Психофизиологические особенности здоровья человека это
Темперамент — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы.
Слово «темперамент» в переводе с латинского «temperamentum» означает «надлежащее соотношение частей».
Проявления темперамента.
О темпераменте можно судить по внешним проявлениям:
по эмоциональной возбудимости (проявлению радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства),
по проявлению тревожности,
по способности концентрации внимания,
по непроизвольным движениям,
по пластичности (быстрая приспособляемость к новому) / ригидности (поступать по привычным образцам поведения),
по резистентности (сопротивляемости) в поведении: легко сливаются с ситуацией (К.Левин «полевое поведение») или нет (не позволяют собой манипулировать), что является показателем жизненной силы,
по эмоциональному предпочтению (например, стремление к смене обстановки или предпочтение неизменной среда, покою).
Три подхода к определению темперамента.
Существует несколько подходов к определению темперамента: гуморальный (связь темперамента с обменом веществ), соматический или конституциональный (связь темперамента со строением тела), по типу нервной системы.
Гуморальная концепция темперамента была предложена в Древней Греции врачами Гиппократом и Галеном в V-IV в.в. до н.э. В ее основе — преобладание той или иной жидкости в теле (в зависимости от работы желез внутренней секреции): кровь (сангва) — сангвиник (живой, энергичный), слизь (флегма) — флегматик (хладнокровный, медлительный), желчь светлая (холе) — холерик (вспыльчивый, импульсивный), желчь темная (мелан) — меланхолик (сензитивный, сентиментальный). Классическим примером различных типов темперамента являются герои Александра Дюма «Три мушкетера»: Атос (сангвиник), Партос (флегматик), Арамис (флегматик), Д’Артаньян (холерик).
В истории наук известны типологии людей в зависимости от очертания лица (физиогномика), от строения черепа (френология Галля) и от формы кисти рук и складок кожи.
Немецкий психиатр Э.Кречмер считал, что по строению тела человека можно судить о его реакции на раздражители. Он предложил соматическую концепцию темперамента. Исходя из этой концепции выделяются три типа конституции и соответственно три типа темперамента:
пикнический тип конституции — циклотимический темперамент: полный, невысокого роста с короткой шеей, легко контактирует с окружающими, дружелюбен, принимает быстрые решения под влиянием минуты, не склонен к самоанализу, поэтому может пострадать самоконтроль;
атлетический тип конституции — иксотимический темперамент: высокого или среднего роста, широкие плечи, хорошо развитая грудная мускулатура, отличается спокойствием, сдержанными жестами, но может неожиданно «взрываться», реалистичен во взглядах, трудно приспосабливается к новому;
астенический тип конституции (лептосоматический) — шизотимический темперамент: худощавый, высокого роста, тонкая кожа, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой, замкнутый, мало податливый к изменению взглядов, трудно приспосабливается к новому.
Справка. Э.Кречмер обратил внимание на четыре группы психических качеств, связанных, по его мнению, с темпераментом: психастезия — чрезмерная чувствительность/нечувствительность по отношению к психическим раздражениям, фон настроения — оттенок удовольствия/неудовольствия в психических переживаниях (веселый — печальный), психический темп — ускорение или задержка психических процессов или их специального ритма, психомоторная сфера (общий двигательный темп) — подвижность/заторможенность, специальный характер движений (быстрый, мягкий, закругленный и т.п.).
У. Шелдон также считал, что от внешнего вида зависит психологический облик, а внешний вид определяется преобладанием развития в организме одной из трех тканей зародышевой клетки: эндодермы (из нее развиваются внутренние органы, органы пищеварения), мезодермы (из нее развиваются скелет и мускулатура), эктодермы (из нее развиваются нервная система, эпителиальные ткани, волосы, ногти).
Эндоморфный тип телосложения — висцеротоник: имеет большой живот, маленькие конечности, он добродушный и покладистый, дружелюбный и приветливый, легко выражает чувства, у него проявляется тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;
мезоморфный тип телосложения — соматотоник: имеет могучее телосложение, «грудь колесом», уверен в осанке и движениях, любовь к приключениям, скрытность в чувствах и эмоциях, тяга к действиям в тяжелую минуту, часто неспокоен и агрессивен при опьянении;
эктоморфный тип телосложения — церебротоник: худой, высокий, осанка скована, социально заторможенный, интроверт, необщительный, скрытный, тяга к одиночеству в тяжелую минуту, устойчивость к действию алкоголя, чувствительный, творческий.
Справка. Ян Стреляу приводит несколько основных критических замечаний к конституциональным типологиям: игнорируется роль социальных условий в формировании психических свойств человека, отождествляются личностные черты с признаками темперамента, обусловленными конституцией, неправомерно переносятся закономерности, установленные для группы больных людей, на всю популяцию.
И.П. Павлов в основу деления на типы положил врожденные свойства нервных процессов возбуждения и торможения. Он выделил такие свойства нервной системы (НС), как: сила возбудительных и тормозных процессов, которая определяет работоспособность нервной клетки (чувствительность), уравновешенность/ неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность — скорость смены процессов возбуждения торможением и наоборот (время реакции).
Четыре типа генетически детерминированной нервной системы (НС) являются физиологической основой темперамента.
Источник
Структура профориентационной работы
Психофизиологические особенности человека — это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. В связи с этим встаёт вопрос: какие характерные особенности личности необходимо изучить? Как правильно определить особенности и свойства личности?
Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.
К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.
Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.
Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:
— самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;
— авторитет в трудовом коллективе;
— признание родных, знакомых, друзей;
— самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;
— применение свои знаний, умений, способностей;
— творческий характер труда;
— стать мастером своего дела;
— романтика трудовой деятельности;
— материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;
— должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:
— мотивы познавательного характера;
— мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;
— ссылка на пример;
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
— мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
— мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;
— мотивация неуверенная, неаргументированная;
— никак не аргументированная мотивация.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.
1. Интерес— это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое – заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.
Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе как социологическая проблема
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношен .
Организация и методы исследования
Исследование взаимосвязи лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений в первичных школьных коллективах. В исследовании приняли участие 2 класса СОШ №28 г.Бобруйска, общей численностью 40 человек. Был применен .
Методология исследования уровня притязаний и самооценки у подростков
В нашей работе были использованы следующие методы исследования. В первой главе был использован метод теоретического анализа. Нами были использованы следующие источники: научная литература, научно-информационная, справочная литература. Эт .
Источник
Психофизиологические алгоритмы здоровья. Немедикаментозное лечение
Александр Владимирович Лихач, 2018
Книга, которую вы держите в руках, поможет вам восстановить здоровье, раскрыть резервные возможности вашего организма, развить многие качества личности. Каким образом, спросите вы? Очень просто! Автор книги – профессор, доктор философии и психологии А.В. Лихач – убежден, что здоровьем можно управлять с помощью психофизиологических алгоритмов здоровья, организм быстро выздоравливает. Эта книга будет полезна всем, кто интересуется психологией, физиологией, методами немедикаментозного лечения, а также хочет всегда оставаться здоровым!
Оглавление
- От автора
- Глава I. Психофизиология человека – единый механизм здоровья и гармонии
- Глава II. Краткая характеристика алгоритмов здоровья
- Глава III. Лечебные программы алгоритмов здоровья
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиологические алгоритмы здоровья. Немедикаментозное лечение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава I. Психофизиология человека — единый механизм здоровья и гармонии
Самый интересный и не до конца познанный феномен — человек! Изучая человеческий организм, мы познаем самые высшие биологические процессы, наблюдаемые в природе. Развитие организма, формирование личности во многом обусловлено взаимодействием человека с окружающей средой. Но еще в большей степени эволюционные процессы в самом человеке подчинены его разуму…
Ежедневно психика и физиология человека претерпевают различные изменения. Трудно представить себе, что ожидало бы человека, если бы он не мог приспособиться к окружающей среде. Мы все устроены так, что любое влечение души, психологическое или физическое действие сопровождаются определенными реакциями в организме. Возникновение любого эмоционального состояния, даже вызванного незначительной физической нагрузкой, может изменить, к примеру, функции вегетативной нервной системы. Волнение, страх, тревога сопровождаются ускорением пульса, повышением артериального давления, изменением температуры тела и т.д. И наоборот, любые физиологические изменения в организме сопровождаются определенными изменениями в психике, особенно при заболеваниях организма и психологических прессах.
Многие процессы такого взаимодействия определены самой природой человеческого организма. В ней условно можно выделить саморегулируемые механизмы, которые даны от рождения каждому человеку. К ним относятся биологическая саморегуляция, рефлекторная саморегуляция и сознательно управляемая саморегуляция.
Биологическая саморегуляция — это генетически закодированные сложные внутренние процессы, лежащие в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма. Она протекает без участия сознания, например, сердце продолжает работать даже тогда, когда человек теряет сознание или когда находится под наркозом.
Функции биологической саморегуляции могут меняться под воздействием информационного раздражения. То же сердце может изменить свой привычный ритм в результате физической нагрузки или внезапного резкого стука. А под воздействием зрительного образа и даже запаха нервные процессы могут угнетаться или возбуждаться. Это свойство организма через органы чувств, рецепторы, влиять на биологическую саморегуляцию лежит в основе рефлекторной саморегуляции, которая управляется сигналами из внешней среды.
Высшей формой саморегуляции всех без исключения регуляторных механизмов сознания на уровне психических процессов, психофизических состояний и действий является сознательно управляемая саморегуляция. К ней можно отнести психическую саморегуляцию, аутотренинг, гипноз и другие способы психологического воздействия.
Все психофизиологические процессы в организме регулируются головным мозгом. В нем выделяют древние механизмы, унаследованные от предшественников человека разумного. Они определяют биологическую саморегуляцию организма. Не исключено, что эти механизмы сохраняют генетическую память эволюционных процессов и при определенных условиях могут их генерировать. Они также включают первую сигнальную систему, основанную на инстинктах и рефлексах. Древняя кора головного мозга рассматривается как область бессознательной деятельности.
Более поздняя кора головного мозга, которая возникла в результате развития самого человека, является областью сознательной деятельности больших полушарий головного мозга. Она приводит в действие вторую сигнальную систему, отражающую свойства человеческого мышления. Присуща только человеку.
Каждый из отделов головного мозга (продолговатый мозг, варолиев мост, мозжечок, средний мозг, таламус, гипоталамус и большие полушария) отвечает ла конкретные психофизиологические функции.
Так, продолговатый мозг отвечает за регуляцию дыхания, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотательный и рвотный рефлексы.
Мозжечок координирует движения и регулирует сокращение мышц.
Варолиев мозг проводит информацию из одного полушария мозжечка в другое; координирует движения мышц на обеих сторонах тела.
Средний мозг отвечает за регуляцию мышечного тонуса и положение тела в пространстве; некоторые зрительные и слуховые рефлексы.
Таламус — переключатель сенсорных импульсов; регулирует внешнее проявление эмоций, температуру тела, аппетит, водный баланс, углеводный и жировой обмен, кровяное давление и желудочный сок.
Гипоталамус — регулятор чередования сна и бодрствования (предполагается, что врожденный ритм сна и бодрствования состоит в их чередовании через каждые 4 часа).
Кора полушарий большого мозга обеспечивает высшую нервную деятельность благодаря высшим центрам осознанного поведения, мышления, морали, воли, интеллекта, речи и органов чувств. Правое полушарие ориентировано в основном на чувствительную сферу человека (люди, у которых оно лучше развито, принадлежат к художественному типу), а левое — на мыслительную (людей с развитым левым полушарием относят к мыслительному типу). Кора является конечной областью, где происходят восприятие, оценка и обработка всех восходящих чувствительных нервных импульсов, включая кожную чувствительность (чувства прикосновения, плотности, формы и размера предметов и т.д.) и мышечно-суставное чувство.
Несомненно, главенствующая роль в развитии и сохранении организма принадлежит головному мозгу и его неотъемлемому продолжению — нервной системе, которая выполняет огромный спектр задач по регуляции нервных процессов в организме, как проводящая система.
Дело в том, что человеческий организм постоянно испытывает информационное воздействие со стороны. Для него все вокруг является информацией — пища, воздух, вода, «космическое внушение» — ближнее или дальнее и т.д. Вся эта информация оказывает на человека свое положительное или отрицательное воздействие. Воспринимается и распознается она в первую очередь рецепторами нервной системы. Возбуждение этих чувствительных клеток осуществляется механическим или химическим путем.
Рецепторные раздражения могут быть самыми разными. Человек чувствует вкус, запах, свет, звук, холод, тепло, прикосновение, давление, боль. Испытывает ощущения, поступающие от внутренних органов в виде голода, жажды, тошноты или потребности в естественном отправлении, и другие определенные ощущения, возникающие, например, при болезнях или эмоциональных стрессах. Все они информируют человека о тех или иных раздражителях.
Непрерывный поток информационных нервных импульсов создает определенный уровень возбуждения во всех органах, мышцах, железах и др., называемых тонусом.
В норме информация в виде нервных импульсов идет только в одном направлении по чувствительным нейронам от органов чувств к головному мозгу, а по двигательным — от головного мозга к мышцам и железам. Проводятся информационные импульсы с помощью спинного мозга, который служит рефлекторным центром. Все его волокна перекрещиваются, поэтому правая половина головного мозга контролирует левую половину тела и получает информацию от рецепторов левой стороны, и наоборот, левая половина мозга отвечает за правую сторону тела, анализируя информацию ее рецепторов.
Среди всех этих сложных генетически закодированных психофизиологических процессов есть место и нашему сознанию. Оно является как бы «ручным управлением» всего организма и поведения личности.
Известно, что основная функция сознания — отражение реальной действительности. В зависимости от того, что оно отражает, на что направлено, на чем сосредоточено, определяются качественные характеристики сознания. Сознание может отражать как внутренние, так и внешние объекты.
Внешние объекты. — это все многообразие окружающего нас мира, через систему анализаторов проникающее в сознание человека и определяющее состояние психики в данный момент. Чаще всего это образы: зрительные, слуховые, тактильные и др., которые сопровождаются ощущениями и переживаниями. Испытываемые при этом положительные эмоции улучшают состояние психики в целом, а отрицательные — его ухудшают. Отсюда вывод — культивирование положительных эмоций способствует гармонии.
К внутренним объектам относится наше внутреннее «Я». Каждый человек вольно или невольно создает собственную концепцию своего внутреннего мира, которая всегда тройственна: это физическое, интеллектуальное и нравственное «Я». Сложные переживания, возникающие в процессе отражения и самоуправлении каждой из этих составляющих, являются основной частью процесса сознательной саморегуляции.
С помощью своей психики человек сознательно контролирует, регулирует и изменяет все то, что воспринимается из внешней среды органами чувств. Все, что человек видит, слышит, ощущает в процессе восприятия окружающей реальности, определяет его чувства и переживания. Причем он может просто менять обстановку, или отключаться от нее, или формировать ее по своему усмотрению.
Человек также способен контролировать, регулировать и изменять все, что он воспринимает из внутренней среды организма. Например, соматические и вегетативные проявления эмоций. К ним относятся и способы контроля и регуляции тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения, психологическая разрядка и др.
Мышление — высшая регулятивная форма отражения сознанием реальности. Это контроль, изменение или регуляция образов, представлений, понятий, а также сопровождающих их переживаний и волевых усилий. Регулируются они с помощью воображения, сюжетных представлений, самовнушения, самоубеждения, внутренних установок, а, кроме того, внутренним стремлением к самосовершенствованию, к самопознанию и познанию реальности, к красоте и гармонии, к добру и осмыслению действительности, поиску целей и смысла жизни, а также влечением — инстинктами и рефлексами.
Понятие нравственного в человеке выступает как социальная категория. Контроль, регуляция и изменение своего отношения к природе, обществу, общественному сознанию определяются создаваемыми человеком ценностными ориентирами. Они формируют его социальный статус в обществе и место в природе, могут формироваться в процессе воспитания и самовоспитания. Таким образом, сознательная саморегуляция позволяет любому человеку создавать себя как духовную, высоконравственную, интеллектуальную личность.
Природа наделила человеческий организм замечательными способностями самовосстанавливаться и саморазвиваться. Он способен заживлять раны, сращивать сломанные кости, восстанавливать структуру органа. Резерв защитных свойств организма, позволяющий предупреждать многие заболевания, укреплять здоровье, огромен.
Проделать такого рода активизацию внутренних резервов можно с помощью психофизиологического программирования состояний человека. С этой целью рассмотрим основные состояния человека, которые различаются по своему психическому и физическому содержанию и поведенческому проявлению. Так, нормальные режимы — это обычные бодрствующие состояния человека. Определяются они результатом работы головного мозга, его глубинных структур и текущей работой органов чувств.
Возрастные режимы зависят от того, что с возрастом изменяются функциональные качества организма и личностные возможности человека. Специфическими отличиями обладают возрастные режимы у детей до 3 лет, подростков с 12 до 16 лет и пожилых людей с выраженными признаками старости.
Психологические режимы отражают процессы взаимодействия человека с окружающими людьми и реальной действительностью. К специфически измененным режимам психики можно отнести состояния психологической напряженности или страха, навязчивые состояния и другие.
Физические режимы возникают во всех случаях, когда человек находится в состоянии двигательной активности, например, занят выполнением физической гимнастики. Наблюдается повышение мышечной активности, а также некоторая эмоциональная возбужденность.
Расслабляющие режимы характеризуются снижением тонуса скелетной мускулатуры и вегетативного тонуса. Уменьшается активность сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем. Одновременно на фоне общего торможения идут не менее глубокие процессы активизации некоторых функций организма и отдельных мозговых структур. Резко интенсифицируются все восстановительные процессы.
Расслабляющие режимы могут возникать как при помощи специальных приемов психологического воздействия, так и в естественных условиях, когда снижается активность внимания и сознание как бы сужается. Данное явление отмечается у астеников, некоторых излишне суеверных людей, лиц, ослабленных соматическими заболеваниями, а также находящихся в удобной, располагающей ко сну позе. Эффект расслабления усиливается, если удается вызвать чувство глубокого внутреннего покоя и умиротворения, приятной тяжести и тепла во всем теле, успокоить дыхание. Способствуют сужению сознания и общее утомление, наступающее в вечернее время после активной дневной работы, пасмурная или дождливая погода, слабая освещенность помещения (полумрак или свет синей лампы) и др.
Помимо этого расслабляющие (тормозящие) режимы наблюдаются во время обычного сна, в периоды неполного засыпания или неполного пробуждения, в аутогенных, гипнотических и других состояниях.
Мобилизующие режимы активизируют работу всех органов и систем, повышают вегетативный тонус, двигательную активность. Наиболее ярко выражены при занятиях спортом. Однако их воздействие на организм может быть разрушительным в результате чрезмерной психологической или физической нагрузки.
Психосоматические, патологические, биокритические и предсмертные режимы сопровождаются пониженной двигательной активностью и особыми состояниями психики. Наиболее типичные их формы — некоторые нервные, соматические и психические угнетения деятельности организма, непродуктивные формы психомоторного возбуждения, сумеречные, бессознательные, анабиозные состояния и т. п.
Навязываемые режимы изменяют естественное протекание психофизиологических процессов в организме. Возникают всякий раз при воздействии на человека психоделических и химических препаратов, газов, ядов, а также различных физических полей, токов и излучений различной частоты.
В обычных условиях они вызываются такими экологическими факторами или процедурами, как ингаляция, купание, загорание. Кроме того, навязываемые режимы наблюдаются в случаях нарушения кислородного обмена в организме, их причиной могут быть воздействие запаха, звука, а также внушенные (посредством гипноза), алкогольные и наркотические состояния.
Сенсорные режимы (гипосенсорные и гиперсенсорные) соответствуют состоянию психофизиологии человека, находящегося в условиях полного или частичного информационного голода или в условиях чрезмерного (стрессового) информационного воздействия. В естественных условиях гипосенсорные режимы наблюдаются при длительном морском плавании, пребывании в пустыне, Арктике и др. Сопровождаются возникновением различных иллюзий и галлюцинаций, которые с переменой обстановки прекращаются. Гиперсенсорные (стрессовые) режимы действуют на организм разрушающе.
Медитативные режимы отражают высшую степень концентрации внимания на определенном объекте или же самосозерцание. В обоих случаях происходит остановка процессов восприятия и мышления, наступает специфическая отрешенность человека от внешней среды.
Экстатические режимы наблюдаются в моменты сильного эмоционального или чувственного возбуждения. К ним относятся эмоционально-духовные состояния (интеллектуальные, музыкальные, танцевальные и др.).
Паранаучные режимы, такие как турья, нирвана, дао, сатори, самьяма, самадхи, сома, астральные, ментальные, эфирные тела, воплощенные, послесмертные и другие состояния, находят свое отражение в мистических учениях.
Кроме основных психофизических состояний организма существует бесчисленное количество промежуточных состояний, которые также влияют на внутреннюю и внешнюю среду человека, усиливают или ослабляют его функции.
Проблемы здоровья можно успешно решать с помощью внутренних резервов организма. При определенных условиях организм способен усиливать свои компенсаторные возможности, активизировать защитные и адаптационные свойства, повышать способность к регенерации. Здоровый образ жизни немыслим без разумного взаимодействия человека с окружающей средой.
К сожалению, причин ухудшения здоровья, в наши дни очень много. И одна из них — неблагополучие экологической среды. Поэтому многие ученые рассматривают болезнь как реакцию организма на вредную информацию, поступающую извне. Следовательно, чтобы предупредить заболевание, нужно выработать в организме устойчивую защитную реакцию на такую информацию.
Помочь себе мы можем с помощью психофизиологических алгоритмов здоровья. Этот безлекарственный метод позволяет самостоятельно оказывать себе помощь при различных заболеваниях, а также всесторонне укреплять организм, проводить лечение болезней и их профилактику.
Востребование резервов организма — это реальный путь к физическому здоровью и душевной гармонии!
Источник