- ДЕТСТВО-ГИД
- DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
- Рубрики
- Свежие комментарии
- Популярные записи
- Страницы
- Музыкально-оздоровительные сеансы для дошкольников
- Проект «Сеанс здоровья»
- Детский лечебный медицинский массаж — особенности процедуры, показания
- Польза детского лечебного массажа
- Особенности детского медицинского массажа
- Показания и противопоказания
- Грудничковый лечебный медицинский массаж
- Для гиперактивных детей
ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Рубрики
Свежие комментарии
- Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
Популярные записи
Страницы
Музыкально-оздоровительные сеансы для дошкольников
Задача профилактики и оздоровления воспитанников актуальна не только для воспитателей и инструкторов по физкультуре, но и для музыкальных руководителей. Помимо традиционных оздоровительных форм работы в копилке музыкальных руководителей появились и инновационные. В их числе — музыкально-оздоровительные сеансы.
Основными принципами построения оздоровительных сеансов являются:
— принцип системности (в течение учебного года работа проводится систематически, в определённый день недели);
— принцип интеграции (объединение разных видов детской деятельности);
— принцип комфортности (создание атмосферы доброжелательности, непринуждённой обстановки, ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе непосредственно образовательной деятельности);
— принцип личностно-ориентированного взаимодействия (создание условий для раскрепощения, стимулирующего творческую активность каждого ребёнка);
— принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ДОО и в семье (для эффективной реализации оздоровительной работы с детьми родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка).
Задачи:
— профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья средствами музыкального искусства;
— формирование позитивного отношения к окружающему миру;
— укрепление психологического здоровья воспитанников;
— развитие способности самовыражения и самопознания посредством включения в различные виды музыкальной деятельности;
— развитие музыкальных и творческих способностей.
Образовательная деятельность в ходе сеансов строится на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.
Инновационные методы и приемы, которые используются при проведении оздоровительных сеансов:
1. Коммуникативные игры и упражнения направлены на активизацию внимания детей, создание у них положительного эмоционального настроя, обучение детей умению определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека.
2. Музыкально-ритмические импровизации (чаще под знакомую классическую музыку) используются для тренировки не только мышечной, но и сердечно-сосудистой, нервной систем.
3. Метод уподобления характеру звучания музыки посредством активного слушания музыки (соединение восприятия музыки с движением: мелкой моторики рук, ритмопластики, образных и танцевальных движений) предполагает активизацию разнообразных творческих действий, побуждает детей к «экспериментированию».
4. Приём переноса музыкального образа в пластический позволяет детям выразить переживания, вызванные характером звучания музыкального произведения, способствует возникновению у детей желания двигаться, ярче и эмоциональнее воспринимая окружающий мир. Кроме того в сеанс включаются упражнения на коррекцию моторной сферы, которые снимают психоэмоциональное напряжение.
5. Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки, «музыкальная речь» или речевое интонированием в ритме, предложенном композитором. Рекомендуется использовать разработки Татьяны Боровик и Татьяны Тютюнниковой. В основе их ритмо и мелодекламаций — стихотворения, положенные на музыку, которые поются или ритмично декламируются. Исполнение сопровождается жестами. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
6. Пальцевый игротренинг способствует развитию мелкой моторики, и как следствие, – развитию речевых анализаторов, памяти.
7. Театрализованные упражнения и игры. В них соединяются воедино речь, жест, танец, музицирование.
8. Фонопедические упражнения (игры со звуками) разработанные Виктором Емельяновым, Мариной Картушиной, дают возможность «выплеснуть» излишки энергии, способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. Это:
— развивающие игры с голосом: подражание звукам окружающего мира, использование доречевых сигналов (писка, крика, смеха, плача, гудения, кряхтения);
— речевые зарядки (работа над компонентами речи: произнесение гласных, согласных, слогов и слов);
— речевые игры (прохлопывание имён, приветствий, детского фольклора);
— мелодекламации (произнесение текста на фоне звучащей музыки без чёткой фиксации звуков);
— прием тонирования (воспроизведение звука посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени) помогает стабилизировать эмоции, улучшает ритм и углублённое дыхание, повышает чувство благополучия: звук «м-м-м» — снимает стресс и даёт возможность полностью расслабиться; звук «а-а-а» — немедленно вызывает расслабление; звук «и-и-и» — стимулирующий звук, «о-о-о» — средство мгновенной настройки организма.
9. Элементарное музицирование (проводится в форме импровизационно-творческой игры с разными вариантами оркестровки). Оркестр объединяет детей, содействует развитию их творческих способностей, музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке, накоплению запаса музыкальных впечатлений, доставляет эмоциональное удовольствие от процесса творческой работы, тем самым способствует укреплению психического здоровья.
10. Игроритмика – это интеграция несложных элементов танца с простыми общеразвивающими упражнениями. В основе лежит метод моторно-двигательного уподобления, который развивает умение двигаться в соответствии с динамическими оттенками музыки, согласовывать скорость и характер выполняемых движений с темпом и ритмом музыкального произведения
Проведение оздоровительных сеансов способствует не только оздоровлению воспитанников, но и позитивной социализации, обеспечению эмоционального благополучия каждого ребенка. Дети приобретают новый опыт с радостью и удовольствием.
Таким образом, данная форма образовательной деятельности дает возможность реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта, представленные в виде целевых ориентиров:
— дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность;
— дети учатся обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;
— у детей развивается воображение, которое реализуется в разных видах деятельности;
— у детей формируется крупная и мелкая моторика; они овладевают основными движениями, учатся контролировать свои движения и управлять ими.
Конспект очень хорошего оздоровительного сеанса можно посмотреть здесь.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта
Источник
Проект «Сеанс здоровья»
«Сеанс здоровья в детском саду»
В нашем детском саду на протяжении многих лет вопросам здоровья детей уделяется первостепенное внимание. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию дошкольников. Структура воспитательно-образовательной работы включает в себя как традиционные, так и инновационные методики оздоровления детей. В практике нашего детского сада, как одна из форм оздоровительный работы используется «Сеанс здоровья». «Сеанс здоровья» — оздоровительный комплекс, который включает в себя дыхательные упражнения, самомассаж, вибромассаж, аутотренинг, элементы йоги, цветотерапию. Оздоровительное воздействие на человека оказывает цвет. У каждого цвета своя характеристика.
Красный — повышает содержание гемоглобина в крови и тем самым препятствует возникновению анемии, способствует выделению тепла, регулирует деятельность сердца, возбуждает, согревает, способствует мышечному расслаблению. Красный цвет может помочь в преодолении страха и меланхолии, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.
Именно под действием этого цвета я проведу с вами упражнения комплекса «Красивая осанка» (Йога).
Эти упражнения помогают сохранить не только красивую осанку, но и подвижность суставов рук, позволят укрепить мышцы спины.
Стоя или сидя за столом, ноги поставьте вместе, стопы должны быть прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, успокойте дыхание и плавно поднимите руки вверх. Держите их на уровне ушей, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Внимание сосредоточьте на позвоночнике. Дыхание произвольное, спокойное. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Держите позу 15-20 секунд. Затем плавно опустите руки и расслабьтесь, сделав два-три спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох.
Выполняется сидя или стоя, руки опущены Заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание произвольное, спокойное. Удерживайте позу 20 — 30 секунд. Затем медленно вернитесь в исходное положение. Погладьте запястья, снимите с них напряжение, встряхните кистями и спокойно подышите. Само название позы говорит о ее красоте. Ваша спина становится ровной, мышцы крепкими, руки гибкими. Вам дышится легко и свободно. Грудная клетка раскрылась, ушло напряжение, сердце работает равномерно.
Вы почувствовали прилив энергии, сил. Давайте закрепим это состояние.
В этом нам поможет жёлтый цвет – цвет солнца, радости, тепла. Жёлтый тонизирует, бодрит, увеличивает мышечную активность, стимулирует деятельность центральной нервной системы. Желтый стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями, организованностью, дисциплиной.
Под действием этого цвета мы выполним виброгимнастику.
Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями. Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или после напряженной умеренной деятельности.
Нужно подняться на носки, чтобы пятки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.
Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек), потом 5 6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы пятки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. Они должны быть такими, как при беге. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти
Общая длительность выполнения упражнения 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.
Голубой — это цвет эмоциональности, цвет общения. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях.
Голубой цвет успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами.
Дыхательное упражнение «Паровоз»: И.п. – стоя, руки согнуты в локтях, на слова воспитателя дети делают глубокий вдох, выдыхают, произнося: «чух-чух-чух…»
Воспитатель. Я могу дышать как паровоз?
Воспитатель . Я пыхчу, пыхчу под стук колес.
Воспитатель. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Воспитатель . Развивать дыхание хочу.
Оранжевый цвет – цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время – мягкого блеска заходящего солнца. Он всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Способствует регенерации нервной и мышечной ткани. Улучшает настроение, снимает депрессию
Источник
Детский лечебный медицинский массаж — особенности процедуры, показания
Детский лечебный массаж в комплексе с медикаментозной терапией ускоряет лечение многих болезней. Он также оказывает расслабляющее и успокаивающее действие на ребенка, что способствует восполнению сил организма. В самые первые месяцы жизни лечебный детский массаж показан даже абсолютно здоровым малышам — это залог правильного развития и прекрасное средство укрепления здоровья. Процедура также эффективна для профилактики многих нарушений и болезней в первые годы жизни ребенка.
Польза детского лечебного массажа
Подготовленный специалист при помощи массажных действий способен повлиять на все функциональные системы организма. Часто детский медицинский массаж является действенным методом для улучшения состояния больного ребенка, вызывает положительную динамику в терапии. Высокую результативность обеспечивают следующие полезные свойства процедуры:
- Расслабление, снятие напряжения и нагрузки на опорно-двигательный аппарат, мышечных зажимов;
- Обнаружение областей дискомфорта и мышечной боли и снятие симптомов;
- Облегчение формирования правильных двигательных навыков, улучшение моторики;
- Стимулирующее и тонизирующее воздействие на внутренние органы и системы;
- Улучшение кровообращения, нормализация обмена веществ;
- Восстановление правильной работы дыхательной системы;
Помимо лечебных свойств детский медицинский массаж также дает положительный психологический результат. В первые месяцы и годы жизни физический контакт играет для ребенка большую коммуникативную роль, поэтому регулярные сеансы медицинского массажа успокаивают малыша и улучшают его эмоциональный фон.
Особенности детского медицинского массажа
Все движения, которые производит врач во время лечебной процедуры можно сравнить с аналогичными при взрослом массаже. Но кожа ребенка тоньше, а тело и скелет менее устойчивы, поэтому все движения производятся с гораздо меньшей силой или заменены на более мягкие варианты:
- Разминка — выполняется с помощью достаточного энергичных движений пальцами по поверхности кожи, с целью задействовать подкожные мышцы;
- Поглаживание — расслабляющее легкое воздействие, выполнятся круговыми движениями ладоней; оказывает положительное успокаивающее влияние на нервные окончания в тканях, следом расслабляются подкожные мышцы;
- Растирание — выполняется как поглаживание, но более интенсивно; обеспечивает более глубокое воздействие на кожные ткани и мышечный корсет;
- Похлопывание, щипки — наиболее активно влияют на мышцы; также выполняется вибрация при помощи зажимов, надавливаний в определенных точках тела.
Делать лечебный массаж должен только врач-специалист на дому или в поликлинике. При отсутствии подготовки можно выполнять процедуру только на уровне поглаживания, легкого растирания. Так можно снять напряжение с мышц, избежать опасности нечаянно травмировать ребенка.
При выполнении лечебного медицинского массажа необходимо соблюдать следующие правила:
- Покормить ребенка не менее, чем за 40 минут до сеанса, после процедуры есть можно только через полчаса;
- Пользоваться маслом или специальным кремом для смягчения кожи, увеличения ее эластичности;
- На руках не должно быть длинных ногтей или украшений — колец, браслетов, которые могут травмировать кожу;
- Лучше начинать курс не раньше 1-2 месяцев; рекомендуется проводить 3-4 курса с интервалами, по 8-10 занятий в каждом;
- Для детей продолжительность процедуры составляет не больше 5-20 минут, в зависимости от возраста.
Делать лечебный массаж можно только если ребенок находится в спокойном, расслабленном состоянии. Если есть признаки тревоги, напряжения, стресса, малыш кричит или плачет, медицинская процедура не принесет пользы и будет только во вред. Если массажист незнакомый, лучше предварительно дать ребенку несколько минут, чтобы привыкнуть к новому человеку и освоиться в его обществе.
Показания и противопоказания
Варианты процедур многообразны и различны в зависимости от типа заболевания и возраста ребенка. Показания для лечебного массажа следующие:
- Гипертонус мышц — следствие нарушений в центральной нервной системе;
- Искривление позвоночника (сколиоз) — формирование неправильного изгиба позвоночника и нарушение осанки;
- Мигрени — длительные приступы головной боли;
- Частые простуды с осложнениями — следствие сниженного иммунитета;
- Кифоз грудного или шейного отдела — образование патологического изгиба позвоночника;
- Кривошея — наклон головы в сторону из-за повреждения или неправильного развития шейных мышц;
- Косолапость, плоскостопие — формирование стоп заканчивается в подростковом возрасте, поэтому в детстве можно исправить искривление или снизить негативный эффект.
Лечебный массаж также необходим при ДЦП — это комплекс заболеваний, развивающихся из-за неправильной работы головного мозга. Болезнь сопровождается многими нарушениями в работе мышц и нервной системы. Регулярное проведение массажных процедур улучшит состояние ЦНС и снижает гипертонус мышц и улучшает состояние ребенка.
Для массажа также существует ряд противопоказаний. Выполнять процедуру не рекомендуется в следующих случаях:
- Простуда с повышение температуры, лихорадка, жар;
- Болезни сердца (врожденный порок сердца;
- Расстройство пищеварения;
- Кожные заболевания и высыпания, аллергия;
- Опрелости и потница на коже у грудничков;
- Инфекционные заболевания.
С осторожностью нужно делать массаж при пупочной или других видах грыжи. Активные движения и надавливание в таких случаях противопоказаны. Врач выполняет поглаживающие круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против, перемежая их с легким пощипыванием. Такое воздействие имеет тонизирующий эффект и улучшает состояние малыша, ускоряя выздоровление.
Грудничковый лечебный медицинский массаж
Многие разновидности массажа приносят пользу лишь на определенном этапе развития ребенка. Так выделяют грудничковый массаж, который проводится в первые месяцы жизни до года даже здоровым малышам. Его цели следующие:
- Общее укрепление организма, повышение иммунитета — использование медицинских препаратов и иммуномодуляторов может принести вред организму ребенка, поэтому врачи рекомендуют закаливание и медицинский массаж для профилактики заболеваний;
- Снятие гипертонуса — в первые месяцы у многих детей развивается перенапряжение мышц, вызванное длительным почти неподвижным пребыванием в утробе; по мере развития ЦНС избыточный тонус уходит, но иногда возникают нарушения; массаж помогает снять напряжение и болевой синдром, производит успокаивающее воздействие;
- Улучшение моторики, координации движений — предотвращает задержки в развитии, ребенок становится более активным, раньше начинает переворачиваться и ползать;
- Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата — нарушений, вывихов, кривошеи, плоскостопия;
- Коррекция — выполнение поддерживающей терапии для закрепления результатов основного курса;
От обычного грудничкового отделяют массаж для недоношенных детей — в этом случае часто присутствуют нарушения в работе нервной системы, которые следует скорректировать. Сеансы массажа помогают таким детям, налаживая работу ЦНС, улучшая сон, снимая гипертонус мышц.
ВАЖНО: Проведение лечебного массажа ребенку в возрасте до года лучше доверить квалифицированному практикующему специалисту, который хорошо знает особенности детской анатомии и происходящих в теле ребенка процессов. Мать может находиться на медицинской процедуре, чтобы снизить эмоциональное напряжение малыша.
Для гиперактивных детей
У детей постарше часто развивается синдром гиперактивности, также связанный с повышенной возбудимостью нервной системы. Такие дети часто двигаются и ходят во время сна, у них проблемы с координацией движений, мозг одинаково активно работает днем и во время сна, поэтому перегружается. Гиперактивность часто сопровождается синдромом дефицита внимания, повышенной утомляемостью, проблемах с развитием.
Медицинский массаж в этом случае делается курсами, каждый сеанс должен длиться около 20-30 минут, лучше всего проводить их утром. Во время процедуры врач воздействует на определенные точки, снимая напряжение с мышц, налаживая опорно-двигательный аппарат, регулируя работу нервной системы. Полезен также облегченный расслабляющий массаж перед сном, который может выполнять кто-то из домашних. Такой сеанс помогает ребенку успокоиться перед сном, перевести нервную систему и мозг в режим отдыха.
Источник