Советы подросткам по сохранению репродуктивного здоровья
Советы подросткам по сохранению репродуктивного здоровья
- Очень важно с самого раннего возраста привыкать соблюдать необходимые гигиенические навыки, особенно с началом менструаций у девочек (в эти дни половые органы особенно восприимчивы к инфекции в связи с некоторым снижением защитных сил организма). Пренебрежение правилами личной гигиены чревато внедрением инфекции сначала в наружные половые органы, а при длительном течении инфекция может подниматься выше и вызывать воспаления внутренних половых органов и почек.
- Курение, алкоголь, токсические вещества и наркотики наносят организму подростка существенно больший вред, чем организму взрослого человека, так как они являются гонадотоксичными и гаметотоксичными факторами, т.е. факторами, повреждающими половые органы, в первую очередь – половые клетки.
- Девушкам во время менструации необходимо исключение занятий некоторыми видами спорта, например гимнастикой, фигурным катанием и легкой атлетикой.
- 2-3 раза в год рекомендуется профилактический прием поливитаминных препаратов с микроэлементами (наиболее важны железо, йод и кальций).
- Поскольку гормоны, необходимые для правильной регуляции полового созревания и становления менструальной функции вырабатываются в период ночного сна, для подростков важно достаточное количество сна, особенно в период психо-эмоциональных нагрузок, например во время школьных экзаменов.
- Каждая девочка должна знать, что с момента появления у неё первой менструации, она уже способна забеременеть даже при однократном половом контакте. В этой связи она должна чётко контролировать регулярность своего менструального цикла, особенно если решила начать половую жизнь – вести менструальный календарь.
- Раннее начало половой жизни, плохая осведомлённость о методах и средствах контрацепции, а так же, крайне недостаточное их использование увеличивают риск наступления непланируемой беременности, искусственных абортов и родов у подростков.
- Риск неожиданной беременности максимально высок в начале половой жизни. Ее раннее начало, конечно, нежелательно, но, если это уже случилось, важно, чтобы не возникло последствий. Девушка, начавшая половую жизнь, должна отчётливо представлять, что у неё может наступить беременность. Готова ли она к этому? Хочет ли выносить и родить ребёнка? Эти вопросы следует решить для себя ещё до начала близости. Беременность в подростковом возрасте всегда нежелательна. Прежде всего, беременность у подростков создает тем более высокий риск для здоровья, чем они моложе (он особенно значителен для 13-16-летних). С одной стороны, это нелегкое испытание для молодой мамы, с другой — для ее ребенка, который может родиться более слабым, чем у взрослой женщины. А прерывание беременности в молодом возрасте может привести к тяжелым последствиям для здоровья с последующим развитием бесплодия.
- Как правило, девушки, начавшие половую жизнь, не обращаются к врачу за советом, а получают информацию из ненадёжных источников — от знакомых, подруг, из случайных разговоров. Только врач может дать правильный совет и подобрать нужный метод контрацепции.
- При нерегулярной половой жизни, редких половых контактах для предохранения от беременности методом выбора является презерватив, желательно в сочетании с спермицидными кремами. Более старшие девушки могут использовать низкодозированные оральные гормональные контрацептивы при условии регулярной половой жизни, постоянного полового партнера, а так же соблюдения режима приема препаратов, что очень важно для достижения их надежного контрацептивного эффекта. Консультацию по контрацепции можно получить у врача-акушера – гинеколога отделения.
Телефоны: 8-01592-42340, 8-01592-41821, 8-01592-41842
Источник
Рекомендации и основные мероприятия для сохранения репродуктивного здоровья подростка
1. Высыпайтесь и просыпайтесь естественным образом. Большинство людей, ведущих здоровый образ жизни, просыпаются без будильника в отличном настроении, отдохнувшие и с хорошим аппетитом. Известно, что между недосыпанием и избыточным весом (ожирением) существует стойкая связь.
2. Будьте готовы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, еще с вечера готовят спортивные принадлежности и одежду на следующий день, заблаговременно планируют распорядок дел на целую неделю с учетом спортивных тренировок. Кстати, к тренировкам они относятся так же серьезно, как к деловым встречам или социальным обязательствам.
3. Делайте утреннюю зарядку. Занятия спортом утром более эффективны, чем вечерние занятия, кроме того, они лучше вписываются в распорядок дня. После утренней зарядки появляется приятное ощущение удовлетворения и гордости, что помогает выбирать здоровое питание на протяжении дня, успешно выходить из стрессовых ситуаций и сохранить хорошее настроение. Утренняя зарядка – лучшее начало дня, которое в конечном итоге влияет на множество решений, которые мы принимаем в течение дня.
4. Планируйте режим питания. Люди, ведущие здоровый образ жизни, питаются строго в определенное время, планируют приемы пищи с учетом тренировок и точно знают, что съедят и когда. Вначале придется приложить некоторые усилия, чтобы определиться с выбором здоровой пищи и закусок, но не стоит пускать питание на самотек. Если вы настолько проголодались, что направляетесь к шведскому столу или заказываете еду в кафетерии фастфуда, это первый признак близящейся катастрофы. Для здорового образа жизни женщина обязана есть только все натуральное и свежее, дабы выглядеть моложе и привлекательнее. Следует употреблятьнормальную человеческую и натуральную пищу. Вспомните, когда человечество ещё не изобрело колбасы и сыра, к примеру, все люди ели картошку и рис, капусту, морковь, огурцы и многие другие овощи и фрукты. Сейчас же, напротив, мы ждем начисления зарплаты для того чтобы прийти в магазин и скупить все виды сарделек, сыра, кетчупа и майонеза. Жить не можете без этих продуктов? Тогда у нас есть для вас прекрасная альтернатива. Замените все «нехорошие» продукты например такими: колбасу и сыр – на рыбу и брынзу; кетчуп и майонез – на оливковое масло и кукурузное. Альтернатива всегда найдется, ведь главное – захотеть! Ешьте правильную пищу. Ведь сколько овощей и фруктов не ешь – польза от них идет только в лучшую сторону для вашего организма.
5. Не зацикливайтесь на неудачах. Люди, ведущие здоровый образ жизни, не позволяют неудачам остановить их на пути к цели – одна пропущенная тренировка не превращается в две или три. После пропущенной тренировки они оправляются в спортзал и занимаются еще интенсивнее. Также не следует особо расстраиваться и прекращать диету из-за одного куска пиццы или торта. Нужно вернуться к режиму здорового питания, регулярно заниматься спортом и хорошо высыпаться, чтобы время от времени позволять себе небольшое послабление и пропускать тренировку, при этом не обвиняя себя во всех смертных грехах.
6. Измените образ жизни и привычки. Стройные люди стали такими не за одну ночь – для этого им понадобилось гораздо больше времени. Они много читают о фитнесе и правильном питании, и не пытаются преобразиться за один день, постепенно меняя привычки до тех пор, пока они не станут естественной частью их жизни. Как говорили мудрецы, выбери лучшее, а привычка сделает это приятным и естественным.
7. Научитесь отличать психологию успеха от бесполезных и вредных советов «как быстро похудеть без усилий». Люди, ведущие здоровый образ жизни, не ведутся на волшебные средства быстро и без усилий похудеть и оздоровиться. Они знают, что долголетие, хорошее здоровье и стройная фигура не даются легко, и чтобы ежедневно наслаждаться этими преимуществами, нужно приложить немало усилий. Помните: если что-то слишком хорошо, чтобы быть правдой, значит, это неправда.
8. Сбросьте лишний вес и сохраните достигнутый. Люди, ведущие здоровый образ жизни, знают, что одной диеты еще недостаточно, чтобы похудеть и сохранить достигнутый вес на долгое время. Занятия фитнесом – вот залог успешного похудения. При условии регулярных занятий спортом достигнутый вес можно сохранить на всю жизнь. Причиной избыточного веса – вернее, неуправляемого аппетита и неконтролируемого поедания всякого вкусненького и не вкусненького – часто бывает отсутствие спокойствия и душевной гармонии в душе женщины. Искать причину психологического «недоедания» нужно, прежде всего, в себе. Для того чтобы вести нормальный образ жизни и питаться всем, чего душа желает, следует прежде всего заняться спортом. Здоровый образ жизни женщины заключается не только в диетах и спорте, следует следить за собственной гигиеной, есть те продукты, которые продаются не на прилавках Макдональдса или других забегаловок.
9. Не пренебрегайте позитивным аутотренингом. Чтобы сохранить хорошую фигуру, нужно пользоваться приемами позитивного аутотренинга. Вряд ли вы похудеете, если будете постоянно твердить себе «Я толстая» или «Я лентяйка». Чаще повторяйте фразы «Я сильная», «У меня все получится», «Я забочусь о своей фигуре» и т.п.
10. Ставьте перед собой реалистичные цели. Люди, ведущие здоровый образ жизни и следящие за фигурой, всегда стремятся к реалистичным целям. Некоторые хотят похудеть до определенного размера или параметров. Другие стремятся своим поведением поддержать определенную акцию, например, бегают трусцой в целях борьбы с раком груди или занимаются велоспортом для борьбы с лейкемией. Достигнув одной цели, поставьте перед собой следующую и составьте план, как ее достичь.
Источник
Здоровьесберегающее пространство школы как основа сохранения репродуктивного здоровья учащихся
Одной из проблем современной России является неблагоприятная демографическая ситуация. Последние данные свидетельствуют том, что при относительном улучшении социально-экономического положения, демографическая ситуация остается напряженной. Несмотря на наметившейся рост рождаемости, крайне острой остается проблема бесплодия, высокого уровня общей и младенческой смертности, постнатальной патологии.
Рождение здорового ребёнка зависит от многих факторов. Ведущим является здоровье обоих супругов, их наследственность, образ жизни, наличие вредных привычек. При этом наряду с перечисленным всё более заметную роль играют социальные, экономические и экологические факторы.
В последние годы установлено, что в десятки, раз возросла заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП). Ежегодно по данным Всемирной организации здравоохранения регистрируется 333 миллиона новых случаев ИППП. Наибольший уровень ИППП зарегистрирован в наиболее активных репродуктивных возрастных группах: 20–29 и 30–39 лет.
Влияние ИППП на репродукцию человека проявляется наиболее ярко в том, что они способствуют передаче ВИЧ и ускоряют развитие СПИДа.
Негативная экологическая ситуация, использование продуктов питания, содержащих различные химические добавки, малоподвижный образ жизни, курение, употребление наркотиков, алкоголя, ранние и беспорядочные половые связи, заболевания передающиеся половым путем, все это сказывается на здоровье подрастающего поколения и на генофонде страны в целом.
Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.
Наиболее перспективным для сохранения репродуктивного здоровья населения является выделение в группу высокого риска подростков. Под репродуктивным потенциалом принято понимать возможность человека при вступлении в детородный возраст воспроизвести здоровое потомство.
Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека. Именно в этот период завершается формирование всех функциональных структур организма, интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего реализуется индивидуальная генетическая программа развития организма.
Снижение риска развития репродуктивной патологии в данной группе наряду с экологическим мониторингом и оптимизацией социально-экономических условий позволит улучшить здоровье общества, а значит и положительно изменить демографическую ситуацию в стране.
Сейчас, когда в нашей происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья подростков и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.
Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт. Особенно остро стоит проблема сохранения репродуктивного здоровья подростков, так как проблемы бесплодия, рождения ослабленных детей, рождения ВИЧ – инфицированных детей, зачастую связаны с недостаточным формированием здоровьесберегающей компетенции подростков в школе.
На протяжении трех лет в школе проводился сравнительный анализ состояния здоровья учащихся по результатам медицинских осмотров.
Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие: — социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми; — увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников; — недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.
В процессе взросления проявляются дополнительные факторы, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение, употребление алкоголя и раннее начало половой жизни. По итогам диагностики выявлено, что растет число учащихся, входящих в группу риска по употреблению ПАВ.
В настоящее время отмечается низкий уровень репродуктивных установок молодежи. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходим межведомственный подход, единение взрослеющих детей и их родителей со специалистами различных структур и ведомств.
Актуальным стало формирование здоровьесберегающего пространства школы с целью сохранения репродуктивного здоровья учащихся. Программа предусматривает выявление и устранение тех факторов, которые сегодня влияют на заболеваемость населения. Изучение образа жизни школьника, умения рационально и с пользой для здоровья использовать время на труд и отдых. Пропаганда и стимулирование борьбы с вредными привычками, проведение разъяснительной работы с учащимися по проблемам раннего начала половой жизни и заболеваний, передающихся половым путем.
Цели и задачи проекта
Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья учащихся, повышение их репродуктивного потенциала
Задачи:
- организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий;
- расширение объема мероприятий по профилактике нарушения репродуктивного здоровья среди детей и подростков;
- реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников;
- привлечение к сотрудничеству работников центра профилактики ВИЧ – инфекции, центра по планированию семьи, врача – нарколога и членов других общественных организаций;
- формирование у каждого ребенка и подростка, их родителей чувства ответственности за состояние своего здоровья, в т.ч. и репродуктивного.
Реализации данного проекта предполагает формирование таких ключевых компетенций школьника, как
- Здоровьесберегающей — понимание важности сохранения и укрепления своего здоровья, умения ответственно относиться к своим поступкам, понимание значения здорового образа жизни;
- информационной — умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
- коммуникативной — умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
- самоорганизационной — умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
- самообразовательной — готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Мероприятия по реализации проекта направлены на:
– формирование “здоровых” социальных связей со сверстниками, членами семьи, одноклассниками; объединения по интересам путем вовлечения подростков в проектную деятельность, работу клубов, творческих коллективов; организацию и проведение массовых мероприятий и акций, развитие волонтерского движения и общественных объединений.
Второе направление – формирование ответственного отношения к здоровью, “моды на здоровье”: вовлечение в занятия физкультурой и спортом, обучение навыкам здорового питания, позитивному мышлению, проведение мероприятий по профилактике вредных привычек и разного рода зависимостей.
Третьим направлением в проведении работы по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья являются мероприятия, направленные на психо-сексуальное развитие личности, нравственное воспитание, профилактику инфекций, передающихся половым путем, подростковой беременности и абортов.
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
— Семейный кодекс РФ;
— Конвенция о правах ребенка;
— Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 — 2001 гг. (утверждена 11.04.2000 совместной коллегией Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития Министерства образования);
— Информационное письмо Министерства здравоохранения РФ от 15.08.2002 N 2510/8435-02-32 «О совершенствовании организации деятельности молодежных центров по охране репродуктивного здоровья детей подросткового возраста».
Этапы реализации проекта:
I этап: декабрь – январь 2008 года (подготовительный): Аналитический обзор опыта работы российской и зарубежной школ по формированию здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Анализ работы школы в данном направлении. Разработка проекта с учетом проблем и потребностей общества.
Цель:
Задачи:
- Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
- Обучение и начало деятельности волонтеров из числа учащихся.
- Организация работы классных руководителей.
II этап: февраль – декабрь 2009 года (основной): Реализация проекта по созданию здоровьесберегающей среды, его апробация и внедрение в школе. Поддержка, проведение и корректировка средообразующих мероприятий для школьников на школьном, поселковом уровнях.
Цель:
- Формирование здоровьесберегающей среды школы.
Задачи:
- Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся.
- Организация и проведение профилактической работы с родителями.
- Организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды.
- Развитие волонтерского движения учащихся.
- Создание Подросткового Клуба
III этап: 2010 год. Анализ проделанной работы. Формирование мотивированного, согласованного годичного цикла мероприятий по сопровождению здоровьесберегающей деятельности школьников на уровне школы, поселка, района. Расширение работы волонтерской группы в рамках района.
Переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.
Задачи:
- Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы.
- Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
- Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.
Ожидаемые результаты
- Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.
- Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
- Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.
- Создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.
- Изменение восприятия проблемы педагогами, усвоение новых методов работы, сохраняющих здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе возможность повышения личностного и общественного статуса.
Эффективность проекта будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- количество прошедших обучение волонтеров;
- оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации проекта;
- уровень санитарно-гигиенического состояния школы;
- итоги диспансеризации учащихся школы;
- снижения уровня заболеваний, передающихся половым путем;
- снижение уровня абортов;
- повышение уровня информированности подростков по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации, учителей, представителей родительской общественности.
Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете, будут публиковаться статьи о этапах реализации проекта в районной газете “Вперед”, газете “Школьный вестник”.
— средства Попечительского Фонда школы;
— добровольные пожертвования юридических и физических лиц.
Организация учебно-воспитательного процесса
Организация питания учащихся.
Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
Компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре.
Широкое применение воспитательных технологий – классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.
Организация волонтерских групп учащихся
Волонтерские группы организуются из числа взрослых и подростков от 14 лет для проведения первичной профилактики среди сверстников и младших школьников.
Работа организуется через малые группы сотрудничества, в которых выстроена система обучения, взаимообучения, взаимотренировки и передачи информации в социум по принципу “подросток – подростку”.
Этапы работы:
- Организационный.
- Обучающий.
- Развивающий
- Творческий.
Обучающий этап состоит из учебно-практического курса, включающего три тематических блока:
- “Познай и усовершенствуй себя”.
- “Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим”.
- “Наши знания об алкоголе и наркотиках”.
- “Мой дом — моя крепость”
- “Моё здоровье в моих руках”
- “Всему свое время!”
- “Равный обучает равного”
Основными методологическими подходами при реализации учебно-практического курса являются: прецедентное обучение (участники сами делают выводы из создаваемых ситуаций), использование методик завязывания эмоционального контакта: ролевые игры, тренинги общения, упражнения, “живые” анкеты и другие формы.
Развивающий этап – это занятия в творческих мастерских, кружках, секциях по свободному выбору.
Творческий этап включает ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ.
Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами
Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами Республиканского СПИД — центра, специалистами Республиканского центра по планированию семьи, врачом – наркологом, общественной организацией п. Онохой “Женский Совет”, с сотрудниками Психологического Центра Онохойского Дома детского творчества, членами Клуба молодых семей “Сибиряки”.
Формы взаимодействия:
- “круглые столы”, диспуты, беседы, классные часы;
- консультации;
- тренинги;
- информационно-методическое обеспечение.
Сотрудничество с родителями
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.
Предстоит организовать работу по следующим направлениям:
- формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
- организация родительского всеобуча по тематике “Здоровый ребенок – здоровое общество”;
- организация деятельности Родительского клуба;
- индивидуальные беседы и консультации.
Источник