Опыт работы: » Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»
методическая разработка по теме
Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_ovz.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
«Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним»
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины »
(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции о правах ребёнка и направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской инвалидности в частности весьма актуальна. Согласно Росстату в настоящее время в Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них значительное число детей – инвалидов.
По сведениям Министерства здравоохранения за 5 лет количество детей – инвалидов увеличилось на 1/3 (со 150 детей-инвалидов на 100000 населения до 206).
На ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.
Данная проблема актуальна и для нашего образовательного учреждения. В настоящее время группы общеразвивающей направленности детского сада посещают 6 детей-инвалидов: с нарушениями опорно — двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.
Создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования – главная цель деятельности педагогов МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка».
Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями мы считаем:
- Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
- Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
- Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
- Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Для решения данных задач психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.
Сопровождение детей осуществляют:
— Медицинский работник — мониторинг здоровья воспитанников.
— Педагог-психолог — психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
— Учитель-логопед — диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
— Музыкальный руководитель , реализацию используемой программы музыкального воспитания.
— Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
— Воспитатель — обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
Деятельность педагогов дошкольного учреждения по работе с детьми ОВЗ в нашем учреждении проводиться по 4 этапам:
1.Диагностический этап . Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка.
В конце сентября, после проведения мониторинга, проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк), где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.
2. Консультативно-проективный эта п. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.
3. Деятельностный этап . В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Деятельность с воспитанниками на данном этапе организуется как индивидуально, так и с включением в подгрупповую работу, с использованием традиционных психологических техник:
- Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа.
- Игротерапия – в процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
- Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
- Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды. Развивается тактильная чувствительность, все познавательные функции, моторика и речь.
- Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
- Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
В рамках проводимой образовательной деятельности, используются самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращается внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку.
Педагогами ДОУ активно используются в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий, такие как подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика, СУ-Джок терапия, ароматерапия, витаминотерапия, музыкотерапия, фитотерапия, гимнастика после сна, солевое закаливание, воздушные и солнечные ванны и др. Весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Предметно — пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Во всех группах имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с замочками, домик с креплениями), «проблемный столик», сухой дождь, сухой бассейн . Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
Учитывая наличие воспитанников с двигательными нарушениями, группы оснащены мягкими модулями и мягкой игровой мебелью.
4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Основными задачами работы с родителями являются следующие задачи:
- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.
Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания.
Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через выставки детского творчества, информационные стенды, приглашения родителей на праздники, на дни открытых дверей, способствовало налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, сферой их деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой. Родители детей группы активные участники социально-значимых акций, всех конкурсов и выставок, проводимых в образовательном учреждении.
В результате психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ специалистами образовательного учреждения можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами: улучшается мелкая и крупная моторика у детей, повышается познавательная активность, самооценка. У родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность психолого – педагогического сопровождения и сделать вывод: сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами образовательного учреждения, позволяет детям благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Перспектива дальнейшей работы ДОУ:
— Разработать программу повышения профессиональной компетентности педагогов, специалистов в области коррекции нарушения в здоровье и социализации детей ОВЗ;
— Разработать план массовых мероприятий с детьми ОВЗ.
Источник
Опыт работы «Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов»
Галина Добрякова
Опыт работы «Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов»
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в специальных условиях для получения полноценного дошкольного образования.
В нашем детском саду создана безбарьерная «добрая среда» для эффективной реализации ФГОС ДО с детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья:
— безбарьерный доступ в здание и перемещение внутри учреждения;
— развивающая предметно-пространственная среда, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем;
— образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования, коррекции и развития детей с проблемами здоровья.
Доступная среда МБДОУ Детский сад №112 начинается с входа в здание. Вход расположен максимально к уровню земли. На входной двери установлена кнопка вызова персонала для оказания помощи родителям (законным представителям) дошкольников с ОВЗ, детей-инвалидов. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ предоставляется сопровождающее лицо.
По коридорам, лестницам, лестничным проемам детского сада установлены поручни для опоры передвигающихся дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Полы в тренажерном зале, зале ЛФК, в коридорах первого и второго этажа покрыты противоскользящим покрытием.
Приобретено специализированное оборудование для передвижения детей.
Для детейс ДЦП приобретено следующее оборудование:
ветрикализатор для детей, для того чтобы ребенок во время занятия мог принять правильное положение тела.
При необходимости ребенку – инвалиду назначается сопровождающее лицо.
В учреждении оборудованы специальные помещения:
оснащенный музыкальными инструментами, аудио и видео аппаратурой, а также детскими музыкальными инструментами. В зале установлены поручни, для занятий с детьми, нуждающихся в дополнительной поддержке.
Спортивный зал и зал ЛФК
оснащены в полном объеме как стандартным, так и нестандартным спортивным оборудованием.
оборудован простыми и сложными тренажерами:
«Беговая дорожка», «Подъем по ступеням», «Наездник», «Nova» «Степпер», «Floor surfer», специальное реабилитационное транспортное средство «Ангел — соло», балансировочная доска «Сова- нянька».
Комната по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма,
в которой собран дидактический материал для изучения правил дорожного движения: дорожные знаки, настольные игры, конструкторы, художественная и методическая литература, машинки, велосипеды и другое.
оборудована игровым материалом для свободной деятельности детей
Кабинет коррекционно-развивающего обучения,
оснащенный материалами для коррекционной работы с детьми по снятию эмоционального напряжения, по работе с гиперактивными детьми, по развитию социальных навыков у дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога
оснащены материалами и оборудованием для подгрупповой и групповой индивидуальной коррекции звукопроизношения, развития всех компонентов устной речи и предпосылок обучения грамоте, для коррекции психического и познавательного развития.
Для успешной социализации, знакомства с профессиями дошкольников с ОВЗ и детей- инвалидов имеется комната для сюжетно-ролевой игры.
В учреждении оборудована прогулочная веранда,
которая оснащена необходимым оборудованием, в том числе поручнями, для прогулок с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от погодных условий.
Развивающая предметно-развивающая среда
в группах оснащена средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастным и индивидуальными возможностям детьми и соответствует содержанию адаптированной основной образовательной программы и отражает образовательные области.
Трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональная, разнообразная, что обеспечивает возможность использования предметной среды в различных видах детской деятельности.
Соблюдается принцип доступности и безопасности, обеспечивается свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям для всех основных видов детской активности.
На территории детского сада оборудованы 5 прогулочных участков с верандами, на которых имеются помещения для игрушек. Установлено следующее спортивное и игровое оборудование.
Для охраны и укрепления здоровья детей – инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении имеются медицинский блок, где оказываются физиопроцедуры по назначению лечащего врача. В ДОУ реализуется программа «Здоровье».
Педагог-психолог и музыкальный руководитель разработали и реализуют программу «Лучики здоровья» — это цикл авторских занятий, направленных на снятие эмоционального напряжения дошкольников с ОВЗ, на формирование представлений о мире человека, развитие коммуникативных качеств.
Образовательно-коррекционный процесс оснащен специальными современными техническими средствами обучения:
— коррекционные интерактивные комплексы «Тимокко»,
— программный комплекс «Специальные образовательные средства 2.4+»,
-программное обеспечение «Речевой комплекс БОС»,
— специальное оборудования для коррекции психических процессов.
Поддержка и развитие индивидуальных способностей и одаренности детейс проблемами здоровья осуществляется посредством кружковой деятельности: Кружок «Неболейка» гимнастика с элементами ЛФК, Кружок «Веселая логоритмика», Фитбол гимнастика, Театральная студия.
Родители являются активными участниками образовательного процесса.
В нашем детском саду, помимо традиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников, создан и функционирует родительский клуб «Счастливый ребенок». Цель которого — просвещение родителей (законных представителей) в вопросах дошкольной педагогики, детской психологии, особенностях физического развития дошкольников на конкретных примерах (лектории, дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники, презентации и пр.).
В МБДОУ Детский сад №112 функционирует консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей, не посещающих дошкольное учреждение. Цель – оказание консультативной помощи родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей в раннем возрасте, в том числе с ОВЗ и детей-инвалидов.
Для успешной социализации дошкольников в нашем учреждении разработан и начинает реализацию проект «Мир без границ», цель которого — внедрение активных форм работы, позволяющих организовать взаимодействие и равноправное общение, развитие и формирование познавательного, творческого потенциала, возможность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, для получения полноценного дошкольного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в МБДОУ Детский сад №112 создана предметно-развивающая и образовательная среда, которая постоянно модернизируется с учетом федеральных требований и безопасности пребывания дошкольников с ОВЗ.
Консультация «Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» Тема: «Создание специальных образовательных Условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» (Публикация. Российский.
Фотоотчет о проведении методической недели «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ» «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ». С таким названием прошла методическая неделя в нашем ДОУ. В мероприятии.
План методической недели «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ» ПЛАН мероприятий МБДОУ «Детский сад №___», проводимых в рамках областной методической недели «Создание условий для эффективной организации.
Опыт работы «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению» Районное методическое объединение воспитателей ДОУ Гагаринского района Сообщение Тема «Создание условий для успешной адаптации детей.
Роль ПМПК в определении специальных условий образования дошкольников с ОВЗ Роль ПМПК в определении специальных условий образования дошкольников с ОВЗ. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в.
Создание условий для патриотического воспитания детей Создание условий для патриотического воспитания детей Как формируется патриотизм у дошкольников? Первые чувства гражданственности и патриотизма.
Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной.
Создание в ДОУ условий для формирования основ физического воспитания и ЗОЖ у детей дошкольного возраста Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного.
Создание необходимых условий для воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста Слайд 1 Тема моего выступления: Создание необходимых условий для воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста Слайд 2 Воспитание.
Создание условий для реализации обучения дошкольников правилам дорожного движения (слайд) «Создание условий для реализации обучения дошкольников правилам дорожного движения»(слайд) Уважаемые коллеги, я представляю детский.
Источник