«Организация работы по формированию здорового образа жизни»
специалист в области арт-терапии
ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического
сопровождения и коррекции «Гармония»
«Организация работы по формированию здорового образа жизни»
Учитель физической культуры
Понятие здоровья и здорового образа жизни, его составляющие.
Здоровье, по определению Всесоюзной организации здравоохранения (ВОЗ), понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, социальное здоровье. Все они взаимосвязаны между собой. Так на фундаменте физического понятия здоровье психическое, духовное, на нем – нравственное, социальное.
Здоровый образ жизни — поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Здоровый образ жизни связан с выбором человека позитивного, в отношении здоровья, стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом .
Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего -на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т. е. на независящие от человека причины).
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.
Принципы формирования здорового образа жизни:
1) Принцип актуальности. Этот принцип призван обеспечить учащихся, наиболее важной и своевременной информацией. Актуальность информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, задачами здравоохранения. Она отражает проблемы, связанные со здоровьем детей, экологией, социальными нормами и ценностями и т. д.
2) Принцип научности предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности на основе научнообоснованных данных. В соответствии с этим принципом в воспитании детей используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать информацию в понятной, интересной для подростков форме.
3) Принцип доступности предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств обучения, интересам и потребностям ребенка. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации. Важное значение для реализации принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением наглядных материалов.
4) Принцип положительного ориентирования предполагает выработку типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом значительное внимание уделяется позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье человека. Реализация данного принципа — показ положительных примеров — более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного, в отношении здоровья, поведения.
5) Принцип единства теории и практики предполагает возможность использования полученных воспитанником или группой воспитанников знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов, анализ причин поведения в различных ситуациях.
6) Принцип активного участия способствует устойчивому закреплению знаний и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ. При этом учащиеся высказывают версии по предлагаемому вопросу и вырабатывают наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения. Решают ситуационные задачи, с необходимостью выбора и принятия решения, ролевые (разминочные, сюжетные) игры, рисование газет на тему и т.п.
При проведении всевозможных тренингов и бесед нужно обязательно учитывать особенности, для формирования групп: пол; возраст; состояние здоровья; уровень информированности; потребности в той или иной информации и т. д.
7) Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей учеников. Необходимо, чтобы каждый воспитанник имелвозможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья.
8) Принцип иллюстративности способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.
9) Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности детей в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни.
Этапы формирования устойчивых навыков здорового образа жизни:
Первый этап — выработка навыков использования той информации, которую воспитанник получает в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т. д. Учитель проводит на своих уроках групповые дискуссии и беседы. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка.
Второй этап — изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить ученика к принятию правильного решения на основе полученной информации. Он должен решить: являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья; что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (на пример, хорошее здоровье или успехи в спорте и учебе); что он в этом случае потеряет.
Важной частью здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать своивзгляды, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения во многом базируется на поиске примера для подражания. На этом этапе обучения важно использовать, так называемые, положительные социальные ролевые модели.
Третий этап — принятие решения. Ребенок должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Воспитанникам нужно научиться правильно, оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.
Четвертый этап —ребенком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация конференций, конкурсов классных газет, например, по антитабачной пропаганде и т. п.Тормозящим моментом в решении проблемы по формированию здорового образа жизни следует считать, традиционную структуру урока, которая сложилась давно, но, несмотря на множество инновационных разработок различных авторов, появившихся в последнее время, не претерпела существенных изменений.
Здоровьесберегающая образовательная среда
как необходимое условие формирования здорового образа
Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды.
Образовательная среда — это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования. Она является целостностью, включающей весь спектр воздействий на ребенка: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебно-воспитательного процесса, экологические характеристики и т.д.
Исходя из определения образовательной среды, следует рассмотреть жизненно важные для школьника потребности:
─ биологические (физиологические) потребности (потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании);
─ потребности в безопасности, любви и признании;
─ возрастные базовые потребности (впервые появляются на определенном возрасте). Например, для младшего школьника типичная возрастная потребность – это потребность в новых переживаниях, в новых знаниях. В подростковом возрасте потребность во взрослости, самостоятельности;
Исходя из потребностей ребенка, можно выделить характеристики образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья:
─ общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);
─ стиль взаимодействия участников образовательного процесса;
─ двигательный режим учащихся;
─ санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
─ медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;
Существует алгоритм внедренияздоровьесберегающей педагогики:
1)Осознание проблемы негативного воздействия образовательного учреждения на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного решения.
2)Признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся.
3)Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции).
4)Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
В Центре «Гармония» определены приоритеты в пользу здорового образа жизни и вся работа направлена на формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями. По результатам проведённого мониторинга мы пришли к выводу, что дети нашего Центра любят занятия физической направленности, активно участвуя в различного рода спортивно-массовых мероприятиях.
Здоровьесберегающая образовательная среда Центра формируется на основе множеств взаимосвязанных компонентов:
Уроки физической культуры и АФК;
Занятия в кружках и секциях по интересам: «ОФП», «Футбол», «Волейбол», «настольный теннис», «Баскетбол», «Аэробика», «Греко-римская борьба».
Внеклассные мероприятия спортивной направленности;
Спортивные праздники: «Мы готовы к ГТО», «Здоровье и силу любимой России!», «Дети России», «Мы вместе» и др;
Викторины и беседы по ЗОЖ и отказу от вредных привычек;
Дни здоровья различной тематики;
Спортивные соревнования: «Старты юных», ежегодные Параспартакиады, областные соревнования по видам спорта и др.
Работа воспитателей, классных руководителей, соц.педагогов в сфере формирования ЗОЖ и отказу от вредных привычек.
Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, прошедшие в 2017-2018 учебном году
Весёлые старты «Скажи здоровью «да!»
(Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)
День здоровья — «МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЬЕ!»
(Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)
Товарищеская встреча по волейболу
Областной (Сизов Г.В., Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)
Неделя здорового образа жизни
(1 декабря – день борьбы со СПИДом).
Часы общения (по формированию ЗОЖ школьника):
— «Курение – это яд?»;
— «Привычки и здоровье»;
— «Употребление табака, алкоголя и наркотиков.
— «СПИД – как избежать опасности?»
Школьный (Воспитатели групп)
«Галерея открытых уроков учителей физкультуры»
Школьный (Григорьева Т.А., Лазуткина А.А., Сизов Г.В., Жестков А.П.)
Беседа и викторина 1-12 кл. «Здоровым быть модно!»
Школьный (Григорьева Т.А., Лазуткина А.А, Лёвочкина.)
Общешкольный праздник «Радуга здоровья»,
-«Сотвори сам себя»;
( Понкратов Д.А., Хорина О.И., Герасимова О.Ю., Воспитатели групп)
Всероссийская акция «Мы готовы к ГТО!»
Школьный (Инструктор ФК, Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)
Праздник, посвящённый «Дню защиты детей».
Школьный (Инструктор ФК, Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)
Праздник, посвященный «Дню семьи».
Региональный (Инструктор ФК, соц.отделение, Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)
Соревнования, в которых участвовали спортсмены
Центра «Гармония» 2017-2018 г.
VIII Параспартакиада Тамбовской области по лёгкой атлетике, г. Котовск.
Областной Фестиваль адаптивного спорта «Преодоление», г. Тамбов.
Областные соревнования по настольному теннису (в рамках VIII ПараспартакиадыТамб.обл.)
Соревнования по волейболу (в рамках VIII Параспартакиады Тамбовской области), ТОГБОУ «Гармония».
Первенство области по мини-футболу
Церемония награждения спортсменов в рамках VIII Параспартакиады Тамбовской области
Чемпионат Тамбовской области среди спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (лёгкая атлетика), г. Котовск.
Образовательная среда учащегося — это все то, что его окружает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Источник
Опыт работы Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста »
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Предназначена для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»
Опыт работы по теме:
«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Ионова Н.В.,
воспитатель 1 категории
«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы !»
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто» — повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение, (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Идея воспитания здорового человека имеет глубокие исторические корни.Философы Древней Греции изучали связь здоровья и поведения человека. В произведениях Пифагора, Платона, Демосфена, Сократа содержались рекомендации по укреплению здоровья, а также предписания профилактического характера, которые и сейчас не потеряли своего значения для поддержания здорового образа жизни: режим дня, режим труда и отдыха, правильного питания, гигиены жилища, профилактические меры.
Последователь Гиппократа и Галена Авл Корнелий Цельс (1 в. н. э.) провозглашал здоровый образ жизни основой в предупреждении болезней.В трудах римлянина Марка Фабия Квинтиллиана (I в. н. э., нашли отражение педагогические взгляды того времени, основанные на необходимости воспитания детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения методов обучения: подражание, наставление и упражнение, а также разумного сочетания занятий, игр и отдыха во избежание переутомления детей и сохранения их здоровья.
Ряд философов (А. Смит, К. Гельвеций, М. В. Ломоносов, К. Маркс и другие, психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие, ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, М. М. Буянов, И. И. Брехман, и другие, педагогов (Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев, С. В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира.
Важность выбранной темы позволила определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту.
Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
• изучить и апробировать систему методов и приемов, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности;
• внедрить в образовательный процесс современные оздоровительные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
• формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
• создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:
• внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий
• использование валеологических приемов обучения, развития для мотивации к здоровому образу жизни;
• использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
Воспитание и обучение должны стать по истине «здоровьесохраняющими».
Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:
— Как эффективно организовать воспитательно — образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?
— Как развить интерес детей к двигательной активности, потребности в здоровом образе жизни?
Ответить на эти вопросы мне помогла работа по по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников.
Работа по теме строилась с учётом диагностики, включающей в себя следующие разделы здорового образа жизни:
• Оптимальный двигательный режим;
Проанализировав данные результаты диагностики, убедилась в целесообразности выбранной темы и необходимости организации целенаправленной работы с детьми, т. к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта: в познавательных и двигательных видах деятельности, при общении с взрослыми, но знания эти поверхностные, не глубокие, высокий уровень почти отсутствовал.
В основном дети трактовали понятие «здоровье» как состояние выздоровления после болезни, не могли назвать причины заболеваний, имели частичные представления о частях тела и их функциях. Но у детей хорошо сформированы культурно-гигиенические навыки, они имеют представления о режиме дня, полезных привычках. Так как дети должны получать не только теоретические знания о ЗОЖ, но и практические умения и навыки, то я решила проводить работу по этому направлению в процессе специально организованного обучения, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей.
Систему работы построила с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
В работе придерживаюсь следующих принципов:
— Доступность (учет возрастных особенностей, адаптированность материала к возрасту);
— Систематичность (повторение усвоенных правил и норм);
— Последовательность (от простого — к сложному);
— Наглядность (учет особенностей мышления);
— Динамичность (интеграция программы в разные виды деятельности);
-Дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения норм и правил ЗОЖ каждым ребенком);
Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т. е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. Известно, что обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии комплексного взаимодействия всех участников психолого-педагогического процесса: медицинских работников, педагогов, специалистов и родителей.
Первый этап работы — это распределение детей по группам здоровья, что позволило оценить состояние здоровья и физического развития дошкольников.
Второй этап — анкетирование родителей, благодаря которому были выявлены ориентиры здорового образа жизни семей и степень заинтересованности родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.
Совместная деятельность с дошкольниками реализовывалась по блокам :
1блок. «Что я знаю о себе. Я и моё тело».
Цель: Дать элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.); Познакомить с влиянием форм поведения на работу перечисленных органов.
2блок. «Режим дня»
Цель: Формирование представлений о правильном режиме и о его значении для организма человека.
3блок. «Личная гигиена»
Цель: Формирование практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Осуществлять профилактику вредных привычек и закреплять полезные, с использованием психологических приёмов.
4 блок. «Движение — жизнь»
Цель: Учить детей понимать значение движения для здоровья, прививать любовь и желание заниматься подвижными играми и спортом.
5блок. «Рациональное питание»
Цель: Закрепление знаний детей о правильном питании: – приём пищи в режимных моментах детского сада и в домашних условиях; – расширять представления детей о полезной и вкусной пище для организма; – формировать культуру питания. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду. Расширяются представления детей о полезной и вредной для здоровья пище, формируется культура питания.
6 блок. «Положительные эмоции»
Цель: Дать детям представление о настроении, эмоциях, чувствах и их влиянии на здоровье. Повышение психоэмоциональной устойчивости и формирование психофизического здоровья при взаимодействии с педагогом психологом.
Таким образом, осуществлялся комплексный подход в формировании основ ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
На начальном этапе, был составлен перспективный план, который даёт возможность вести работу с детьми системно и комплексно.
В основу составления перспективного плана был заложен разработанный алгоритм: «Алгоритм перспективного планирования».
Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений, о способах укрепления и сохранения здоровья, через различные виды деятельности и их взаимосвязь;
Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы, игровой характер работы с детьми;
Расширение представлений о здоровье в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности;
Закрепление знаний в организованной сюжетно — ролевой игре и интегрированных формах работы по оздоровлению детей.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществлялось в форме игровой деятельности:
– обучающие игры («Полезно-вредно», «Хорошо-плохо», Умей попросить о помощи» и др.)
– творческие игры («Что бы ты сделал, если…»; «Реклама»)
– беседы («Чистота — залог здоровья»; «Движение — основа жизни» и др.) – развлечения: («» и др.)
– дидактические игры («Письмо от Почемучки», «К нам пришёл Незнайка») – психологические игры («Ласковое имя»; «Волны»; «Море волнуется…»)
В режимных моментах использовались:
– дидактические игры («Письмо заболевшему товарищу»; «Магазин полезных продуктов»)
– чтение художественных произведений (А. Барто «Я расту», К. Чуковский «Мойдодыр», «Девочка Чумазая», С. Маршак «Великан» и др.)
– иллюстрированный материал («Я и моё тело», «Я и мои чувства, настроение, эмоции», «Я и моя безопасность» и др.)
– Применение здоровьесберегающих технологий с целью профилактики: (физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная, бодрящая, зрительная гимнастики, релаксация и др.)
В самостоятельной игровой деятельности дети имели возможность практически закрепить полученные ими знания и умения.
– сюжетно-ролевые игры («Поликлиника», «Магазин продуктов», «Семья», «Аптека» и др.)
– решение проблемно-практических ситуаций («У твоего друга поднялась температура»; «Если ты упал и ушиб колено» и др.)
В совместной деятельности с семьей предусматривались следующие формы работы:
– индивидуальные беседы («В каждой семье свои традиции», «Укрепление здоровья в домашних условиях»)
– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)
– совместные мероприятия (Спортивные праздники: «Со здоровьем я дружу», «Мы за здоровый образ жизни»; развлечения)
— изготовление нетрадиционного спортивного оборудования
— фотовыставки «Спорт в нашей семье» и др.
Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей в режимных моментах также уделялось проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
– рациональная одежда для детей;
– соблюдение режима прогулок;
– гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта);
– воздушные и солнечные ванны;
– босохождение после дневного сна по массажным дорожкам. Закаливающие процедуры неоспоримо повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему, дают детям знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода), положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка. Результативность. – Повторное анкетирование и тестирование родителей:.
По итогам проведённой работы сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная, систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила низкие показатели детской заболеваемости. Показатель заболеваемости снизился с до; индекс здоровья вырос с до ; повысился уровень роста знаний, умений, навыков детей. Положительные отзывы родителей о проделанной работе. Собран богатый тематический материал Результаты свидетельствуют об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы. Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, здоровья детей, укрепления здоровья детей, старшего дошкольного возраста, представления детей, состояния здоровья детей, детям культуру здоровья, укрепление здоровья дошкольников, детей старшего дошкольного, формирование психофизического здоровья, Обогащение знаний детей, Формирование здорового образа, игровой деятельности, здоровья пище, совместной деятельности, группам здоровья, состояние здоровья, сохранения здоровья, «Укрепление здоровья, укреплению здоровья.Похожие статьи Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы) Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы) Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДОВзаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста Обсуждение Комментарии
Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов. Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне
Данный опыт помог по-новому взглянуть на проблему формирования здорового образа жизни. В дальнейшем работа по теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» будет продолжена.
Мой опыт работы интересно применять для детей с целью воспитания и формирования здорового образа жизни, педагогам дошкольных образовательных организаций, работающим с детьми старшего дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДОродителям и всему зарегистрированному педагогическому сообществу интернет порталов, которым понравятся моя работа.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Издательство: Перспектива, 2014.
3. Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников М. ; 2011г.
4. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры / авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград: Учитель, 2015.
5. Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ; 2001 г.
6. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой. — М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
8. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт. – сост. О. В. Черемшанцева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
9. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О роли педагога в формировании здорового образа жизни в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1.
Выступление из опыта работы на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Выступление на педагогическом совете.
В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Их виды, время проведения в режиме дняи особенностиметодики проведения.
Современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время.
Источник