- Дети с ОВЗ: что это такое в психологии. Особенности и сопровождение
- Дети с ОВЗ: особенности
- Сопровождение
- Задержка психического развития
- Поведенческие нарушения
- Дети с аутизмом
- Нарушения слуха
- Нарушения зрения
- Нарушения речи
- Нарушения опорно-двигательного аппарата
- Послесловие
- Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ: что это такое в психологии. Особенности и сопровождение
Каждый человек уникален в силу врожденных особенностей темперамента. Но есть дети с особыми потребностями. Это дети с нарушениями в развитии, вытекающими из этого трудностями в обучении и адаптации. Нарушения развития встречаются в разных сферах, но объединяет особенных детей одно – проблемы в социализации и потребность в индивидуальном сопровождении.
Дети с ОВЗ: особенности
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Однако с 2016 года это понятия заменено. Гуманнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах людей. Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут обеспечить равные условия для каждого ребенка. Потому акцент ставится на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.
Виды нарушений развития:
- задержка психического развития (ЗПР);
- эмоциональные расстройства и нарушения поведения;
- синдром аутизма;
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- нарушения речи;
- нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
Каждая из этих проблем имеет свои особенности. Рассмотрим подробнее:
- Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, волевой. При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы. Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается инфантилизм.
- Говоря об эмоциональных и поведенческих нарушениях, подразумевают акцентуации характера. Это устойчивые личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о трудном характере.
- Аутизм внешне выглядит как панцирь. Ребенок находится в своем мире, отстранен от социума. Действия аутиста стереотипны, эмоции скупы. Основная черта – эгоцентризм. Наблюдается задержка речевого развития, о себе говорят в третьем лице.
- Нарушения слуха предполагают качественные и количественные изменения. Выделяют полную потерю слуха и тугоухость, последняя бывает 4 уровней.
- Нарушения зрения влияют на осанку, походку, моторику. У детей наблюдается медленное усвоение и переработка информации.
- Речевые нарушения вызывают изменения во всех сферах: внимание, восприятие, память, мышление. Затруднен контроль и организация деятельности. Наблюдается быстрая утомляемость и рассеянность внимания, инертность.
- Нарушения опорного аппарата – самая обширная группа. Все нарушения носят врожденный или приобретенный медицинский характер. План сопровождения зависит от конкретного нарушения и компенсаторных возможностей организма.
Согласно ЮНЕСКО, 2 млн. российских детей страдают теми или иными нарушениями психического и физического здоровья. По данным Министерства образования, число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается на 5 %.
Сопровождение
Сопровождение детей с ОВЗ – это система создания социально-психологических и педагогических условий для социализации и развития личности с особыми потребностями.
Необходимо учитывать нюансы развития ребенка по каждому из типов нарушений. И на их основе выстраивать работу.
Задержка психического развития
Что важно знать о ребенке с ЗПР:
- Преобладает наглядное и действенное мышление. Не нужно перегружать образами и логическими связями.
- Ребенок успешно усваивает знания на практике в совместной деятельности со взрослым.
- Возникают трудности в анализе, обобщении, классификации предметов.
- Невозможность установления причинно-следственных связей.
- Охотно взаимодействует со взрослым, принимает помощь.
- Сложности в запоминании. Преобладает непроизвольная память. Невербальный, наглядный материал запоминают лучше.
- Инструкции соблюдают только при помощи взрослых, напоминаний.
- Запоминание лучше происходит через метод наглядного группирования.
- Повышенная отвлекаемость, снижение объема и концентрации внимания.
- Невозможность самостоятельной установки цели деятельности. Акцентирование внимания на мелочах.
- Полезны игры типа «Горячий стул» для развития коммуникативных навыков.
Для развития восприятия подойдут игры на познание собственного тела (покажи правое ухо, дотронься до левой пятки), ориентацию в пространстве (положи карандаш слева от тетради), игры с предлогами (кто, за кем, почему), графические диктанты, рисование незаконченных фигур. Графические диктанты и дорисовывание также помогают в развитии письма.
Для развития памяти: заучивание стихов, распознавание ритмов музыки, запоминание картинок, определение изменений в обстановке, разучивание танцев.
Для развития мышления: рисунки, схемы, таблицы и другой материал, упрощающий восприятие; ориентация теории на жизнь ребенка; ситуации успеха; составление рассказа по ряду картинок; упражнение типа «четвертый лишний».
Развитие внимания: дыхательная гимнастика, занятия в положении стоя, разминки, поиск отличий на картинках, поиски выхода из лабиринта.
Развитие речи: повышение активного словарного запаса, рассказ по плану и картинкам.
Развитие мелкой моторики: массаж, штриховка, терапия песком, оригами.
Для формирования мотивов полезно использовать игры с правилами и пантомимикой.
Поведенческие нарушения
Рассматривая проблему поведенческих и личностных нарушений, психологи ориентируются на типологию А. Личко. Советский психиатр выделил 10 типов акцентуированных характеров. Подробнее о них и особенностях взаимодействия с каждым видом читайте в статье «Акцентуации характера в подростковом возрасте».
Для коррекции акцентуации меняются условия воспитания. Нужно структурировать среду с учетом сильных и слабых сторон личности, избегать провоцирующих ситуаций и направлять воспитание на усиление положительных черт. Выявить специфику акцентуаций конкретного ребенка позволяют беседы и наблюдение. Без коррекции нарушения переходят в психопатии.
Дети с аутизмом
Что нужно знать для сопровождения детей с аутизмом:
- Отличаются замкнутостью и избирательностью, дефицитом эмоций. Дети с аутизмом избегают социальных контактов, эгоцентричны, но в несоциальных видах деятельности в разы превосходят сверстников.
- Недоразвитость эмоционально-волевой сферы компенсируется феноменальной памятью или выдающимися музыкальными способностями.
- У аутистов не выражена потребность в общении. Им подходят самостоятельные индивидуальные виды деятельности.
- Недопустима резкая смена обстановки. Для аутистов важна стабильность. На изменения реагируют агрессией, аутоагрессией или уходом в себя. Вызвать такую реакцию способна любая мелочь, например, новая одежда учителя.
- Важно хвалить ребенка. Учитывать быструю утомляемость.
- Деятельность должна начинаться с помощи взрослого. Страх и негативизм свойственны аутистам, не нужно давить на них.
- Необходимо минимально предоставлять выбор. Банальный вопрос «что ты хочешь?» вводит аутиста в ступор. Он не воспринимает себя.
- Избегайте соревновательного духа. Дети с аутизмом неуверенные в себе.
- Каждую секунду с ребенком должен быть взрослый, который поможет понять, что ребенок любит, что хочет, что ему нравится.
Аутизм бывает 4 степеней тяжести. Сопровождение зависит от тяжести синдрома. На последних стадиях необходима комплексная помощь, в том числе медицинская.
Нарушения слуха
Ношение слухового аппарата обязательно, но это не решает всех проблем. С усвоением, развитием и пониманием устной речи все равно возникают затруднения.
- Если уместно, то стоит расставить парты полукругом.
- На парте у ребенка должно быть свободное пространство.
- Нужно использовать зрение, компенсировать слуховые особенности. Преподаватель должен вставать по свету, носить яркую одежду.
- Минимум жестикуляции, не прикрывать рот руками.
- Не поворачиваться спиной к ребенку.
- Говорить медленно.
Нарушения зрения
В силу зрительных особенностей дети не могут работать с черно-белыми пособиями, контурными рисунками. Преобладает туннельное зрение, потому не нужно рассчитывать на боковое зрение. Говорить с ребенком нужно прямо перед лицом. Рабочее место должно находиться в центре класса. Преподавателю нельзя вставать против света. Кроме того, нужно:
- снизить темп занятия;
- говорить медленно, ставить четкие вопросы;
- снизить требования к качеству письма;
- предоставлять дополнительное время на выполнение задания;
- работать с трафаретами и штриховками;
- сменять виды деятельности, обязательна гимнастика для глаз;
- вопросы ставить конкретно, кратко, медленно; давать время на обдумывание;
- использовать специализированное оборудование и визуальные приемы организации пространства для лучшего восприятия свойств предметов;
- при графических заданиях оценивать не точность, а правильность выполнения.
Нарушения речи
Дети с нарушениями речи повышено возбудимы. Отмечаются нарушения в познавательной сфере, недостаток учебной мотивации, отвлекаемость, утомляемость. Цель сопровождения – улучшение условий среды для минимизации влияния особенностей развития. Необходимо сотрудничество с семьей. Кроме того, обязательно:
- взаимодействие педагогов, психологов и медиков;
- создание ситуации успеха;
- новизна в подаче и содержании материала;
- поощрение, спокойный тон преподавателя, поддержка;
- индивидуальный подход;
- игровые элементы;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- наглядность.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Самое частотное нарушение – ДЦП (детский церебральный паралич). Наблюдается недостаточный контроль нервной системы. Как правило, заболевание сочетается с психическими и речевыми нарушениями. ДЦП поддается лечению.
- постоянно комфортные для ребенка условия;
- регулярное расширение границ возможного, максимальное раскрытие потенциала;
- исключение неожиданных внешних раздражителей (резкий шум, подход со спины);
- учет чувствительности ребенка, обидчивости, тревожности;
- разминки во время занятий;
- помощь и контроль взрослого, напоминание детям со слюнотечением о необходимости сглатывания;
- тестовые задания для детей с нарушением моторики;
- упражнения на ориентацию в пространстве (положи руку справа от тетради);
- четкая речь с многочисленными повторами, без повышения голоса;
- увеличенное время на выполнение задания.
Необходимо составление индивидуального плана обучения с учетом специфики среды, расстояния до школы, потребностей ребенка, темперамента и характера, способностей.
Послесловие
Учебная среда играет большую роль в организации сопровождения. Необходимые условия среды прописаны в государственных образовательных стандартах.
Обязательно взаимодействие родителей и педагогов. Практически в каждой школе кроме штатного психолога присутствует специалист по инклюзии и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Для особого ребенка прохождение консилиума и комиссии обязательно. Специалисты составят индивидуальную программу развития и сопровождения ребенка, предложат родителям несколько вариантов обучения, подскажут, как взаимодействовать с ребенком конкретно в их случае.
Источник
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Эфендиева Галина Владимировна
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, он развит иначе.
По данным ЮНЕСКО два миллиона российских детей имеют особенности (дефекты) в физическом и психическом развитии. В свою очередь статистика Министерства образования Российской Федерации свидетельствует о том, что в России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья,среди которых в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич (ДЦП, расстройства аутистического спектра (РАС, олигофрения и т. д.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года).
В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ОВЗ, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития. Данная категория детейсталкивается с такими трудностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, что в результате приводит к социальной изоляции и осложнению психологического состояния, на которое уже изначально наложен «отпечаток» дефекта.
Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенного уровня тревожности, неуверенности в своих силах, что в большинстве случаев и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).
Подводя черту под вышеизложенным можно вывести формулу: «особенные» дети, нуждаются в особых условиях. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ. Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития детей с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т. д.) осуществляющих сопровождение в рамках своей специализации.
В свою очередь психолог отвечает за процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ актуален и всегда таковым останется т. к. проблемы, с которыми они сталкиваются настолько серьезны, что могут стать либо труднопреодолимыми, либо непреодолимыми вообще.
Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Таким образом, тема психологического сопровождения имеет основополагающее значение для жизни этих людей от рождения.
Это связано с тем, что жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в силу своих особенностей нуждается в специальном подходе со стороны взрослых.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения (психолог-ребенок, своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки.
Цель психологического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.
Достижению вышеуказанной цели способствует решение следующих задач:
— предупреждение появления проблем развития ребенка;
— преодоление социальной изоляции;
— помощь ребенку в решении актуальных задач развития,обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
— психологическое обеспечение образовательных программ;
— развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Однако необходимо учитывать возраст ребенка на момент начала осуществления психологического сопровождения, ибо только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления индивидуального развития ребенка с ОВЗ можно достичь оптимального для него уровня развития. И не менее важным условием полноценного развития детей с ОВЗ является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.
У психологического сопровождения детей с ОВЗ как и у любого процесса есть свои этапы.
Изучение анамнеза (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) и осуществление диагностической работы (составление диагностической карты).
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения, цель которой направлена на создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно функционировать и оптимально развиваться как в образовательной среде, так и в окружающем социуме.
Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.
Согласованность разнообразных форм взаимодействия специалистов оказывающих профессиональную помощь детям с ОВЗ. Так, например, одним из важных звеньев в работе по сопровождению детей с ОВЗ, является создание разнообразных форм взаимодействия логопеда и педагога-психолога.
Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ,ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями».
Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог выполняет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.
Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ — это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпении и сотрудничестве можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.
Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в ДОУ ГБДОУ детский сад №122 Тема:«Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в.
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ РАЗВИТИЕМ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современных теоретических концепциях.
Презентация «Логопедическое сопровождение в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ» Логопедическое сопровождение в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ Актуальность. В настоящее время в России наблюдается тенденция.
Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе Основные формы и методики психологического сопровождения подготовки дошкольников к обучению в начальной школе Подготовка детей к школе в.
Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения» Психологическое сопровождение развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время в системе образования складывается.
Психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Психологическое.
Психологическое сопровождение участников ОО. Коррекция агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Коррекция агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Педагог – психолог МБДОУ «Д/с «Подснежник» г. Абакан Машукова.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.
Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению» Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению Добротворская Елена Владимировна Слайд 1: Титульный лист.
Источник