- 12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.
- Школа здоровья это комплекс мероприятий
- Школа здоровья «Диабет»
- Школа «Здоровое сердце, чистые сосуды»
- Школа здоровья «Свободное дыхание»
- Школа здоровья «Активное долголетие»
- Школа здоровья «У Вас будет ребенок!»
- Внеклассное мероприятие « Школа здоровья»
12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,
Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:
• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;
• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).
Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.
Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.
Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).
Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.
Источник
Школа здоровья это комплекс мероприятий
Школа здоровья — это организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Цель школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике.
Идея школы пациента – взаимная ответственность пациента и медицинского персонала, культура поддержания и улучшения здоровья, культура общения, где нужно не только добросовестно соблюдать все требования врача, но также быть активным участником процесса своей реабилитации, отслеживая все нюансы своего состояния и своевременно информируя лечащего врача о негативных и позитивных изменениях с целью внесения коррекции, и одновременно формирования навыков доврачебного контроля над заболеванием.
Задачи: формирование правильного представления о болезни, факторах риска и условиях прогрессивного течения, что позволит больному более четко сформировать активную жизненную позицию самих пациентов и их близких в дальнейшем процессе оздоровления и выполнять комплекс рекомендаций в течение длительного времени.
Технологии проведения занятий. Презентация, видеоматериал, наглядное пособие, беседа, вопросы-ответы, интерактивное общение, обучение самопомощи, мотивационное интервьюирование.
Школа здоровья «Диабет»
Актуальность. В мире насчитывается 382 млн. человек, страдающих сахарным диабетом. Еще 316 млн. людей с нарушением толерантности к глюкозе имеют высокий риск развития заболевания. Наибольшее число больных Сахарным диабетом приходится на трудоспособный возраст 40-59 лет, что подчеркивает социальную значимость данной проблемы. Сахарный диабет — это одно из первых неинфекционных заболеваний который побудил ООН в 2006 принять резолюцию №61/225, призывающую все страны объединиться в борьбе с диабетом.
Цель занятия — знание участниками школы понятия сахарного диабета, его осложнений как: гипо – и гипергликемическое состояние, гипогликемическая кома, диабетическая стопа, о повреждениях при данной патологии ряда органов, которые называются органами-мишенями: артерии, сердце, почки, головной мозг, глаза; о факторах риска и прогноза развития данного заболевания; правила измерения сахара в крови, ведение дневника пациента, питание больного диабетом.
Школа «Здоровое сердце, чистые сосуды»
Актуальность. По оценкам ВОЗ, у 40% взрослых людей в мире развивается гипертония, и она является причиной более девяти миллионов ежегодных смертельных случаев. Ежегодно выявляется 16 миллионов случаев преждевременной смерти в возрасте до 70 лет от болезней сердца и легких, инсульта, рака и диабета. По данным Агентства РК по статистике в 2014 году было зарегистрировано 1181,8 случаев на 100 тысяч населения болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением против 1172,5 в 2013 году.
Цель занятия — повышение информированности пациентов с Артериальной гипертензией и Ишемической болезнью сердца о своих заболеваниях, факторах риска (ФР), осложнениях и профилактике; формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов а также по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).
Школа здоровья «Свободное дыхание»
Актуальность. По оценкам ВОЗ, 235 миллионов человек в мире страдают от астмы. По данным официальной статистики в Республике Казахстан общее количество больных бронхиальной астмой на 100000 населения составляло в 2014 году 63,7 в 2013 – 56,3. Как видно, из представленных данных отмечается рост больных с бронхиальной астмой. Из них наибольший удельный вес приходится на детей в возрасте от 0-14 лет и составляет соответственно 92,4 в 2014 году и 75,2 в 2013 году.
Цель занятия — Информирование пациентов о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, ХОБЛ характере течения заболеваний, методах лечения и профилактики. Создание партнерских отношений между врачом и пациентом. Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение. Ведение дневника самоконтроля астмы с помощью пикфлоуметрии.
Школа здоровья «Активное долголетие»
Актуальность. Численности населения в республике составляет 17 417,7 тыс. человек (на 01.01.2015 года) с ежегодным темпом прироста населения на 1,24%; средняя продолжительность жизни составляет 71,6 лет. Несмотря на позитивную динамику развития здравоохранения ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев почти на 10 лет меньше, чем в странах-членах ОСЭР.
Наибольшая доля смертей (86%) и бремени болезни (77%) обусловлены группой социально-значимых заболеваний: сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, хронические заболевания лёгких, сахарный диабет. Среди причин хронических заболеваний в 87,5% являются факторы риска (высокое артериальное давление, уровень холестерина, табакокурение и употребление алкоголя, неправильное питание). Пациенты, повысив свою грамотность в предупреждении болезней или их стабилизации, тем самым способствуют увеличению продолжительности жизни и активного долголетия.
Цель занятия — проведение вмешательств по профилактике и выработке способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, обучение населения навыкам здорового образа жизни, формирование в пациентах ответственности за свое здоровье, приверженности к выполнению рекомендаций врача.
Школа здоровья «У Вас будет ребенок!»
Актуальность. Метод «Ламаз» — один из самых распространенных в мире, это школа подготовки к родам женщин, желающих иметь детей. Метод разработан доктором Фердинандом Ламазом в 1951 г. в основе которого лежит обучение супружеских пар по ведению беременности, уходу за будущим ребенком.
Цель занятия «метода Ламаза»: повышение уверенности матери в её способности родить, помощь в устранении болезненных и болевых ощущений, облегчение родового процесса и создание психологически комфортного настроя.
Занятия посещаются обоими супругами, проводятся мультидисциплинарной командой (гинеколог, терапевт, неонатолог, психолог).
Источник
Внеклассное мероприятие « Школа здоровья»
специалист в области арт-терапии
Внеклассное мероприятие « Школа здоровья»
Цель: Формирование навыков здорового образа жизни
формировать у учащихся новые понятия: духовное здоровье, психическое здоровье, физическое здоровье;
обобщить знания детей о формах и методах сохранения здоровья;
формировать умения аргументировать свою точку зрения, учить рассуждать;
формировать культуру общения, коммуникативные умения;
воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
декорации (дерево «Моё здоровье»)
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, подбирают материал по своей теме, самостоятельно работают с литературой, рисуют декорации, разучивают стихи и сценки.
I . Организационный момент.
Начать наше занятие я хочу со старой легенды: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов. А нужно ли это делать?
II .Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку:• Что на свете дороже всего?
— Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
— А что такое здоровье?
-Здравствуйте, а это значит, что я всем вам желаю здоровья!
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека — самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. А нам необходимо, чтобы все в семье были здоровы, тогда мы будем все счастливы.
Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас.
Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни. “Здоровый нищий счастливее больного короля” (цитата Шопенгауэра).
III . . Целевая установка.
Каждый из вас в течение этого занятия должен будет ответить для себя на ряд вопросов:
1. Что такое здоровье?
2. Какие помощники в сохранении здоровья у нас существуют?
3. Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
IV . Работа по теме.
1. — Давайте выясним, как каждый из вас относится к своему здоровью, знает ли он основные правила и регулярно ли их выполняет.
— Какого человека можно назвать здоровым?
Выберите слова для характеристики здорового человека:
— Какого человека можно назвать здоровым?
На доске написаны слова. Выберите те из них, которые характеризуют здорового человека.
Такой человек должен соблюдать Правила здорового образа жизни. Такие правила приносят пользу только тому, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, живёт по этим правилам.
2. Сегодня мы создадим модель дерева — моё здоровье. Первая веточка – физическое здоровье.(На доске нарисовать дерево, первая веточка – физическое здоровье).
-Что мы подразумеваем под физическим здоровьем?
На этой веточке много листочков, и первый из них – это режим дня.
Дети разделены на группы. Каждая группа создает режим дня .
Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна). Предлагаем свой режим дня.
Расположите по порядку режимные моменты: зарядка, обед, одевание, ужин, подъем, умывание, сон, свободное время, приготовление уроков, подготовка ко сну, прогулка, завтрак, уборка постели, занятия в школе.
После обсуждения появляется таблица.
10. Приготовление уроков
5. Уборка постели
12. Свободное время
13. Подготовка ко сну
7. Занятия в школе
Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около 25 лет.
Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!
Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.
Об этом наш второй листочек на веточке физического здоровья.
Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
— О том, как спорт помогает сохранить наше здоровье, расскажет .……
— Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы подготовили комплексы упражнений, которые помогут вам стать крепкими, бодрыми и здоровыми.
2–ой ученик : Сейчас мы покажем вам и выполним один из комплексов упражнений для утренней гимнастики. (Показ).
В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Третий листок на веточке посвящен закаливанию.
Всем известны такие строчки из песни: “Если хочешь быть здоров, закаляйся. «Но успешным закаливание может быть лишь при соблюдении определенных правил.
— Помните: солнце, воздух, и вода – самые верные наши друзья!
— У дерева «Моё здоровье» могут быть другие секреты, посвящённые физическому здоровью. А мы с вами прикрепим вторую веточку и подумаем, как она будет называться.
— А вот какой случай я наблюдала, однажды, около школы (сценка)
Заходят мальчик и девочка.
Д: Почему ты такой сердитый?
М: Все постоянно делают мне замечания.
Д: Мне неприятно с тобой разговаривать, когда ты сердитый.
М: Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Я люблю всех смешить, шутить, а они моих шуток не понимают!
М: Вот вчера вижу: в коридоре Колька упал. Я к нему подошел и весело спросил: «Как прошла посадка?» Он обиделся. Брат двойку в школе получил. Мама его ругает, а я решил его утешить и спел дразнилку. Что тут было!
Д: Мне, кажется, ты нехорошо поступил. Правда, ребята?
М: А разве в классе ребята так не поступают? Я слышал много раз, как они обзывают друг друга, не уступают друг другу в чем-то.
Д: Надо всем помнить, что доброе слово лечит, а злое калечит. Народ это давно заметил. Наши отрицательные реакции могут вызвать нервное напряжение у других и у самого себя. Это называют стрессом. Коля упал, ушибся, ему плохо, а ты смеешься. Брат получил двойку(он хорошо учится и не ожидал плохой оценки) – это для него стресс.
-Как вы думаете мальчик правильно себя вел?
— Обратите внимание на правила общения, которые записаны. (ученики читают и комментируют).
— Умей владеть собой
— Не будь упрямым, стремись к взаимопониманию.
-Это вторая веточка на дереве нашего здоровья, и называется она- психическое здоровье. Психическое здоровье – это ежедневное развитие речи, мышления, памяти, воображения, эмоций.
Итак, подводим итог этой части разговора:
Какие помощники в сохранении здоровья существуют?
Наше доброе отношение к окружающему нас миру природы характеризует наше здоровье. Мы с вами открываем ещё одну веточку и называем её духовное здоровье.
— А что нам скажут листочки на этой веточке? Да здесь пословица: «В здоровом теле – здоровый дух» Как вы понимаете смысл?
_Русский народ давно установил связь между здоровьем физическим и нравственным духовным. Эту пословицу можно прочитать и в обратном порядке. Как?
— Да, только нравственно здоровые люди могут считаться здоровыми. Здоровье тела определяется здоровьем души. Недаром говорят, что некоторые болезни Бог посылает нам за наши безнравственные поступки. Нравственное здоровье включает в себя и доброе, заботливое отношение в семье. Откроем ещё один листок.
— Почему маме на нашем дереве здоровья посвящён отдельный листок?(Чем больше любовь к маме, тем радостнее и светлее становится жизнь).
— Много листочков на веточке духовного здоровья. Это очень важная веточка здоровья. Послушайте стихотворение Л. Николаенко и ответьте, почему я предлагаю вам послушать его именно сейчас.
Не стой равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда – то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
Что годы живешь ты не зря!
— Я согласна, что это стихотворение посвящено всей веточке духовного здоровья
Заключение. Игра «Воздушные шарики».
У детей на партах чёрные и разноцветные шары, вырезанные из бумаги. На черном шаре дети запишут плохие, вредные привычки, на разноцветных шарах — полезные привычки. Записывая полезные привычки, дети выбирают фломастеры своих любимых цветов. Оформление классной доски: чёрные шарики внизу, а разноцветные — вверху
— Когда наша жизнь интересная? (Чем больше у нас полезных привычек, тем интереснее, разнообразнее нам жить.) Очень важно иметь для сохранения здоровья больше полезных привычек, чем вредных.
Итог. Игра «Да, нет-ка»
Буду задавать вам вопросы, а вы хором должны отвечать «да» или «нет». Если вы не знаете, как отвечать, поднимаете руки.
1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Да.)
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Да.)
3.Верно ли, что шоколадные батончики входят в пятёрку самых вредных продуктов питания? (Да.)
4.Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 000 человек? (Да.)
5.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
6.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
7.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
8.Отказаться от курения легко? (Нет.)
9.Правда ли, что большинство людей не курит? (Да.)
10.Правда ли, что «совы» любят работать по утрам? (Нет.)
11.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)
12.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
13.Правыда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? ( Да.)
14.Правда ли, что сладкие напитки входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
15.Правда ли, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? (Да.)
16.Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья? (Нет.)
17.Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? (Нет.)
18.Верно ли, что сосиски полезны для здоровья? (Нет.)
19.Верно ли, что можно стать наркоманом от одного укола? ( Да.)
20.Верно ли, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? (Да.)
Надеюсь, что сегодняшняя встреча заставит каждого присутствующего задуматься о своем образе жизни. Друзья, не забывайте, что, как говорят врачи: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». А наше здоровье — в наших руках!
На ваших партах лежат кружочки – красные и зеленые. Если вы взяли с этого занятия что- то нужное и полезное для себя поднимите зеленые кружочки, если вам показалось неинтересным, бесполезным – красный кружочек.
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться. Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите по возможности всегда.
На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
Мы открыли здесь секреты, как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.
Источник