Социальная помощь с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работа социального педагога с детьми ОВЗ
статья на тему

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ. Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы — все это ведет к увеличению рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_detmi_ovz.docx 19.14 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ. Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы — все это ведет к увеличению рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие отклонения от нормы, которые характеризуются ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

К детям с ОВЗ, кроме детей с физическими нарушениями, относятся дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха, зрения, недоразвитием речи, с ранним детским аутизмом, с комбинированными нарушениями в развитии.

Большинство родителей, имеющих детей cограниченными возможностями здоровья, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование наравне с ними, т. е. инклюзивного образования.

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно -сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д.

Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям с ОВЗ возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-инвалидов.

Во-первых, оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду. Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития. Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог совместно с классным руководителем должен привлекать ребенка с ограниченными возможностями здоровья к участию в школьных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволит детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

Во-вторых, работа с классным коллективом. Осуществлять деятельность в данном направлении социальный педагог может совместно с психологом и классным руководителем. Необходимо объяснять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями является равным участником образовательного процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону признания равных прав у каждого ребенка.

В-третьих, работа социального педагога с семьей ребенка с ОВЗ. Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида включает оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, содействие в оказании материальной и бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен стремиться привлекать родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.

В-четвертых, взаимодействие самого социального педагога с различными субъектами оказания помощи детям-инвалидам и различными представителями общественных организаций. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог может оказывать помощь в составлении планов социально-педагогической реабилитации, взаимодействовать с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья обязывает предоставить ребенку технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого. В школе, помимо индивидуального подхода, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность общаться с одноклассниками и педагогами. Дети, у которых повышенная утомляемость, слабость предложено посещать 1 раз в неделю комнату психологической разгрузки. Каждому ребенку-инвалиду приходиться адаптироваться в школьном коллективе. Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям-инвалидам настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.

В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья пополняются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам, а дети — инвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В школе создаются специальные условия для обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.

Индивидуальное сопровождение ребенка провожу по плану.

∙ Диагностика: изучение сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики). Заключается соглашение с родителями.

∙ Совместно с классным руководителем наблюдаем, проводим беседы с детьми и их родителями, проводим анкетирование родителей, изучаем возможности продуктивной деятельности. Проверка условий жизни ребенка, составление актов ЖБУ.

∙ Углубленное обследование совместно с классными руководителями, воспитателями ГПД, педагогом-психологом. Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.

∙ Организация каникулярного отдыха.

∙ Консультации по вопросам воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации, внешкольной занятости Выявление интересов и склонностей, запись в кружки и секции, контроль посещения

∙ Знакомство родителей с особенностями воспитания ребенка-инвалида, с нормативными и правовыми документами, разъяснение отдельных статей законов. При работе с родителями учащихся педагогу пригодится памятка «Советы родителям».

∙ Все сведения фиксируются в «Дневнике сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья» .

∙ Общая оценка эффективности дневника сопровождения проводится директором школы каждую четверть (на специальных совещаниях).

Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»

— Обеспечение максимально полного охвата детей — инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.

— Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;

— Формирование активной педагогической позиции родителей;

— Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;

— Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;

— Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;

— Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

— Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

— Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;

— Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд.

Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения.

В презентации указаны все направления в работе с деть группы риска.

Только полноценная семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье.

Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка.

Источник

Порядок предоставления государственной помощи детям-инвалидам

Дети-инвалиды отличаются от обычных детей присутствием ограниченных возможностей. Например, первые испытывают трудности в восприятии окружающего мира, нередко им сложно самостоятельно передвигаться и в целом вести полноценную жизнь без посторонней помощи. Все эти особенности на практике означают большую нуждаемость детей с ограничениями в заботе, социальной защите и не только. Далее рассмотрим государственные гарантии и льготы, предусмотренные для данной категории.

Законодательное регулирование вопроса

Прежде всего, особое значение на уровне государства и всего мира в целом имеет проблема социальной адаптации детей-инвалидов в обществе. Поэтому существуют различные международные конвенции, договорённости и прочие акты, согласно которым для несовершеннолетних лиц с инвалидностью должны быть созданы оптимальные условия жизни, позволяющие им участвовать в жизни социума, обучаться и использовать другие блага, доступные другим гражданам.

Например страны, подписавшие Конвенцию о правах инвалидов, согласно ст. 7 обязуются:

— гарантировать детям-инвалидам равные наравне со здоровыми детьми свободы и права во всех сферах общества;

— обеспечить рассматриваемой категории право на самореализацию и выражение своих взглядов;

— в первую очередь обращать внимание на проблемы детей с ОВЗ;

— оказывать гос. поддержку по созданию условий, необходимых для полноценного развития детей-инвалидов.

Благодаря указанной Конвенции в РФ действует Федеральный закон №124, регламентирующий перечень льгот, условия их реализации и порядок предоставления. Кроме того, в главе 2 данного ФЗ оговорены права детей-инвалидов. Согласно нормативному акту несовершеннолетним с ограниченными возможностями гарантированы:

— медикаменты и иная помощь специалистов на льготных условиях;

— возможность обучения в адаптированных, специальных учреждениях;

— материальное обеспечение, позволяющее покрыть необходимые расходы;

— оздоровление и отдых в реабилитационных центрах и лечебных санаториях;

— содействие в духовном, нравственном, психологическом и физическом развитии;

— наличие социальной структуры, сформированной с учётом нужд детей-инвалидов;

— оказание поддержки при нахождении в трудных жизненных ситуациях;

— юридическая защита прав.

Виды государственной помощи детям-инвалидам

По нормам Постановления Правительства №95 несовершеннолетний гражданин, имеющий заболевание или травму, которые привели к потере конкретного процента трудоспособности, относится к категории ребёнок-инвалид. То есть определённая группа инвалидности не устанавливается. При этом назначение тех или иных льгот связано с индивидуальным уровнем развития, восприятия и другими критериями, диагностированными у инвалида. Но в целом по стране реализуются преференции, которые рассмотрим далее более детально.

Медицинские льготы для детей-инвалидов

Согласно Постановлению Правительства РФ №890 дети с ограничениями по здоровью бесплатно обеспечиваются лекарствами, необходимыми для осуществления стандартного лечения. Перечень достаточно широк и включает в себя, например, бинты, мази, инъекции, сиропы и тд.

Кроме того, Постановление №694 гарантирует детям с ОВЗ выдачу протезно-ортопедических принадлежностей, инвалидной коляски и не только. Примечательно,с что на приобретение дополнительного комплекта вспомогательных средств (костылей и тд) в аптеках предусмотрена скидка в 70%. Плюс, указанным документом оговорен лимит на протезы, ортопедическую обувь и другие приспособления, призванные облегчить жизнь ребёнка-инвалида.

Наконец, нормы ст.6.2 ФЗ №178 являются основанием для предоставления детям-инвалидам санаторно-курортного лечения по показаниям врача и специального питания. Причём путёвка в санаторий выделяется как на ребёнка, так и на его сопровождающего. Поездка в обе стороны компенсируется из бюджетных средств.

Помощь детям-инвалидам в получении образования

Так как ограничения в плане здоровья часто препятствуют обучению в образовательных учреждениях стандартного типа, для детей с ОВЗ предусмотрены особые меры, регулирующиеся ст.79 ФЗ №273. Согласно нормам закона в сфере образования для рассматриваемой категории должны реализовываться следующие меры:

— наличие финансируемых за государственный счёт ДОУ или спецклассов, которые адаптированы, комфортны для детей с ОВЗ;

— действие индивидуальных программ, по которым особые дети могут получить образование любого уровня вплоть до профессионального;

— предоставление методических рекомендаций и учебных пособий по всем образовательным программам с ориентировкой на потребности нездоровых детей;

— подготовка специалистов, способных преподавать детям с заболеваниями и дефектами;

— создание учреждений, где осуществляется круглосуточное наблюдение и обучение детей-инвалидов;

— бесплатная выдача специализированной техники, помогающей детям со слуховыми, зрительными и иными дефектами получать информацию;

— возможность обучаться на дому, причём оплата работы преподавателей может компенсироваться.

Жилищные льготы детям-инвалидам

По ст.14 ФЗ №181 семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида и не имеющие собственного жилья, имеют право встать на учёт как нуждающиеся. В результате в льготном порядке или согласно очерёдности им могут выдать жилое помещение, а также дополнительную площадь при выявлении у ребёнка определённого недуга (подробнее о допустимых болезнях в Постановлении №817).

К примеру, психическое заболевание, поражение кожи или ВИЧ позволят родителям ребёнка-инвалида получить отдельную комнату для него. А ст.17 ФЗ №181 даёт семьям с больными детьми скидку 50% на все коммунальные платежи. Проживающие в частном доме могут приобрести со скидкой твёрдое топливо.

Плюс, закон даёт возможность семьям с несовершеннолетними инвалидами в первую очередь получить землю под развитие садоводства, фермерского хозяйства или возведение дома. А если ребёнок-инвалид признан сиротой и при этом способен обслуживать себя сам, по достижению совершеннолетия он получает жильё вне очереди.

Финансовая поддержка детей-инвалидов

Нормы ФЗ №166 закрепили за детьми-инвалидами право на начисление им пенсионного пособия. Такой вид материальной помощи гарантируется несовершеннолетнему гражданину с ОВЗ по факту установления инвалидности и до 18 лет. Проще говоря, ежемесячно ребёнку-инвалиду начисляют 12 681,09 рубль. Также, в результате проведенной в 2005 году правительством, монетизации льгот каждый месяц ребенок-инвалид дополнительно получает выплату в размере либо 2701,62 рубль (при полном отказе от льгот), либо 1580,20 рублей (если льготы в натуральной форме.)

Если у одного из родителей больного ребёнка есть инвалидность или стаж работы на севере от 15 лет, это позволяет ему приплюсовать к получаемому пенсионному обеспечению доплату в размере 30% на ребёнка-инвалида как иждивенца (по ст.17 ФЗ №400). Помимо этого по Указу Президента №175 один из родителей обеспечивается 10000 руб. по уходу за несовершеннолетним, причём период пребывания с инвалидом включается в трудовой стаж.

Вид социальной выплаты Детям-инвалидам Инвалидам с детства
1 группы 2 группы 3 группы
Социальная пенсия 13912,09 13912,09 11593,58 4927,28
Ежемесячная денежная выплата ЕДВ (в скобках — максимум при отказе от НСУ) 1707,06
(2919,02)
2875,69
(4087,35)
1707,36
(2919,02)
1125,04
(2336,69)
Набор социальных услуг НСУ в натуральной форме (0 руб.) или в денежном эквиваленте
134,03 + 933,25 + 144,37 = 1211,65 руб.
Ежемесячная выплата по уходу неработающими трудоспособными лицами
  • 10000 — родителям, опекунам (повышена с 1 июля 2019 г.);
  • 1200 — иным лицам
не выплачивается

В регионах может оказываться дополнительная денежная поддержка в зависимости от установленного прожиточного минимума и финансовых возможностей.

Транспортные преференции детям с ОВЗ

На региональном уровне во многих областях дети-инвалиды перемещаются в городском транспорте бесплатно (кроме такси). Плюс, как отмечалось выше, возможна компенсация расходов на дорогу к месту лечения и обратно сопровождающему и ребёнку-инвалиду.

Налоговые льготы семьям с детьми-инвалидами

Ст.218 НК РФ обеспечивает родителю нездорового ребёнка право на налоговый вычет, составляющий 12 000 рублей ежемесячно. А попечитель (опекун) инвалида обеспечивается налоговой льготой в размере 6000 рублей.

Правила оформления помощи детям-инвалидам

Рассмотренные выше и дополнительные преференции в регионах оформляются в управлении соцзащиты населения по месту жительства. Чтобы получить причитающиеся льготы, необходимо сначала зафиксировать статус ребёнка, то есть установить инвалидность (см. Постановления №95). После этого в отделение соцзащиты требуется подать:

— заявление на льготы;

— паспорт заявителя (родителя, опекуна);

— справку о составе семьи;

— свидетельство о рождении малыша;

— удостоверение инвалида (справку);

— медицинские документы о степени ограничений;

— справки о месте проживания (фактического).

Тот же пакет документов следует предоставить в ПФ по месту жительства при оформлении пенсии ребёнка-инвалида. Что касается налогового вычета, спровоцировать вступление данной преференции в силу должен работодатель одного из родителей.

Получить транспортные льготы можно путём предъявления удостоверения во время поездки. Скидки по оплате жилищных услуг фиксируются при обращении в УК или ресурсоснабжающую организацию.

Источник

Читайте также:  Общественные отношения по охране здоровья граждан
Оцените статью