Развивающая предметно пространственная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка на тему

Сообщение к педсовету.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_predmetno-pedsovet.docx 24.12 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №6 «Ласточка»

Сообщение к педсовету:

«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья».

«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.

На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.

Поэтому большинство воспитателей должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.

С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1 Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); — воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;

6. Принцип обучения деятельности — обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка

В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ?

Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:

Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения

Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями

Специальная наглядность: — демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;

— преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;

— особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;

— материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):

— предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;

— наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;

-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

  • Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР

— Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)

— Схемы и алгоритмы действий

— Модели последовательности рассказывания, описания

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

— Предметы для развития перцептивных действий

— Предметы для развития сенсорной сферы

— Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины

— Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

— Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий

— Схемы составления описательных рассказов, предложений

— Схемы последовательности действий

  • Предметно-развивающая среда для детей с НОДА

Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.

Если в ДО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:

— Свободное малоизрезанное пространство

— Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам

— Разнообразные шнуровки по темам

— Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки

— Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:

1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ

2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.

3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).

5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).

6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.

8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

12. Целесообразное соседство уголков.

13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

Педагогическая работа воспитателя в группе, которую посещают дети с ОВЗ, будет эффективна при условии систематического самообразования.

1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектульном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. СПб: ЛОИУУ, 1996.

2. Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированых дошкольных учреждениях. М., 1994 г.

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопрос организации предметно — развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). П.

Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования.

Презентация материалов по методическому сопровождению построения развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая среда в образовательной организации является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имее.

Одним из условий реализации коррекционно-образовательного процесса является грамотно оборудованная РППС в ДОУ.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей, имеющих проблемы зрительного анализатора, волнует специалистов, практиков и родителей. Для организации развивающей предметно-п.

Источник

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе

Марина Казянина
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе

Развивающая предметно пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе»

Вопрос создания развивающей предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.

Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос построения РППС наиболее актуален в работе с дошкольниками с ОВЗ, к которым относятся следующие категории воспитанников:

— дети с нарушением интеллекта

— дети с нарушением слуха

— дети с нарушением зрения

— дети с нарушением речи

— дети с множественными расстройствами

— дети с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)

— дети с нарушением опорно двигательного аппарата

Согласно части 3 статьи 79 Ф. З. «Об образовании» РППС относится к специальным условиям для получения образования лиц с ОВЗ.

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда рассматривается как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС

З. З. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность,развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В нашем ДОУ на сегодняшний день функционирует две группы компенсирующей направленности: для детей с ТНР, для детей с ЗПР следующих категорий воспитанников: дети с ТНР, ЗПР, с РАС, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, со сложными нарушениями в развитии.

Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных пихофизических возможностей и особенностей, а так же с учетом рекомендаций ТПМПК.

Организация среды в ДОУ выражается в организации пространства, времени и социального окружения.

Требования к организации пространства

Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально

Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.

Макросреда представлена:

Кабинетом учителя — дефектолога

Кабинетом педагога — психолога

Кабинетом учителя — логопеда

Микросреда ДОУ представлено средой групповых помещений: группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, с ЗПР.

Среда групп организована по пяти образовательным областям в которых выделяются центры.

• Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

— Центр «Ребенок в семье и обществе»

— Центр труда и самообслуживания

— ЧФУОО Центр «Моя малая Родина»

• Образовательная область «Познание»

— Центр математики и сенсорного развития

— Центр природы и познавательно-исследовательской деятельности

• Образовательная область «Речевое развитие»

— Центр речевого развития

— логопедический мини центр

• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

— Центр изобразительной деятельности

• Образовательная область «Физическая культура»

— Центр физического развития

Все эти центры организованы в соответствии с АООП (для детей с ТНР и ЗПР-две программы) детского сада.

Поскольку наш детский сад посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.

Так для детей с ЗПР и для детей с синдромом Дауна важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти.Наиболее актуальными являются такие направления в РППС:

Познавательное развитие

Основными задачами познавательного развития являются

развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде.

Познавательное направление представлено Центром «Математики и сенсорного развития» представленигровым оборудованием: дидактическая игра «Цвет-предмет» (восприятие цвета, «Уточки» (восприятие цвета, величины предмета, количества, «Цветовые дощечки» (восприятие цвета и формы предметов, «Пирамидки» (восприятие цвета, формы и величины, количества предметов, «Домики с вкладышами» (восприятие цвета, формы, величины предметов, «Кубики» (восприятие цвета, формы, целостное восприятие, «Пазлы» (крупные и мелкие — целостное восприятие, Мозаика, «Сенсорные кубики» (восприятие цвета, формы, «Арифметика» (восприятие количества) и др.

Для детей с нарушением ОДА наиболее актуальным является направление:

задачи ОО физическое развитие

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;

Коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА и СС, ДС системы;

Цели:- – становления у детей ценностей здорового образа жизни;

развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

–формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Центр физического развития наполнен «Дорожка шагов» для правильная постановка стопы, переносное Массажные дорожки для профилактики плоскостопия, массаж ног. Роликовые массажеры.

Особое внимание мы уделяем ограничениям детей и прописываем их в АООП и АОП.

Для детей с РАС

Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде:

-фотографии сотрудников ДОУ

-информационные таблички при входе в помещения ДОУ

-цвет (привлекающий ребенка)

-таблички с печатным текстом

-коммуникативные панно или доска (в группе)

-иллюстрированные списки правил поведения

-серии картинок с алгоритмом социальных действий

К ориентировочно визуальным средствам относятся картинки подсказки умывальная комната, спальня, раздевалка, место для обеда и пр.

К коммуникативным относятся

фотографии близких людей;

фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;

фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);

фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;

пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).

К социально-поведенческим визуальные средства относятся

— схемы последовательности умывания

— схемы последовательности одевания

— визуальные картинки с изображением что можно, что нельзя.

Для детей с ТНР актуальным является направление:

Речевое развитие.

основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

развитие речевого дыхания,

фонематического восприятия,

звукового анализа и синтеза,

развитие лексико-грамматического строя,

развитие мелкой моторики

Данное направление представлено в центрах «Развитие речи», «Логопедический мини-центр», «Центр книги»Центры наполнены: дидактическими играми «Делим слова на слоги», «Логопедическое лото», схемы для составлении рассказа-описания, предметные картинки, сюжетные картинки, «Звуки», «Звонкий — глухой», «Игры с парными карточками». «Говори правильно Л, Р», дыхательные тренажеры, детская художественная литература различных жанров и др.

Категории воспитанников различны, для эффективного коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса необходима интеграция всех ОО и направлений в развитии воспитанников.

Прикреплённые файлы:

rps-dlja-detei-s-ovz_hh0hp.pptx | 7346,12 Кб

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда» Подготовила воспитатель: Матвеева Е. Ю. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ В связи с введением ФГОС в дошкольное образование, условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может.

Методическая разработка «Рисунки на асфальте как развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Видео Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально — практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений, игровых площадок, теневых навесов, территории МБДОУ д/ сад.

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Источник

Читайте также:  Чтобы все проходило мимо кроме здоровья
Оцените статью