Система дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»
статья по коррекционной педагогике

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Скачать:

Вложение Размер
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ 28.53 КБ
Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения 906.66 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем — стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение обучению детей с ОВЗ, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Как только в детском саду появляются дети с ОВЗ, это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий . Это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи.

К специальным образовательным условиям следует отнести :

* обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ;

*изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять:

• в группу компенсирующей направленности,

• в группу комбинированной направленности.

Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений. Цель таких групп — психологическая поддержка детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

• укрепить психическое здоровье воспитанников, способствовать восстановлению их эмоционального равновесия;

• формировать эффективные способы психологической защиты;

• преобразовывать негативные, травмирующие чувства в позитивные;

• формировать позитивный образ «Я»;

• осуществлять накопление чувственных ощущений через практическую деятельность;

• развивать сохранные функции.

Методы обучения детей с ОВЗ в ДО по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек), педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою. Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.

1. Развивающая предметно – пространственная среда с учётом современных требований ФГОС ДО.

2. Привлечение внимания родителей к проблемам своих детей и их активное вовлечение в совместное сотворчество с детьми.

• Подгрупповая (в малых подгруппах).

Основные направление работы по реализации системы инклюзивного образования

— Создание группы психолого-педагогического сопровождения . Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

— Создание адаптированных программ.

— Работа с семьей ребенка с ОВЗ . Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение; проводить консультирование родителей; учить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;

организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

Проблемы внедрения инклюзивного образования

1.Недостаточная подготовка педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ. Методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Сюда же можно отнести отсутствие психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т. д.).

2. Отсутствие адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования. На сегодняшний день примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования пока нет. Без такой программы не обойтись в том случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников есть один, двое, трое, пятеро детей с ограниченными возможностями здоровья. Но для ребёнка с ОВЗ ни одна из существующих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать. Здесь же можно отметить отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида.

3. Проблема финансирования.

К сожалению, многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования.

4. Немаловажной проблемой является отношение родителей нормально развивающихся детей и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ.

Родители «особых» детей перестают реально соотносить возможности своего «особого» ребёнка и перспективы его развития, перекладывая ответственность за воспитание на специалистов.

Родители обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь не для кого ни секрет, что отношение детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.

Но не смотря на все проблемы, зарубежный и отечественный опыт показывает, что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. С. 293- 311. Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: 2005. 477с. Шматко, Н.Д.

«Для кого может быть эффективным интегрированное обучение» / Н.Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1. С. 41-46. Шматко, Н.Д.

«Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа» / Н.Д.Шматко, Э.В.Миронова // Дефектология. 1995. №4. С. 66- 74.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

с.Звонарёвка Марксовский район Саратовская область

Источник

Публичная лекция на тему «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наталья Езжалова
Публичная лекция на тему «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Особые» дети…. Приходилось ли вам слышать такое понятие? Все педагоги когда-либо в той или иной степени сталкивались с данным понятием. И, как показывает опыт, «особые» дети всегда вызывают некоторую настороженность и создают в работе педагогов некоторые трудности. Ведь мир «особых» детей немного другой. (Слайд 2).

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка- он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка –допускает лишь своих!

«Особые» дети –это дети с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дети ОВЗ в детских садах» появился недавно.

Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».(Слайд 3).

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Каким образом организуется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных организациях?

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого- медико- педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Получение заключения ПМПК – важный этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем,что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. (Слайд 4)

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать. Испанский учитель ХМII века Игнасио Эстрада в своёвремя сказал следующие слова: «Если ребёнок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет»(Слайд 5) Мы, педагоги, должны найти подход к каждому ребёнку.

Здесь же уместно сказать о термине «инклюзивное образование», имеющем самое непосредственное отношение к обучению детей с ОВЗ. В нормативной базе Российской Федерации этот термин впервые появился в 2012 году. Согласно закону «Об образовании» под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Слайд 6).

У детей с ОВЗ существуют эти самые особые образовательные потребности и индивидуальные возможности. Задача педагогов – реализовать потребности детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В зависимости от рекомендаций ПМПК дети с ОВЗ определяются в дошкольном образовательном учреждении: в группу комбинированной направленности или в группу компенсирующей направленности.

Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети,у которых есть те или иные виды нарушений (т. е. ,дети с ОВЗ, о категориях которых было сказано выше).(Слайд 7).

Группы компенсирующей направленности- это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. (Слайд 8).

В дошкольном образовании существует Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями, т. е. ребёнком с ОВЗ.

Педагог-психолог (Слайд 9).

организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед (Слайд 10).

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культур (Слайд 11):

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Воспитатель (Слайд 12).

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Всеми специалистами ДОУ в своей деятельности формируется установка:к каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. (Слайд 13).

Существуют определённые условия педагогической работы с детьми с ОВЗ. (Слайд 14). Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии.При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.Можно рассматривать следующие формы работы:(Слайд 15).

• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

• Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

• Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребёнок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Источник

Читайте также:  Здоровье слабость после еды
Оцените статью