- Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации. методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.
методическая разработка на тему
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
При организации обучения детей – инвалидов необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также других нормативных актов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_rekom.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
по организации обучения
детей–инвалидов в образовательной организации
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
При организации обучения детей – инвалидов необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также других нормативных актов.
При определении статуса ребенок с ограниченными возможностями здоровья необходимо следовать определению:
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
При организации процесса получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна создать нормативные условия и следовать требованиям законодательства:
«п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .
п. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
п. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
п.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
Особенности и обязательные характеристики образования определяются в образовательной программе, разработка которой относится к компетенции образовательной организации.
«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа.
«Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»
Образовательная организация в соответствии со своими полномочиями разрабатывает учебный план, обеспечивающий освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья федеральных государственных образовательных стандартов .
При разработке учебного плана и определении учебной нагрузки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам необходимо учитывать:
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 года №1312;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373;
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 N 1897;
- ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 N 413;
- действующие примерные региональные учебные планы;
- рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии;
- рекомендации медико-социальной экспертизы; по учебной нагрузке и особенностям организации образовательного процесса для детей – инвалидов, оформленных в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида;
- мнение родителей (законных представителей).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».
*В случае отсутствия в ИПР утвержденного объема учебной нагрузки, условий получения образования необходимо направить запрос в бюро медико-социальной экспертизы с ходатайством о регламентации данных вопросов.
Источник
Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Наумова Наталья
Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать учителю, если у него в классе ребенок с особенными возможностями здоровья?
Дети с ЗПР — это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.
Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Подобранные задания должны лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первую парту, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание;
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать.
Словарный запас школьника с ЗПР отличаются бедностью, ограниченность словарного запаса в значительной степени определяются недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Для этого я создаю условия,способствующие успешному запоминанию:
• Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
• Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно;
• Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
• Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
При изучении словарных слов стараюсь использовать различные приемы и методы:
•приемы зрительного запоминания : зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов ;
• метод сопоставления групп заучиваемых слов (например,сопоставление названий животных: корова, лошадь, собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы);
• метод противопоставления: (например, ученик-учитель; и т. д);
• метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;
• составление словосочетаний с трудными словами,выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д;
• составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;
•занимательные формы работы: включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, юморесок, загадок, проведение конкурсов, викторин.
Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. Например, проводится картинный диктант по теме «Школа». Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, звонкие и глухие согласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных.А затем выполняют задания по теме урока: найти и подчеркнуть слова- предметы, отвечающие на вопрос что, кто, поставьте их во множественном числе. В результате проведенной работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, разделили на две группы, изменили число.
Работу над трудными словами я разделила на нескольких этапов.
I этап. Подготовительная работа. Группирую слова из словаря в блоки по шесть слов в каждом. Такой подход к формированию блоков позволяет решить развивающую задачу, т. е. создается возможность учитывать индивидуальные особенности, интересы и темп продвижения каждого ученика;Подбираю дидактический материал: загадки, скороговорки, исторические справки, фразеологизмы, стихи, пословицы поговорки, тексты диктантов с изучаемыми словами, задания; Готовлю демонстрационный и раздаточный материал.
II этап. Самостоятельная деятельность ученика. Ученик готовит карточки на слова изучаемого блока; составляет индивидуальные карточки на слова, в которых допускал ошибки при контроле; оформляет творческий словарик.
Вот некоторые приемы,которые можно использовать при повторении словарных слов: письмо слов на кальке, по трафарету, самостоятельно или с комментированием; прочитать слова с таблицы орфографически, деля на слоги;устный картинный диктант: назови слово как пишем, поднимая карточку с гласной буквой;зрительный диктант: дети читают слово хором, затем оно убирается, остается картинка, записывают самостоятельно или с комментированием. Любят ученики, когда слова с непроверяемой гласной приносит их любимый сказочный герой или игрушка. Слова на карточках написаны с пропущенной буквой.Любят дети и такую игру: «-Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их?» Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает похвалу. Затем коллективно исправляем ошибки.
Запоминание в начальных классах играет очень важную роль, им не следует пренебрегать; а наоборот, нужна гибкая система мотивации и игровых методик, облегчающих детям запоминание. Хорошо использовать мини-диктанты в начале урока, карточки в устных диктантах, хоровое произношение. Очень интересно проходят мини-диктанты, загадывая загадки. Их я собираю по классам и используют на уроках, работая со словарными словами.
Словарь в загадках можно использовать как по темам, классам, алфавиту, так и в игре «Доскажи словечко». Дети не только вспоминают словарные слова, но и расширяют кругозор, знакомятся с окружающим их миром. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры.Игры: «Волшебные яблочки», «Собери ягоды в корзину», «Цепочка слов» и др.
Итак, словарная работа занимает очень важное место на уроке русского языка и требует от учителя постоянного поиска практического материала и приемов обучения. Задания и упражнения, систематизированные по учебным темам, ставят целью помочь учащимся с ЗПР запомнить написание слов с непроверяемым написанием, что способствует развитию их устной и письменной речи.
Очень важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового образца, дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Аннотация к проекту по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем российского образования, а особенно детей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.
Конспект занятия по ИЗО деятельности для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «Осеннее дерево» (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ – ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ) Задачи: • уточнить знания детей об изменениях в природе осенью; • уточнить знания.
Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.
Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки.
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является.
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России Кочеткова Анастасия Геннадьевна, Барыленко Татьяна Сергеевна, Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте.
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.
Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.
Источник