Регулярное наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья называется

Самоконтроль. Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных

Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективно восстанавливать функциональные возможности организма.

Дневник самоконтроля. Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник. В дневнике рекомендуется регулярно регистрировать субъективные (самочувствие, сон, аппетит, работоспобность и др.) и объективные данные (вес, пульс, тренировочные нагрузки и др.). При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья и при самостоятельных занятиях, можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты. Квалифицированным спортсменам, кроме того, рекомендуется учитывать настроение, желание тренироваться, ортостатическую пробу, ЖЕЛ, силу кистей рук, работоспособность. При самоконтроле можно также использовать те приемы и показатели, которые были приведены в разделе по контролю физического состояния.

Читайте также:  Часы чс 122 опасны для здоровья

Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь и разграфить ее по показателям самоконтроля и датам. Конечно, у отдельных занимающихся количество показателей самоконтроля в дневнике и порядок записи могут быть различными, но одинаково важно для всех правильно оценивать отдельные показатели, лаконично фиксировать их в дневнике (табл. 7.5).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Ма № 6. Основные методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

1. Гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня:

А) в обеденное время;

Б) утренние часы;

В) в конце рабочего дня;

Г) в свободное время.

2. Гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления — это формы использования:

А) самостоятельных занятий;

Б) дополнительных занятий;

В) учебных занятий;

Г) отработки пропущенных занятий.

Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий —

это:

Б) ходьба и бег;

В) спортивная гимнастика;

4. При планировании и проведении самостоятельных занятий надо
учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов
интенсивность и объем физических нагрузок следует:

Б) снижать:

В) оставить на старом уровне;

5. Самоконтроль и учет при проведении самостоятельных занятий
могут быть представлены в виде количественных показателей:

А) частота сердечных сокращений;

Б) результаты выполнения тестов;

В) тренировочные нагрузки;

Г) все вместе.

6. Степень физической подготовленности студента можно контролировать с помощью определения величины максимального потребления кислорода по методу:

Б) методу К.Купера;

Г) методу Яроцкого.

7. Минимальная интенсивность по ЧСС, которая дает тренировочный
эффект для лиц от 17 до 25 лет:

А) 124 удара в минуту;

Б) 134 удара в минуту;

В) 118 ударов в минуту;

Г) 138 ударов в минуту.

8. Аэробные реакции — это:

А) основа биологической энергетики организма;

Б) эффективность аэробных процессов;

В) продукты распада, которые удаляются из организма;

Г) безкислородный процесс.

9. Суточная потребность «человека в воде составляет:

В) 2,5 литра;

10. Ксредствам восстановления организма после физического и умственного утомления относятся:

А) паровая и суховоздушная бани:

Б) солнечные ванны;

В) смена нательного белья;

А № 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

1. Спорт-это:

А) обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической

культуры;

Б) занятия, направленные на личное совершенствование безотносительно

к достижениям других занимающихся;

В) физическая культура в ее оздоровительном, рекреационном аспектах;

Г) высокий спортивный результат.

2. Структура спортивной классификации предусматривает:

А) присвоение спортивных разрядов и званий;

Б) занять определенное место на соревнованиях;

В) добиться определенного количества побед;

Г) участие в соревнованиях российского масштаба.

3. Спортивные разряды присваиваются:

А) региональными спортивными организациями на местах;

Б) федерациями по видам спорта:

В) преподавателем физического воспитания;

Г) заведующим кафедрой физической культуры.

4. Обязательным тестом по ОФП студентов является:

А) бег на 100 м;

Б) прыжки в длину с места;

В) приседание на одной ноге;

5. Внутри вузовские соревнования по видам спорта — это:

А) российские студенческие Игры;

Б) спартакиада вуза;

В) районные соревнования;

Г) чемпионат вузов города.

6. К нетрадиционной системе физических упражнений относятся виды спорта:

А) легкая атлетика;

В) аэробика;

7. Вид спорта, преимущественно развивающий выносливость, — это:

А) лыжные гонки;

Вид спорта, преимущественно развивающий быстроту, — это

А) гиревой спорт;

Б) баскетбол;

Вид спорта, преимущественно развивающий ловкость, — это

А) легкая атлетика;

В) фигурное катание;

10. Уровень максимального потребления кислорода выше у спортсменов, занимающихся:

А) настольным теннисом;

Б) хоккеем;

Г) городошным спортом.

Тема № 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

1. Продолжительные и регулярные занятия спортом или физическими упражнениями влияют:

А) на состояние психики человека;

Б) физическое развитие;

Г) нет правильного ответа.

2. Специальные информативные тесты педагогического,
психологического и медико-биологического контроля определяют:

А) успешность и своевременность прохождения каждого из этапов

Б) морфологические особенности организма:

В) тренировочные занятия и их части;

Г) уровень физической подготовленности.

3. В игровых видах спорта, борьбе, боксе, гимнастике, показатели
модельных характеристик спортсменов:

Б) различаются;

В) соответствуют возрасту;

Г) нет правильного ответа.

4. Модели крупных структурных образований тренировочного
процесса — это:

А) этапы многолетней тренировки;

Б) этапы мезоциклов;

В) этапы микроциклов;

Г) этапы макроциклов.

5. Планирование тренировки в избранном виде спорта бывает:

А) текущее и оперативное;

6. Перспективное планирование спортивной подготовки студента
заключается в необходимости:

А) вовремя отдохнуть;

Б) обеспечить непрерывность тренировочного процесса;

В) получить зачет по предмету «Физическая культура»;

Г) нет правильного ответа.

7. При годичном планировании тренировок применяются варианты:

А) обычный, сложный;

Г) нет правильного ответа.

8. Обычный тренировочный год имеет:

Г) четыре периода.

9. Физическую подготовленность можно условно подразделить:

А) на общую подготовленность;

Б) вспомогательную подготовленность;

В) универсальную подготовленность;

Г) специальную подготовленность.

10. Контроль за состоянием различных сторон подготовленности спортсменов может быть:

Тема № 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

1. Основными признаками физического развития являются:

Б) социальные особенности человека;

В) особенности интенсивности работы;

Г) нет правильного ответа.

2. Состояние опорно-двигательного аппарата, степень жироотложения
и полового созревания — это:

А) соматометрические признаки;

Б) физиометрические признаки;

В) соматоскопические признаки;

Г) антропометрические признаки.

3. Основные виды диагностики – это:

А) врачебно – педагогический контроль;

Б) математический контроль;

В) систематический контроль;

Г) статистический контроль.

4. Комплексное медицинское обследование физического развития и
функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом — это:

А) таможенный контроль;

Б) врачебный контроль;

Г) педагогический контроль.

5. Метод определения силы мышц кисти называется:

А) становая динамометрия;

Б) кистевая динамометрия;

В) мышечная динамометрия;

6. Важный интегральный показатель функционального состояния
организма называется:

А) частотой сердечных сокращений;

Б) пальпаторной пульсометрией;

В) ортостатической пробой;

Г) артериальное давление.

7. Регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим
развитием и физической подготовленностью и их изменения под
влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом
называются:

Г) все вышеперечисленное.

8. В состоянии покоя пульс можно подсчитывать:

Г) 10 сек.

9. Предельной физической нагрузке соответствует частота сердечных
сокращений:

А) 100-130 ударов в минуту;

Б) 130-150 ударов в минуту;

В) 170-200 ударов в минуту;

Г) 250-300 ударов в минуту.

10.Тест функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе называется:

А) проба Генчи;

Г) тест Яроцкого.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 24493 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

2.Самоконтроль занимающихся за состоянием своего здоровья. Показатели самоконтроля.

Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Сегодня уже никто не сомневается в целесообразности самоконтроля. Однако многие спортсмены, даже высокого класса, его игнорируют. Одна из причин этого большой объем информации, которую следует записывать в дневник самоконтроля. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле.

Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.

Это связано с тем, что, во-первых, регулярные врачебные осмотры проводятся один раз в год и в период между ними сведения о состоянии здоровья студентов отсутствуют. Во-вторых, постоянное фиксирование субъективных и объективных показателей самоконтроля способствуют оценке физического состояния занимающихся. Кроме того, они помогают тренеру-преподавателю, самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий.

Субъективные показатели оцениваются по 5-ти балльной системе. Подобная форма самоконтроля требует от занимающихся минимальной затраты времени — не более 5-10 минут ежедневно, при этом дает ценные сведения.

При занятиях физическими упражнениями по учебной программе, а также в группах здоровья и спортивного совершенствования можно ограничиться такими субъективными показателями, как например:

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать — хорошим, когда уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным — при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Этому показателю порой не уделяется должного внимания, т.к. считают недостаточно объективным. Самочувствие, отмечается как хорошее (бодрость, сила), удовлетворительное или плохое (вялость, слабость).

Желание заниматься — отмечается в дневнике как «большое», «безразличное», «нет желания».

Сон — отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит — отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой.

Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации. характеру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силы проявления. По тренировочным нагрузкам, из-за нарушения режима можно судить с состоянии здоровья занимающихся.

Дыхание. При правильном дозировании физических нагрузок (при выполнении циклических упражнений) динамический контроль за простейшими показателями системы внешнего дыхания (частота дыхания, ЖЕЛ) позволяет оценить физическое состояние занимающихся. Частота дыхания зависит от возраста, уровня тренированности, состояния здоровья, величины выполняемой физической нагрузки. Взрослый человек делает в минуту 14-18 дыханий. У спортсмена частота дыхания в покое 10-16 в минуту. При увеличении физической нагрузки частота дыхания может достичь 60 и более в минуту.

О силе дыхательной мускулатуры можно судить по данным пневмотонометрии и пневмотахонометрии. Пневмотахонометрия позволяем измерить давление, развиваемое в легких при вдохе. Сила вдоха в большинстве случаев — 50-80 мм. ртутного столба. У спортсменов 60-120 мм ртутного столба. Сила выдоха чаще всего составляет 80-120 мм ртутного столба, у спортсменов — достигает 100-240 и более.

При регулярных занятиях физическими упражнениями мощность форсированного вдоха и выдоха может существенно увеличиваться, что обеспечивает лучшую вентиляцию легких во время физических нагрузок.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — показатель отражающий функциональные возможности системы дыхания, измеряется с помощью спирометра.

У здоровых нетренированных мужчин ЖЕЛ обычно лежит в пределах 3.0-4.5 л, у женщин 2.5-3.5 л. ЖЕЛ теоретически можно рассчитать по формуле Людвига, в которой:

ЖЕЛ для мужчин = 40* [pocт (см) + вес (кг)]- 4400

ЖЕЛ для женщин = 40* [рост (см) + вес (кг)]- 3800

С возрастом ЖЕЛ снижается. Снижение ЖЕЛ на 15% и более указывает на патологию легких. Повышение ЖЕЛ указывает на высокое функциональное состояние легких.

ЧСС (пульс) — важный показатель, дающий информацию с деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС). Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и тоже время суток в покое. Лучше всего утром, лежа после пробуждения.

В норме у взрослого нетренированного мужчины ЧСС колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов меньше, чем стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя (ортостатическая проба) можно судить о состоянии вегетативной нервной системы. Резкое учащение пульса более 80 уд/мин (тахикардия) и резкое замедление пульса менее 60 уд/мин (брадикардия) по сравнению с предыдущими показателями может являться следствием переутомления либо заболевания сердца.

Источник

Оцените статью