- ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Утренняя гимнастика дома, а в школе — перед началом уроков, физкультминутки во время урока.
- Уроки физкультуры.
- Мероприятия на тему «Здоровый образ жизни» в начальной школе
- Разработки внеурочных мероприятий для младших школьников на тему: ЗОЖ
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Здоровье учащихся — одна из основных проблем современной жизни.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_mladshih_shkolnikov.docx | 24.79 КБ |
vn_meropriyatie_13_marta.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Учитель высшей категории
Корочкова Ирина Николаевна,
МОУ «СОШ №8 г.о. Саранск»
— Мне хочется своё выступление начать со слов Василия Александровича Сухомлинского:
«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о
здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Здоровье учащихся — одна из основных проблем современной жизни.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
Что же происходит, если человек мало двигается?
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях.
Так, малоподвижное положение детей за партой или рабочим столом отражается на деятельности многих систем организма школьника, особенно на сердечно — сосудистой и дыхательной. Дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, замедляется мышление. Снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.
- Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?
Утренняя гимнастика дома, а в школе — перед началом уроков, физкультминутки во время урока.
Гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.
При составлении комплексов упражнений утренней гимнастики, стараюсь учитывать определенные требования к их содержанию и характеру. Упражнения подбираем так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Их трудность нарастала в середине зарядки, а к концу постепенно снижалась.
- потягивание;
- ходьба (на месте или в движении);
- упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
- упражнения для мышц туловища, живота;
- упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
- упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперёд, в сторону);
- упражнения силового характера;
- двигательные упражнения.
Во время выполнения упражнений слежу за дыханием, так как правильное дыхание: глубокий вдох и выдох через нос повышает работоспособность организма.
Проводя утреннюю гимнастику, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать наряду с традиционными формами и нетрадиционные формы организации гимнастики и её проведения. Заметив, что детям 1 – 2 классов больше нравится выполнять гимнастику игрового характера, и с музыкальным сопровождением.
Именно в игровой форме можно добиться от детей проявления инициативы, творчества, воображения. Поэтому более результативны комплексы гимнастики, составленные с учётом интересов: ритмическая гимнастика, дыхательная, игры-соревнования, игры-хороводы.
С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса я использую кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.) – физкультминутки . Они проводятся ежедневно, по 2-3 на каждом уроке, примерно на 10-й и 20-й минутах.
Физкультминутки под музыку развивает у детей творчество, повышает свою самооценку.
Уроки физкультуры.
Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура?! На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребенке энергия? Какой учебный предмет разовьет заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!
Как известно, в возрасте от 7 до 9 лет лучше развиваются ловкость и координация движений;
от 10 до 12 лет – быстрота;
от 13 до 14 лет – скоростно-силовые качества;
с 15 до 16 лет – выносливость;
возраст с 17 до 19 лет наиболее благоприятен для совершенствования качеств, приобретенных за предшествующие годы.
Таким образом, на формирование того или иного качества, необходимого для нормальной жизнедеятельности, природа отвела человеку ограниченный отрезок времени.
Физкультура! — школа здоровья. Именно поэтому передо мной встал вопрос: « Что делать, чтобы работа по физическому воспитанию не только приобщала детей к здоровому образу жизни, но и обеспечивала высокую работоспособность каждого ребёнка на всех школьных уроках?»
Первое, что я дала детям, — это информацию о значении физических упражнений для их организма, о значении движения.
Стараюсь на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться, кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делали другие дети; загадывать и отгадывать двигательные загадки, составлять спортивные фразы, придумывать новые варианты знакомых игр. Такие задания стимулируют творческое преобразование, обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а сотворить.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью.
Одним из мероприятий для осуществления двигательной активности является создание условий для занятий физкультурой во внеурочное время, предполагающих проведение подвижных игр, спортивных часов, эстафет.
Главная цель, этих занятий, дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности.
Полюбились моим ученикам внеклассные мероприятия по физкультуре: дни здоровья, праздники, и особенно если в них принимают участие их родители.
Каждое внеурочное занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать желание прийти на занятия снова. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Таким образом, воспитание культуры здорового образа жизни младших школьников необходимо осуществлять уже в начальной школе. Педагог должен регулярно проводить разнообразные мероприятия по формированию Здорового Образа Жизни детей.
Я считаю, что эффективными, на пути к становлению Здорового образа жизни, будут следующие методы:
— контроль за правильностью осанки на уроке;
— проведение гимнастики, физкультминуток;
— классные часы на различные темы: «Как устроен я?», «Правильное питание. Витамины», «Физкульт-Ура» и др., а также составление режима дня,
— посещение выставок, презентаций, где наглядно будут представлены польза или вред того или иного действия, предмета
Важнейшей работой, на наш взгляд, является внедрение семьи в процесс формирования Здорового Образа Жизни своего ребёнка. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.
Родителям необходимо ежедневно, незаметно, без принуждения вести воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал необходимость поддержания здоровья, проводил время не за компьютером, телефоном, а принимая участие в активных видах деятельности с родными.
— приобщение к спорту через занятия физкультурой;
— проведение «Недели здоровья не только в своем классе, но и на базе школы», где вовлекаются все учащиеся и т.д.
Таким образом , основные задачи учителя, работающего над формированием здорового образа жизни, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь.
“Заразить здоровьем” — вот цель, к которой стремиться школа.
В заключении, хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, необходимо сделать его крепким и здоровым”.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
Источник
Мероприятия на тему «Здоровый образ жизни» в начальной школе
Разработки внеурочных мероприятий для младших школьников на тему: ЗОЖ
Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия на ребенка и на семью, в которой он воспитывается.
Предлагаемые разработки внеклассных мероприятий, праздников, классных часов, родительских собраний, занятий с элементами тренинга, тесты, памятки помогут классному руководителю организовать работу по здоровьесбережению воспитанников, разнообразии, виды деятельности, направленные на осознанное отношение к здоровью, умение противостоять чужому влиянию.
Материалы предназначены учителям начальной школы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, специалистам социально-психологической службы, могут быть полезны родителям.
Конспект классного часа на тему «Здоровый образ жизни» для учащихся начальной школыЦель: формировать ценностное отношение учащихся к своему здоровью, обобщать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человека. Задачи: — расширять представления учащихся о здоровом образе жизни; — формировать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни; — обогащать знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании к.
Разговор о правильном питании для младших школьниковЦели: дать учащимся представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака; рассказать детям о каше как традиционном блюде русской кухни, его пользе для здоровья; воспитывать культуру поведения за столом во время еды. Оборудование: колоски, рисунки, крупа, изюм, варенье, курага.Ход занятия1. Работа с дневником. — Расскажи, какие полезные продукты ты съел за неделю. 2. Беседа. — Введение правила: завт.
Конспект воспитательного мероприятия для младших школьников «Правильно питайся – здоровья набирайся»Цель: способствовать формированию знаний о гигиенических условиях питания, о культуре питания. Задачи: воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, обобщить знания об основных правилах личной гигиены. Что такое гигиена питания? Это наука о здоровом питании, которая изучает влияние пищи на здоровье и самочувствие человека. Основные правила гигиены питания: разнообразие продуктов, режим п.
Конспект воспитательного мероприятия для младших школьников «Чистота – залог здоровья!»Цель: формирование знаний и навыков соблюдения правил личной гигиены, здорового образа жизни. Задачи: воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, обобщить знания об основных правилах личной гигиены. Перед тем, как есть и пить, Надо руки с мылом мыть, А иначе прямо в рот Попадёт микробов взвод, И грязнуля заболеет. Быть здоровым веселее! Одним из важных правил здорового образа жизни является соблюд.
Конспект классного часа о здоровом образе жизни для младших школьников 3 класса на тему «В здоровом теле — здоровый дух»Цель: ознакомить детей с гигиеническими правилами; научить приемам снятия напряжения; пропагандировать здоровый образ жизни. Задачи: — выделить компоненты здорового состояния человека; — повторить правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы; — развивать внимание, память, интерес к классному часу; — воспитывать у учащихся негативное отношение к вредным пр.
Сказка — игра «Чтоб расти нам сильными. ». Начальная школаДействующие лица: ведущая, Винни-Пух, Пятачок, Лисица-медсестрица, Кристофер Робин, Доктор, Игра. Ведущая. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приветствуем всех, кто пришел сегодня на наш праздник здоровья. Быть здоровыми хотят взрослые и дети. Но если внезапно случится беда, врач, медсестра вам помогут всегда. Входит расстроенный Винни-Пух. Винни-Пух. Здравствуйте! Ведущая. Винни-Пух, что случилось? Почему ты такой расстроенный? Винни-Пух.
Сценарий спортивного праздника для младших школьников «В здоровом теле — здоровый дух»Цели: формировать потребность в занятии спортом; развивать подвижность, ловкость, стремление побеждать. Ход праздникаВедущий. Песней звонкой, Дружным парадом Спортивный праздник мы начинаем! Дружно крикнем, детвора, Празднику смелых, Празднику ловких, Празднику сильных. Все. Ура! Ура! Ура! Звучит спортивный марш. Команды-участницы входят в спортивный зал. Участники приветствуют жюри, болельщиков, гостей, др.
Конспект игры — викторины о здоровом образе жизни «Я выбираю ЗОЖ» для 2-3 классаВикторина содержит 6 конкурсных заданий для 5 команд по 5-6 человек в каждой команде. Цель: Формировать представление о том, что такое здоровый образ жизни. Задачи: — Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. — Формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом. Планируемый результаты: — добиться от учащихся укрепления и поддержания своего здоровья, умения противостоять вредным.
Конспект занятия по ЗОЖ «Дым вокруг от сигарет – нам в том дыме места нет!» для воспитанников младшего школьного возрастаЗанятие рассчитано для некурящих несовершеннолетних детей 7-12 лет, для профилактики табакокурения и формированию здорового образа жизни Подготовила воспитатель ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник» Разина Татьяна Владимировна Пояснительная записка Деятельность воспитателя в условиях приёмного отделения ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник» направлена на обеспечение необходимых условий для социальной.
Воспитательное мероприятие в дополнительном образовании для младших школьников «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» Конспект воспитательного мероприятия на тему: «Здоровый образ жизни»Описание работы. Предлагаю вам конспект воспитательного мероприятия «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продлённого дня. Цель: Формирование знаний и навыков здорового образа жиз.
Поучительный рассказ для учащихся начальных классов о правилах соблюдения личной гигиены Описание. Публикация представляет интерес для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. Рассказ вошел в цикл поучительных историй для младших школьников. Многие дети не любят умываться по утрам и чистить зубы. В рассказе на примере зайчонка показывается, к каким последствиям приводит не соблюдение правил личной гигиены. Автор: Ясенецкая Светлана Вадимовна, педагог дополнительного о.
Интеллектуально — познавательное путешествие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» для изучения раздела программы «Азбука здоровья»Цель: Пропаганда здорового образа жизни, воспитание чувства ответственности за своё физическое и нравственное здоровье. Задачи: Образовательные: — познакомить дошкольников с правилами личной гигиены; — научить использовать полученные знания в повседневной жизни; — создать условия для осознания необходимости соблюдения личной гигиены; — учить детей анализировать, и.
Сценарий внеклассного мероприятия «Здоровому все здОрОво!» для детей с ОВЗ.Описание работы: Сценарий разработан для детей начального и среднего звена коррекционной школы. Материал может быть полезен для педагогов детских садов. В разработке использованы разные задания для выполнения детьми, переплетаясь с игровыми заданиями и шуточными моментами. Сценарий всецело направлен на развитие у школьников устойчивого желания вести здоровый образ жизни и укрепление своего здоровья. Цель: формирование .
Командно-соревновательная игра для младших школьников «Сибирское здоровье».Данное мероприятие может быть полезным как воспитателям детского сада (старшая и подготовительная группы, кроме игры «Почтальоны», т.к. дети должны уже уметь читать), так и педагогам дополнительного образования (для детей начальных классов), школьным учителям физкультуры для организации спортивного праздника (День здоровья, например). Командно-соревновательная игра предназначена для группы из 20-26 человек. Цели: Активизи.
Описание работы: Сценарий разработан для внеклассного досуга детей с интеллектуальной недостаточностью начальных классов. Данную разработку можно применять для детей дошкольного возраста, упростив задания спортивных соревнований на усмотрение педагогов. Сценарий развлечения направлен на формирование ЗОЖ, в игровой и увлекательной форме разработаны способы сохранения и укрепления своего здоровья младших школьников.Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников «Желаем всем здоровья!»Цел.
Источник