Общая педагогика — тесты для Педкампус
1. Что из перечисленного ниже изучает теорию педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути организации?
• методология педагогики
• история педагогики
• общая педагогика
• педагогическая компаративистика
2. Процесс социализации можно представить как совокупность ряда составляющих, в том числе:
• относительно социально-контролируемой социализации – планомерного создания обществом и государством условий для развития воспитания человека
• относительно социально-контролируемой социализации – когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры, которые объективно влияют на жизненный путь возрастных и профессиональных групп населения (определение обязательного минимума образования, возраста и сроков службы в армии, возраста выхода на пенсию и т.д.)
• стихийной социализации, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, сложившимися в обществе
• самоизменения человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный или антисоциальный характер
3. Что изучает педагогические методы работы с плоховидящими и слепыми людьми?
• тифлопедагогика
• олигофренопедагогика
• сурдопедагогика
• логопедия
4. Что из нижеперечисленных изучает методы и методику педагогических исследований?
• сравнительная педагогика
• история педагогики
• методология педагогики
• коррекционная педагогика
5. Что из нижеперечисленного разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы?
• коррекционная педагогика
• педагогическая компаративистика
• общая педагогика
• дидактика
6. Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики, который подразумевает:
• однонаправленный вектор движения от теории через эксперимент и опыт — к практической деятельности
• отсутствие прямой связи между реальной практикой и теоретической наукой
• линейную цепочку, отражающую естественное движение знания от теории через эксперимент к практической деятельности
• циклическую связь между практикой и наукой
7. Какой подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры и не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату?
• полисубъектный
• функционализм
• целостный подход
• личностный подход
8. Что не включает в себя заключительный этап педагогического процесса?
• планирование развития процесса
• выявление возникших отклонений
• вычленение ошибок
• создание благоприятных условий
9. Что из нижеперечисленного относится к педагогике?
• разрабатывает формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся
• разрабатывает теорию и технологию организации процесса обучения и воспитания
• разрабатывает стратегию и способы взаимодействия педагога и ученика
• изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни
10. Какая интерпретация феномена образования трактует его с точки зрения осуществления человека как телесного, душевного и духовного существа на протяжении всей его жизни в его онтогенетическом развитии в пространстве культуры и социальных отношений?
• психологическая
• антропологическая
• культурологическая
• социологическая
11. Система знаний, интеллектуальных и предметно-практических умений, навыков и привычек, обеспечивающих адекватное понимание и успешное выполнение педагогической деятельности — это:
• педагогическое мастерство
• педагогический опыт
• педагогическая компетенция
• педагогическая компетентность
12. Что из нижеперечисленного изучает традиционную педагогику различных народов?
• педагогическая компаративистика
• сравнительная педагогика
• методология педагогики
• этнопедагогика
13. Технологическая функция педагогики предполагает следующие уровни реализации:
• проективный
• прогностический
• рефлексивный и корректировочный
• преобразовательный
14. Разностороннее развитие подразумевает:
• психические расстройства
• телесное здоровье
• духовное развитие
• социальное развитие
15. Предмет педагогики — это:
• умение и навыки индивида
• образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах
• образование как споратический педагогический процесс, организуемый в специальных институтах
• знания и способности индивида
16. Укажите этапы педагогического процесса:
• Заключительный
• Основной
• Этап устранения ошибок
• Подготовительный
17. Что из нижеперечисленного изучает способы работы со слабослышащими и глухими людьми?
• логопедия
• олигофренопедагогика
• тифлопедагогика
• сурдопедагогика
18. Что из нижеперечисленного разрабатывает способы управления системами образования и образовательными учреждениями?
• методика преподавания
• методология педагогики
• педагогический менеджмент
• общая педагогика
19. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников называется:
• наблюдение
• анкетирование
• тестирование
• ассессмент
20. Укажите компоненты педагогического процесса:
• целевой
• операционно-результативный
• оценочно-деятельностный
• содержательный
Источник
Вопрос 4: Раскрыть сущность педагогического процесса, описать его структуру, определить движущие силы и закономерности педагогического процесса
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических взглядах И. Ф. Гербарта, А. Дистервега.
Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. Прогрессивные идеи К Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н. Ф. Бу-накова, П. Ф. Лесгафта, К. В. Ельницкого, В. П. Вахтерова и др.
Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н. К. Крупская, А. П. Пиневич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.
Вместе с тем наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.).
Авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода. Он требует рассматривать педагогические объекты как системы, а именно: определить состав, структуру и организацию основных компонентов, установить ведущие взаимосвязи между ними; выявить внешние связи системы, выделить из них главную; определить функции системы и ее роль среди других систем; установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы в направлении ее целостности.
Педагогический процесс—это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Неполным синонимом термина «педагогический процесс» является учебно-воспитательный процесс — совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учеников. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический процесс, но имеют свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.
Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.
Функциями педагогического процесса являются: информационная (просвещение); развивающая; воспитательная; ценностная ориентация (аксиологическая); социальная адаптация и др.
Структура педагогического процесса — это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.
Компоненты педагогического процесса таковы: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный—разработка содержания образования; операционно-деятеяъностный — процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Между компонентами педагогического процесса могут существовать информационные, организационно- деятельностные, коммуникативные, причинно-следственные, генетические связи, связи управления и самоуправления. Специфика педагогического процесса в том, что труд учителя и ученика сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие. Педагогический процесс включает в себя: объекты — развивающаяся личность, коллектив воспитуемых; предмет — формирование человека; духовные средства (то, что помещается между учителем и учеником) — знания, опыт учителя; виды деятельности — учение, игра, труд, общение; способы сотрудничества; продукты — воспитанный, подготовленный к жизни общественный человек, отдельные его качества. Знание структуры педагогического процесса помогает учителю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым—разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.
В педагогической литературе выделяют следующие этапы педагогического процесса:
♦ Подготовительный(целеполагание; диагностика условий; прогнозирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).
♦ Основной— осуществление педагогического процесса — (постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие учителя и ученика;
использование намеченных форм, методов, средств; создание благоприятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими социальны
ми процессами; оперативный контроль; обратная связь).
♦ Заключительный(анализ достигнутых результатов; выявление возникших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; проектирование мер по устранению ошибок).
Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными.
Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерностипедагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними, по отношению к процессу, явлениями (социальной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса
1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания
в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.
2. Связь между обучением и воспитанием. Обучение и воспитание —
взаимозависимые процессы, они характеризуются разносторонним взаимовлиянием и единством.
3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит: воспитывать — значит включать ребенка в различные виды
деятельности.
4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если
его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т. е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность,
потребность в деятельности.
5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей.
Таким образом, целостный педагогический процесс не сводится к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Вопрос 5: Дать понятия «педагогическая цель» и «целеполагание». Сформулировать и охарактеризовать цели педагогической деятельности и цели воспитания
Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности—врожденное качество человека. Цель — это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность—не исключение. Развитие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно. Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном случае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятельность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и организованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность.
Цель— категория философская; это идеальное предвидение результата деятельности, это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.
Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.
Педагогическая цель— это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся — важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.
Целеполагание— процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.
Условия обучения школьников целеполаганию: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.
По значимости и уровню обобщенности, цели в педагогике построены по принципу иерархии. Высшая ступень—государственные цели, следующая— цели образовательных систем и этапов образования, более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей отдельного возраста, наконец, цели обучения отдельной темы, урока или мероприятия.
Следует различать цель педагогической деятельности (цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цель воспитания (воспитание в широком социальном значении слова, как передача опыта от старших поколений младшим).
Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели учебные и цели воспитательные.
Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ). Учитель ее ставит при разработке плана-конспекта урока. ТДЗ включает в себя:
♦ образовательную задачу, которая ставится на 4-х уровнях, имеется ввиду
уровень усвоения учебного материала при изучении какой-либо темы: 1) уровень представления (используются слова «сформировать», «познакомить», «дать
представление». ); 2) уровень понимания (используются слова «дать понятие»,
«научить», «анализировать», «характеризовать» и др.) — эти два уровня объединяются в уровень знаний; 3) уровень применения — практическая, алгоритмическая деятельность по образцу (используются слова «сформировать умения», «выработать», «развить умение», «закрепить» и др.); 4) уровень творчества — перенос опыта, учить делать открытия (используются слова «научить
решать нетиповые задачи», «находить пути решения» и др.). Исходя из выше
сказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать»,
«уметь», «иметь представление», «формулировать», «решать» и др.;
♦ развивающую задачу, которая связана с развитием у ребенка психофизических процессов, его мышления и др. (создать условия для развития. . способствовать развитию. развивать. );
♦ воспитательную задачу, реализация которой направлена на формирование личностных, психофизиологических, профессиональных качеств
школьников (воспитывать ответственность, дисциплинированность и др.).
Причем все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом уроке, а на последующих уроках должна обязательно присутствовать только образовательная задача, воспитательная же и развивающая могут и не ставиться, так как они относятся ко всей теме.
Воспитательная цель ставится при организации воспитательной работы в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания. Целью воспитательной системы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспитательной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию. Цели воспитанияимеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные социальные слои и группы, в один и тот же исторический период цель воспитания определяется по-разному. Цели воспитания зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, политической структуры и исторических традиций. Цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.
Общей целью воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.
Разностороннее развитие подразумевает:
♦ телесное здоровье; ♦ социальное развитие;
♦ психические способности; ♦ духовное развитие.
♦
Гармоническое воспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природой, социальной средой и с самим собой.
Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели воспитания.
Эта цель выступает как идеал, но в настоящее время, из-за отсутствия экономических возможностей, неосуществима. Поэтому по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Учеными ведется поиск новых подходов и формулировок цели воспитания.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник