- Роль сестринского персонала в работе школ здоровья
- Школы здоровья для пациентов роль медсестры
- Роль медицинской сестры в процессе обучения пациентов в школах здоровья (фтизиатрическая практика)
- Role of the nurse in the course of training of patients at schools of health (ftiziatrichesky practice)
- Тезисы к конференции. Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья. Лущай С.Я., Максимова Г.А., Марач Л.С. статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Роль сестринского персонала в работе школ здоровья
Работа медицинских сестёр, направленная на изменение отношения пациентов к своему здоровью, является весьма востребованной. В связи с этим особое значение приобретают и обучающие функции сестринского персонала в области пропаганды медицинских знаний и гигиенического воспитания для формирования у населения культуры здоровья.
Чрезвычайно ответственной частью самостоятельной работы медицинской сестры является ведение “школ для пациентов”, страдающих такими социально значимыми заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артериальная гипертензия. Эти заболевания, инвалидизирующие больных и дающие смертельные осложнения, являются в то же время потенциально контролируемыми. Однако полноценный контроль за симптомами можно осуществить только при условии сознательного участия больного, который должен обладать определенным объемом информации о своей болезни, методах и перспективах ее лечения. Но самое главное – пациент должен быть готов выполнять рекомендации врача. Именно низкая мотивация пациентов, непонимание ими своего состояния часто сводят на нет все усилия врача.
Целью любой “школы для пациентов” является стабилизация течения заболевания, улучшение качества жизни, снижение количества осложнений и, как следствие, уменьшение затрат на лечение больного. В задачи медицинской сестры, ведущей “школу”, входит разъяснение в доступной форме этиопатогенеза заболевания и его осложнений, возможностей немедикаментозного и медикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи при его ухудшении. Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медицинская сестра играет роль наставника. Работа современной медицинской сестры требует наличия не только профессиональных навыков, но и организаторских способностей и возможностей ведения аналитической деятельности, т. е. выполнения функций менеджера.
Школа материнства —форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении беременных женщин и молодых матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания; проводится в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике по специальной программе.
Направления работы «Школы материнства»
Психологическая подготовка к материнству, дородовая подготовка. Психология беременности и родов. Обучение методам саморегуляции, оптимизации своего психического и эмоционального состояния. Обучение навыкам дыхания и релаксации в родах. Обучение взаимодействию с ребенком. Информирование женщин об особенностях психического развития ребенка. Психологические аспекты грудного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком. Формирование доминанты на грудное вскармливание. Увеличение роли отца в уходе за ребенком и поддержке грудного вскармливания. Правовая защищенность беременных женщин и социальная поддержка после рождения ребенка.
Дата добавления: 2017-10-09 ; просмотров: 17674 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Школы здоровья для пациентов роль медсестры
Ежегодно в мире, более чем у 32 млн. человек регистрируются такие заболевания как инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, сердечная недостаточность, инсульт, артериальная гипертония. Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по смертности от сердечнососудистых заболеваний. Правильная организация кардиологической помощи с применением современных технологий, прежде всего, интервенционных методов и элементов сестринского процесса, а также профилактика этих заболеваний, поможет добиться снижения смертности и увеличение продолжительности жизни [1,2].
Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в проведении школы здоровья для пациентов с гипертонической болезнью.
- Изучить сущность заболевания, выявить основные причины возникновения, проанализировать теоретические источники.
- Провести эмпирическое исследование по выбранным методикам.
- Сделать выводы
Материал и методы. В ходе данного исследования были использованы такие методы как анкетирование респондентов.
Результаты и их обсуждение. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №19» г. Краснодара. В исследовании приняли участие 30 человек, из которых: 20 человек (67%) составили женщины, 10 человек (33%) – мужчины. Возраст опрашиваемых составил от 35 до 80 лет. Анкетирование включало в себя 2 блока вопросов. Первый блок был направлен на выяснение у респондентов знаний об особенностях их заболевания. Второй блок направлен на выяснение образа жизни респондентов. В первый день исследования были получены следующие результаты: знают точно нормальные цифры артериального давления (АД) и с каких показаний начинается артериальная гипертония (АГ) только 5 (16,6%) респондентов, остальные 20 (66,6%) респондентов знают лишь примерные цифры, 5 (16,6%) не знают вообще. Умеют измерять АД 28 (93,3%), а пульс 25 (83,3%) респондентов о дневнике для пациентов с АГ знают лишь 7 (23,3%) человек, а ведут его 3 (10%) респондентов. О факторах риска знают 17 (56,6%) человек, а вот об осложнениях знают только 3 (10%); знают, но не все — 17 (56,6%) и вообще не знают 10 (33,3%) респондентов. Особенности диеты не знают только 2 (6,6%) респондента. На этом первый блок вопросов был закончен. Второй блок был направлен на выяснение образа жизни респондентов, и они ответили так: курят большее количество респондентов, а именно 23 (76,6%) человека, не употребляют алкоголь только 5 (16,8%), большее количество респондентов 20 (66,6 %) употребляют алкоголь только по большим праздникам. Что касается соблюдения диеты, то тут респонденты ответили, что соблюдают ее 18 (60%), соблюдают, но иногда позволяют себе лишнее 7 (23,4%) и вовсе не соблюдают 5 (16,6%). Также был задан вопрос, о наличии у пациентов избыточной массы тела выяснилось, что большинство 18 (60%) респондентов имеют избыточный вес и 6 (20%) имеют, но не большой. И на последний вопрос о занятиях физическими упражнениями большее количество 21 (70%) респондентов ответили, что их работа связана с физическими нагрузками. В последний день посещения, пациентами школы здоровья им снова были розданы, те же анкеты, что и в первый день и вот как на них ответили респонденты: На вопрос «Знают точно нормальные цифры АД 27 (90%) человек и только 3 (10%) знают примерные цифры. Умеют измерять АД все 30 (100%) респондентов, а пульс 28 (93,3%). Все 30 (100%) человек знают о дневнике для пациентов с АГ, а вот вести стали только 25 (83,3%) респондентов. После обучения в школе здоровья все 30 (100%) человек знают особенности диеты, соблюдают диету 23 (76,6%), не соблюдают 2 (6,6%), остальные соблюдают, но иногда позволяют себе лишнее. О факторах риска знают все 30 (100%) респондентов, об осложнениях знают подавляющее большинство 27 (90%)человек.
В ходе исследования я выяснила, что перед началом обучения в школе здоровья у пациентов был большой дефицит знаний относительно нормальных цифр АД, факторов риска, осложнений АГ. Не все респонденты умели измерять АД, пульс, не знали о дневнике для пациентов с АГ, многие респонденты не соблюдали диету. Анализ полученных исследования показал, что основными факторами риска развития АГ у респондентов явились: курение (76,6%), частичное или полное не соблюдение диеты (40%), избыточная масса тела (80%), незнание факторов риска (56,6%) и в меньшей степени не знание нормальных цифр АД (16,6%), неумение измерять АД (6,6%).
В результате всего исследования выяснили, что в начале обучения в Школе у пациентов был большой дефицит знаний относительно нормальных цифр АД, факторов риска, осложнений АГ. Не все респонденты умели измерять АД, пульс, не знали о дневнике для пациентов с АГ, многие респонденты не соблюдали диету, не занимались физическими упражнениями.
Таким образом, Школа здоровья для пациентов с гипертонической болезнью, очень важна, полезна и актуальна, также очень важна и незаменима роль медицинской сестры — ведь именно она обучила всех респондентов правильно и точно измерять АД, пульс, вести дневник, соблюдать диету. После обучения в этой Школе респонденты повысили свой уровень знаний относительно своего заболевания. Роль медицинской сестры в Школе здоровья очень важна и необходима.
Источник
Роль медицинской сестры в процессе обучения пациентов в школах здоровья (фтизиатрическая практика)
В статье предоставлены результаты проведённой работы по важности открытия в ЛПУ Школы для больных туберкулёзом, проведённого путём опроса и анкетирования медицинских сестёр и пациентов диспансера. Подчёркнуто, что самым лучшим средством безопасности для медицинского работника и пациента является — грамотные действия всех участников процесса.
Role of the nurse in the course of training of patients at schools of health (ftiziatrichesky practice)
В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.
В этих условиях возрастает роль сестринского персонала в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время сложно излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным [6].
Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Цель таких Школ — повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
В работе Школ особое место уделяется профессиональным обязанностям медицинских сестер, современным сестринским технологиям, применяем в организации и проведении занятий.
Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/ состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента [9].
Источник
Тезисы к конференции. Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья. Лущай С.Я., Максимова Г.А., Марач Л.С.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лущай, Максимова, Марач Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОВЕДЕНИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
С.Я. Лущай, Г.А. Максимова, Л.С. Марач (г. Тюмень)
ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»
Лучшее, что можно сделать для людей-
это научить их самим себе помогать.
При оказании медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, требующими длительного ухода и наблюдения, роль сестринского персонала становится особенно значимой.
Одной из форм профилактической работы с пациентами, требующими длительного наблюдения, являются школы здоровья.
Школы здоровья – школы для обучения пациентов и лиц с факторами риска. Это организованная форма обучения целевых групп населения (например, больных и членов их семей, лиц с факторами риска и др.) по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, соответствующего информационного и методического обеспечения.
Участие медицинской сестры в проведении школ здоровья трудно переоценить. Считается, что медицинская сестра может гораздо легче наладить контакт с пациентом, чем врач, что сказывается на восприятии информации.
Медицинская сестра проводит обучение в школах здоровья индивидуально и группами по 2-3 человека. В дальнейшем обучение проводит врач, преподнося более глубокие знания. Такое сочетание индивидуальных и групповых методик делают эту форму обучения наиболее удобной и наименее дорогой с экономической точки зрения.
Время информационных школ прошло и в обучении пациентов следует применять интерактивные формы взаимодействия. Поэтому, учитывая потребность в школах здоровья, мы готовим студентов базового уровня на практических занятиях по ПМ 02, МДК 02.01. раздел «Сестринский уход в терапии» к проведению школ по ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеваниям щитовидной железы, ХОБЛ.
Например, в школе здоровья для пациентов с ИБС мы предлагаем следующую тематику и содержание занятий со студентами:
- Что надо знать пациенту об ишемической болезни сердца. В этой теме студент дает информацию о заболевании, рассказывает правила измерения АД, определение свойств пульса, отеков, подсчета частоты дыхательных движений. «Пациенты» в парах измеряют эти показатели друг у друга.
- Особенности питания при ИБС. Определяют индекс массы тела, используя пирамиду здорового питания, составляют примерное меню.
- Курение и ИБС. Акцентируют внимание на преимуществах отказа от курения.
- Стресс и здоровье. Рассматривают заповеди преодоления стресса.
- Физическая активность и здоровье. Совместно с «пациентами» выполняют комплекс физических упражнений при ИБС.
При проведении занятий по другим темам, мы разнообразим методику проведения, учитывая особенности заболевания.
Данная проблема актуальна и для слушателей ДПО циклов первичной медико-профилактической помощи и первичной медико-санитарной помощи населению, медицины общей практики, охраны здоровья работников сельского населения, охраны здоровья работников промышленных и других предприятий. Учитывая, что данная категория слушателей является профессионалами, школы здоровья проходят в форме мастер-класса. Преподаватели на данных циклах проводят мастер-классы, во время которых знакомят слушателей с методикой их проведения, рассказывают и, что еще более важно, показывают, как применить на практике новую технологию или процедуру, манипуляцию, обучают медицинских работников практическим навыкам.
В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
На итоговой аттестации слушатели представляют проекты самостоятельно разработанных школ здоровья в форме мастер-классов по актуальным проблемам профилактики хронических заболеваний.
Здоровье человека на 50% определяется образом жизни, поэтому формирование у населения навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью, в том числе и через школы здоровья, является важным звеном в решении данной задачи.
- Вдовина Л.Д., Марач Л.С., Максимова Г.А. Инновационные формы и методы повышения квалификации сестринского персонала. Методические рекомендации.- Тюмень: ГАОУ СПО ТО «ТМК», ОПК №2, 2012.
2. Рунова Г.Е., Гурова О.Ю. Роль медицинской сестры в лечении сахарного диабета // Главная медицинская сестра.- 2014. № 11. С. 21-26.
3. О.В. Васильев, И.П. Королева, Е.А. Лаврова, О.Б. Алуф Школы здоровья для пациентов – одна из мер вторичной и первичной профилактики // Медицинская сестра.- 2013. № 4. С.8-12.
Источник