Рациональное питание как фактор сохранения здоровья школьников

Рациональное питание учащихся как фактор формирования здорового образа жизни

Тема исследования: «Рациональное питание учащихся как фактор формирования здорового образа жизни»

Объект исследования – формирование здорового образа жизни.

Предмет исследования – рациональное питание учащихся и его влияние на состояние здоровья.

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы заметны тенденция резкого увеличения доли патологии органов пищеварения и увеличение числа школьников, имеющих несколько хронических диагнозов – у 20 %

Сегодня в жизни школьников изменилось многое: продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки. Свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. Окончательно нарушен режим приема пищи.

Сама городская среда является открытой опасностью в жизни любого ребенка.

Мы поставили перед собой проблему исследовать снижение показателей здоровья учащихся среднего звена.

Выдвинутая нами гипотеза — является ли повышение культуры питания путём к рациональному и сбалансированному приему пищи, повышению работоспособности, снижению утомляемости и улучшению здоровья учащихся.

Целью данной работы является определение возможностей современной школы как одного из важных факторов по формированию здорового образа жизни школьников.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

— выявить актуальность поднимаемой проблемы по аналитическим данным школы;

— выделить компоненты здорового питания учащихся школьного возраста,

— показать результативность и перспективы работы школы по формированию культуры питания и здорового образа жизни школьников.

Методы исследования Опросы, анкетирование, изучение литературы по теме здорового питания школьников.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

В настоящее время в структуре заболеваемости городского населения на первом месте стоят хронические неэпидемические заболевания. Причиной их возникновения часто является нездоровый стиль жизни горожан.

Особое место в городской среде занимают дети. Стоит отметить, что для ребенка от 6 до 17 лет наиболее влияющей на него является школьная среда, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.

Особенности и успешность построения ЗОС в школах мегаполиса зависят от места её расположения.

Вопросы питания стоят сегодня в центре внимания, огромное значение придается взаимосвязи питания и здоровья, дети страдают от болезней, приобретенных в результате неправильного питания, одной из разновидностей которого является переедание и связанный с ним излишний вес. Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Исследователями установлены три функции питания:

· снабжение организма энергией;

· снабжение организма пластическими веществами,

· снабжение организма биологически активными веществами

Еще одна функция питания заключается в выработке иммунитета. При недостаточном питании снижается общий иммунитет и уменьшается сопротивляемость организма различным инфекциям.

Правильный рост и развитие детского организма невозможны без обеспечения его полноценным питанием.

В рамках нашего исследования мы использовали данные ОУ – участников мониторинга ЗОС 2011-2012 учебного года. Для выявления особенностей построения ЗОС в ОУ, имеющих разное расположение в мегаполисе, анализировались данные окраинных школ, к которым мы отнесли и свою школу №391 Красносельского района и центральных районов.

Полученные выборки имеют сходные характеристики

Показатели регулярности питания ниже в центральных школах: больше детей не завтракает (5,1% и 2,2 в окраинных школах соответственно), не ужинает (2,1 и 1,6). Отсутствует график приема пищи, данные показателя «ест, когда захочет» составляет 34,6 в центральных школах и 25,1 – в окраинных). Для всех школ мониторинг показал явное нежелание детей принимать пищу в школах (данные мониторинга одинаково колеблются от 57,6 до 63,1)

Таким образом, сопоставление данных мониторинга ЗОС позволяет сделать следующие выводы:

· построение ЗОС в окраинных школах более актуально

· ЗОС окраинных школ позволяет более эффективно решать проблемы образа жизни учащихся: регулировать структуру досуга, их режим, в том числе режим питания и т.п.

Исследования ЗОС начинались с 2000 года совместно со специалистами СПб АППО, исследовался потенциал школьной среды, учебной и внеучебной нагрузки учащихся и их досуга, а также выявлялось состояние здоровья и степень напряженности функционального состояния учащихся. Как и в любой другой петербургской школе, мы наблюдаем ухудшение состояния здоровья детей по разным причинам, поэтому школа старается внести здоровьесберегающий потенциал в свою деятельность.

Такой подход позволяет определить болевые точки и приоритетные проблемы школы для того, чтобы выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Школа расположена в зелёной зоне «спального» района и является единственным образовательным учреждением в микрорайоне.

В этом году мы предложили учащимся 5– 9-х классов проранжировать определенный перечень ценностей (знания, справедливость, здоровье и т.д.) по степени значимости. Результаты показали, что учащиеся 5-7-х классов здоровье поставили на третье место, 8-е классы – на второе, а 9-е – на первое.

Опросы, личные беседы с учащимися показывают, что в настоящее время они достаточно информированы о разрушительном воздействии на здоровье тех или иных вредных привычек, но значение потребляемой пищи остаётся без внимания.

Наши исследования проводились в форме анкетирования по следующим вопросам: характер и режим питания, сбалансированность питания, потребление сладостей и газированных напитков. Опрос проводился на базе 5-7 классов. Тестирование прошли 161 человек. 80% респондентов осознают важность рационального питания, однако полученные данные исследования показывают, что более 50% злоупотребляют газированными напитками, принимая их до 3-х раз в день; нет нормирования употребления сладостей. Питание не сбалансировано, не полностью обеспечивает энергетическую потребность организма. В рационе питания практически отсутствует рыба. 30% опрошенных прием пищи осуществляет на ходу. Правильный режим питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие, но только 20% респондентов соблюдают 4-х разовый режим питания. Результатом нарушения питания оказывается избыточная масса тела у более чем 60% опрошенных.

Выводы

Сбалансированное питание, режим дня, рациональное чередование умственной и физической деятельности, благоприятные природные и социальные факторы – это биологические факторы развития ребенка.

В народе говорят, что болезнь легче предупредить, чем вылечить; а выстраивать стратегию действий по формированию здорового образа жизни детей необходимо «всем миром», всем участникам образовательного процесса, всем тем, кому небезразлично будущее страны, особенно семьям.

Некоторые результаты проведенного исследования показывают, что школа должна искать новые возможности для формирования здорового образа жизни учащихся.

Применительно к питанию детей школьного возраста принципы режима питания должны быть реализованы следующим образом:

Во-первых, желательно принимать пищу в одно и то же время суток:

Во-вторых, для школьников рекомендуется четырехразовое питание.

В-третьих, желательно обращать внимание на компоненты пищевого рациона в каждом приеме пищи.

Мы убеждены, что просветительская деятельность взрослых способна изменить ситуацию и улучшить состояние здоровья школьников.

Источник

«Рациональное питание как фактор сохранения здоровья школьника»

В данной работе раскрыты принципы рационального питания школьника как фактора сохранения здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
racionalnoe_pitanie_kak_faktor_sohraneniya_zdorovya.doc 82 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая Интернет – конференция школьников «Мои исследования в области естествознания»

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Степное

Советского района Саратовской области

Ул. Димитрова 20, тел. (884566) 5-29-19

Рациональное питание как фактор сохранения здоровья школьника

учащаяся 11 А класса

МОУ-СОШ №2 р.п. Степное

Советского р-на Саратовской обл.

Маслова Ольга Владимировна

Адрес ул. Кирова д. 14, кв. 10

Дом. тел. (884566) 5 04 39

Закрой Наталья Евгеньевна

  1. Введение
  2. Основная часть. Основы рационального питания

1) Энергетическая ценность пищи

2) Сбалансированное питание

3) разнообразие пищевого рациона

4) Режим питания

  1. Заключение
  2. Используемая литература

Для человека нет более важной проблемы, чем сохранение собственного здоровья. У В.Г. Белинского есть выражение: «Без здоровья невозможно и счастье» Академик А.И. Опарин указывал на то, что пища – одна из главных основ здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчёркивая исключительную роль питания в формировании и тела и поведения человека. Рациональное питание является мощным фактором укрепления здоровья, неправильное питание — способ его разрушения. Эти слова кажутся аксиомой, не требующей доказательств. Но так ли это на самом деле? Проведенное мною исследование показало, что только 57,3% учащихся школы считаются практически здоровыми, 42,7% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья, 15% школьников имеют больше одного диагноза. Чаще встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной и пищеварительной систем. [1] О правильном питании много говорят в средствах массовой информации. Мне захотелось детально разобраться в этом вопросе, поэтому я выбрала данную тему.

Цель моей работы: выяснить принципы рационального питания и его влияние на состояние здоровья человека.

Задачи: проанализировать энергетическую ценность суточного рациона; изучить химический состав рациона; определить сбалансированность питания школьника; исследовать рацион питания двух возрастных групп.

Методы: анкетирование учащихся 5, 9 классов, вычисление индекса массы тела учащихся; беседа с медицинской сестрой; изучение литературы.

Основы рационального питания

«Рациональное питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Такое питание способствует нормальному развитию организма, сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, повышению сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, активному долголетию», писала проф. О.П. Молчанова.

Большинство западных и отечественных диетологов советуют при формировании здорового образа жизни человека учитывать четыре принципа рационального питания:
1) калорийность суточного рациона питания должна соответствовать энергетическим затратам человека;
2) химический состав пищи должен удовлетворять потребности организма в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах, биологически активных веществах и «балластных» компонентах пищи;
3) разнообразие пищевых продуктов должно обеспечивать поступление в организм всех ингредиентов, которые не синтезируются в организме;
4) прием пищи в течение суток должен подчиняться оптимальному режиму (как по энергетической ценности, так и по объему).

Нарушение этих принципов имеет отрицательные последствия для здоровья человека. Интересно то, что 100% учащихся 11-х классов, опрошенных мною, назвали принципы рационального питания правильно. Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: « Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ окисляется, в результате чего освобождается энергия, которую организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной деятельности внутренних органов и, особенно для выполнения физической работы. Кроме того, в организме постоянно протекают созидательные процессы, связанные с формированием новых клеток и тканей. По общему закону сохранения и превращения энергии она не может зарождаться и исчезать; энергия лишь видоизменяется, переходя из одного вида в другой. Источником такого возмещения энергии и являются вещества, поступающие с пищей. Энергетические траты человека меняются в зависимости от возраста, рода деятельности или отдыха. Для лиц моей возрастной категории энергозатраты составляют 3000-3500 калорий в сутки. [2]

Однако из-за неправильного питания баланс организма может нарушиться и как следствие избыточного питания — ожирение, являющееся фактором риска возникновения различных заболеваний: сердечно-сосудистой системы, печени и желчного пузыря, поджелудочной железы (сахарный диабет, панкреатит). При ожирении резко снижается работоспособность, творческий потенциал. Увеличение массы тела по отношению к должной ее величине на 6—14 % считается показателем избыточного питания.

С целью изучения этого показателя я провела стандартизованную оценку массы тела учащихся 11 классов(40 человек). Результаты исследования показали, что 27% учащихся имеют ИМТ выше нормы, а двое учеников имеют ИМТ более 25%. При таком показателе ИМТ массу тела расценивают как повышенную, требующую коррекции.

При наличии избыточной массы необходимо сокращение общей калорийности пищи за счет жиров и углеводов (прежде всего — моносахаридов), а также увеличение двигательной активности.

При составлении того или иного пищевого рациона необходимо учитывать его калорийность, но если равняться только на нее, то ничего, кроме вреда, это не принесет.

Пищевой рацион должен обеспечивать здоровое, сбалансированное питание человека . Сбалансированным является питание, которое включает все необходимые компоненты пищи в оптимальных количествах и соотношениях.

Тело здорового человека, не страдающего ожирением, на 17% состоит из белков. Уже давно было замечено, что, если в пище не хватает белков, организм человека будет истощаться и это в конечном итоге приведет его к гибели. Белки – основной строительный материал для клеток организма человека, они содержатся в мясе животных и птицы, рыбе, яйцах, молоке и молочных продуктах, семенах растений: орехах, фасоли, горохе, зерне и его производных – крупах и муке.

Белки составляют большой процент веса нашего тела, но из этого не следует, что они должны преобладать в нашем меню. Сбалансированный рацион должен состоять из белковых продуктов на 15-20%. Подростку в день необходимо 70-100 г белка.

Для организма не только необходимо обеспечение достаточным количеством белков, но и важно, чтобы белки были в правильных соотношениях с другими питательными веществами, в первую очередь с углеводами, жирами, витаминами.

Углеводы – это многочисленная, широко распространённая группа органических соединений, составляющая незаменимый фактор питания. Углеводы обычно составляют основную часть нормального повседневного рациона. Они участвуют в пластических процессах, входя в состав различных тканей организма. Вместе с белками они образуют некоторые ферменты и гормоны, секреты слюнных и других выделяющих слизь желёз.

Существует три основных типа углеводов: сахара, крахмал и клетчатка. Они поступают в организм человека в основном с продуктами растительного происхождения – хлебом, крупами, картофелем, овощами, фруктами, ягодами. При нормальном, сбалансированном питании организм получает достаточно естественных сахаров, чтобы исключить рафинированный.

Помимо углеводов, являющихся источником энергии, в пищевом рационе должны содержаться сложные полисахариды — пищевые волокна; они обладают способностью связывать воду и набухать, стимулировать перистальтику кишечника и ускорять транзит кишечного содержимого, адсорбировать токсичные вещества и выводить их из организма, связывать желчные кислоты и стерины, снижать содержание холестерина и нормализовывать микрофлору кишечника. Пищевые волокна содержатся в ржаных и пшеничных отрубях, овощах и фруктах. Они не являются балластом, а активно участвуют в процессах пищеварения.

Норма углеводов в питании колеблется в широких пределах. Так подростку, при суточных затратах энергии в 3000 кал, количество потребляемых углеводов в среднем составляет 450 г. Для восполнения затрачиваемой организмом энергии служат в основном углеводы, а при недостатке – жиры, а затем и белки.

Жиры, их приток в организм более-менее постоянен. Тем не менее, часть жиров после пищеварения откладываются в «кладовых» нашего организма – под кожей и вокруг таких жизненно важных органов, как сердце, печень и почки. Эти слои жира защищают нас от холода и предохраняют кости и внутренние органы от повреждений. Вопреки модным теориям, некоторое количество подкожного жира необходимо для поддержания здоровья. Избыток жиров снижает усвояемость пищи, в частности белков. Однако и слишком малое количество жиров сказывается на качестве пищи, ее вкусе и тоже приводит к снижению усвояемости всех пищевых веществ. Животные и растительные жиры необходимы организму для выработки гормонов и усвоения жирорастворимых витаминов: А, Д, Е, и К.

Поскольку жиры содержат энергию в более концентрированном виде, чем углеводы, в нашем повседневном рационе их должно быть меньше. В холодном климате или при избыточной активности потребность в них возрастает, однако общее правило таково, что жиры должны составлять минимум 15% и в среднем 20-30% рациона. За счет уменьшения доли животных жиров необходимо увеличить потребление рыбных и растительных, они более полезны, так как содержат ненасыщенные жирные кислоты. Полиненасыщенных жирных кислот в суточном рационе должно быть около 3—5 г; богатым источником их содержания являются такие продукты, как подсолнечное и кукурузное масла (53—55 %).

Для правильного обмена веществ необходим ряд специфических, иной раз очень сложных веществ, которые сам организм человека строить не может и поэтому он обязательно должен их получать с пищей. Речь идет о витаминах . Отсутствие или недостаток того или иного витамина в пище ведёт к гиповитаминозу. Витамины — ключевые компоненты здорового рациона, но они отличаются от других питательных веществ, в том числе и по своему назначению. Кроме того, они легко разрушаются в процессе обработки пищи. Поэтому так важно ежедневно есть сырые овощи и фрукты.

Минеральные вещества относятся к необходимым компонентам питания человека, так как обеспечивают развитие и нормальное функционирование организма. Они являются обязательной составной частью всех жидкостей и тканей человеческого тела и принимают активное участие в пластических процессах. Наибольшая часть минеральных элементов сосредоточена в твёрдых опорных тканях организма – в костях, зубах (кальций и магний), меньшая – в мягких тканях, крови и лимфе (калий и натрий). Недостаточность их в питании может вызвать различные заболевания.

Ни одна живая клетка не может существовать без воды. Вода не является питательным веществом, её энергетическая ценность равна нулю, и всё же это ещё один ключевой фактор рационального питания. Кроме поддержания состава тканей тела и обмена питательных веществ, вода выводит из организма токсичные отходы химических реакций прежде, чем они успеют принести вред. Поэтому человеку требуется около трёх литров воды в день. Конечно, это больше, чем мы выпиваем с чаем и кофе, но большая часть пищи также частично состоит из воды.

Разнообразие – ещё одно требование к рациону. Чтобы пища содержала все вещества и была полноценной, она должна быть разнообразной и состоять из крупы и мучных продуктов, мяса и рыбы, молока и молочных продуктов, картофеля и других овощей, свежей зелени и фруктов.

Для правильного питания важен вкус пищи. Вкусовые качества пищи – первостепенное условие ее полноценности. Но было бы ошибочно утверждать, что при выборе кушаний всегда следует руководствоваться только своим вкусом. 100 % опрошенных мною восьмиклассников ответили, что любят хот-доги, чипсы, сухарики и с удовольствием их едят. А есть ли польза от такой пищи?

Исследования показали, что в хот-доге почти половина ДНП (дневная норма потребления) вредных насыщенных жиров (45%), более трети ДНП (38%) соли, 19% ДНП калорий, 13% ДНП холестерина, 24% ДНП жиров, 15% ДНП углеводов, 1,5 г вреднейших трансжиров.

Важно, чтобы входящая в рацион пища имела высокие органолептические свойства, то есть должную консистенцию, приятный вкус и запах, соответствующий внешний вид, оптимальную температуру. Эти свойства оказывают существенное влияние на аппетит человека и на усвояемость пищи

С целью выявления рациона питания школьников мною была проведена анкета среди пятиклассников и девятиклассников нашей школы. После обработки анкетных данных [3] я пришла к выводу, что вопреки советам диетологов в пищевом рационе девятиклассников удельный вес занимают рафинированные продукты, калорийные животные продукты с высоким содержанием насыщенных жиров: сливочное масло, жареные блюда, пища, богатая углеводами. Напротив не хватает в пищевом рационе школьников овощей, фруктов, бобовых, рыбы и молочных продуктов, то есть тех продуктов, которые богаты белками, витаминами так необходимыми для растущего организма. Еще один вывод, который я сделала из данного исследования: питание пятиклассников более сбалансированное и разнообразное, чем питание девятиклассников.

Режим питания – важнейшее условие рационального питания. Речь идёт о времени и количестве приёмов пищи, перерывах между ними, распределении рациона (по энергетической ценности, набору продуктов, объёму между завтраком, обедом и ужином).

Пищу следует принимать в одни и те же часы. Это является одним из важнейших условий нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. «Редкие и обильные трапезы – первопричина таких заболеваний, как гастрит, холецистит, панкреатит. Большие порции перегружают организм, приводят к ухудшению переработки и усвояемости пищи», утверждает А. Королев, профессор кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ММА им. Сеченова. Диетологи советуют: перерывы между приемами пищи должны составлять около 4-5 часов, ночной перерыв – не превышать 10 часов. При трехкратном питании пищу следует распределить следующим образом: завтрак 30 %; обед 45 – 50 %; ужин 20-25 % суточной нормы калорий.

Детям и подросткам в промежутках между основными приемами пищи рекомендуются фрукты, ягоды, кондитерские изделия, содержащие легкоусвояемые углеводы (пастила, мармелад).

Определённое значение имеют условия приёма пищи: сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов и т. п. «Кушать надо со вниманием и удовольствием», — говорил русский физиолог И.П. Павлов. При виде красиво оформленной пищи и при ощущении ее запаха выделяется слюна. Хорошему сокоотделению способствует употребление крепких мясных бульонов, отваров овощей, содержащих экстрактивные вещества.

Питание преимущественно бутербродами без так называемых горячих блюд вредно. Эта пища неполноценна по составу и раздражает слизистую оболочку желудка. Сладкое непосредственно перед завтраком, обедом и ужином снижает аппетит. Прием пищи на ночь нарушает сон, при этом усиливается склонность к накоплению избыточной массы тела.

В результате проведенного мною исследования с целью изучения режима питания школьников, я выяснила, что 64% учащихся 5-х классов питаются 4-5 раз в день. Среди учащихся 9-х классов таковых 14%. Зато 1-2 раза принимают пищу в день 22% девятиклассников, а среди пятиклассников таких нет. Было также выявлено, что 92% пятиклассников завтракают ежедневно, а девятиклассников – 56%. 100% опрошенных пятиклассников и девятиклассников отдают предпочтение выпечке, конфетам, шоколаду, вторым блюдам, а не первым [4] . Очевидное нарушение режима питания школьников, прослеживается тенденция: чем старше учащиеся, тем больше нарушений и в рационе и режиме питания. А это как раз то, что является причиной развития болезней цивилизации: ожирения, гипертонии, атеросклероза.

Результаты проведенных мною исследований по теме «Рациональное питание как фактор сохранения и укрепления здоровья школьника» на примере учащихся нашей школы позволяют мне сделать вывод о том, что многие школьники имеют определенные знания о правильном питании, но при этом не соблюдают режим питания, нарушают основы рационального питания, правила приема пищи. Причины этого я вижу в социальных аспектах: для поддержания рационального питания нужны немалые материальные средства, а также затраты времени и сил, не последнюю роль, на мой взгляд, играют традиции: семейные, национальные. Еще М. Булгаков гениально заметил, что разруха не в клозетах, а в головах; так и проблема здоровья порождена, прежде всего, « кризисом в головах», а не только научно – техническим прогрессом.

Питание – это очень важный вопрос, равнодушное и безразличное отношение к которому влечет за собой серьезные последствия: низкую сопротивляемость инфекциям, ожирение, тормозит физическое и нервно- психическое развитие подростка.

На мой взгляд, каждому человеку надо хотя бы элементарно разбираться в пище, в продуктах, в их использовании. Необходимо не только знать, но и соблюдать основные принципы здорового питания, а они просты и доступны каждому: питание должно быть разнообразным, сбалансированным, регулярным, соответствовать энергозатратам человека.

Всегда нужно помнить о том, что наше здоровье – в наших руках, а правильное питание – залог нашего долголетия!

  1. Издательский дом «Ридерз Дайджест» 1998 год

«Всё о здоровом образе жизни».

http:// ozdorovi/ ru/

http:// www/ pravilno. com/

http:// www poedim, ru/

  1. А. А. Покровский «Беседы о питании»
  2. Л. А. Трушкина, Н. Л. Могильный, В. С. Михайлов «Культура питания и здоровье семьи» Москва «Профиздательство» 1987 год.
  1. А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов «Гигиена и здоровье» пособие для учащихся. Москва «Просвещение» 2003 год.

Источник

Читайте также:  Хруст пальцами вреден для здоровья
Оцените статью