnd@rambler.ru
Режим работы диспансерного отделения по адресу Свердлова 2/4:
Понедельник-пятница: 08.00 — 19.00
Суббота: 10:00 — 14:00
Воскресенье: выходной
Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.
В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний.
Показателями психического здоровья являются:
Факторы, которые разрушают психику человека:
- Вредные воздействия окружающей среды.
- Физические болезни.
- Генетически запрограммированные модели поведения.
- Различные зависимости и привыкания.
- Вредные привычки, такие как, алкоголь, курение, наркотики.
Все эти факторы способны в той или иной форме оказывать влияние на людей, вызывая тяжелые болезни.
Чем характеризуется психическое здоровье?
1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные. В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть.
2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества.
3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека. Что она в себя включает:
- свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;
- танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.
4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность.
5. Понимание этических норм. Осознавать смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).
6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.
7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.
8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого.
9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше.
10. Адекватная самооценка. Реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.
Как сохранить свое психическое здоровье?
- Правильное питание.
- Физическая активность.
- Принимайте свои чувства.
- Управляйте своими эмоциями.
- Знайте свои слабые места.
- Развивайте свои таланты и интересы.
- Учитесь делать близким людям приятные сюрпризы.
- Научитесь улыбаться.
- Преодоление зависимостей.
- Стрессоустойчивость.
- Изменить образ мышления.
- по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;
- искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;
- перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;
- не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;
- не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;
- положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.
Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а её мы в силах изменить.
Психически здоровые люди стремятся сбалансировать и развивать различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.
Источник