Репродуктивное состояние здоровья подростка

Содержание
  1. Репродуктивное состояние здоровья подростка
  2. Репродуктивное здоровье подростков
  3. Что необходимо сделать для укрепления сексуального и репродуктивного здоровья подростков и для предотвращения случаев смерти матерей подросткового возраста и их детей во время беременности?
  4. Предотвращать случаи нежелательной беременности и другие риски для сексуального и репродуктивного здоровья
  5. Семьям и сообществам необходимо поддерживать матерей подросткового возраста
  6. Работники здравоохранения должны иметь возможности для удовлетворения особых потребностей беременных девушек подросткового возраста
  7. Системы здравоохранения должны иметь возможности для удовлетворения особых потребностей подростков в области сексуального и репродуктивного здоровья
  8. Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема
  9. Библиографическое описание:

Репродуктивное состояние здоровья подростка

Подростковый период – важнейший период в жизни каждой женщины. В большинстве стран мира принято считать подростками лиц в возрасте от 10 до 19 лет (классификация ВОЗ). В это время происходит становление образа жизни, вырабатывается стиль и стереотипы поведения, включая сексуальное и репродуктивное. Поэтому девушки–подростки отличаются сниженной выносливостью к физическим нагрузкам, повышенной ранимостью нервной системы и восприимчивостью к факторам внешней среды. При этом в любом регионе мира наблюдается такая тенденция, что плохо образованные или малообеспеченные девочки, проживающие в сельской местности, подвергаются большему риску забеременеть, чем их более обеспеченные и образованные сверстницы, живущие в городах. Кроме того, риск забеременеть выше у девочек, которые являются выходцами из этнических меньшинств или маргинализированных групп, лишены права выбора и возможностей в жизни или имеют ограниченный доступ к услугам в сфере охраны сексуального и репродуктивного здоровья, включая информацию о противозачаточных средствах и соответствующие услуги, или вовсе лишены такого доступа. Около 19 % молодых женщин в развивающихся странах оказываются беременны до достижения 18-летнего возраста. На долю девочек в возрасте до 15 лет приходится 2 млн. из 7,3 млн. детей, ежегодно рождающихся у девочек-подростков в возрасте до 18 лет в развивающихся странах [2]. У матерей-подростков наблюдаются высокие уровни послеродовой депрессии и родительского стресса, это является важным фактором риска для последующей послеродовой депрессии [3].К сожалению, одним из решений проблемы подростковой беременности является аборт, который представляет для юного организма большой вред, часто – непоправимый. Частота осложнений после абортов у подростков в 2–2,5 раза выше, а материнская смертность в 5–8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Вероятность смерти 15-летней девушки от причины, связанной с материнством, составляет 1 на 3700 в развитых странах и 1 на 160 в развивающихся странах [4,6]. Это связано с тем, что половая зрелость, то есть готовность организма к беременности и родам анатомически, функционально и психологически, наступает у подростков лишь к 18–19 годам. Поэтому прерывание беременности у лиц, не достигших этого возраста, сопровождается особенно сильным гормональным, физическим и психологическим нарушениями. Основные причины абортов у подростков обусловлены особенностями поведения в этот период жизни, низкой сексуальной культурой и отсутствием должного уровня знаний о репродуктивном и сексуальном здоровье, современных методах контрацепции и опасных последствиях аборта для организма девушек [4]. Одной из причин является несостоятельность или отсутствие служб работы с подростками, которые широко практикуются за рубежом. Результаты одного исследования подтверждают предположение о том, что лица, ведущие профилактическую работу с подростками должны обратить пристальное внимание на свою деятельность. Способность персонала (например, социальные работники и медсестры) заниматься с подростками является важным шагом в улучшении состояния здоровья [5]. Именно на определение уровня знаний молодежи о репродуктивном здоровье, которая как потом оказалась довольно низкой, и устранение этого пробела, ведущего к столь серьезным и ущербным последствиям для юного организма была направлена реализация социального проекта «Адаптация сельской молодежи в условиях мегаполиса».

Читайте также:  Школа здоровья гипертонии памятки

Материалы и методы исследования

Были разработаны 2 анкеты: для девушек, состоящая из 36 вопросов и для юношей, состоящая из 33 вопросов. Анкеты созданы на русском и казахском языках. Для проведения анонимного онлайн анкетирования была разработана компьютерная программа и адаптирована к мобильным приложениями Android и iOS. Анкетирование построено таким образом, что можно было выбрать только один из предложенных ответов. Невозможно перейти к другому вопросу, не ответив на предыдущий. По некоторым вопросам анкета предусматривает расширение, при положительном ответе идет углубленный вопрос. Ответ «Другое» предполагает введение ответа респондентом в произвольной форме.

По результатам анкетирования было получено 2087 анкет, из них 31 анкета была выбракована как тестовые, таким образом, статистическую обработку в программе SPSS (StatisticalPackageforSocialScience) прошли 2056 анкет.

Результаты исследования и их обсуждение

В целом в анкетировании приняли участие 1258 девушек (или 61,2 %). Две трети или 64,9 % респонденток были в возрасте до 20 лет, одна треть или 33,9 % – в возрастной категории от 20 до 24 лет и чуть больше одного процента -1,2 % составили молодые женщины старше 25 лет. Большинство опрошенных студенток (94,6 %) учатся в четырех высших учебных заведений, расположенных в г. Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, КазГЖПУ, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНТУ им. Сатпаева и чуть более 5,4 % – это учащиеся других ВУЗов. До поступления в ВУЗ почти треть девушек (31,5 %) проживала в городе и около двух третей (68,5 %) – в сельской местности. Это позволило нам обратиться к целевой группе – девушкам, приехавшим из сельской местности в город для учебы в ВУЗе.

Социальный портрет респонденток представлен следующим образом: почти половина девушек (45,6 %) выросли в семьях, где есть 3-4 ребенка, каждая третья опрошенная (32,6 %) студентка из семьи, где имеется 5 детей, и только чуть больше 2 % (2,4 %) составляют семьи с количеством детей 1-2. Больше половины опрошенных (55,0 %) отметили, что живут в семьях с хорошим материальным достатком, 35,9 % респонденток проживают в семьях со средним достатком и могут позволить себе средние расходы, 5,6 % обучающихся отметили минимальный материальный уровень проживания, а 3,4 % студенток указали на то, что родители живут раздельно и у отца с матерью разный прожиточный уровень. Две трети респонденток (63,6 %) указали на то, что им не хватает денежных средств для проживания в городе, почти каждая пятая опрошенная (21,3 %) отметила, что денег хватает не всегда, хватает, но только на еду или минимальный прожиточный минимум, или «когда как», 15,1 % девушек отметили, что им достаточно средств для проживания в г.Алматы.

Читайте также:  Свежий воздух полезен для здоровья детей

62,8 % респонденток ответили, что сами все знают о репродуктивном здоровье (беременности, половых контактах, ЗППП), почти треть опрошенных (30,8 %) никогда не разговаривали на эту тему с родителями и только с 6,4 % эти вопросы обсуждали со своими родителями. Трое из 5-ти студенток (66,0 %), информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье хотели бы получать на лекциях в университете, 16,3 % респонденток – из специальной литературы, 7,9 % – в Интернете, 4,6 % опрошенных – в беседе с врачом, 2,1 % – в беседе со сверстником, 3,0 % – из просмотра видеофильмом и видеопередач. По итогам анкетирования четверть девушек (25,8 %) указали на наличие сексуальных отношений. При этом на вопрос: «В каком возрасте это произошло впервые?», до 15 лет – у менее 1 % респонденток, в 15 лет – у 3,7 % опрошенных, в 16 лет – у 12,9 % девушек, в 17 лет – 8,0 % респонденток, в 18 лет – у 29,2 %, в 19 лет – у 25,2 %, в 20 лет – у 8,3 %, после 20 лет – 12,7 %. У девушек чаще всего первый половой контакт произошел в возрасте 18 лет – 29,2 %.

Из опрошенных 36,9 % ответили, что знают о методах предохранения от нежелательной беременности только в общем, 37,2 % респонденток знают практически все, 25,9 % ответили, что впервые слышат об этом. На вопрос «Кто рассказал о способах предохранения о нежелательной беременности?» каждая третья респондентка отметила, что узнала о контрацепции от родителей (31,0 %), от друзей (34,2 %) и из Интернета (34,2 %). Среди методов контрацепции наиболее популярными у девушек оказались противозачаточные таблетки – в 21,8 %, и 20,0 % пользуются презервативами. Прерванный половой акт практикуют 26,5 % девушек. Не предохраняются от нежелательной беременности 31,7 % девушек.

Из результатов опроса видно, что очень большой интерес к анкетированию проявили девушки, приехавшие учиться в город из сельской местности. Можно предположить, что у них имеются проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем, и они заинтересованы в их решении. У подавляющего большинства студенток имеются острые материально-бытовые проблемы, особенно в первый год обучения. Недостоверная информация в Интернете, утрата культурных и нравственных ценностей в общем сознании, все это привело к формированию нового стиля сексуального поведения подростков и молодежи, а так же к формированию у подрастающего поколения своих представлений о сексуальной жизни, порой даже ошибочных. Об этом свидетельствует тот факт, что каждая четвертая девушка (25,2 %) начала половую жизнь до исполнения 18 лет. У сексуально активных студенток использование контрацепции низкое, а у 1/3 использующих имеет место неэффективный метод – прерванный половой акт. Вызывает озабоченность тот факт, что треть девушек не имеют представления о методах контрацепции и способах предохранения от нежелательной беременности и ЗППП. Как и предполагалось, основным источником информации о сексуальном и репродуктивном здоровье среди студентов стали интернет-ресурсы, которые не всегда являются правдивыми и надежными. Поэтому возникает острая необходимость в грамотном и правильном информировании молодежи и подростков о репродуктивном и сексуальном здоровье с помощью тренингов и просветительной работы, которые мы провели в нескольких университетах во время реализации проекта. При этом важно регулярное проведение организационно-просветительной работы по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов. К подобным проблемам надо подходить очень серьезно, так как последствия абортов наносят огромный вред юному организму. Следует объединить совместные усилия органов и учреждений здравоохранения с органами и учреждениями социальной защиты, учреждениями образования, молодежными службами, общественными организациями.

Источник

Репродуктивное здоровье подростков

Что необходимо сделать для укрепления сексуального и репродуктивного здоровья подростков и для предотвращения случаев смерти матерей подросткового возраста и их детей во время беременности?

Предотвращать случаи нежелательной беременности и другие риски для сексуального и репродуктивного здоровья

  • информация, в том числе всестороннее сексуальное образование;
  • доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья в полном объеме, включая презервативы, другие средства контрацепции, в соответствующих случаях, и другие меры профилактики, лечения и ухода в отношении инфекций, передаваемых половым путем, включая ВИЧ; и
  • безопасные условия, поддержка, отсуствие эксплуатации и жестокого обращения.

Семьям и сообществам необходимо поддерживать матерей подросткового возраста

Матерям подросткового возраста часто не хватает знаний, образования, опыта, доходов и возможностей по сравнению с матерями более старшего возраста. В некоторых культурах они могут также испытывать последствия осуждающего отношения, что еще больше усугубляет их сложное положение.

Мужчины, родители, свекрови и другие лица, принимающие решения на уровне отдельных семей и сообществ, должны оказывать поддержку беременным девушкам подросткового возраста и относиться к ним с пониманием. Это включает обеспечение домашнего ухода до, во время и после беременности и своевременное использование услуг специалистов по родовспоможению.

Необходимо широко распространять информацию о признаках осложнений среди беременных девушек подросткового возраста и сообщества в целом с тем, чтобы каждый мог распознать чрезвычайную ситуацию и знал, что делать в таком случае.

Необходимо улучшать доступ матерей подросткового возраста к образованию, получению жизненных навыков и информации о том, как предотвращать последующие беременности и как противостоять бытовому насилию.

Работники здравоохранения должны иметь возможности для удовлетворения особых потребностей беременных девушек подросткового возраста

Квалифицированные работники здравоохранения должны иметь возможности для оказания ряда услуг в поликлиниках и других медицинских учреждениях, с помощью которых можно спасать жизнь беременных женщин и их детей. Несмотря на то, что услуги, оказываемые матерям подросткового возраста и матерям более старшего возраста схожи, работники здравоохранения должны уметь работать с подростками и знать, как удовлетворять их особые медико-санитарные потребности.

Они должны уметь:

  • обеспечивать для беременных девушек подросткового возраста дородовое наблюдение на ранних стадиях и предоставлять им возможности для продолжения или прерывания беременности; как правило, подростки откладывают обращение за искусственным прерыванием беременности, обращаются к менее квалифицированным поставщикам услуг, используют более опасные методы и откладывают обращение за помощью в случае осложнений;
  • проявлять бдительность в отношении некоторых проблем среди подростков, требующих особого внимания, включая анемию, плохое состояние здоровья, обусловленное питанием, малярию, ВИЧ и другие инфекции, передаваемые половым путем, а также доступ к услугам по предотвращению передачи ВИЧ от матери ребенку;
  • разработать план родов для девушки подросткового возраста и ее семьи, включая место родов, наличие транспорта и связанные с эти расходы;
  • уделять особое внимание матерям моложе 16 лет во время оказания акушерской помощи, так как они подвергаются особо высокому риску развития осложнений и смерти; и
  • после родов оказывать матерям подросткового возраста особую поддержку в кормлении ребенка и обеспечении ухода за ним, обеспечивать их доступ к информации, навыкам и услугам, включая надлежащее консультирование для предотвращения последующих беременностей.

Системы здравоохранения должны иметь возможности для удовлетворения особых потребностей подростков в области сексуального и репродуктивного здоровья

Широко признается, что для достижения Цели тысячелетия в области развития 5 необходимы надлежащим образом функционирующие системы здравоохранения. В рамках таких систем необходимо улучшать качество услуг, оказываемых подросткам, и расширять масштабы их использования подростками.

Для этого необходимо следующее:

  • сбор и анализ национальных статистических данных с тем, чтобы упростить понимание потребностей беременных девушек подросткового возраста, их численности и масштабов использования ими услуг;
  • развитие профессиональных качеств работников здравоохранения, необходимых для работы с особой информацией и для удовлетворения клинических и психосоциальных потребностей матерей подросткового возраста; и
  • обеспечение нормативно-правовой базы и политики, способствующих расширению доступа подростков к необходимой им помощи.

Источник

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема

Дата публикации: 31.10.2016

Статья просмотрена: 1815 раз

Библиографическое описание:

Борисова, Л. П. Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема / Л. П. Борисова, Р. С. Толпова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1457/ (дата обращения: 09.06.2021).

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная ипсихолого-педагогическая проблема

Борисова Людмила Петровна, кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «НГУ физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта»

Толпова Раиса Сергеевна, магистрант

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

В условиях социальной напряженности и расслоения общества, резкого падения жизненного уровня населения именно дети и подростки становятся одной из наиболее уязвимых групп населения. А ведь именно подростки являются репродуктивным, интеллектуальным, экономическим, социальным, политическим и культурным резервом общества. Это обусловливает огромную социальную значимость их здоровья.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, факторы риска, половое воспитание, подростки.

На фоне трансформации социально-экономического и политического уклада в нашей стране отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей и подростков. Так статистические данные указывают на то, что от 50 до 75 % девочек имеют расстройства здоровья, которые в будущем могут негативно отразиться на их репродуктивной функции. Нельзя забывать, что ведущими факторами, определяющими процесс формирования репродуктивного здоровья детей и подростков, являются условия и образ их жизни. К сожалению, произошедшие социально-экономические изменения негативно отразились на смене стереотипов поведения в молодежной среде — снизилась заинтересованность в занятиях спортом, отсутствуют необходимые знания и социальные мотивации для сохранения и укрепления собственного здоровья, в то же время получили широкое распространение вредные привычки, возросла частота добрачных сексуальных отношений. В многочисленных исследованиях отмечены деструктивные тенденции в репродуктивном здоровье подростков, что в будущем может быть одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности, патологии беременности и родов.

В свете современных приоритетов в сфере здравоохранения, реализующихся в России, особую значимость приобретают проблемы состояния репродуктивного здоровья девочек-подростков и сохранения их репродуктивного потенциала. В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что функционирование репродуктивной системы женщин во многом определяется ее своевременным и гармоничным развитием в период полового созревания. Однако в первое десятилетие XXI в. репродуктивный потенциал девушек-подростков России имел устойчивые и преимущественно неблагоприятные характеристики, среди которых следует выделить:

— высокую распространенность репродуктивно значимых вредных привычек;

— большой процент отклонений в физическом, половом и психосексуальном развитии;

— высокий уровень соматической и гинекологической заболеваемости;

— формирование неадекватных репродуктивных установок;

— низкий уровень полового воспитания и контрацептивной активности;

— высокую частоту подростковой беременности с преимущественным исходом в аборт.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на репродуктивное здоровье подростков, являются рискованное сексуальное поведение, рост числа заболеваний репродуктивной системы, заражение заболеваниями передающимися половым путем, беременности и аборты в подростковом возрасте, низкий уровень знаний о методах контрацепции. Сексуальное поведение тесно связано с репродуктивным здоровьем, являясь по сути одним из главных его составляющих. В течение последнего столетия отмечается тенденция к снижению возраста начала сексуальной жизни. Обзор современных зарубежных и отечественных исследований посвященных данной теме показывает, что доля сексуально активных молодых людей увеличивается, а средний возраст первого сексуального контакта постоянно уменьшается.

Так на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция к снижению возраста полового дебюта, который по данным анонимных опросов достигает 14,5 лет. Уровень беременностей среди подростков в России составляет 70–90 на 1000 человек. Абортом завершается 75 % беременностей в подростковом возрасте, что приводит к их высокому числу — около 40 на 1000 подростков 15–19 лет. На сексуальную активность подростков влияет ряд факторов, среди которых можно выделить социально-экономическую обстановку, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовой информации. При этом возросшая сексуальная активность связана с несколькими видами рисков подростков, среди которых незапланированные беременности, аборты, внебрачные рождения, сексуальная эксплуатация и материнская смертность. Одной из важнейших социальных и медицинских проблем является также рост заболеваемости болезнями передающимися половым путем. Повышенный риск заражения подростков этими заболеваниями связан с разнообразием поведенческих, биологических и психосоциальных факторов, среди которых сексуальная активность рассматривается как наиболее критический фактор риска.

Следует также отметить, что на сегодняшний день у выпускников школ преобладает пренебрежительное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, у них низкий уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых, отмечается недостаточный уровень знаний о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия [3]. При этом в современных учебных планах общеобразовательных школ вопросам, например, репродуктивного здоровья уделяется явно недостаточное внимание. Период затянувшихся организационных и правовых преобразований, затронувших все стороны образовательного процесса, процесс получения качественного образования становится все более трудоемким [2]. Так в программах курса «Основы безопасности жизнедеятельности», составленными в соответствии с ФГОС СОО, вопросам репродуктивного здоровья в основной школе отводится не более 3 часов, в старших классах — не более 6 часов в год. Поэтому образование будет выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но сумеют сделать его основной потребностью и образом жизни всех участников образовательного процесса [6].

Воспитание у детей заботы о собственном здоровье, формирование умений и навыков по его сохранению и укреплению в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинической картине, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают медицинские работники, однако они не всегда владеют методологией обучения и воспитания здорового поведения, методами формирования у учеников позитивной мотивации на сохранение здоровья. Структура межличностной социальной поддержки, включающая количество взаимосвязей и качество системы отношений индивида с ближайшим окружением, важнейшую роль в которой играет семья, может способствовать или препятствовать развитию личностного превентивного ресурса подростка [1].

С позиций современной педагогической науки, учебная деятельность — это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач [4]. Низкий уровень репродуктивного здоровья и медицинской культуры современных подростков определяет, в свою очередь, необходимость внедрения в систему отечественного школьного образования новых программ сексуального воспитания учащихся, так как действующие учебные программы школьных курсов не соответствуют возрастным особенностям и образовательным потребностям учащейся молодежи в вопросах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. К сожалению, на данный момент уровень теоретических знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье является крайне низким и не может обеспечить сохранения репродуктивного здоровья подростков в практической жизни и требует качественного улучшения.

Очевидно, что стратегическим приоритетом государственной политики в социальной сфере, должно стать формирование и развитие ценностей здорового образа жизни [5]. Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что разработка и внедрение методики формирования знаний учащихся по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, как компонента ЗОЖ, является актуальной педагогической проблемой.

В соответствии с этим перед общеобразовательными заведениями возникает целый комплекс новых задач, требующих принятия безотлагательных решений. Важнейшей из них явилась разработка конкретных методических подходов, направленных на формирование знаний школьников различных возрастных категорий о репродуктивном здоровье. При этом современная методика должна способствовать формированию целостной системы теоретических знаний и практических навыков учащихся средних общеобразовательных учебных заведений по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. Она должна базироваться на основе личностной заинтересованности учащихся, учете индивидуальных и возрастных потребностей школьников, широкого использования межпредметных связей, интерактивных форм обучения и современных информационных технологий, а также четкой практической направленности получаемых знаний о репродуктивном здоровье.

  1. Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1018–1020.
  2. Буйнов Л. Г., Сорокина Л. А. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Здоровьесберегающее образование. — 2010. — № 4 (8). — С. 91–93.
  3. Плахов Н. Н., Матусевич М. С., Макарова Л. П., Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 958–960.
  4. Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — Т. 1. — С. 38–42.
  5. Сухоруков Д. В., Иванов С. Г., Буйнов Л. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в контексте вопросов социальной безопасности // В сб.: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: Сб. материалов X Межвузовской студенческой научно-практической конференции. — 2011. — С. 70–72.
  6. Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Учебно-методическое сопровождение магистерской программы «Здоровьеформирующие технологии» для будущих педагогов // Безопасность жизнедеятельности. — 2014. — № 10. — С. 61–64.

Источник

Оцените статью