Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье
Юлия Кренева
Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье
Воспитать здоровых детей — это значит приобщить их к двигательной культуре, т. е. сформировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки на основе деятельности сохранных анализаторов; воспитать интерес к различным видам двигательной деятельности, способствующим оздоровлению и закаливанию с учетом контингента детей, посещающих коррекционные группы.
Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечеткостью координации движений; снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности. Эти дети имеют трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. У дошкольников с нарушением зрения осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей.
Ориентировка в пространстве
Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека. Оно тесно связано с работой двигательного анализатора. И. М. Сеченов отмечал особую роль движений, мышечного чувства, которые во взаимодействии со зрительными и слуховыми анализаторами лежат в основе ориентировки в пространстве. Выше изложенное указывает на важную роль физической культуры в пространственной ориентировке детей. Еще основоположник отечественной науки о физическом воспитании П. Ф. Лесгафт указывал на необходимость широкого применения физических упражнений для формирования у детей пространственной ориентировки и способности сознательно управлять своими движениями. Умение правильно ориентироваться в пространстве для детей с нарушением зрения имеет важное значение. Ориентировка в пространстве, в основном, формируется в процессе выполнения специальных упражнений и заданий. Особое значение следует уделять строевым упражнениям, построениям и перестроениям. Способствуя развитию ориентировке в пространстве, строевые упражнения помогают также формированию правильной осанки у детей, воспитывают организованность, точность. Желательно чтобы команды, замечания и исправления поступали из различных мест зала, площадки, а упражнения выполнялись в специальных условиях, добиваясь от детей усвоения необходимых навыков и умений.
Координация движений рук и ног
Многие авторы (М. И. Земцов, Л. И. Касаткин, Р. Н. Азарян и др.) указывают, что нарушение зрения приводит к значительному ухудшению точности, скорости, ритма и координации движений. Слабое развитие координации, точности и согласованности движений у детей со зрительной патологией в наибольшей степени проявляется, когда они выполняют малознакомые упражнения, или выполняют их в необычных условиях. Считается, что в процессе выполнения специальных упражнений и заданий можно развить у детей координацию, ритм и точность движений. В процессе занятий надо постоянно следить за тем, чтобы положение головы и корпуса было прямым, размах рук свободным, с должной амплитудой. г
Определенны основные задачи физического воспитания наших воспитанников:
— охрана и укрепление здоровья, совершенствования функций организма;
— полноценное физическое развитие;
— воспитание интереса к различным двигательным действиям;
— формирование нравственных и личностных качеств;
— обеспечение своевременной подготовки детей к школе.
Наряду с общими задачами физического воспитания детей со зрительной патологией,решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности и предшествующего двигательного опыта:
— повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность движений;
— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;
— коррекция и компенсация физического развития;
— воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Специальные разделы работы по физическому воспитанию детейс нарушением зрения включают:
1. Развитие навыков пространственной ориентации
— ориентировка на себе (знание частей тела);
— ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с залом, оборудованием и их назначением, условиями безопасного передвижения);
— Определение направления (повороты, перемещения);
— ориентировка с помощью слухового и тактильно — двигательного анализаторов.
2. Коррекция вторичных дефектов (исправление нарушений осанки,плоскостопия: коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений).
3. Формирование мотиваций движений — положительного интереса к двигательной деятельности.
4. Развитие элементарных зрительных функций
— прослеживающие функции глаза;
— гимнастика для снятия зрительного утомления.
Для проведения физкультурно — оздоровительнойработы с детьми в нашем учреждении созданы условия:
— физкультурный (коррекционный, тренажерный) зал;
— специальный инвентарь, пособия, предметы для коррекции преодоления движений и вторичных отклонений;
— освещение всей площадки зала и оборудования;
— спортивная форма и обувь;
— личная гигиена (чистые очки, прочность окклюдора);
— гигиена окружающей среды;
— офтальмо — гигиенический контроль за физическим воспитанием.
При организации двигательной активности детей с нарушением зрения надо всегда помнить о рекомендациях врача — офтальмолога, диагнозе, зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных упражнений.
Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подхода к детям. Для занятий с детьми с нарушением зрения должно использоваться нестандартное оборудование. Эти пособия вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с ними. Использование этого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.
«Цветные полоски» — это пособие многофункциональное. Полоски собраны на веревке, которая может крепиться к стене. Полоски можно раздвинуть на любое расстояние.Игры: «Точный пас», «Прокати в ворота», «Перепрыгни ручеек с бережка на бережок».
«Цирковые обручи». Подвешенные обручи могут подниматься и опускаться на разную высоту. Игра «Мяч через обруч» (дети, стоя в парах, упражняются в бросках и ловле мяча через обруч разными способами).
Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению движений коррекционно
— восстановительной работы. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, активизируется мускулатура, зрительные функции.
Руководствуясь программой Л. И. Плаксиной, методическими рекомендациями Л. С. Сековец был составлен перспективный план для старших дошкольников со зрительной патологией, в котором наряду с развитием основных движений, были включены упражнения на развитие пространственной ориентации, зрительно — моторной координации, пропедевтические упражнения и коррекционные игры и задания на каждое занятие.
В коррекционно — педагогической работе по физическому воспитанию должны использоваться разнообразные упражнения на снятие зрительного напряжения.
Основные принципы зрительных гимнастик.
— индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;
— постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
— сочетание с двигательной активностью;
— развитие интереса ребенка к этому виду упражнений.
Детей с нарушением зрения необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, а затем в привычку играть в эти игры. Также надо обучать детей дыхательной гимнастике.
Для достижения положительных результатов при проведении занятий с детьми необходимо соблюдать следующие условия:
— организовывать рациональный двигательный режим, обеспечивающий улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;
— обеспечивать взаимосвязь различных форм занятий и разнообразие средств;
— осуществлять коррекцию психоэмоциональных напряжений, связанных с движением, а также применяем игру, как средство социальной адаптации ребенка.
Выделяя коррекционно — педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы
подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировке в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании; ребенок упражняется в определении нужного направления и контролирования расстояния, темпа и точности движений. г
В работе с детьми рекомендуется использовать игры с ловлей и увертыванием, бросанием и метанием, которые способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций, фиксации, глазомера и т. д. :
— «Прокати мяч в ворота»;
— «Позвони в колокольчик»;
— «Кто скорее соберет палочки определенного цвета»;
— «Проследи за движением ленты»;
— «Набрось кольцо» и другие.
В играх спортивного характера формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения. Поэтому и здесь требуется осуществлять работу по тренировке зрения.
Подвижные и спортивные игры и упражнения должны использоваться в течение всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна, на физкультурных занятиях.
Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств (лечебные мероприятия, физические упражнения, массаж, различные виды гимнастик, занятия, пропедевтические упражнения, компонентом которых являются движения) позволяет формировать двигательную активность, улучшить состояние мышц, зрения, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.
Качественное усвоение программы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников.
Для более точного составления индивидуальных карт физического развития и подготовленности ребенка в начале года необходимо проводить тестирование. В диагностики физической подготовленности детейдошкольного возраста с нарушением зрения рекомендуется придерживаться некоторых правил:
— обеспечение идентичности условий и времени проведения;
— соблюдение основных гигиенических требований (температура помещений, его освещенность);
— создание положительного эмоционального фона;
— применение тестов, хорошо известных детям.
Заключительная диагностика позволяет увидеть результаты совместной работы всех специалистов ОУ пр физическому воспитанию детей с нарушением зрения и оценить их возможности и навыки к концу пребывания в ОУ и сделать вывод, что специфика работы с данной категорией детей дала возможность им освоить нормативные требования по физическому воспитанию и подготовиться к успешному обучению в школе.
Конспект занятия «Физическое воспитание в стихотворной форме» Конспект занятия. Тема: Физическое воспитание в стихотворной форме» Возраст детей :1-я младшая группа (от 2 до 3 лет) Место проведения:.
Аналитическая справка по областям: «Физическое развитие», «Здоровье», «Безопасность» разновозрастная младшая группа Младшую группу на конец 2014 года посещают 14 человек, из них 5 детей до 1,5лет, до 2,5 лет 5 детей, 3 детей до 3 лет, 1 ребёнок 3лет Деятельность.
Физическое воспитание Ребенок пришел в детский сад,родители хотят видеть как их детки становятся здоровее, сильнее, выносливее и поэтому большое внимание уделяется.
Физическое воспитание, как средство выявления и развития одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Тип проекта: исследовательский По тематике : комплексный По срокам реализации:6 месяцев Цели проекта: 1. Выявление одаренных детей. Для.
Физическое воспитание младших дошкольников 1этап. Подготовительный (выявление). Тема: Физическое воспитание младших дошкольников. Образовательная область: физическое развитие..
Физическое воспитание в ДОУ Физическое воспитание в ДОУ Всестороннее развитие физических способностей осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое.
Консультация «Физическое воспитание» Консультация «Физическое воспитание». Цель физического воспитания детей – последовательное их физическое совершенствование, с тем чтобы.
Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание–это то, что обеспечит здоровье и доставит радость» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.
Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.
Источник
Особенности занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
статья по физкультуре
Если в образовательном учреждении нет специально подобранных методик адаптивной физической культуры (АФК) или программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то преподаватель физической культуры должен правильно подобрать физическую нагрузку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_zanyatiy_s_detmi_imeyushchimi_otkloneniya_v_sostoyanii_zdorovya.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья
С.С.Жуйков − учитель МБОУ Школы № 51 г.о.Самара
Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинских группы: основная, подготовительная, специальная «А» (оздоровительная) и специальная «Б» (реабилитационная).
Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма (по типу реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку) и уровня физической подготовленности обучающегося.
Заключение о состоянии здоровья по результатам профилактических врачебных осмотров заносится в медицинскую карту (форма 026/у-2000) ребёнка и включает диагноз (основное и сопутствующее заболевания), оценку физического и нервно-психического развития, резистентности организма, а также рекомендации по физическому воспитанию.
Функциональные возможности организма обучающихся определяются медицинским работником школы в начале учебного года по результатам выполнения пробы с дозированной физической нагрузкой. Проба проводится перед определением уровня физической подготовленности (далее — ФП) детям основной медицинской группы (по данным медицинского заключения предыдущего учебного года у детей 2-11 классов и медицинского заключения перед поступлением в школу для первоклассников). В конце учебного года перед итоговым определением уровня ФП проба с дозированной физической нагрузкой проводится всем детям, не имеющим медицинских противопоказаний к её выполнению. В случае заболевания (травмы) ребёнка, возникшего в течение учебного года и сопровождающегося значительными нарушениями в состоянии его здоровья, для решения вопроса о назначении медицинской группы необходимо до возобновления занятий физической культурой повторно провести пробу с дозированной физической нагрузкой для оценки функциональных возможностей организма.
Уровень ФП определяется ежегодно преподавателем физической культуры в начале и конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений. Определение уровня ФП детей разрешается только при наличии допуска от врача. При неблагоприятной реакции кардио-респираторной системы детского организма на дозированную физическую нагрузку определение уровня ФП запрещается.
К основной медицинской группе для занятия физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу.
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012г. N МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культуры обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
Если в образовательном учреждении нет специально подобранных методик адаптивной физической культуры (АФК) или программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то преподаватель физической культуры должен правильно подобрать физическую нагрузку.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Потенциально опасное
воздействие на организм ребенка
Кувырки через голову вперед и
назад
Избыточное давление на шейный отдел озвоночника: компрессия межпозвонковых дисков, нервов и сосудов шеи; повышение внутричерепного давления.
Высокий риск травмы шейного отдела
позвоночника.
Переразгибание в шейном и поясничном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов; повышение внутричерепного давления.
Высокий риск компрессии корешков
спинномозговых нервов и сосудистых
нарушений.
Стойка на голове, на руках.
Упражнение «березка», «плуг»
— из исходного положения
(далее — и.п.) лежа на спине
поднимание выпрямленных ног и
опускание их за голову
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение артериального и внутричерепного давления.
Риск нарушения кровообращения, травмы шейного отдела позвоночника и возникновения грыжи.
Высокоамплитудные и (или)
резкие движения головой:
круговые движения, повороты в
стороны, наклоны, особенно
запрокидывание головы назад
Переразгибание в шейном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов.
Высокий риск компрессии корешков
спинномозговых нервов и сосудов шеи с
последующими неврологическими и сосудистыми
нарушениями.
Высокоамплитудные и (или)
резкие движения туловища
(круговые, наклоны), особенно
с отягощением (утяжеленный
мяч, гантели)
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления, особенно при резком глубоком наклоне вперед с выпрямленными ногами.
Риск смещения межпозвонковых дисков и
возникновения грыжи.
Глубокий прогиб туловища
назад, в том числе из и.п.
лежа на животе: упражнения
«качалка», «лодочка», «лук».
Разгибательная перегрузка шейного и поясничного отдела позвоночника, компрессия корешков спинномозговых нервов. Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения неврологических и сосудистых нарушений.
Висы без опоры, подтягивание
на перекладине и др.
спортивных снарядах. Лазанье
по канату
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат позвоночника и верхних конечностей, повышение внутрибрюшного давления, большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему.
Риск травмы плеча, возникновения грыжи,
опущения внутренних органов.
Высокоамплитудные и (или)
резкие маховые движения
ногой, особенно махи назад с
прогибом туловища из и.п.
сидя с опорой на голени
и кисти
Избыточная нагрузка на поясничный отдел
позвоночника: значительное растяжение связочно-мышечного аппарата позвоночника, сдавливание межпозвонковых дисков;
повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
позвоночника, возникновения грыжи.
Многократно повторяющееся в
быстром темпе одновременное
поднимание выпрямленных ног
из и.п. лежа на спине
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат нижней половины туловища и нижних
конечностей, повышение внутрибрюшного
давления.
Риск возникновения грыжи и патологической
подвижности почек.
Многократно повторяющийся в
быстром темпе подъем туловища
из положения лежа на спине в
положение сидя, особенно при
фиксации выпрямленных ног и
из и.п. сидя на скамейке
опускание и поднимание
туловища с глубоким прогибом
назад
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат шейного и поясничного отдела позвоночника, повышение артериального и
внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
позвоночника, возникновения грыжи и
патологической подвижности почек.
Высокоамплитудные и (или)
резкие повороты туловища
(скручивающие) из разных
и.п., в том числе из и.п.
лежа на спине опускание
согнутых ног вправо-влево до
касания пола
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
позвоночника, смещения межпозвонковых
дисков, ущемления спинномозговых нервов,
возникновения грыжи.
Упражнения:
— «удержать угол»
— «ножницы»
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат нижней половины туловища и нижних
конечностей, повышение внутрибрюшного
давления.
Риск повреждения связок в паховой области,
возникновения грыжи, патологической
подвижности почек и сосудистых нарушений
(в т.ч. варикозного расширения вен).
Глубокий выпад с сильным
сгибанием в коленном суставе,
сед в «полушпагат»
Риск повреждения связок в паховой области.
Риск повреждения связок коленного сустава,
смещения надколенника.
Бег в быстром темпе, особенно
на средние и длинные
дистанции
Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
нижних конечностей, прогрессирования
отклонений костно-мышечной системы.
Риск возникновения острой сердечной
недостаточности, обострения хронических
заболеваний.
Прыжки в быстром темпе
продолжительное время
(особенно асимметричные, с
поворотами); спрыгивание на
твердую поверхность
Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, повышение внутричерепного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата
нижних конечностей, прогрессирования
отклонений костно-мышечной системы,
обострения хронических заболеваний.
Прыжки через спортивные
снаряды (через коня, козла)
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный
аппарат позвоночника и конечностей, повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы позвоночника (особенно
копчика), повреждения связок в паховой
области, возникновения грыжи.
Формы занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья
Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20–22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3–5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
Посещение занятий учащимися СМГ является обязательным. Ответственность за их посещаемость возлагается на администрацию и учителя, проводящего эти занятия.
Уроки должны обязательно дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности;
– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
– формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
– обучение рациональному дыханию;
– освоение основных двигательных умений и навыков;
– воспитание морально-волевых качеств;
– воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
– создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности обучающихся.
Наблюдения показывают, что физические упражнения имеют большое значение для развития костной системы. Под их влиянием костные клетки лучше снабжаются кровью, что сказывается на их росте. Физические упражнения являются хорошим средством, предупреждающим нарушения осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений.
Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, и особенно против сердечно-сосудистых.
Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма – выносливости, силы, гибкости, быстроты а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений.
Итак, движения, применяемые в любой форме, пока она соответствует физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами.
В случае невозможности проведения занятий с детьми СМГ отдельно рекомендуется привлекать таких детей к занятиям со всем классом. В ряде школ занятия физической культурой с обучающимся СМГ проводятся совместно с основной и подготовительной группами – это проще в организационном отношении, но сложнее в методическом. Кроме того, ослабленные дети, как правило, малоподвижны, недостаточно координированны, упражнения выполняют неумело, робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек со стороны сверстников. При этом необходимо строго индивидуально регламентировать физическую нагрузку, не предъявлять к таким учащимся общих требований, не привлекать их к выполнению контрольных и тестовых упражнений, и участию в соревнованиях. В этом случае одной из основных задач в работе учителя является улучшение всех показателей здоровья больных учащихся с последующим переводом их в подготовительную или основную медицинские группы.
Исходя из собственного опыта, в классе обычно 1 или 2 ученика СМГ. Со всеми вместе они выполняют подготовительную часть урока, но со своими ограничениями. Так, например: учащаяся 9 класса Дана П., с диагнозом бронхиальная астма не может выполнить бег в быстром темпе, она подбирает свой собственный. Другая девочка, ученица 7 класса Анна Р., диагноз: парез правой руки, не выполняет резких движений поврежденной рукой во время ОРУ, но плавно помогает больной руке здоровой, увеличивая амплитуду движения. Или Дима П., учащийся 8 класса, имеющий отклонения в сердечно-сосудистой системе, с удовольствием показывает ОРУ. Необходимо объяснять учащимся основной группы об особенностях развития таких учеников. Стараться чтобы «здоровые» дети приходили на выручку, проявляли активное участие в работе с детьми СМГ. С каждым таким учеником требуется индивидуальная работа. Во время проведения основной части урока, если программный материал ученик СМГ выполнить не может, он привлекается преподавателем к судейству, осуществлению страховки, теоретической подготовке с последующим выступлением перед классом в конце урока. Необходимо чтобы такой ребенок был вовлечен в процесс урока и не чувствовал себя «особенным».
Недостаточная работа с родителями приводит к тому, что они не проявляют должного интереса к вопросам физического воспитания своих детей, более того, предпочитают оберегать их от необходимой двигательной активности, добиваясь всеми путями освобождения от занятий физкультурой.
Думается, что обучающиеся, отнесенные к СМГ, должны присутствовать во время сдачи зачетов другими учениками, помогать тем или иным образом комиссии, проводящей тест. Кроме того, по разрешению врача они могут получить задания и выполнять (с учетом соответствующих дозировок) отдельные посильные и не противоказанные им упражнения, предусмотренные программой для занятий с данной категорией школьников. Тем самым они не окажутся вне коллектива своих сверстников, не будут считать себя оторванными от физических занятий, а выполнение доступных физических упражнений будет стимулировать их к дальнейшему укреплению здоровья средствами физкультуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной разработке представлена система работы с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к СМГ. Предлагаю вам рабочую документацию учителя, специальные комплексы упражнений, ОРУ, формы работы в .
Урок-презентация для учителей физкультуры работающих в СМГ. Тема «Комплексы упражнений для занятий с детьми имеющими отклонения в здоровье .
Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе это физическая культура, дающая людям здоровье.
Содержание:1.Введение. 2.Задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп.3.Медицинский контроль за организацией занятий .
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ маоу сош №63 ГОРОД ТЮМЕНЬ физическое воспитание детей, имеющих откл.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ маоу сош №63 ГОРОД ТЮМЕНЬ физическое воспитание детей, имеющих откл.
Источник