Соматический аспект здоровья включает

Соматическое здоровье

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .

Смотреть что такое «Соматическое здоровье» в других словарях:

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ — – динамическое состояние человека, которое определяется механизмами самоорганизации его систем (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс) , характеризуется энергетическим, пластическим и … Терминологический ювенологический словарь

Психосоматические заболевания — (от греч. ψυχή душа и греч. σομα тело) группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом… … Википедия

Половая активность — Индивидуальный показатель, определяемый присущей конкретному лицу частотой половых сношений. Уровень П.а. зависит также от возрастных периодов и ряда дополнительных факторов, среди которых важную роль играют психическое и соматическое здоровье … Толковый словарь психиатрических терминов

РАССТРОЙСТВА СОМАТОФОРМНЫЕ — мед. Соматоформные расстройства группа расстройств, характеризующихся постоянными жалобами пациента на нарушение своего состояния, напоминающее соматическое заболевание; при этом не обнаруживают какого либо патологического процесса, объясняющего… … Справочник по болезням

ТРУД — ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы. 881 Рационализация труда . 893 Рабочее время. 901 Женский труд. 911 Труд несовершеннолетних. 9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

Скумин, Виктор Андреевич — Виктор Андреевич Скумин Скумин В. А., 1994 год Дата рождения: 30 августа … Википедия

Аборт и психологическая травма — Связь аборта с психическим здоровьем предполагаемое некоторыми учеными влияние сделанного либо сделанных женщиной абортов на её последующее психическое здоровье. Вопрос остро дискуссионный[1][2][3]. Было обнаружено, что аборты у женщин с… … Википедия

Читайте также:  Формирование психологической здоровья детей дошкольного возраста

Половая Активность — частота половых отправлений, свойственная данному человеку. У мужчин характеризуется количеством семяизвержений, наступающих при половых актах или других, в частности суррогатных, формах полового удовлетворения (например, при онанизме).… … Сексологическая энциклопедия

Пубертатный возраст — (лат рubertas, pubertatis возмужалость, половая зрелость, синонимы подростковый возраст, старший школьный возраст), переходное от детства время, в течение которого организм достигает биологической половой зрелости. Соответствует периоду… … Сексологическая энциклопедия

Кохлеарный имплантат — Кохлеарный имплантат медицинский прибор, позволяющий частично или полностью восстановить слух некоторым пациентам с выраженной или тяжёлой потерей слуха сенсоневральной этиологии. Содержание … Википедия

Источник

Соматический аспект здоровья включает

Основная социальная ценность любого общества – хорошее здоровье которое является основным условием для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности [2]. Как понятие термин «здоровье» сформулирован давно и по определению ВОЗ означает не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. За прошедшие годы понятие «здоровье» неоднократно актуализировалось, однако, по мнению ряда авторов, несмотря на существование огромного количества различных вариантов данного определения, приведенное выше считается лучшим на сегодняшний момент [12]. Несомненно, что здоровье напрямую связано со способностью организма к адаптации в изменяющихся условиях среды. Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к социальным, гигиеническим и психологическим факторам [10]. Тогда, по В.П. Казначееву [9], «здоровье» – процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности, максимальной продолжительности активной творческой жизни. Такой подход позволяет учесть влияние двух видов факторов: усиливающих естественный отбор и противодействующих ему. Не мало важно учитывать экологические условия окружающей среды [6, 7]. В результате каждая из популяций приобретает свою характерную структуру здоровья, определяемую степенью её адаптации к условиям среды [9].

Известно, что здоровье напрямую связано с личными представлениями индивида, его культурой, условиями его жизни, его биологическими характеристиками, избранным образом жизни, а также с социальной, духовной, экономической и физической окружающей средой [8, 15, 16]. По Р.М. Баевскому [4], все болезни человека происходят из-за состояния организма, находящегося между нормой и патологией. Отмечается, что в этом угрожающем состоянии находятся сейчас от 50 до 80 % работающих и служащих, что не позволяет им эффективно трудиться. Состояние предболезни или нездоровья, по образному выражению В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко [14], характеризуется тем, что – «я еще не болен, но уже не здоров».

Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. В работах [11, 13, 18, 17] отмечается, что количество студентов, занимающихся физическим воспитанием в специальной медицинской группе, увеличилось с 10 до 20 – 25 %, в некоторых вузах достигает 40 % и по прогнозам может достигнуть 50 % от общего количества студентов [11]. За время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение [13, 17]. Чрезмерное увеличение веса отмечается у 53 % мужчин и 64 % женщин. Ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23 %, а к четвертому – на 43 %. Четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу [1].

Поэтому сохранение здоровья молодежи не может быть обеспечено каким-то фактором, например, социально-экономическим, а решаться эта проблема должна на всех уровнях, в том числе и образовательными учреждениями.

Одним из важнейших результатов научных исследований явилось обоснование «безопасного уровня здоровья», который связывают с диагностической моделью энергопотенциала биосистемы [2, 3]. Установлено, что при пятибалльной оценке уровню «выше среднего» соответствует 3,65 % лиц, имеющих хронические заболевания, а «высокому» уровню практически полное отсутствие болезней [5].

В настоящее время требования современного учебного процесса (условия обучения, информационная перегрузка), предъявляемые к учащейся молодежи превышают их физиологические и психологические возможности, что ведет к развитию устойчивого состояния и возникновению тех или иных патологий.

В связи с этим очевидна роль преподавательских коллективов в формировании представлений о культуре здоровья, мотиваций на здоровый образ жизни в студенческой среде, повышении интереса обучающихся к сберегающим здоровье технологиям.

Сохранение физического и психического здоровья студентов – важная составляющая образовательного процесса в вузе. Своевременное распознавание развивающихся дисфункций систем организма обучаемого в результате учебной деятельности является основной задачей педагогического коллектива.

Материалы и методы исследования

Для выполнения задач по сохранению, укреплению здоровья студентов на базе кафедры нормальной физиологии с курсом валеологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, были проведены исследования соматического здоровья 250 студентов 2 и 3 курса, их адаптационных возможностей и определения уровня их знаний о таких категориях как «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Оценка состояния здоровья осуществлялась через анкетный опрос, тестирование, функциональную диагностику с помощью функциональных нагрузочных проб.

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека. Определение соматического здоровья или энергопотенциала индивида и может быть использовано в качестве скрининг теста для выявления ранних дисфункций систем организма, что позволит своевременно сформировать оздоровительные стратегии индивидуально для каждого студента. И соответственно способствовать не только увеличению продолжительности жизни, но и формированию активного долголетия.

Используя «Шкалу соматического здоровья», определяется энергопотенциал индивида по методу профессора Г.Л. Апанасенко на основании следующих первичных данных: рост, вес, жизненная емкость легких, пульс, динамометрия кисти, уровень систолического давления и время восстановления пульса после нагрузочной. Уровень здоровья человека оценивается в баллах независимо от того, в каком промежутке альтернативы «здоров – болен» он находится. При этом оценка уровня здоровья осуществляется по следующей градации:

2) ниже среднего,

4) выше среднего,

Уровням «высокий и выше среднего» соответствует достаточный запас здоровья – так называемый безопасный уровень здоровья (БУЗ). Широкая апробация «шкалы здоровья» показала ее высокую эффективность.

Результаты исследования и их обсуждение

По нашим данным соматическое здоровье студентов 2 курса КазНМУ факультета «Общая медицина» в основном среднего (50 %) и ниже среднего (25 %) уровня, низкий уровень здоровья (17 %), выше среднего (8 %). Высокого уровня здоровья не выявлено. У студентов 3 курса так же преобладает средний уровень соматического здоровья (52 %), ниже среднего и выше среднего равноценны (по 9 %) и достаточно высокий процент низкого уровня здоровья (25 %), высокий уровень здоровья наблюдается только у 5 % студентов.

В представленной выборке безопасный уровень здоровья (БУЗ) имеют 5 % студентов и только 3 курса. Такое малое количество студентов с БУЗ – серьезная проблема, которая требует коррекции средств и методов в процессе учебных занятий и индивидуальной работы каждого студента.

По нашим данным, к 3 курсу количество студентов с низким уровнем здоровья увеличивается на 7 %, т.е. динамика отрицательная. А в группе с уровнем здоровья ниже среднего – уменьшается на 16 %, что нельзя в полной мере считать положительной динамикой, так как 8 % студентов переходят в три более высокие группы по уровню здоровья, но при этом столько же студентов (8 %) спускаются на уровень ниже, т.е. наблюдается ухудшение здоровья. Положительная динамика наблюдаемая в трех последних группах студентов, видимо, связано с временной адаптацией организма к учебным нагрузкам.

К сожалению, негативная тенденция не может быть устранена без положительной мотивации на здоровье самих студентов и использования ими самостоятельных занятий. Более подробный анализ можно дать только при проведении массового обследования студентов всех курсов в динамике, т.е. на протяжении всех лет обучения.

Мониторинг с использованием комплекса доврачебного контроля на основании методики Г.Л. Апанасенко позволяет объективно оценить большие массивы данных, корректировать средства и методы в процессе учебных занятий, проводить индивидуальные консультации. Повышение количества здоровья будущих специалистов – важное направление работы кафедры нормальной физиологии с курсом валеологии. Но без убеждения студентов в необходимости самостоятельных занятий проблема не будет решена.

Выводы

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что образ жизни студентов не соответствует эволюционно сложившимся принципам, что приводит к перегрузкам, поломкам механизмов адаптации и нарушению здоровья.

Основные пути решения проблемы здоровья: – выработка личной мотивации на сохранение, укрепление и коррекцию собственного здоровья; – воспитание культуры здоровья, как его духовной составляющей; – формирование оздоровительных мероприятий в условиях учебы, занятий спортом и их реализация; – использование комплекса доступных естественных стимуляторов здоровья (двигательная активность, психоэмоциональное воздействие, средства восстановления; – использование объективных диагностических методов здоровья и создание мониторинга состояния здоровья студентов и как итог – создание Центров здоровья при вузе; – создание условий для оптимального питания студентов; -организации профилактических и оздоровительных работ при основных группах заболеваний.

Изучение состояния здоровья студентов в динамике обучения дает возможность дифференцированного подхода к разработке и осуществлению мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию дезадаптивных нарушений, что является важным условием сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи.

Источник

Социально- психологический контекст изучения соматического здоровья и болезни 1983

Орлова М.М.
доцент кафедры консультативной психологии Саратовского государственного университета, Россия
e-mail: orlova-maria2010@mail.ru

Аннотация

В статье излагаются основные подходы к феноменам здоровья и болезни в контексте социальной психологии. Здоровье и болезнь понимаются как реализация субъектности человека в различных формах его бытия, как форма социальной реальности. Автор рассматривает здоровье как ситуацию, являющуюся условием самореализации человека. Суть болезни как социально-психологического феномена заключается в уменьшении объективных возможностей сохранения мотивационной сферы больного и способов реализации этой сферы в условиях телесной болезни и связанных с ней социальных ограничений. Суть здоровья рассматривается как объективно ресурсная жизненная ситуация, отражающая психологическую «цену» здоровья для реализации имеющихся, прежде всего, профессиональных возможностей личности. В качестве перспективных предлагаются системный и структурный подходы, реализуемые в понятиях социально-психологической ситуации, социальной и психологической адаптации, внутренней картины здоровья и болезни, социальной и личностной идентичности. Предлагаются понятия «ситуация болезни» и «ситуация здоровья», а также принципы классификации этих ситуаций.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Исследование здоровья становится одним из наиболее актуальных психологических направлений [37]. Создание системных моделей, способных рассмотреть данное явление в различных психологических и социально-психологических контекстах, является необходимостью как для теоретических обобщений, так и для практического использования. Феномен здоровья большинство авторов рассматривают как включенное в несколько векторов, это дихотомии: индивидное — общественное, типичное — индивидуальное, осознанное — бессознательное, как самостоятельная цель — как условие реализации других целей, реальное — идеальное, возможность — невозможность, здоровье — болезнь.

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб., 2006.
  2. Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания // Психология: итоги и перспективы. СПб., 1996.
  3. Андреева Г.М. Наследие А.Н. Леонтьева и современная психология социального познания // Мир психологии. 2003. № 2.
  4. Андреева Г.М. Образ мира в структуре социального познания // Мир психологии. 2003. № 4.
  5. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.
  6. Антонова Н.В. Восприятие своего здоровья и методы психологической самопомощи // Психология общения: тренинг человечности: Тезисы международной научнопрактической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской (15—17 ноября, 2007, Москва). М., 2007.
  7. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журн. 1994. Т. 15. № 1.
  8. Бовина И.Б. Психология здоровья: от когниций к поведению или от поведения к когнициям // Мир психологии. 2007. № 1.
  9. Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: Дисс. . д-ра психол. наук. М., 2009.
  10. Боярский А.П., Чернова Т.В. Общественное мнение о состоянии индивидуального здоровья и качестве медицинской помощи // Здравоохранение Российской Федерации. 1993. № 7.
  11. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.
  12. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровь человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
  13. Войтенко Р.М. Психологические аспекты болезни и инвалидности: Значение в клинике и экспертизе трудоспособности. Таллин, 1981.
  14. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья: Дисс. . д-ра психол. наук. СПб., 1997.
  15. Кром И.Л. Инвалидизация трудоспособного населения при болезнях системы кровообращения как социальный процесс. Саратов, 2006.
  16. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. 4-е изд. М., 1977.
  17. Маслоу А. Дальние пределы психики. СПб., 1997.
  18. МерлоПонти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
  19. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
  20. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995.
  21. Надежность физиологической системы и онтогенез // Молекулярные и функциональные основы онтогенеза / Под ред. В.П. Махинько. М., 1970.
  22. Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания // Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Под ред. Е.Т. Соколовой, В.В. Николаевой. М., 1995.
  23. Николаева В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни. Л., 1976.
  24. Орлова М.М. Внутренняя картина болезни как частный случай социально-психологической адаптации в трудной жизненной ситуации // Международная научно-практическая конференция «Трансформационное общество: проблемы, их решение и перспективы развития». 11.12.2008. Саратов: Российский государственный социальный университет, 2008.
  25. Орлова М.М. Понятие «ситуации болезни» — объективные и субъективные составляющие // Известия Саратовского университета. Новая серия. Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1.
  26. Орлова М.М. Социально-психологическая адаптация соматических больных и ситуация болезни // Психология системного функционирования личности. Саратов, 2004.
  27. Орлова М.М. Условия формирования изменений личности больных заболеваниями легких: Автореф. диcс. . канд. психол. наук. М., 1982.
  28. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000, 2006.
  29. Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук. Томск, 2004.
  30. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Кентавр. 2000. № 22.
  31. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2000. № 1.
  32. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4.
  33. Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Основные принципы и методы психологического исследования внутренней картины болезни // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  34. Тхостов А.Ш. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни: Дисс. . д-ра психол. наук. М., 1991.
  35. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические проблемы психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6.
  36. Юдин Б.Г. Здоровье, факт, норма и ценность // Мир психологии. 2000. № 1 (21).
  37. ХХIV Европейская конференция по психологии здоровья // Психологический журн. 2011. № 2.
  38. Anderson R. The development of the concept of health behavior and its application in recent research // Health behavior research and health promotion / Ed. by: R. Anderson, J. Davies, I. Kickbusch, D.V. McQueen, J. Turner. Oxford, 1988.
  39. Bandura A. Social foundations of thoughts and action: A social cognitive theory. N. Y., 1986.
  40. Engel G.L. The biopsychosocial model and medical education: who are to be the teachers? // New England Journ. of Мedicine. 1982. Vol. 306. № 13. Apr. 1.
  41. Engel G.L. The need for a new medical model: a challenge for biomedicine // Science. 1977. Vol. 196. № 4286. Apr. 8.
  42. Herzlich C. Health and Illness: a Social Psychological Analysis. L., 1973.
  43. Leder D. Health and Disease: 5. The Experience of Health and Illness // Encyclopedia of Bioethics // Ed. by W.Th. Reich. N. Y., 1995. Vol. 2.
  44. Pierret J. The illness experience: state of knowledge and perspectives for research // Sociology of healh and illness. 2003. Vol. 25. Silver anniversary issue.
  45. Pierret J. Vivre avec la contamination par le VIH: contexte et conditions de la recherche dans les annees quatrevingt-dix // Sciences sociales et santii, 2001. Vol. 19. № 3.
  46. Pierret J. What social groups think they can do about health // Health behaviour research and health promotion / Ed. by R. Anderson, J. Davies, I. Kickbusch, D.V. McQueen, J. Turner. Oxford, 1988.
  47. Salovey P. Health behavior / P. Salovey, A. Rothman, J. Rodin // The Handbook of Social Psychology / Ed. by D. Gilbert et al. 1998. Vol. 2.
  48. Schwarzer R. Health Psychology / R. Schwarzer, B. Gutierrez-Dona // International Handbook of Psychology / Ed. by K. Pawlik, M. Roscnzwcig. L., 2000.
  49. Waldron I. Gender and health[1]related behavior // Health behavior: Emering research perspectives / Ed. by: D.S. Gochman. N. Y., 1988.

Клиническая психология, Психология здоровья | Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б., Конюховская Ю.Е., Дорохов Е.А.

Источник

Оцените статью