Система работы по формированию зож у детей дошкольного возраста

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
статья на тему

В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника

Скачать:

Вложение Размер
sotnikova.docx 26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей

Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

В планировании физкультурно-оздоровительной работы мы, как правило, выделяем три основных блока.

  1. Специально организованная деятельность;
  2. Совместная деятельность взрослого и детей;

3.Свободная самостоятельная деятельность детей;

К специально организованной деятельности относим: утренняягимнастика, физкультурные и физкультурно-познавательные мероприятия, гимнастика после сна.

В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Дельфины», «Утро в лесу») с использованием полосы препятствий гимнастику.

Также проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания), а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки,плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.

Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

Хочется поподробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных мероприятий , как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью.

Физкультурно-познавательные мероприятия — это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознателности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Содержание НОД: интеграция познавательной и двигательной активности.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном мероприятии можно представить следующем образом:

Первая часть — рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме. Например, в занятии по теме «Как стать сильнее волка?» — чтение сказки «Заячья дорожка» и беседа по содержанию (Про кого сказка? Почему маленький Зайчишка Длинное ухо обогнал волка Серая лапа? Как стать сильнее волка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым?). Или же в первой части занятия по теме «Как начать утро?» дети вспоминают пословицы, поговорки («Как утро начнешь — так и день проведешь», «Как с утра, так и до вечера»).

Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения. Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном действии, лучшему его усвоению и активному применению. Третья часть — подвижная игра. Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т.д.

На познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой»), по валеологии («Опора и двигатель нашего организма», «Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»).

Дыхательная гимнастика — важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. Мы проводим НОД, в процессе которой знакомим детей со значением воздуха, дыхания для жизни и здоровья, функциями носа с положением легких и диафрагмы. Иногда мы используем психологические тесты в виде загадок, рисунков. Цветовая индикация рисунков позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное дыхание.

Совместная деятельность взрослого и детей. Этот блок включает разнообразные формы активности: чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.

Игровая деятельность — главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания.

Такие игры, как «Перелет птиц», «Ловишка, бери ленту», «Волк во рву», вкоторых используются циклические, т.е. повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний. Также мы проводим с детьми индивидуальную работу ( закрепление основных видов движений), коррекционную работу профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки), обучаем точечному массажу, правильному дыханию.

Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.

Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный центр: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Так же в группе создан «уголок здоровья» , где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Градусника», «Неболейки» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения:НОД (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Ежемесячно, начиная со 2-й младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.

Особое внимание мы уделяем посещению детьми спортивных секций и кружков на базе ДОУ.Так например наши дети посещают кружок по теннису «Юный теннисист», и кружок по футболу «Школа мяча».

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Уже традицией стали ежегодные праздники «Семейные старты», «Папа, мама, я- спортивная семья». Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии.развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности.

Источник

«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
презентация к занятию (средняя группа) на тему

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому для меня важно было создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств. Анализ состояния здоровья детей и их представлений о здоровом образе жизни стал основой для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка, подбора содержания обучения и воспитания с учетом их индивидуальных особенностей.

« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.

— Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем.

— Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

— Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;

— Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

— Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

— Игры и игровые ситуации

— Чтение художественной литературы

— Физкультурные досуги, праздники

Занятия из серии « Здоровье » могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Ежемесячно, начиная с младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия я использую динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах и самостоятельной и совместной деятельности детей.

Навыки здорового образа жизни закрепляю в:

· упражнениях, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных, навыков, использую настольные и дидактические игры: «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился».

Организую вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки», «Наши помощники- глаза» и т.д.

Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. «Составь режим дня», «Составь классификацию» (разложи, объедини).

В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т.п. закрепляю навыки здоровьеформирования.

Слад № 6 Физкультурные досуги и праздники

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.

На фото: зимний праздник «Олимпиада 2014 г.», спортивный праздник «Королевство волшебных мячей», развлечение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Праздники проводятся на участке детского сада, совместно с родителями, сказочными персонажами.

В своей работе по формированию ЗОЖ у детей я использую здоровьесберегающие образовательные технологии:

· Точечный массаж, самомассаж;

· динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей (комплексы физкультминуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз»)

· подвижные и спортивные игры — как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

· динамическая гимнастика (бодрящая). Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, дорожкам «здоровья»

· релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

«Бодрящая гимнастика после дневного сна» — эта форма приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую ежедневно использую в работе с детьми. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Обычно я начинаю этот вид гимнастики таким образом: дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции. Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя, стоя. После этих упражнений дети проходят по массажным дорожкам, выполняя корригирующие упражнения в разном темпе. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.

Система закаливания и оздоровления.

Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды в детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

утреннее умывание; соблюдение температурного режима в течение дня, правильная организация прогулки и её длительность, соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей; облегчённая одежда для детей в д/саду, сон с обнаженным торсом; дыхательная гимнастика после сна; мытьё прохладной водой рук по локоть; комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке здоровья (тактильные дорожки); мытье рук перед едой; полоскание полости рта; босохождение; сон при открытых форточках в теплый период года, воздушно-солнечные ванны; проветривание помещений.

Слайд № 9 Психологические мероприятия в работе с детьми

· Технологии музыкального воздействия.

Одним из факторов, способствующих уменьшению напряжённости детей, является музыка. Она повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости. Взаимодействуя с музыкальным руководителем, проводятся музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения.

· Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

· Технологии воздействия цветом — правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

· Минуты вхождения в день

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МАДОУ

— технологии профилактики заболеваний,

— углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

— отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

— реабилитация соматического состояния здоровья,

— противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

— витамино — профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов),

— санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ.

Принципы организации питания

— Выполнение режима питания;

— Гигиена приёма пищи;

— Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

— Эстетика организации питания (сервировка);

— Индивидуальный подход к детям во время питания;

— Правильность расстановки мебели.

Учебно-воспитательная среда, созданная в каждой возрастной группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Созданные в группах спортивные уголоки, включают в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода массажёры: грецкие орехи, шишки; тренажёры для развития дыхания (коктейльные трубочки, снежинки, пёрышки), коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, картотеки и алгоритмы подвижных игр, считалок, альбом «Виды спорта», книги валеологического содержания, пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи, фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе, помогает детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции. У детей проявляется интерес к своему здоровью.

Дети самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МАДОУ:

— Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых

— Консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка»,

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы детского сада»

— Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня».

— Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Ежегодно проводится анкетирование родителей «Формирование здорового образа жизни в семье».

Проанализировав ответы родителей, можно сделать следующие выводы:

ü 61 % — родителей особое внимание уделяют соблюдению режима, физкультурным занятиям, заботясь о здоровье ребенка;

ü Только 30% родителей приветствуют закаливающие мероприятия;

ü 93 % родителей нуждаются в помощи детского сада по вопросам воспитания детей.

Взаимодействие МАДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:

— информационные стенды медицинских работников

о медицинской профилактической работе с детьми;

— информационные уголки здоровья

— консультации, беседы с родителями

— по вопросам здоровье сбережения.

— встречи «за круглым столом»

— дни открытых дверей, дни и недели здоровья.

— Созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

— У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

— У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.

Источник

Читайте также:  Анкета по зож курение
Оцените статью