Здоровый образ жизни
Один мальчик очень хорошо знал все правила сохранения и укрепления здоровья. Знал, но почти никогда их не выполнял. То забывал, то ленился, то спешил и говорил себе: вот завтра всё буду делать правильно, а сегодня уж как-нибудь. Но на следующий день повторялось то же самое, и через день. Как ты думаешь, будет ли этот мальчик здоровым?
Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живёт по этим правилам. О таком человеке говорят: он ведёт здоровый образ жизни.
На основе текста учебника и собственных знаний раскройте каждое правило здорового образа жизни. Обсудите их в классе. Подумайте, что нужно изменить в вашем поведении в соответствии с этими правилами.
- Соблюдай чистоту! Содержи в чистоте своё тело, одежду и жилище. Надо умываться и мыть руки, чистить зубы, принимать душ, мыться с мылом и мочалкой, чистить обувь и одежду, проветривать помещение, регулярно делать уборку в квартире, содержать в чистоте свой двор, никогда не бросать на улицах мусор мимо урны. Здоровый образ жизни начинается с чистоты!
- Правильно питайся! Здоровое питание —-одна из основ здорового образа жизни. Какое питание можно считать здоровым? Разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки? Или однообразное, богатое сладостями, от случая к случаю, второпях? Наверное, ответ очевиден.
- Сочетай труд и отдых! Учёба в школе, выполнение домашних заданий — серьёзный труд. Бывает, что третьеклассники заняты не меньше взрослых. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом. У современного школьника обычно много возможностей для отдыха и развлечений, среди них телевизор, видео, компьютерные игры. Но некоторые ребята утром, ещё до школы, включают телевизор, после школы часами просиживают у компьютера. Это вредно, особенно для нервной системы и зрения. Телевизор, видео, компьютерные игры хороши в меру. Не увлекайся ими чересчур. Включай в свой распорядок дня прогулки, игры на свежем воздухе, чтение книг.
- Больше двигайся! Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Утром делай зарядку. Почаще играй в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайся физическим трудом, физкультурой. Если есть возможность, посещай бассейн. Спортивные игры, катание на лыжах и коньках, плавание — надёжный путь к здоровью.
- Не заводи вредных привычек! Самые вредные привычки — это курение, употребление спиртного и наркотиков.
Курение очень вредно для лёгких, да и для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, плохо справляется с учёбой, чаще болеет. Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд — никотин и ещё много других вредных веществ. У некурящего человека лёгкие розовые, а у того, кто долгое время курит, они становятся серыми от вредных веществ. Учёные подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.
Спирт (алкоголь), который содержится в алкогольных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.
Наркотики — особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь — наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Распространение наркотиков — опасное преступление, за которое строго наказывают.
Чтобы сохранить здоровье, никогда не начинай курить, не пробуй спиртного, не прикасайся к наркотикам.
Проверь себя
- Что значит вести здоровый образ жизни?
- Перечисли главные правила здорового образа жизни.
- Какие вредные привычки разрушают здоровье?
Вести здоровый образ жизни — это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек. |
Задания для домашней работы
- Запиши в словарик: здоровый образ жизни.
- Попроси взрослых в семье помочь тебе вести здоровый образ жизни. Постарайтесь все вместе соблюдать правила сохранения здоровья.
Источник
Урок окружающего мира в 3-м классе. Тема:»Здоровый образ жизни»
Презентация к уроку
- Учебник “Мир вокруг нас. 3 класс” (авт. Плешаков А.А.);
- Карточки с заданиями и картинки для учащихся.
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
- Презентация к уроку.
- Детские художественные книги.
- Части цветка в цветном бумажном варианте.
«В здоровом теле – здоровый дух».
«Береги платье снову, а здоровье – смолоду».
I. Организационный момент
Учитель. Что на свете дороже всего? (Здоровье.)
– А что такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся.)
Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Здоровье – это здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни начинается со здорового питания. Правильная диета представляет собой сбалансированное питание, которое обеспечивает функционирование, рост, развитие и восстановление организма человека.
Сегодня у нас необычный урок – мы станем волшебниками и будем создавать «Цветок Здоровья и Счастья».
Волшебный девиз урока:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
– Давайте прочитаем хором.
– Наши чувства могут приносить вред нашему здоровью и здоровью наших близких. Надо чаще улыбаться, говорить друг другу комплименты.
Какое настроение понадобиться нам для успешной работы на уроке?
Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка тоже творит чудеса.
А раз вы волшебники, то и оценивать будете себя сами. После каждого задания на листочке рядом с цветком вы нарисуете себе кружок, если верно отвечали на мои вопросы и верно выполняли задания.
II. Актуализация знаний
С хорошим настроением будем создавать первый лепесток – НАШ ОРГАНИЗМ.
Презентация – слайд 2.
– Пищевод, желудок, кишечник – это… (пищеварительная система).
– Носовая полость, трахея, бронхи образуют… (дыхательную систему).
– Нервная система состоит из… (головного мозга, спинного мозга, нервов).
– Сердце и кровеносные сосуды – это… (кровеносная система).
– Орган зрения глаза ….
– Орган слуха – … (способность человека воспринимать различные звуковые сигналы позволяет ему более полно ориентироваться в окружающей среде).
– Орган вкуса – …( язык – мышечный орган, в котором находятся вкусовые луковицы. Органом вкуса является подвижный мышечный орган – язык. Всю поверхность языка покрывает слизистая оболочка)
– Опорно-двигательная система состоит из… (скелета, позвоночника, мышц).
Впишите на своем цветке название на розовом лепестке. (Учитель прикрепляет на доске красный лепесток «Наш организм» к середине)
Для того чтобы наш организм был здоров, мы должны соблюдать правила здорового образа жизни.
III. Изучение новой темы
На втором лепестке будет написано одно из этих правил – СОБЛЮДАЙ ЧИСТОТУ И ГИГИЕНУ.
Перед детьми выставка детских художественных книг о чистоте: «Мойдодыр»,
Какие из этих книг вы читали?
Кто знает сказку «Мойдодыр»? Назовите автора. Чему учит эта сказка?
Почему человек должен содержать свое тело в чистоте?
Какую часть тела мы моем чаще других? (Руки.) Когда нужно мыть руки? (Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – человек плохо дышит. Грязные руки – появляются кишечные заболевания.)
У Чистоты есть помощники. Давайте отгадаем загадки и узнаем их:
Вафельное и полосатое,
Гладкое и мохнатое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце)
Лег в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала —
Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)
Ей руки, ноги, спину трут.
Скажите, как её зовут? (Мочалка)
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было. (Мыло)
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят … (Душ)
– Расскажите, как вы помогаете родителям содержать в чистоте жилище и одежду.
Итак, чтобы добавить второй лепесток, давайте хором прочитаем волшебные слова
От простой воды и мыла
У микробов тают силы. (Чтение хором)
– Запишите название на синем лепестке.
2) Третий лепесток – РЕЖИМ ДНЯ.
Презентация – слайд 4.
Одним из важных правил здорового образа жизни является выполнение режима дня. Режим дня детей и подростков способствует нормальному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.
Как научиться соблюдать режим дня?
Приучайся вставать всегда в одно и тоже время.
Приготовь с вечера то, что понадобится взять с собой завтра, чтобы утром не тратить время на поиски нужной вещи и не забыть ее.
Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти на 2–3 минуты раньше, чем опоздать.
Рано утром я проснулся: разогнулся, потянулся.
Зашагал я на зарядку: все проделал по порядку.
Вправо, влево наклонюсь, и присяду, развернусь.
Побегу скорей плескаться: зубы чистить, умываться.
Съем тарелку вкусной каши, и пешком до школы нашей.
После школы отдохну, погуляю, подышу.
Не забуду про уроки, телевизор посмотрю,
Почитаю, порисую. Вот и спать уже хочу.
– Прочитаем волшебные слова:
Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим.
– Запишите название на желтом лепестке.
3) Четвертый лепесток– ЗДОРОВАЯ ПИЩА
– Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
Дети выбирают продукты, которые лежат на партах (картинки). Работа в парах.
– Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
– Расскажите, как правильно питаться.
Работа по учебнику (с. 155)
– Какое питание можно считать здоровым?
– Что значит «разнообразное» питание? (Проверка на экране)
– Объясните, как понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья».
Слово «витамин» придумал американский учёный – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям надо съедать в день 500–600 г овощей и фруктов.
Читаем волшебные слова и записываем название фиолетового лепестка:
Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.
4) Остался последний пятый лепесток –ПОДРУЖИСЬ СПОРТОМ .
Презентация – слайд 6.
30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день.
Недаром говорят: “Здоровье – футляр красоты”. Будешь заниматься спортом – будешь красивым.
По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!
– Какими видами спорта вы любите заниматься летом? Зимой?
– Кто из вас на зимних каникулах с семьей занимался спортом? Каким видом?
Если часто заниматься спортом, можно достигнуть больших результатов.
– Кто знает, какое спортивное событие ожидает нас в 2013 году? (показываю символ Универсиады)
– Какое спортивное событие ожидает нас в 2014 году? (символ)
– Сейчас во всех городах и селах нашей республики строят спортивные сооружения для детей и молодежи.
– Какие спортивные комплексы есть в нашем селе?
– Кто из вас посещает спортивные секции? Какие? (баскетбол, футбол, хоккей)
Молодцы. – Запишите название на оранжевом лепестке.
Мы выбираем спорт, потому
Мы со спортом дружим,
Спорт нам очень нужен.
– Вот мы и собрали наш Цветок Здоровья и Счастья.
Вывод. Здоровье – это состояние нашего организма. Быть здоровым – это быть бодрым, веселым, работать с хорошим настроением. Необходимо беречь здоровье: соблюдать режим дня, гулять на свежем воздухе, правильно питаться, заниматься спортом.
Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.
Помните, что заботиться о своем здоровье должен каждый сам.
Главное – захотеть быть здоровым!
– Посчитайте сколько кружков вы нарисовали на своем листке.
VI. Домашнее задание
1) прочитать текст параграфа «Здоровый образ жизни»,
2) нарисовать рисунок к любому правилу ЗОЖ.
- Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. – М.: ФиС, 1997.
- Панасова Е. Загадки о здоровье. – М., 2009.
Источник
Здоровый образ жизни — залог активности и долголетия
Самое дорогое для человека — здоровье. В течение жизни его нужно разумно укреплять и сохранять. При соблюдении несложных правил человек бодр, успешно решает поставленные задачи, преодолевает трудности. Однако не все люди придерживаются норм здорового образа жизни. Одни — неправильно питаются, другие — малоподвижны или не соблюдают режим труда и отдыха. В докладе рассмотрим, что влияет на сохранение здоровья и долголетие людей, и как организовать правильный режим дня.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — сознательно сформированные привычки людей, направленные на укрепление и оздоровление организма. Они помогают детям и взрослым духовно, физически, социально развиваться. Благодаря такому образу жизни люди улучшают свои физические качества и способности.
Велосипедные прогулки полезны для здоровья.
Фото: flickr.com/jenwright
- сбалансированное питание;
- достаточная физическая нагрузка;
- полноценный сон;
- закаливание;
- отсутствие вредных привычек;
- гигиенические навыки;
- доброжелательное отношение к окружающим;
- соблюдение распорядка дня.
Рациональное питание
Пища людей должна содержать необходимое количество жиров, белков, углеводов, воды, минеральных солей. В рационе нужно использовать разнообразные овощи, ягоды и фрукты. Они богаты витаминами и минералами. Употреблять их лучше в сыром виде — для сохранения полезных свойств. Острые и солёные продукты, сладости можно есть в ограниченных количествах. Порции должны быть умеренными. Пищу нужно принимать не спеша, тщательно пережёвывать.
В рационе должно быть много фруктов.
Фото: flickr.com/jimkohler
Режим дня
Распорядка дня должны придерживаться не только взрослые, но и дети. Это связано с тем, что нервная система ребёнка восприимчива к воздействиям окружающей среды. Они быстро утомляются и нуждаются в постоянной смене занятий, продолжительном отдыхе. Строгое соблюдение режима — залог правильного формирования нервной системы, трудолюбия и спокойствия.
Сон — главный вид отдыха. Для взрослого человека в норме спать 8 часов, в 3 классе – не меньше 10 часов. Дети перед сном должны чистить зубы, умываться, расстилать постель и складывать одежду. Утром ребятам рекомендуется выполнять зарядку. Она улучшает дыхание, возбуждает аппетит, даёт заряд бодрости на целый день.
В режиме дня учеников обязательно нужна прогулка на свежем воздухе. В зимнее время можно использовать лыжи, санки, коньки, летом — ролики, велосипед, организовывать подвижные игры. Распорядок дня должен правильно сочетать учёбу, игры, отдых и другие занятия.
Плавание укрепляет организм.
Фото: flickr.com/lotzmankatzman
Закаливание и занятия физкультурой
Для гармоничного развития школьника в распорядке дня должны быть занятия физической культурой и спортом. Утренняя зарядка, ходьба — обязательные элементы для детей. В подвижных играх используется мяч, скакалки и прочие снаряды.
Физические упражнения укрепляют нервную систему, организм в целом. Спорт воспитывает волю, самостоятельность и дисциплинированность. Физкультура вырабатывает ловкость, выносливость и работоспособность.
Для повышения защитных реакций организма школьников в течение года учителя в школах и родители дома проводят с ними закаливание. Оно предотвращает простудные заболевания, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам. Основные закаливающие мероприятия — водные процедуры (обливания, обтирания), прогулки на свежем воздухе.
Рекомендации
Чтобы растущий организм правильно развивался, выполняйте основные правила:
- принимайте разнообразную пищу — фрукты, овощи и другую полезную еду;
- соблюдайте распорядок дня;
- выполняйте правила личной гигиены;
- занимайтесь спортом;
- ешьте в меру.
Спортивные игры на свежем воздухе.
Фото: flickr.com/darkdwarf
Вредные привычки (курение, спиртные напитки, наркотики) негативно влияют на здоровье людей. У курильщиков увеличивается риск развития различных заболеваний — рака, бронхита, туберкулёза. Алкоголь вызывает болезни сердца, печени, почек. Наркотики разрушают психику и нервную систему человека.
В России созданы все благоприятные условия для здорового образа жизни. Учебные и лечебно-профилактические заведения дают возможность детям учиться, активно участвовать в общественной жизни. Плановое обследование врача даёт полную информацию о состоянии ребёнка. Нужно только придерживаться правил ЗОЖ для укрепления здоровья и долголетия.
Источник