- VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
- РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
- Материалы МО. «Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни» статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся в учебной и внеучебной деятельности
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Здоровье – достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако по данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными неврозами. 30 – 35% детей, которые поступают в школу, уже имеют хронические заболевания.
Поэтому проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой — развитие свободной жизнелюбивой личности, способной не только адаптироваться к социально-экономическим условиям жизни общества, но к формированию своего образа жизни [1].
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.
Основными факторами по формированию здорового образа жизни являются спортивно- оздоровительная, ценностно-ориентированная и диагностическая деятельность.
Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
1. Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.
2. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
3. Организация оздоровительной работы [3].
Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:
— формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
— выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
— закрепление гигиенических навыков и привычек;
— приобщение к разумной физической активности;
— обучение противостоять деструктивным для здоровья формам поведения [4].
Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, учителей-предметников, медицинских работников, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как ценность, выбрать здоровый образ жизни [2].
На основе медицинских обследований в паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Классный руководитель, совместно с учителем физкультуры, преподавателем ОБЖ проводит мониторинг здоровья обучающихся.
Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает классному руководителю выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.
Классный руководитель анализирует причины пропусков уроков обучающимися. Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья [2].
Работа по формированию здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Таким образом, классный руководитель играет значительную роль в формировании здорового образа жизни учащихся.
Литература
Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. — № 3. – С. 29-33.
Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., № 2
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2010. – С. 272.
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. — № 4 (40).
Источник
Материалы МО. «Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни»
статья по теме
Материалы МО. «Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_formirovanii_u_uchashchikhsya_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Пастухова Вера Викторовна
Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины такого положения признаётся и отрицательное влияние школы.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30% детей, приходящих в 1 й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. Раннее начало систематического обучения, интенсификация учебного процесса привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности детского организма. Специалисты приводят достаточно красноречивые цифры. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза; количество страдающих близорукостью увеличивается с 3,9 до 12,3%, нервнопсихическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Перед нами стоит серьёзная задача сохранения и укрепления здоровья детей после их поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на организм. Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности классного руководителя.
Цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи, которые мы ставим в своей работе на первое место:
– обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на период обучения в школе;
– снизить уровень заболеваемости учащихся;
– сохранить работоспособность на уроках;
– сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;
– сформировать систему спортивно оздоровительной работы.
Для решения этих задач необходимо создать здоровьесберегающую среду . Изучив специальную литературу пришли к выводу: необходимо увеличить двигательную активность детей.
Для этого в классах, школе вводятся следующие спортивно -оздоровительные мероприятия:
1. Утренняя зарядка. В начале каждой недели перед занятиями мы с детьми разучиваем комплекс упражнений утренней гимнастики. Она проводится с музыкальным оформлением, что создаёт хорошее настроение, доставляет удовольствие от выполнения упражнений.
2. Игровые перемены. Замечено ,что если после урока младшие школьники гурьбой выбегают из класса, то, значит, они были сильно утомлены. Переутомление у детей проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами, причём большую роль играет эмоциональная окраска этих игр. Дети не только отдыхают физически, но ещё и получают заряд положительных эмоций.
3. Дни здоровья. Темы для них я подбираю актуальные и интересные для учеников. Главная цель уроков здоровья – всестороннее развитие личности на фоне доступного в младшем школьном возрасте уровня физической культуры. Темы уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и др. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, ближе знакомятся друг с другом или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил. Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому главной задачей педагога остаётся организация урока в соответствии со здоровьесберегающими технологиями.
Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и с резким увеличением нагрузок на отдельные органы. Физиологическим возможностям организма ученика 1го класса наиболее соответствует урок продолжительностью 30 минут. Для учащихся 2–4го классов рекомендуется комбинированный урок с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и др. (для снятия утомления достаточно 5–10 минут). Несомненно, лучшим методом сохранения работоспособности ученика на уроках является смена форм работы. Учитывая, что фаза активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз.
Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, самой утомительной является необходимость поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от детей сохранения неподвижности в течение всего урока.
Переключение с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться изменением позы ребёнка.
На уроках в начальной школе широко используются весёлые физкультурные минутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются хоровой декламацией. Физкультминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определённых частей тела и органов. Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки.
Кроме игровых оздоровительных пауз, которые я включаю в каждый урок, систематически провожу игровые уроки. Игра – эффективный вид деятельности в цепи «ученик – учитель», позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребёнка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает потенциал учащихся, подчиняя правила образовательным и воспитательным задачам.
Дополнительные направления работы по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, по созданию условий сохранения здоровья младших школьников:
1. Проведение специальных уроков, например гигиены, и включение соответствующих элементов в обычные уроки.
2. Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного порядка в классе дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирание пыли, смена обуви), а также контроль за соблюдением учащимися правил личной гигиены, опрятностью и др.
3. Профилактика травматизма путём инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда, ведение классного журнала техники безопасности.
4. Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата всех учащихся горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (детские коктейли).
5. Применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
6. Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.
В работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия. Среди них хоте лось бы особенно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные весёлые старты между мальчиками и папами» и др.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни в нашей стране пока не стал одной из основных ценностей человека. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, и только в этом случае можно надеяться, что дети будут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Недаром раньше говорили:
Источник
Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся в учебной и внеучебной деятельности
«Здоровье – это возможность возможностей.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,
как если бы от этого зависела Ваша жизнь».
Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Вследствие этого возникает конфликтность отношений в семье, разрушаются сложившиеся нравственно-эстетические нормы. Порой родители занимаются «зарабатыванием» денег, забывая о здоровье ребенка, как физическом, так и моральном.
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – главная школа воспитания. А мы, педагоги, лишь помогаем родителям в воспитании их детей.
Высказывание о том, что здоровье – основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни. Я, как классный руководитель стараюсь формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни в учебной и внеучебной деятельности.
Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье ученика зависит от многих факторов:
- Культура здоровья родителей;
- Культура здоровья школы;
- Культура здоровья коллектива;
- Культура здоровья учителя;
- Валеологический подход к учебному процессу;
- Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.
С 2003-2004 года МОУ НОШ №8 реализует в своей деятельности программу «Школа здоровья», разработанную нашим коллективом. Работа в школе проводится по направлениям:
- профилактика утомляемости, охрана здоровья учащихся;
- работа с учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- проведение «дней здоровья»;
- спортивные мероприятия;
- организация и проведение динамических часов.
Динамические часы в нашей школе проводятся следующим образом: каждый день имеет свое направление, у каждого класса свое расписание, в которое включены все перечисленные дни:
- Понедельник «Я познаю себя » (психолого-логопедический час), где формируется осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью. Побывав на курсах повышения квалификации в АКИПКРО, я узнала о курсе «Учимся договариваться», который я провожу в рамках этого динамического часа. На этих занятиях мы говорим не только о правилах поведения, но и узнаем как устроен человек, от чего зависит наше настроение. В результате этих занятий мы с ребятами составили правила нашего класса, по которым теперь и живем.
- Вторник – «Сильные, смелые, ловкие, умелые». Это занятия, на которых формируется физическая культура личности школьника посредством освоения содержания физической деятельности с общеразвивающей направленностью.
- Среда «Делу время – потехе час «. Во время этих часов формируются навыки здорового образа жизни.
- Четверг «В гостях у Айболита «. Цель этих занятий: улучшение здоровья школьников. Проводятся они в форме бесед с использованием наглядных пособий. В рамках этого часа проводятся ежедневные общеоздоровительные мероприятия: закаливание, фитотерапия (напитки), витаминизация (по сезонам), рациональное питание.
- Пятница «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья «. Это экскурсии, походы, прогулки, игры на свежем воздухе, во время которых создаются условия для изучения природы родного края, города. (Приложение 1)
Культура здоровья коллектива складывается: из микроклимата коллектива, комфортности каждого члена этого коллектива, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии.
Я, как учитель, своим примером, желанием, состоянием души, участием, стараюсь, чтобы у моих учеников было как можно больше положительных эмоций, хорошего настроения, а это, в свою очередь, благотворно влияет как на педагогический, так и на воспитательный процессы.
Использую такой метод воспитания, как «Я – сообщение» – это воздействие на ребенка через высказывание своего самочувствия по поводу происходящего. Дети видят и чувствуют, когда человек искренен, доверяют ему, помогают, может быть, даже меняются.
- Уроки, а особенно окружающего мира, физкультуры, ритмики;
- Физминутки на уроках;
- Подвижные игры на переменах;
- Ежедневные утренние зарядки.
На уроках, помимо педагогических задач, пытаюсь решать задачи, способствующие охране и укреплению здоровья учащихся.
Гигиенические показатели, характеризующие урок:
- Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещенность.
- Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений, 4 – 7 за урок, так как однообразность способствует утомлению школьников.
- Частота чередования различных видов деятельности 5 – 10 минут.
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это такие методы, как:
- метод свободного выбора (выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества);
- активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения).
- Место и длительность применения технических средств обучения.
- Физкультминутки, гимнастика для глаз и другие оздоровительные моменты на уроке.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни.
- Психологический климат на уроке.
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, музыкальных минуток.
- Классные часы: беседы, соревнования, анкетирование, экскурсии, конкурсы газет, плакатов, праздники;
- Динамические часы;
- Работа в уголке «Если хочешь быть здоров»,
- Закаливание, фиточай,
- Полноценное питание,
- Работа с родителями.
Для активизации творческой деятельности учащихся оформляем уголок здоровья «Если хочешь быть здоров». Рубрики уголка меняющиеся: интересные высказывания о здоровье, пословицы, мой режим дня, это интересно, всевозможные памятки, рисунки. Для рубрики «Основные даты» выбрала те праздники, которые близки детям младшего школьного возраста. Эти даты помогают мне в выборе тем для бесед.
9 сентября – Международный день красоты.
1 октября – Международный день врача.
10 октября – Международный день психического здоровья.
13 ноября – Международный день слепых.
14 ноября – Всемирный день борьбы против диабета
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.
3 декабря – Международный день инвалидов.
11 декабря – Всемирный день прав человека.
11 февраля – Всемирный день больного.
1 марта – Международный день борьбы с наркоманией.
24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом.
7 апреля – Всемирный день здоровья.
21 мая – День памяти умерших от СПИДа.
Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Провожу тематические классные собрания, индивидуальные беседы. На одном из собраний знакомлю их с памяткой по сохранению здоровья детей:
- Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
- Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.
- Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
- Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
- Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.
- Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.
- Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
- Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
- Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!
Вместе с родителями планируем мероприятия: праздники, походы, экскурсии, беседы для формирования у учащихся положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.
Во время уроков, внеклассных занятий стараюсь замечать эмоциональное состояние каждого ученика, при необходимости корректирую его: быстро анализирую причину отрицательного эмоционального состояния ребенка, объективно оцениваю свое влияние на эмоциональное состояние учащегося. Воспитательные моменты на уроках, внеклассные занятия строю таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным – «ситуации успеха», провожу контроль успешности обучения и воспитания. Я полностью согласна с высказыванием о том, что здоровье младших школьников – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.
Источник