Системный подход при формировании зож

Системный подход при формировании зож

Системный подход к профилактике здорового образа жизни

Системный подход к профилактике здорового образа жизни

Система – совокупность элементов, объединенных общей функциональной средой и целью функционирования в единую структуру с помощью прямых и обратных причинных связей. Функциональная среда системы – характерная универсальная совокупность алгоритмов и параметров, по которым осуществляется как взаимодействие (обмен, взаимоотношение) между элементами системы, так и функционирование системы в целом.

Системный подход – методологический принцип, который по своему месту в иерархии уровней выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук.

Человек — это система жизни, входящая как часть (подсистема) в большую систему (надсистему) — человечество. Но он одновременно включает в себя меньшие системы организма. Человек — это открытая энергетическая система, нормальное функционирование которой определяется полнотой системных отношений, то есть взаимодействием с окружающим миром. Цели подсистем не должны противоречить целям надсистемы. Постичь ее невозможно инструментарием и оснащенностью самой системы. Поэтому важно знать общие закономерности развития, в соответствии с которыми можно определить направленность — интенцию развития систем. Существуют открытые и закрытые системы. Открытая система развивается благодаря энергообмену с окружающим миром. Закрытая система, живущая только для себя, обречена на разрушение.

Итак, как говорилось выше, человек – сложная система, единство ядра личности и ее социальной формы. Человек – неотъемлемая часть своей среды жизнеобеспечения. Человек – триединство Духа, Души и Тела. Единство состоит из трех сфер существования личности: духовного, психического и физического бытия. Человек, как и все человечество, представляет собой сложную, динамическую, открытую, саморазвивающуюся систему и затратную, живую самосознательную биосоциальную систему, являющуюся единицей человеческой популяции. Открытая система (саморазвивающаяся) осуществляет информационный, энергетический и материальный обмен со средой. Закрытая или затратная система никогда не восстанавливает использованную энергию или материю. Саморазвивающаяся система развивается по фазовым законам сохранения, роста и развития. Самосознательная система имеет внутренний потенциал развития уровней сознания за счет бессознательного компонента психики. Человек – «чело, идущее по векам», сознание и самосознание, сохраняющееся, растущее и развивающееся в пространстве и времени.

Читайте также:  Газета зож народное лечение

Здоровый образ жизни

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Для формирования здорового образа жизни необходимо вспомнить определения здоровья.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Физическое здоровье – это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой – понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассмотреть единый социально – психологический аспект здоровья.

Прежде чем говорить об уровнях системных отношений и иерархии потребностей, важно определить первичные факторы, влияющие на формирование потребностей и уровни системных отношений. Под направленностью личности в отечественной психологии чаще всего понимают систему убеждений, мировосприятие, идеалы, устремления, интересы, желания человека, которые являются социально обусловленными. Это так же превалирующие отношения, которые в процессе развития личности интеллектуализируются, дифференцируются и обобщаются. Это и стойкие закрепления в сознании, установки личности.

Так в отечественной психологии личностная направленность является характеристикой личности и детерминируется социальными факторами. Личностная направленность так же выступает как система доминирующих отношений личности, которая проявляется в двух позициях: отношение личности к себе; и отношение к другим.

Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

С позиций генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально – биологических функций.

При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, так как несет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому, при более или менее одинаковом уровне потребностей каждая личность характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что, в первую очередь, определяется воспитанием, и в разнообразии индивидуального образа жизни каждого человека. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека, так и возрастно — половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет. Важное место в исходных посылках должны занимать личностно – мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Личностно – мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни. При формировании здорового образа жизни мы учитываем основные потребности человека (иерархию потребностей) и уровни системных отношений, позволяющие поэтапно развиться человеку.

Иерархия потребностей (по А. Маслоу)

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребность в любви и привязанности. Принадлежность к той или иной социогруппе
  4. Потребность в уважении, признании и оценке другими достоинств
  5. Потребность в самоактуализации – самоуважении, как потребность в осуществлении субъектом своих творческих способностей, талантов.

Характеристика уровней системных отношений

Под уровнями системных отношений в системном подходе понимается уровень сознания человека, в котором основными целями (направленностью личности) является качественное проявление характеристик уровней системных отношений.

1. Физический, психофизический уровень.

Основная цель на данном уровне – реализация человека в окружающем мире, особенности поведения человека в конкретных жизненных обстоятельствах, отношение к материальным ценностям, к здоровью, гигиене тела; умение управлять своим телом и бытом.

Физический уровень является уровнем реализации и воплощением идеи или замысла в конкретное дело. Достижение результата.

2. Межличностный уровень, система взаимодействия «человек и окружающий мир» (психоэмоциональный уровень).

Этот уровень характеризует способность человека выражать и контролировать свои эмоции, чувства, желания. Способность к контактам, коммуникабельность; чувственное реагирование на окружающий мир. На данном уровне человек учится выстраивать гармоничные отношения с противоположным полом, строить прочные семейные отношения.

3. Интеллектуальный деятельностный уровень.

На данном этапе определяется способность человека управлять обстоятельствами, умение планировать свою деятельность, находящую проявление в индивидуальном творчестве. Активность и динамизм в реализации своих планов. Управление процессами своей жизнедеятельности, в том числе материальными и чувственно-эмоциональной сферой. Выражение упорства в достижении цели, способность к реализации поставленных целей, их практичность.

4. Социальная индивидуализация (переориентация личности с акцента «для себя» на «для всех») Переходный уровень от коллективно-бессознательного к коллективно-сознательному (социальный уровень).

Данный уровень – признание человека обществом. Выбор между личным и общим благом. Способность человека к объединению с позиции сотрудничества и совместной согласованной деятельности. Понимание сути объединения для общественно-полезных целей.

Чувство коллективизма, трудового единства. Способность к всестороннему приятию обстоятельств, ситуаций, людей, окружающего мира как надсистемы.

5. Коллективно – творческий уровень.

Формирование системы коллективных ценностных ориентиров. Внутренняя ответственность, самодисциплина. Групповая согласованная деятельность выступает как наиболее эффективный путь развития. Способность объемно, системно мыслить; синтезирующая способность мышления. Способность к служению обществу во имя высших ценностных ориентиров развития.

6. Уровень общественного сознания (мировоззренческий уровень).

Мировоззрение человека. Способность отличать «добро» от «зла», способность использовать накопленный личный и общечеловеческий опыт в различных областях жизнедеятельности. Стремление к познанию мира с целью практического применения полученных знаний; осознание цели развития человека. Способность личности к интеграции в системе общественных отношений.

7. Уровень общечеловеческого сознания (межобщественная креативно-причинная интеграция).

Осознание человеком себя частью единого природного планетного организма. Осознание единства и целостности жизни на Земле. Понимание и принятие эволюционной цели и пути развития планетного человечества. Способность человека участвовать в формировании условий обновления общества.Принятие целевых установок развития большей системы и понимание цели развития человека как неотъемлемой части большей системы. Постоянное удержание в сознании позитивной цели.

Учитывая данные уровни развития, можно прогнозировать этапы развития: человека, общества.

Источник

Консультация для педагогов ДОУ «Роль системного подхода в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников».

Елена Заикина
Консультация для педагогов ДОУ «Роль системного подхода в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников».

«Система» — слово греческое (systema, буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Как известно, системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.

Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью. Последний принцип, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.

Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим целям и задачам. Иерархичность- это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация- это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественность предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.

У истоков введения в педагогику и использования методологии системного подхода такие величайшие педагоги, как К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и другие.

Основойдля появления нового направления послужило противоречие между:

— требованиями, предъявляемыми к ребенку и возможностями их достижения

— объемом и задачами образовательной нагрузки и интелектуальными возможностями, умственными способностями

— статичностью и замкнутостью любой педагогической концепции и деятельностным освоением мира у всякого индивида.

Идеи, положившие начало разработки нового системного подхода в педагогике суть следующие:

• идея целостности личности;

• идея целостности процесса воспитания;

• идея понимания воспитания как самой широкой, всеобъемлющей категории; понимание воспитания как потока «преднамеренных» и «непреднамеренных» влияний;

• рассмотрение обучения в качестве составной части воспитания;

• идея активности субъекта воспитания;

• идея единства личности и ее деятельности;

• идея роли личности педагога в процессе воспитания;

• идея преемственности в процессе воспитания.

На сегодняшний день в дошкольной педагогикиданные идеи звучат современно и актуально:

— во-первых, объект дошкольного воспитания не предполагает четкой дифференциации воздействия воспитательного и образовательного характера,

— во-вторых, преобладание в процессе воспитания «непреднамеренных влияний» (влияния, которые оказывают на ребенка факторы социальной среды,

— в третьих, с введением в действие ФГОС ДО, фундаментальные проблемы педагогики снова решаются через активизацию учебно-воспитательного процесса, в котором активен ребенок, активен педагог, активна социальная среда. Поэтому, наблюдается возрождение идей личностно-ориентированного подхода, проектной технологии, интеграции образовательных областей, деятельностного подхода к обучению и воспитанию, преемственности в воспитании и обучении, учет факторов развивающей среды. Все современные технологии так или иначе отвечают принципу системности.

Изучение предмета с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов – синтеза и анализа. Синтез- это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности, а анализ- это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.

Но следует помнить, что есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Предметом нашего внимания стала система работы по формированию ЗОЖ у дошкольников.

Какова же структура данного направления педагогической работы? В соответствии с определением системы,такая работа имеет:

1. составляющие элементы – это различные направления и формы работы (различные образовательные области и формы организации деятельности).

2. эти элементы связаны между собой – интеграция образовательных областей и взаимосвязь этапов психолого-педагогической деятельности.

3. внутренние и внешние отношения этой системы образуют целостность – личность с сформированными представлениями и навыками ЗОЖ.

Система работы по формированию представлений о ЗОЖ в МБДОУ д/с комбинированного вида № 79 «Орленок» г. Брянска в соответствии с ООП ДОУ предполагает использование рекомендаций двух авторских программ. Это комплексная программа «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и парциальная программа «Безопасность» под редакцией Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.

По рекомендациям программы «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой работа по формированию представлений о ЗОЖ состоит из определенных этапов, содержание которых соответствует возрасту детей.

Дети с 2 лет дети имеют возможность познакомиться со строением своего тела, возможностями и значением каждого из органов чувств. С совершенствованием речевой деятельности дети учатся называть органы чувств и их действия. В это же время ведется работа по расширению представлений ребенка о ЗОЖ.

До 4 летнего возраста педагогическоевоздействие предполагает расширяются представления по всем направлениям программы: это и представления о правилах и продуктах питания, о физической активности и режиме дня, о закаливании организма. Внимание ребенка направлено на различение состояний болезни и здоровья, формируется способность анализировать свое самочувствие. («…Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения»).

На пятом году педагогическое воздействие предусматривает формирование у ребенка четких представлений о «здоровье» и «болезни» как феноменах человеческого бытия, углубляя их, вводя понятия причины и следствия, иллюстрируя основные виды зависимостей состояния организма от предшествующих действий человека.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возможно сформировать начальные представления о системе знаний и умений для того, чтобы оставаться здоровым и не болеть.

В подготовительной к школе группе, на этапе завершения дошкольного образования, ребенок выражает отношение к ЗОЖ, формулирует причинно-следственные зависимости, имеет опыт закаливания и физической активности для укрепления организма. Представления ребенка о ЗОЖ научно обоснованы, охватывают феномен взаимовлияния природы, общества и человека.

Задачи парциальной программы «Безопасность» под ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной рассчитаны на реализацию в работе с детьми старшего дошкольного возраста.И являются дополнительными: детализирующими информацию по данной теме, углубляющими знания детей, обогащающими формы работы по данной теме (рабочие тетради) помогающими педагогу связать систему работы по формированию представлений о здоровом образе жизни с требованиями современной действительности, сохранить связь теоретического компонента с жизненными задачами.

Таким образом, системный подход позволяет распределить весь объем информации по принципу доступности материала, а так же реализует принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Осуществляет системный подход работу по оптимизации сведений из различных областей знаний через интеграцию образовательных областей :

1. «Социально-коммуникативное развитие» через освоение ребенком норм поведения и ценностей общественных отношений. Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. «Познавательное развитие» через формирование познавательно-исследовательской деятельности, выделении скрытых свойств объектов. Ознакомление с предметным окружением, знакомство с профессиями. Деятельность человека в природе в зависимости от сезонных изменений.

3. «Речевое развитие» через формирование словаря, уточнение лексических значений слов, отработки навыка изложения своих мыслей и чувств для сохранения собственного здоровья или его приведения в норму. При ознакомлении с художественной литературой ребенку удается пережить воображаемые ситуации, укрепить знания о ЗОЖ через яркие образы литературных произведений.

4. «Художественно-эстетическое развитие» через формирование представлений о значении искусства для психоэмоционального благополучия человека, о влиянии музыкальных, художественных, литературных произведений на формирование внутреннего мира, полноценного восприятия действительности.

5. «Физическое развитие» формирование непосредственного навыка ЗОЖ, представлений о пользе всех составляющих ЗОЖ.

Как видим, постепенное, с возрастом, накапливание информации ребенком, распределяется в содержании работы по образовательным областям, углубляется в процессе усвоения предыдущих знаний и умений, и перманентно интегрируется в ОО «Социально-коммуникативное развитие» для успешной подготовки ребенка к жизни в обществе.

Системный подход позволяет реализовать принцип комплексно-тематического планирования и в полной мере задачи приоритетных направлений (в том числе физкультурно-оздоровительной работы). На слайде 4

Системный подход проявляется также в ежедневной организации различных видов детской деятельности и реализует принципы развивающего вариативного образования:

Самообслуживания и трудовой

Восприятия художественной литературы

Изобразительной

Системный подход помогает реализации единых целей при организации разнообразных форм работы педагоговс детьми и родителями:

• различных форм образовательной деятельности,

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

• индивидуальной работы с детьми;

• самостоятельной деятельности детей;

• взаимодействия с семьями детей по реализации образовательной программы

Важнейшую роль системный подход играет в создании условий организации предметно-развивающей среды для развития детей в ДОУ. С помощью системного подходавыстраивается иерархия связей всех составляющих предметно-развивающей среды:

Методы обучения и воспитания

Принципы организации предметно-развивающей среды

Таким образом, одним из основных условий развития и становления воспитательно-образовательной системы как целостного организма, возникающего в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, освоенной среды).является системный подход.

Лишь его принципы способны сохранять современную систему образования в состоянии баланса, обеспечивать ее внутреннюю и внешнюю жизнеспособность.

Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста Цель:создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи: подготовить развивающую предметно.

Формирование у учащихся основ культурного и здорового образа жизни Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач Н. К. Смирнов Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми.

Неделя здоровья «Страна Здоровячков». Формирование основ здорового образа жизни Неделя здоровья. «Страна Здоровячков». Формирование основ здорового образа жизни. Никаких нравоучений! В укреплении и сохранении.

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников Материалы Родительского университета по теме: «Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников». В настоящее время одной из приоритетных.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.

Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Дошкольный.

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ». В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям.

Проект по формированию основ здорового образа жизни «Неболейка!» Информационная карта проекта Полное название проекта: «Формирование основ здорового образа жизни». Автор проекта: воспитатель первой квалификационной.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление Физическое развитие», включающее образовательные.

Источник

Оцените статью