Сохранение психического здоровья студентов

Сохранение психического здоровья студентов

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Проблема психологического здоровья студентов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/09/5817 (дата обращения: 12.04.2021).

Вопрос о психологическом здоровье личности интересовал ученых, начиная с 20 века. Постоянные природные катаклизмы, урбанизация и отрыв людей от природной окружающей среды, смена социальных норм и политическая нестабильность, все это приводило к тому, что вопрос о психологическом здоровье становился все более актуальным. Большое внимание ему уделил академик В. М. Бехтерев, формулируя тему «психологическое здоровье» еще в самом начале своей деятельности. Также большой вклад в рассмотрении этого вопроса внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Уолтер Кэннон, Ганс Селье и Дэвид Майерс.

Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности [1].

Часто жизнь молодежи ассоциируется с весельем, досугом и отдыхом, но это только на первый взгляд она кажется легкой и беззаботной. При поступлении в вуз молодежь начинает сталкиваться со многими стрессовыми ситуациями на своем пути. Нельзя забывать, что, придя в вуз, у молодежи формируется иной образ жизни, меняется привычное окружение: новый город, обстановка, коллектив. Не меньший стресс молодежь получает из-за изменений в учебном процессе. Все эти новые особенности: структура обучения, переезд в общежитие, недостаток денег, а так же проблемы с жильем воздействуют на психологическое здоровье студентов, заставляют находиться в ситуации неопределенности. Поэтому его необходимо укреплять, и проявлять повышенное внимание к созданию благоприятного психологического климата. Это можно сделать с использованием возможностей современной психологии, важными компонентами которого являются гармоничные взаимоотношения между человеком и средой и различные аспекты человеческого «Я». Образование, являясь особой сферой, в которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, формирует характер мышления, миропонимания и мироощущения, духовные ценности нации, ее историческое и нравственное самосознание [2].

Читайте также:  Мир здоровья титова график работы

Студент, психологическое здоровье которого в норме, выделяется среди других. Он постоянно находится в движении, познает себя и окружающий его мир не только разумом, но и интуицией. Главными его качествами становятся жизнерадостность, целеустремленность, творчество, гармония в собственных чувствах, уверенность в себе и своих начинаниях, он просто стремится быть счастливым. Ресурсы его психики и индивидуальные психологические особенности занимают центральное место для изучения в психологии здоровья.

А если человек нездоров, и его психологическое здоровье находится под угрозой: негативное самоощущение, низкий уровень рефлексии, отсутствие желания самосовершенствоваться, неумение выполнять социальные и семейные роли, то в настоящее время существует достаточный выбор средств помощи. К ним относятся: психологические коррекции, психодиагностики, различного рода психологические тренинги. Данные виды помощи должны выступать в роли одного комплекса, поскольку только такое воздействие на человека поможет прийти к положительным изменениям.

Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, поддерживать теплые отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях, когда, кажется, что жизнь не удалась.

В заключении, хотелось бы сказать, что умение и желание видеть прекрасное, быть отзывчивым – крайне важно. Это приносит много положительных эмоций, а, следовательно, создается благоприятная атмосфера для личностного развития студента. Быть психологически здоровым человеком, означает быть успешным!

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ И УСЛОВИЯ ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ВУЗЕ

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современная образовательной среде является серьезным фактором риска для здоровья обучающихся [3]. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья — социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Рассмотрим условия, от которых зависит психическое здоровье студенческой молодежи.

Пища влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье, Избыточное потребление некоторых продуктов может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями.

Физические упражнения не только укрепляют мышцы, сердце, но и способствуют образованию гормонов — эндорфинов, которые улучшают настроение и действуют как естественные энергетики. Важно правильно сочетать физическую нагрузку и достаточный отдых (от 7 до 8 часов сна каждую ночь), отдыхать вовремя, а не когда «падаешь от усталости» [2].

Тщательное планирование и перерывы в работе помогут избежать чувства подавленности в последнюю минуту.

Умение управлять своими эмоциями — важный фактор хорошего психического здоровья и показатель эмоционального интеллекта. Необходимо настраивать мышление на позитивное. Для этого нужно прекратить накачивать себя отрицательной информацией, перестать критиковать существующие порядки. Следует активно развивать свои таланты,

Для сохранения и укрепления психического здоровья большое значение имеет здоровый образ жизни. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора. Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

Литература:

Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания». Владикавказ, 2007. С.35.

Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье школьников и условия его сохранения в современной начальной школе / И. Ю. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова». Владикавказ, 2009.

Кокаева И.Ю.Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) // диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2011

Источник

Психологическое здоровье студентов колледжа

Введение.

В настоящее время, как никогда остро, встал вопрос о формировании, поддержании и сохранении психологического здоровья подрастающего поколения.

Термин “психологическое здоровье” был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие.

Психологическое здоровье характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам).

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития, душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность.

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:

1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:

  • полное спокойствие
  • уверенность в своих силах
  • вдохновение

2. Высокий уровень стрессоустойчивости, благодаря которой человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживаниями тревоги, страха.

Одной из основных задач работы психологической службы “Медицинского колледжа №2” г. Санкт-Петербурга является помощь студентам в социально-психологической адаптации.

Контингент нашего колледжа преимущественно подростки.

Отрочество, это период интенсивного и целенаправленного развития, процесс формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального в человеке. Напряженность процессов роста и развития, определяющих сущность подросткового организма, делает его наиболее уязвимым и чувствительным к минимальным неблагоприятным воздействиям. Отсюда вытекают многочисленные проблемы подростков.

Границы подросткового возраста определим от 12 до 18 лет, хотя разные отечественные и зарубежные источники варьируют.

На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов, для улучшения психологического здоровья последних, преподаватель может выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае, чему в немалой степени способствует реализация нашей программы.

Основная часть

Раздел “Психологическое здоровье студентов колледжа”.

Программа базируется на модели представлений о том, что психологическое здоровье – это мера способности человека выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.

Цель программы — формирование и поддержание психологического здоровья студентов — подростков.

Принципы, лежащие в основе:

1. Видение подростка целостной, открытой и саморазвивающейся системой.

2. Понимание здоровья как активность и способность к сохранению личностной саморегуляции.

3. Повышение социально-психологической компетентности студентов, родителей и педагогов.

Способы внедрения программы:

Совершенствование работы СПС и ее дальнейшая интеграция с другими структурными подразделениями колледжа.

Способ реализации – создание условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие студентов колледжа.

Основные задачи:

1. Создание условий для сохранения психологического здоровья студентов.

3. Формирование мотивации здорового образа жизни.

4. Обучение методам позитивного мышления и приемам эмоциональной саморегуляции.

Научно-методологическими основаниями программы являются:

— принципы гуманистической психологии;

— взгляды Б.Г. Ананьева на студенческий возраст как сензитивный период;

— новая личностно-ориентированная образовательная парадигма.

Критериями эффективности программы могут выступать:

1. Конструктивные изменения характера адаптации студентов (ее сбалансированность и гармоничность).

2. Сформированность мотивации к здоровому образу жизни.

3. Овладение студентами методами позитивного мышления и приемами саморегуляции.

3. Практическая часть:

3.1. Результаты внедрения программы.

Этапы реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:

Данная программа может быть реализована в 2 этапа:

I этап — диагностический, который позволяет оценить состояние психологического здоровья подростков и определить основные направления дальнейшей работы (продолжительностью 6 месяцев).

II этап реализации – коррекционно-развивающий и профилактический, который проводится в соответствии с полученными результатами на I этапе и направлен на повышение психологических ресурсов подростка (имеет практическую направленность, продолжительность 2-3 года).

Участники программы:

Студенты медицинского колледжа первого курса после основного общего образования (9 класс) 200 -250 человек;

Организаторы – педагоги-психологи.

I этап – диагностический

Цель: Получить системные данные при обследовании подростков для оценки состояния психологического здоровья.

Для оценки состояния здоровья необходим мониторинг.

Исходя из этого, в пакет диагностических методик включены следующие методики:

1. Тест “Психологическое здоровье”.

Цель – выявить показатели психологического здоровья.

2. Тест “Акцентуации характера” Леонгарда-Шмишека.

Цель – выявить типы акцентуаций характера.

3. Уровень невротизации Хека-Хесса.

Цель – выявить уровень невротизации.

4. Уровень самооценки по Спирмену.

Цель – изучение самооценки как компонента самосознания личности.

Результаты диагностического этапа реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”.

1. Результаты мониторинга “Особенности самооценки”

Вывод №1

Почти половина студентов колледжа нуждается в коррекции уровня самооценки. Это можно осуществить путем тренингов и бесед, проводимых коллективно и индивидуально. Очень важно выявить причину неадекватной оценки и воздействовать непосредственно на нее.

Результаты мониторинга “Исследование видов акцентуаций”

Вывод №2

Собранные нами данные подтверждают то, что акцентуации характера действительно характерны для подросткового возраста, что является нормой, в большинстве случаев, не нуждающейся в коррекции.

Результаты мониторинга “Уровень невротизации”

Вывод №3

Выявленные 26% опрошенных студентов с повышенным уровнем невротизации являются группой риска и нуждаются в обучении методам повышения стрессоустойчивости.

Результаты мониторинга “Оценка состояния психологического здоровья”: Психологическое здоровье

Вывод №4

Люди, психологическое здоровье которых условно в норме или снижено, также являются группой риска и объектом работы нашей психологической службы.

Мы обращались к данным физического здоровья студентов (количество занимающихся в основной / подготовительной и освобожденных от занятий физкультуры и социального здоровья (благополучные семьи / с одним родителем и сироты), но значимых корреляций между ними и показателями психологического здоровья выявлено не было.

3. Практическая часть: результаты внедрения программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:

“Развитие и совершенствование психологических ресурсов”.

Приемы рациональной организации деятельности и эмоциональной саморегуляции с целью сохранения и поддержания психологического здоровья.

Проводится в соответствии с полученными результатами диагностики функционального состояния психологического здоровья студентов.

Цель: формирование психологической культуры и укрепление и поддержание психологического здоровья подростков.

Задачи:

1. Освоение рациональных способов учебной деятельности.

2. Формирование мотивации здорового образа жизни.

3. Освоение приемов стрессоустойчивости и эмоционального комфорта.

Примерная тематика занятий:

*Внимание, тренинг внимания.

*Познавательная сфера и особенности человеческого мышления.

* Гимнастика ума (тренинг мышления “Как стать умным?”)

* Эффективное общение и конфликты.

* Психологический стресс, способы повышения стрессоустойчивости.

*Способы психологической защиты.

* Обида и обидчивость.

* О желаниях, потребностях и установках.

4. Заключение.

Анализ результатов тестирования и полученные социально-психологические характеристики студентов подросткового возраста позволяют считать выделенные направления работы психологической службы актуальными и в дальнейшем продолжить работу по изучению контингента и повышению психологических ресурсов студентов-подростков.

Источник

Оцените статью