Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
методическая разработка на тему
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования. | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс школьного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.
Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.
Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.
Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.
У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).
Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.
Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.
Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.
Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
- Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывают чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.
- Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.
- Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
- В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
- Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.
- При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
- Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.
- Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
- При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
- При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного: возраста — 2-3 объекта, старшего дошкольного — 4-1 объектов, младшего школьного — 6-7 объектов.
- Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
- На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
- Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, т: время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
- При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
- Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
- Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.
Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.
Источник
Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению
ксения мартынова
Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска
БДОУ г. Омска «Детский сад ___Согласовано:
Законный представитель ребенка
Заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад
Программа
Индивидуального сопровождения
ребенка с ОВЗ/ инвалидностью
Срок реализации: 2017- 2018учебный год
Ответственные за реализацию программы: педагог-психолог
Адресат данной программы:, дата рождения -.
Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Выписка из ИПР: Воспитание и обучение по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением зрения. В психологической помощи, оказываемой в образовательной организации не нуждается.
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. Создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Занятия с учителем-логопедом, психологом.
Рекомендации по психологическому сопровождению: занятия с педагогом-психологом
Рекомендации по логопедическому сопровождению: занятия с учителем-логопедом
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, самообслуживания, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве. В большей степени страдает сенсомоторная сфера, в меньшей – интеллектуально-речевая.Особенности психического развития: познавательная активность соответствует возрастной норме, слабость ориентировочной деятельности, мелкой моторики.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями, в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение ребенка происходит в массовой группе детского сада.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду;
2. Преодоление негативных особенностей когнитивной, эмоционально-личностной сфер, через включение ребенка в успешную деятельность.
3. Повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности.
4. Развитие высших психических функций, формирование способов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
5. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.
6. Развитие самостоятельности и самоорганизации.
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают еёосновное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
• консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данного ребенка, со всеми участниками образовательного процесса их родителями, педагогическими работниками.
Данная программареализуется посредством следующих методов и методик:
— Дискуссия, обсуждение, беседа;
— Методы групповой и индивидуальной работы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с нарушением зрительного анализатора, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений; релаксационные методы;
— Использование инновационных технологий,методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии; игры с песком и водой
— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г., итоговая диагностика (май 2018г., заседания ПМПк (установочное, итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул, ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.
Нагрузка исполнителей в развитии ребенка в часах
Сопровождение семьи (ориентировочно в часах)
Психологическое сопровождение осуществляется с 18 сентября 2017г. по 15 мая 2018г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 20 минут, в первой половине дня.
Логопедическое сопровождение___
Критерии оценки эффективности программы:
— повышение уровня теоретической и практической подготовки ребенка в соответствии с образовательной программой;
— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
— Развитие функций общения, контроля своего поведения;
— развитие познавательной мотивации;
— развитие познавательных процессов;
— развитие самостоятельности и самоорганизации.
Циклограмма работы специалистов
(форма работы) Частота в месяц Итого часов
ПП УЛ В неделю В месяц
1 Коррекционно-развивающие занятия с ребенком 20’ 20’ 8 2 8
2 Консультирование родителей (сопровождение процесса занятия) 20’ 20’ 2 1 раз в две недели 2
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап Содержание Сроки
Диагнос-тический -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи);
— установочное заседание ПМПк сентябрь 2017г. – октябрь 2017 г. Педагог-психолог,
Реализа-ции програм-мы -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
— коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;
ноябрь 2017г. -апрель 2018г. Педагог-психолог,
Анализа и коррек-ции -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
— мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).
— итоговое заседание ПМПк май 2018 г. Педагог-психолог,
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
№ Сроки Коли- чество
деятельности Примеры используемых методик и упражнений
1. Сентябрь 3 Психолого-педагогическое обследование познавательного развития ребенка 4-5 лет по методике Е. А. Стребелевой «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др
2. Октябрь 3 Диагностика особенностей личностного развития Наблюдение за игровой деятельностью
4. Ноябрь 8 Развитие зрительного восприятия.
Развивать умение сличать контурные, силуэтные, реальные изображения; описывать предметы и находить их по описанию; составлять целое из частей. «Угадай животных», «Найди цветок для бабочки» «У кого большой мяч», «Найди такой же», «Сравни картинки», «Фигурные таблицы», «Составь целое» «Чья тень», «Собери картинку»и др.
5. Декабрь 8 Развитие осязания и мелкой моторики «Чудесный мешочек»,
«Прищепки», «Бусы», «Шнуровки», «Крышки», игры с песком и водой, и др.
6. Январь 4 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания) «Кого не стало», «Кто лишний», «Что я назвала», «Назови одним словом», и др.
7. Февраль 8 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания)
8. Март 6 Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. Игры с элементами психогимнастики.
9. Апрель 8 Развитие ориентировки в пространстве. Игры на ориентировку на своем теле, затем в пространстве
10. Май 4 Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др
Содержательное планирование курса логопедического сопровождение
Сроки Коли- чество
деятельности Примеры используемых методик и упражнений
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с ребенком
Фамилия,имя: Литвинова Настя
месяц мероприятия дата выполнение
Воспитательно-образовательная коррекционная работа с ребенком
Фамилия, имя Литвинова Настя
месяц мероприятия дата выполнение
Воспитатель___ группы №___ ___ (___)
Воспитатель___ группы №___ ___ (___)
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка Наименование учреждения:.
Консультация психолога «Роль семьи в судьбе ребенка — инвалида по зрению» Консультация психолога Гриценко Ольга Александровна Роль семьи в судьбе ребенка — инвалида по зрению Мы живем сейчас в такой культурной.
Планирование индивидуального сопровождения детей с ОВЗ по образовательной области «Физическая культура» Методическая разработка «Планирование индивидуального сопровождения детей с ОВЗ по образовательной области «Физическая культура» Содержание.
План психологического сопровождения ребенка в рамках ГБУ до цппмсп Ребенок: мальчик, 6 лет. Посещает дошкольное образовательное учреждение. Готовиться к школе. Особенности семьи: полная семья. Младший брат.
Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ФФН Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ФФН Срок реализации.
Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ОНР Срок реализации программы — 2016 -17 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного.
Рабочая программа психологического сопровождения личности дошкольника ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создание рабочей программы психологического сопровождения личности дошкольника разработана в соответствии с ООП ДО.
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка «Гармония» Пояснительная записка Рост интереса к проблеме семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями.
Статья «К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста» А. А. Мосина, С. Д. Кириенко, г. Челябинск К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного.
Источник