- Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Здоровый образ жизни: обсуждаем с коллегами» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ОБСУЖДАЕМ С КОЛЛЕГАМИ
- ДЕВИЗ ВСТРЕЧИ: «ЗДОРОВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»
- Семинар-практикум для воспитателей «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»
- Ход семинара.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Здоровый образ жизни: обсуждаем с коллегами»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 31 КБ |
zozh1.pptx | 2.69 МБ |
relax-rus.pps | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленушка» п. Сарс Пермского края
для педагогов на тему:
«Здоровый образ жизни: обсуждаем с коллегами»
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ОБСУЖДАЕМ С КОЛЛЕГАМИ
ДЕВИЗ ВСТРЕЧИ: «ЗДОРОВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Здоровье как необходимое условие активной жизнедеятельности, продуктивного долголетия, повседневного благополучия человека формируется и проявляется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья, детские дошкольные организации, общеобразовательная школа – те социальные институты, одной из центральных задач которых является формирование здоровья развивающейся личности, её телесного и духовно – нравственного потенциала. Роль воспитателя в этом процессе многопланова и чрезвычайно значима. По своему положению воспитатель – не только носитель специальных знаний, но и воплощение нравственных норм, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью. Его труд отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени, что обуславливает высокую степень нервно – эмоционального напряжения. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, большое статическое напряжение при проведении занятий, необходимость постоянного самоконтроля. Кроме этого, в обязанности воспитателя входит подготовка к образовательной деятельности на следующий день, написание различных планов, работа с родителями, а также выполнение административно – хозяйственных функций и необходимость профессионального взаимодействия с коллегами и руководством. Всё это предполагает большие временные затраты, зачастую в ущерб семейным, личным делам и отдыху. Вследствие чего, у воспитателя, постоянное переутомление и низкие показатели физического и психического здоровья. Таким образом, нам необходимо развивать в нас воспитателях желание, интерес и готовность укреплять собственное здоровье, относится к нему как к ценности.
Сегодня нам вместе необходимо выяснить, что такое здоровье и что необходимо делать, чтобы его сохранить. Итак, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и духовное благополучие.
Друзья, перед вами бумага и карандаши (фломастеры), нарисуйте символ, который, по вашему мнению, олицетворял бы здоровье. ( Участники делятся на две команды и рисуют символ, затем объясняют значение своих символов.)
Оглашение результатов тестирования на тему: «Веду ли я здоровый образ жизни?»
Чтобы узнать свой биологический возраст, можно использовать простой тест. Надо встать на одну ногу, стопу другой ноги положить на колено. Закрыть глаза (обязательно!), руки развести в стороны и засечь время, в течении которого вам удастся сохранить равновесие.
36 секунд – 20 лет; 27 секунд – 30 лет; 23 секунд – 35 лет; 18 секунд – 40 лет;
15 секунд – 45 лет; 13 секунд – 50 лет; 11 секунд – 55 лет; 9 секунд – 60 лет;
7 секунд – 65 лет; 5 секунд – 70 лет.
Вы никогда не задумывались, почему прыгающим детям так весело? Всё просто: физическая активность вызывает в организме выработку гормона радости — серотонина, а добавьте свежий воздух, ласковое солнышко – и радость увеличится! Поднять настроение поможет обычная десятиминутная гимнастика. Упражнения нужно выполнять с удовольствием, произвольное количество раз. Это круговые движения руками вперёд – назад, в стороны; лёгкие приседания; повороты корпуса и головы влево и вправо; вращение плечами и наклоны. Помните, гормон счастья лучше вырабатывается при насыщении мозга и крови кислородом. Для этого нужно правильно дышать. Выдох должен длиться дольше, чем вдох. Такая зарядка не только поднимет настроение, но и успокоит, если нервы расшалились.
Хочется дать любителям фитнеса один совет: в погоне за идеальными формами главное не перестараться! Чрезмерные физические нагрузки приводят к эмоциональному истощению и выработке «антирадостного» гормона – кортизола. Типичные признаки – волнение, раздражение, неважный аппетит, плохой сон. Всё хорошо в меру!
Если вдруг появились все эти признаки то вам необходимо овладеть приемами релаксации и концентрации, которые способствуют повышению энергетического потенциала. И мы сейчас потренируемся.
1. Поставьте ноги на ширину плеч, согните колени и медленно опуститесь, повторяя: «Вот это я!».
2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: «Я полна сил!».
3.Выполняйте круговые вращения бёдрами, как при верчении обруча, при каждом вращении повторяя: «Мне легко».
4.Соединив локти, массируя мочки ушей, подмигивайте попеременно левым и правым глазом, повторяя: «Радость во мне».
5. Левую ладонь (тыльной стороной) положите под подбородок, правую на макушку, кивайте головой, повторяя: «Я настроена на успех».
6. Руки за спиной сцеплены в замок, подтягивать попеременно левое и правое колено как можно выше, повторяя: «Я верю в себя».
7. Положить ладони на плечи, поднимать руки над головой, повторяя: «Я всегда защищена».
8. Ноги на ширине плеч, ладони на бёдрах, отклоняться назад как можно глубже, повторяя: «Я счастлива на своём рабочем месте».
9. Руки, сжатые в кулаки,-на ягодицах, подтягивать попеременно правую и левую ногу к ягодицам, повторяя: «Я говорю и думаю позитивно».
10. Ладони на коленях, слегка наклонившись, развернуть ступни внутрь, медленно возвращать их в исходное положение, повторяя: «У каждой проблемы есть решение».
А сейчас снова немного посоревнуемся и следующий конкурс «Спортивная разминка» . Каждой команде даётся задание показать пантомиму, изображающую какой-либо вид спорта, например – бокс, фигурное катание, стрельба из лука, бег с препятствиями, метание ядра, прыжки с шестом. Соперники должны угадать.
Следующий конкурс «Реклама» . Командам даётся задание придумать и обыграть рекламу нового спортивного инвентаря из «неспортивных предметов» — пуговица (для первой команды), утюг (для второй).
Далее командам предлагается поочерёдно ответить на вопросы:
- Есть насекомые – индикаторы отсутствия у человека навыков гигиены, назовите их. (Блохи, вши, клопы.)
- Каким видом спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, лёгкая атлетика.)
- Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12.)
- Каким видом спорта нельзя заниматься детям до 15 лет и почему? (Тяжёлой атлетикой, так как до этого возраста идёт активное формирование скелета.)
- Этот витамин важнейший из всех в формировании костной системы организма ребёнка. Какой это витамин? (Витамин D.) какое заболевание возникает у детей при его нехватке? (Рахит.) Эффективный метод лечения рахита? (Солнечный свет.)
- Назовите витамин красоты, который влияет на состояние кожи и укрепляет зрение? (Витамин А.) Где он содержится в большом количестве? (В моркови.) В каком виде: сыром, варёном и с чем её полезнее употреблять? (Полезнее всего варёная измельчённая морковь с добавлением растительного масла, молока или сметаны, так витамин А усваивается в 10 раз больше.)
Упражнение «Посещение зоопарка»
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
5. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
7. Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
11. А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
12. Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера)
13. Упражнение «Общее дыхание» Послушайте и понаблюдайте за дыханием партнера впереди и постарайтесь достичь синхронности дыхания с дыханием партнера. (Вся группа начинает дышать на одном ритме).
Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» — говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного — здоровья», — говорят наши близкие. По большому счёту, здоровье было и остаётся дороже власти и богатства. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. К сожалению, наши педагоги забывают о собственном здоровье, некоторые имеют вредные привычки, ведут малоподвижный образ жизни. К тому же воспитатели часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы, скорей бы уже домой». Разумеется, после напряжённого рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Поэтому очень важно научиться расслабляться и восстанавливать силы, чтобы поддерживать бодрость духа, молодость и красоту.
Проводится упражнение на расслабление.
Теперь поговорим о правилах и принципах здоровья, которые мы как педагоги должны соблюдать.
Правила и принципы здоровья.
1. Здоровье – это приоритет. Всё имеет смысл, пока мы здоровы. Твоё здоровье в твоих руках.
2. Не навреди своими действиями и советами.
3. Помоги окружающим сохранить и укрепить здоровье.
4. Соблюдай сам правила здорового образа жизни.
5. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активное жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни. Твори и щедро делись своими знаниями и умениями!
6. Психологический комфорт, улыбка – факторы хорошего настроения. Умей дарить себе и другим радость.
И чтобы, подарить вам радость и смех, предлагаем поиграть в игру «Пойдём на охоту». В заключении игры звучит детский смех в записи.
В заключении, уважаемые коллеги, полезные советы для вас.
Источник
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»
Оксана Мережко
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»
Цель: Уточнение и углубление компетенций педагогов ДОУ об основных факторах, способствующих формированию здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи.
— Расширить знания педагогов с учетом современных требований по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
— Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семье.
— Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
Ход семинара.
1 часть. Теоретическая.
Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.
Поэтому приоритетным направлением образования для любого ДОУ остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждении? – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.
На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:
Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;
Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе;
В решении задач формирования здорового образа жизни не часто используется принцип интеграции образовательных областей.
Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:
-развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;
-формироватьу дошкольников элементарные представления:
— о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.);
— о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);
-поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;
-привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
2 часть. Практическая. Педагоги делятся на две команды.
1. Решение кроссворда “Здоровье”.
1. Один из природных закаливающих факторов (вода).
2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).
4. Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
7. Вид спорта (альпинизм).
8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
10. Спортивный инвентарь (коньки).
11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
12. Вид активного отдыха (туризм).
13. Витаминный напиток (морс).
14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
2 задание.Каждой команде предлагается:
— Игровой массаж, поставить задачу
2 команде провести:
— Зрительная гимнастика, поставить задачу
3 задание. Замените предложение пословицей.
– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)
– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)
– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)
– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)
– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)
– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)
– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).
4. Следующий конкурс «Реклама». Командам даётся задание придумать и обыграть рекламу нестандартного спортивного инвентаря из «неспортивных предметов» — пуговица (для первой команды, утюг (для второй).
5. Этот комплекс асан особенно полезен для гиперактивных детей. Также его стоит практиковать, когда малыш чем-то озадачен, не может уснуть, закатывает истерики.Последовательность действий в этом комплексе такова:
Пчелка. Ребенок делает глубокий вдох, после чего опускается на коленки и заводит руки за спину. Выдыхая, опускает голову вниз и жужжит, как пчелка.
Поза котика. Стоя на четвереньках, глубоко дышит и выгибает позвоночник.
Облако. Сидя в позе лотоса, глубоко вдыхая и выдыхая, малыш должен представить, как все эмоции, которые его мучают, уходят вверх. Можно тянуться вверх руками к облакам.
Поза дерева. Ребенок стоит прямо, дышит глубоко. Одну ногу поджимает и застывает, опираясь на пятку другой ноги. Руки должны быть прямыми, поднятыми вверх.
Поза ребенка. Малыш становится на колени, сворачивается калачиком, руки держит вдоль туловища. Дышит глубоко, используя весь объем легких.
6. Блиц-опрос. Далее командам предлагается поочерёдно ответить на вопросы:
1. Есть насекомые – индикаторы отсутствия у человека навыков гигиены, назовите их. (Блохи, вши, клопы.)
2. Каким видом спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, лёгкая атлетика.)
3. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12.)
4. Каким видом спорта нельзя заниматься детям до 15 лет и почему? (Тяжёлой атлетикой, так как до этого возраста идёт активное формирование скелета.)
5. Этот витамин важнейший из всех в формировании костной системы организма ребёнка. Какой это витамин? (Витамин D.) какое заболевание возникает у детей при его нехватке? (Рахит.) Эффективный метод лечения рахита? (Солнечный свет.)
6. Назовите витамин красоты, который влияет на состояние кожи и укрепляет зрение? (Витамин А.) Где он содержится в большом количестве? (В моркови.)В каком виде: сыром, варёном и с чем её полезнее употреблять? (Полезнее всего варёная измельчённая морковь с добавлением растительного масла, молока или сметаны, так витамин А усваивается в 10 раз больше.)
Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» — говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного — здоровья», — говорят наши близкие. По большому счёту, здоровье было и остаётся дороже власти и богатства. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. К сожалению, наши педагоги забывают о собственном здоровье, некоторые имеют вредные привычки, ведут малоподвижный образ жизни. К тому же воспитатели часто не хотят ничего делать для себя!Стандартный ответ: «Я устала после работы, скорей бы уже домой». Разумеется, после напряжённого рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Поэтому очень важно научиться расслабляться и восстанавливать силы, чтобы поддерживать бодрость духа, молодость и красоту.
7. Проводится упражнение на расслабление.
(В. В. Иванченко, педагог-психолог)
Упражнение «Рецепт на каждый день»
Инструкция. Работа в группах. Участникам предлагается прослушать «рецепт на каждый день», проанализировать его составляющие и их воздействие на человека. Затем по аналогии придумать и представить аудитории свой рецепт, аргументировав его полезность.
Материал к упражнению «Рецепт на каждый день»
Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу
Инструкция. Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.
• Будет пусть душа полна любовью, тело — бодростью и золотым здоровьем!
• Дари улыбку — всем, Дружбу — некоторым, любовь — одному, тайну — никому.
• Желаем жизни подлинней и радостных моментов в ней!
• Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись, а все неудачи скорей забывались!
• Желаем, чтобы била жизнь ключом, чтоб горя не было ни в чем!
• Желаем веселья и доброго смеха, здоровья, достатка, в делах лишь успеха!
• Желаем здоровья, желаю успеха, чтоб слезы в глазах были только от смеха!
• Желаем счастья и добра, чтоб жизнь, как день была светла!
• Живи для счастья, для души, ведь жизнь одна, и надо ЖИТЬ!
• Здоровье, бодрость сохрани и много-много лет живи!
• Иди вперед к своей удаче! И будет сердце пусть горячим!
• Как солнечный день, как чудесная сказка, пусть жизнь твоя будет всегда так прекрасна!
• От солнышка — тепла, от людей- добра, от друзей- верности, Счастья сполна!
• Пусть будет рядом доброта, здоровье, мир и красота!
• Пусть в жизни будут все решаемы задачи, желаю в их преодолении удачи!
Хотим Вам пожелать: физического, духовного, психического эмоционального
и нравственного ЗДОРОВЬЯ! И удачи! Будьте здоровы!
Формирование здорового образа жизни. Лекция для воспитателей «Здоровая спина» Работа с детьми любого возраста заставляет много находиться в движении. Это, конечно же, хорошо, ведь всем известно, что движение – жизнь.
Фотоотчёт «Формирование здорового образа жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС» Добрый день, уважаемые коллеги. В нашем саду МКДОУ д/с No356,г. Новосибирска. Программа ФГОС ДОУ большое внимание уделяет физическому развитию.
Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» Зятикова Елена Владимировна Консультация для воспитателей.
Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада» Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада». Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих.
Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада». Старшая группа Консультация «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада». Подготовила воспитатель: Рамазанова З. С. Дошкольный возраст.
Круглый стол для воспитателей на тему «Формирование здорового образа жизни детей и их родителей» — Уважаемые, педагоги, послушайте стихотворение: Педагог читает стихотворение В. Крестова «Тепличное создание» Болеет без конца ребенок.
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Семинар — практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: формирование педагогической культуры родителей.
Семинар-практикум «Условия и компоненты формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОУ» ЦЕЛЬ: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. ЗАДАЧИ: Формировать.
Семинар-практикум «Организация сотрудничества детского сада и семьи» Цель: осознание важности и перспективности взаимодействия с родителями дошкольников; формирование умений дифференцированно подходить к организации.
Совместная работа детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной.
Источник