Понятие адаптации как основного критерия психического здоровья.
Критерии ПЗ основываются на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация» (Абрамова, Юдчиц).
Адаптация — способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.
3 критерия социализации:
1. связан со способностью человека реагировать на другого человека как на равного себе («другой такой же живой, как и Я»); 2. реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им;
3. как человек переживает свою относительную зависимость от других людей. Мера одиночества – это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.
Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других – один из важнейших параметров психического здоровья.
Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов и норм данного общества в данный конкретный момент. Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья. Она в частности связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия).
В качестве основного критерия оценки психического здоровья, по мнению ряда авторов, выступает понятие адаптации(Ю.А. Александровский, Б.Д. Карвасарский, Г.К. Ушаков, С.М. Громбах). Адаптация — процесс и результат приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.
К.К. Платонов — 3 типа адаптации – физиологическую, психологическую, социально-психологическую. И.П. Павлов: каждое заболевание как нарушение взаимодействия между организмом и средой. Ж. Пиаже: адаптация — то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды (между ассимиляцией и аккомодацией) С.М.Громбах: основной критерий полноценности адаптации – развитие интеллекта. Социально-психологическая адаптация – особая сложная система мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности (по Громбаху).
Александровский: психическая адаптация может быть представлена как результат деятельности целостной системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, а их взаимодействием и содействием, порождающими новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим системам.
Нормальная психическая адаптация является одним из критериев ПЗ. Внешним проявлением нарушения адаптации выступают симптомы и синдромы как варианты дезадаптации. Степень адаптации индивидуальна для каждого человека, зависит как от биологических, так и от социальных факторов и составляет адаптационный барьер – функционально динамическое образование, индивидуальное для каждого человека.
Внешние проявления адаптации (по Громбаху): эффективная учебная деятельность, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие, усвоение норм поведения.
Адаптация: биологическая (присп-е организма); социальная (к обществу); этническая (присп-е группы к обществу).
Понятие внутренних критериев психического здоровья: формирование и способы изучения.
Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц — критерии ПЗ: внешние критерии – адаптацию и социализацию, внутренние критерии – индивидуализацию.
В психологии индивидуализация — процесс вхождения в новую социальную среду, результат обострившихся противоречий между достигнутым результатом адаптации (первой фазы развития личности) и неудовлетворенной потребностью индивида в максимальной персонализации, проявляющийся в нарастании активности поиска средств и способов для обозначения своей индивидуализации и ее фиксации.
Д.И.Фельдштейн: индивидуализация – это постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта. А.В.Петровский — выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть становление индивидуальности. В.И.Слободчиков- как «самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости».
Индивидуализация(Юнг), позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других – один из важнейших параметров ПЗ.
В определении Юнга 3 момента: 1) целью этого процесса является развитие целостной личности; 2) индивидуация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности. Юнг тщательно разводит понятия индивидуации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами.
Процесс индивидуации может быть самопроизвольным или облегчаться посредством анализа, но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечатление в том смысле, что индивидуация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс сопряжен с некоторыми опасностями: интенсивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привести к нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или психотический срыв, могут расцениваться в качестве закономерного результата процесса индивидуации. Хотя Юнг считал, что индивидуация является прерогативой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот процесс иначе, относя его ко всему жизненному пути.
Понятие группы психического здоровья (Громбах).
С.М. Громбах: между здоровьем и болезнью нет резких границ, и норма ПЗ представляет собой континуум.
Градация уровня здоровья, с выделением пяти групп здоровья и четырех его основных критериев, для детей в возрасте от 3 до 17 лет.
Основывается на 4 базовых критериях:1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний; 2) уровень функционального состояния основных систем организма; 3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям; 4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Выделил 5 групп здоровья.
I— здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
II— дети, без хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост; отставание по уровню биологического развития); дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела.
III— дети, с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций.
IV— дети, с хроническими заболеваниями в активной стадии и в стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможности обучения и труда ребенка.
V— дети, с тяжелыми хроническими заболеваниями с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями и непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженными изменениями компенсации нарушенных функций или значительным ограничением возможностей обучения и труда.
Оценку состояния здоровья детей осуществляет врач-педиатр.
Источник
Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья.
Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья.
По мнению В.П. Казначеева: «Адаптация в широком смысле — процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека».
Можно предложить наиболее общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адапатция.
Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.
Нормальная социально-психическая адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная (осуществляется с помощью известных защитных механизмов: агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др., если эти механизмы не стали патологическими) и незащитная (в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений).
Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида:
а) неконформистская адаптация;
б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.
Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.
По книге А.А.Налчаджян Социально-психическая адаптация личности
Л.С. Выготский о объекте дефектологической науки
Перед современной дефектологией помимо тенденций к философскому направлению встают совершенно конкретные отдельные проблемы. Их разрешение составляет предмет большинства дефектологических исследований.
Дефектология имеет свой, особый объект изучения; она должна овладеть им. Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное многообразие форм, почти безграничное количество различных типов. Наука должна овладеть этим своеобразием и объяснить его, установить циклы и метаморфозы развития, его диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее встают проблемы практические: как овладеть законами этого развития.
Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой — именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных — замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка. Как для современной медицины важна не болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. Реакция организма и личности ребенка на дефект есть центральный основной факт, единственная реальность, с которой имеет дело дефектология.
Только с идеей качественного своеобразия (не исчерпываемого количественными вариациями отдельных элементов) тех явлений и процессов, которые изучает дефектология, она впервые приобретает твердую методологическую основу, ибо никакая теория невозможна, если исходить исключительно из отрицательных предпосылок, как невозможна никакая воспитательская практика, построенная на чисто отрицательных определениях и основах. В этой идее — методологический центр современной дефектологии; отношение к ней определяет геометрическое место всякой частной, конкретной проблемы. С этой идеей перед дефектологией открывается система положительных задач, теоретических и практических; дефектология становится возможна как наука, ибо приобретает особый, методологически отграниченный объект изучения и познания.
Нестрашный мир М.Беркович. в понимании специфики работы специалиста-дефектолога
См. конспект Беркович
Условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка по А.Р.Лурия и Г.М.Дульневу, связь с типом дизонтогенетического развития.
Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А. Р. Лурия.
Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.
Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».
Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».
Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Второй блок вопросов
1.Игры «Капризный ребенок» и «Злая и добрая кошка»- в формировании произвольной саморегуляции = билет 13. Игры «Капризный ребенок» и «Злая и добрая кошка»- в формировании произвольной саморегуляции и преодоления агрессивных тенденций в поведении
Игра «капризный ребёнок»:
К вам в гости пришёл львёнок!
Вы любите иногда посердиться друг на друга, покапризничать?
А сейчас вам львёнок покажет как играть в игру капризный ребёнок.
У нас есть волшебный круг! Посмотрите! (на полу лежит холохуп).
Кто входит в волшебный круг, тот превращается по сигналу в капризного
ребёнка и начинает капризничать, а мы все вместе помогаем ему капризничать, говорим все: «Сильнее, сильнее, сильнее…!»
А как только львёнок пропищит ещё раз, игра остановиться. Самое важное за круг не выходить, если ты выйдешь за круг, игра остановится.
А теперь, давайте, у нас будет кто-то родителем. ( Вот ты будешь папой и будешь успокаивать свою дочку…)
Эта игра проводиться в домашних условиях или в детских садах. Здесь для ребёнка ставятся жёсткие условия: не выходить за волшебный круг. Здесь вы учите ребёнка контролировать свои действия, а так же слышать сигнал в момент каприз. Капризничают дети по разному, но кто-то слышит когда нужно остановиться и останавливается, а кто-то слышит и не успевает остановиться. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. В этой игре нужно обязательно перейти к игре парами, когда один капризничает, а другой становиться в роли родителя. Он начинает потихонечку испытывать те чувства, которые испытываю родители и педагоги, как успокоить капризного ребёнка, он начинает это сопереживать. Важно, чтобы каждый чувствовал и понимал (когда дети разбиваются на пары), что другому нужно делать движения ласковые и нежные, если делаются резкие движения, то игра останавливается. А так же если есть другие нарушения в поведении ребёнка, то игра так же останавливается. Вместо львёнка можно использовать абсолютно разную игрушку или колокольчик, но самое главное не использовать человеческий голос, потому что человеческий голос, является очень сильным условным рефлексом для ребёнка. Если вы останавливаете ребёнка голосом в игре, то у ребёнка могут возникать отрицательные эмоции к голосу, поэтому в семье, а так же в детском саду, какие-то вещи, которые требуют остановки, пусть это делает игрушка. Игрушка помогает ребёнку не почувствовать обиду на неё.
Игра «Злая и добрая кошка»:
А сейчас мы узнаем с вами ещё одну игру.
Это сказка, про то, как встретились две злые кошки.
И эти злые кошки стали друг на друга сердиться
Давайте сначала вспомним, как кошки сердятся!? Вставай в волшебный круг, и по сигналу превращаешься в злую презлую кошку.
А сейчас каждый из вас попробует встретиться с этой кошкой, но мы встречаемся так, чтобы кошки стояли друг напротив друга.
Те кто стоят рядом друг с другом дружат, а напротив стоящего вы будете злиться. (Стоять около волшебного круга и в круг не заступать и близко к кругу не подходить, а то игра остановиться), по сигналу начинаем все превращаться в злых кошек, а по второму сигналу злые кошки останавливаются.
Молодцы, из вас получились хорошие злые кошки. А теперь злые кошки договорились и стали они друг к другу ласковыми, нежными, а сейчас, я убираю круг и кошки начинают ласкаться по сигналу, нежно и ласково. Нежно и ласково, чтобы приятно друг другу было, ближе подходим друг к другу.
После злых кошек, дети становятся добрыми кошками, где дети чувствуют добрые чувства. Можно заметить, что дети, направляют свою злость конкретным лицам, у каждого существует собственная потребность. Родителю тоже будет полезно поучаствовать в этой игре, пусть он тоже будет злой кошкой, таким образом снимается общая агрессия направленная друг на друга. После такого упражнения родители и дети превращаются в добрых кошек.
Игра «злая и добрая кошка» способствует эмоциональной разрядке и у ребёнка и у взрослого. Все негативные эмоции нашли выход в этой игре.
Что даст Кузнецова
6. Приведите примеры «образных» определений дефектологии по М.Беркович. Дайте ваше понимание этих образов
1) погоня за благоприятным моментом
2) тепло и настойчивость
3) никогда не выходить из себя, держать железной хваткой
5) когда нельзя судить по себе
6)когда можно все, но только в рамках поставленной задачи
7)когда ты должен забыть об идеале, но всегда к нему стремиться
9) «А мы пойдем другим путем!»
10)мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее там, где она не ожидает, — наша задача
11)когда мелочей не бывает, но всего предусмотреть нельзя
12) когда ты хочешь слишком многого, и только при этом условии что-то получаешь
13)когда ты принимаешь его таким, какой он есть, и не довольствуешься этим
14)когда не обращаешь внимания на отсутствие, ставишь на наличие
Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья.
По мнению В.П. Казначеева: «Адаптация в широком смысле — процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека».
Можно предложить наиболее общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адапатция.
Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.
Нормальная социально-психическая адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная (осуществляется с помощью известных защитных механизмов: агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др., если эти механизмы не стали патологическими) и незащитная (в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений).
Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида:
а) неконформистская адаптация;
б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.
Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.
По книге А.А.Налчаджян Социально-психическая адаптация личности
Источник