Санитарно-гигиенические условия обеспечения учебного процесса
консультация по теме
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья (создаются противоречия между словами учителя и реальностью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sanitarno-gigienicheskie_usloviya.pptx | 181.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Санитарно-гигиенические условия обеспечения учебного процесса Презентация подготовлена учителем ОБЖ МАОУ СОШ №3 г.Пушкино Салиной Е.М.
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья
Санитарно-гигиеническое состояние школы Санитарно-гигиеническое состояние школы включает соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.д Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования не только имеет эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность. Цвета коротковолнового спектра (синий, голубой ) действуют успокаивающе, длинноволнового (красный, оранжевый), — наоборот, возбуждающе, а средневолновой участок спектра содержит цвета психофизического равновесия (зеленые, желтые), которые воздействуют на психику положительно, повышают трудоспособность. Белый цвет значительно усиливает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Правильно сформированная цветовая гамма школьных помещений повышает внимание учащихся.
Требования к школьной мебели Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. Самая экономичная поза на уроке — сидя, с минимальным отклонением центра тяжести от положения равновесия. При правильном положении тела устойчивое равновесие и центр тяжести не выходят за площадь опоры и отсутствует дополнительное статическое напряжение.
Признаки правильной позы учащегося во время занятий За столом (партой). Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка. При письме . Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
Признаки правильной позы учащегося во время занятий При чтении. Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°. Стоя. Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением плеч, углов лопаток.
Гигиенические условия в классе
Освещенность Учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости .
Освещенность По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света Сочетание искусственного и естественного освещения оценивается некоторыми физиологами как неблагоприятное для зрения, поэтому следует по возможности использовать дневной свет. Задача учителя — следить, чтобы все светильники в классе были исправлены, и незамедлительно требовать у администрации замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы в рабочем состоянии люминесцентные лампы жужжали, даже слабо.
Воздушно-тепловой режим Температура и другие характеристики воздуха в рабочем помещении во многом определяют как психофизиологическое состояние человека , так и риск ухудшения здоровья. В течение урока температура в классе может повышаться на 3-4°, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий, поэтому на каждой перемене учителю необходимо интенсивно проветривать классное помещение в отсутствии детей, контролируя температуру воздуха термометром. Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18-20°С.
В зимнее время основное внимание администрации школы и учителей сосредоточено на температуре воздуха («Чтобы дети не замерзли»), что нередко приводит к повышению сухости воздуха, а это также неблагоприятно сказывается на состоянии как учащихся, так и педагогов, особенно на их голосовых возможностях. На переменах следует легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности, определяемые показаниями психрометра в зоне дыхания, составляют 30-50% (допустимо 25-60%).
Уровень шума Для психогигиенической обстановки в школе существенным является такой фактор, как шум. Дети более чувствительны к шуму, чем взрослые, поэтому в школах должны предусматриваться специальные акустические мероприятия, препятствующие усилению звука, его распространению Не следует забывать о еще одной актуальной задаче — уменьшении «внутреннего» шума, возникающего от чрезмерно громких разговоров, криков.
Очевидный вред слуху и здоровью школьников вообще наносит постоянное прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости. Задача учителя, классного руководителя — донести до сознания учащихся потенциальный вред для их здоровья от такого избытка сильных звуковых воздействий.
Гигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения При применении ТСО расписание занятий должно строиться таким образом, чтобы в течение учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно вторую сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу первую сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика). В старших классах активное использование ТСО может приводить к большей утомляемости: за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается больший объем информации.
Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся Отмечается, главным образом, под влиянием: передач длительностью свыше 25-35 мин (в зависимости от предмета); преобладания в передаче слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора; однообразной структуры урока при недостаточном контакте ведущий — учащийся — педагог; неблагоприятных условий просмотра телевизионных передач (1 телевизор на класс; расположение учащихся к экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте; плохое качество изображения и т.д.)
Характер и условия работы на ПК Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, введения регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 класса — 10 мин; 2-5 классов — 15 мин; 6-7 классов — 20 мин; 8-9 классов — 25 мин; 10-11 классов — на первом часе учебных занятий -30 мин; на втором — 20 мин.
Чтобы свести к минимуму неблагоприятные факторы, связанные с компьютером, следует выполнять 5 правил: Расположить компьютер в углу комнаты или задней панелью к стене. Проводить ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер, поэтому пол в нем не следует закрывать паласом или ковром. До и после работы на компьютере протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой. Можно поставить перед экраном кактусы. Считается, что они помогают уменьшить негативное влияние компьютера. Чаще проветривать комнату, в которой работает компьютер, разместить в ней аквариум или другие емкости с водой, что повышает влажность воздуха.
В обязанности педагога входят умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) явные нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их — самому или с помощью администрации школы, других учителей, медиков. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11% .
Источник
Санитарно-гигиенические условия сохранности здоровья учащихся в условиях школы
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Учреждения образования, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы школ , как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
Рациональная организация учебно–воспитательного процесса и комплекс профилактических мероприятий в процессе обучения являются важными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения. С учётом психолого – педагогических особенностей детей в своей работе школа придерживается разработанных «Санитарных правил и норм, гигиенических требований к организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях».
В них есть рекомендации по следующим направлениям:
— размещению общеобразовательного учреждения;
— участку общеобразовательного учреждения;
— оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
— воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
— естественному и искусственному освещению;
— водоснабжению и канализации;
— помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях;
— организации учебно-воспитательного процесса;
— организации медицинского обслуживания учащихся;
— санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
— организации питания учащихся.
«Валеологические требования к уроку» — являются основой педагогической терапии.
Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья. Необходимо, чтобы девиз медиков «Прежде всего не навреди!» стал бы и девизом педагогов.
Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависит от продолжительности урока и учета гигиенических требований при его построении. Продолжительность урока в школе не должна превышать 45 минут, продолжительность уроков в классах компенсирующего обучения должна составлять не более 40 минут. Однако, как показали исследования, для начальной школы даже такая продолжительность урока является чрезмерной, особенно для 1-х классов. Было обнаружено, что к концу 15 минутного урока работоспособность первоклассников резко падает. Сокращение длительности урока до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся и позволяет сохранить более высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня. Руководством для школы стали «Санитарные правила и нормы СанПиНа».
Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования элементов урока видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Динамика работоспособности школьников на уроке имеет 5 фаз.
Во время фазы врабатываемости (длительность этой фазы на 1 уроке составляет около 10 минут, на последующих – 5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности ( в начальной школе этот период продолжается в среднем 15 – 20 минут, в средних и старших классах – 20 – 25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.
Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.
Многочисленными наблюдениями и экспериментальными исследованиями доказано, что переключение с одного вида деятельности на другой обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга и восстанавливает работоспособность. Учителя на ШМО создали памятки различных видов деятельности на уроке , для использования их при планировании. (Приложение№1)
В начальной школе преподавание строится на чувствительном восприятии, на использовании первой сигнальной системы. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения. Увеличивает продолжительность периода оптимальной устойчивой работоспособности рациональное использование технических средств обучения (ТСО), а также проведение урока по типу диалога «учитель-ученик».
Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам). Исследования показывают, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке в начальных классах, на предпоследнем и последнем уроках в средних классах и весьма рекомендуемы на предпоследнем и последнем уроках встарших классах. Проводить физкультминутки целесообразно в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников (рассеивание внимания) . Упражнения физкультминуток (пауз) должны быть направлены на активизацию позвоночных мышц (наклон туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей ( приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп). Сидячая поза самая вредная для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. В своей работе используем систему «динамической смены поз», которая предусматривает организованный перевод учащихся из положения, сидя, в положение, стоя 2 – 3 раза в течение урока. Продолжительность работы, стоя должна составлять от 3 до 7 минут, для неё подобраны соответствующие виды заданий. В школе собраны методические материалы, для проведения физминуток.( Приложение №2)
Значительное внимание уделяется профилактике нарушений осанки. Для профилактики нарушений осанки в классах используют занятия в системе динамических поз, со сменой рабочей позы «сидя-стоя». Во время пояснения задания, после выполнения заданий, сделал задание «встань» и т. д. В течение урока используют посадку в позе «кучера» для релаксации скелетной мускулатуры до 30 секунд. Диагностика медицинских служб убедительно показали, что источником очень многих «школьных» болезней является . зрительная система.
Световой режим в учебных помещениях – момент, о котором никак нельзя забывать. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Исследования показали, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует и на психику человека, являясь также эмоциональным фактором.
Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обуславливают развитие заболеваний органов зрения. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц. В каждом учебном кабинете закуплены тренажеры для гимнастики глаз. (Приложение №3)
Для увеличения двигательной активности учащихся проводится гимнастика до занятий, подвижные перемены для учащихся начальных классов, спортивный час в ГПД.
Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях не менее важный аспект. Оптимальные условия воздушной среды являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности человека. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные во время уроков. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений. Доказано, что 3-5 минут такого проветривания вполне достаточно , чтобы воздух в классе полностью обновился.. Каждый класс снабжен термометром.
В школе предусмотрено одноразовое горячее питание всех детей и двухразовое питание тех, кто посещает ГПД.
Администрация школы следит за правильным, составлением расписания уроков, проведением контрольных работ, согласно требованиям СанПиНа, проведением факультативных занятий после 20-30 минутного перерыва. Все эти мероприятия направлены на создание санитарно-гигиенических условий организации учебного процесса.
Источник