Оснащение кабинета для инклюзивного образования
Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы. Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.
Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ
Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.
Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:
- находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;
- имеет широкий дверной проем без порожка;
- имеет правильную прямоугольную форму;
- окрашен в светлые пастельные тона.
Оснащение инклюзивного кабинета:
- Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.
- Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.
- Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.
- ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.
- Различные ИКТ:
- Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями ( Эдутач ).
- Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта» .
- Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.
- Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго» ), предметно-образные и динамические средства наглядности.
- Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты :
- журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;
- звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);
- световые столики для рисования и песочной терапии;
- вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;
- интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);
- зеркальный шар с мотором и источником света;
- колесо спецэффектов;
- фиброоптический ковер;
- балансировочная доска-лабиринт;
- напольные и настенные лабиринты;
- декоративно-развивающие панели.
В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:
В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.
Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.
Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.
Зоны кабинета инклюзивного обучения
Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:
- Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с особыми образовательными потребностями.
- Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:
- освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;
- регулирование эмоционального фона;
- нейтрализация стрессовых состояний;
- Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.
Обычно оформляется три зоны:
- рабочая зона педагога с офисным столом, доской и компьютером;
- учебная зона со специально оснащенными двумя-тремя учебными местами для детей;
- зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников, оснащенная оборудованием для сенсорной комнаты. Если позволяет площадь помещения, здесь же можно положить батут и маты.
В зоне отдыха также рекомендуется проводить консультации с родителями. Все зоны разделяются стеллажами с учебно-методическими пособиями и ТСО, ширмами, большими кубиками.
Коррекционный кабинет
Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи, в первую очередь учеников начальной школы. В кабинете специалист работает с детьми индивидуально, с подгруппой или группой.
Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:
- для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;
- для развития мелкой моторики;
- для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия;
- для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза;
- для развития когнитивных функций.
В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:
- Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами с пособиями и литературой.
- Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.
- Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью и аквариумом.
- Сенсорного опыта — для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные ощущения.
- Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации и лепки, трафареты.
- Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.
- Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы с помощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.
В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.
Источник
Специальное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Аннотация: Одним из предметов специального оборудования, является инвалидное кресло
Статья:
Использование специального оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами, позволяет существенно повысить зффективность воздействия за счет включения дополнительных возможностей.
Прибор «Топаз», который позволяет увеличить нужный материал, для того чтобы ребенок с низкой остротой зрения мог его лучше воспринимать.
Одним из предметов специального оборудования, является инвалидное кресло, которое позволяет ребенку перемещаться как по пространству д/сада. так и в условиях игровой комнаты,
ВОС мы начинаем продумывать уже с улицы.
Участки оснащены малыми игровыми формами с пандусами, которые позволяют ребенку-инвалиду на коляске заезжать в них.
Мы видим карусель, на которой катаются дети с особыми возможностями здоровья.
А вот качели, на которых могут качаться дети-инвалиды, поскольку сиденье имеет цепочку, карабин и является для ребенка безопасным.
Вместе со своим ребенком может качаться и взрослый или же другие дети.
В нашем д/с есть вход оснащенный пандусом. Мама с ребенком-колясочником без проблем попадает в помещение детского сада..
Ребенок имеет возможность присутствовать на музыкальном занятии, участвовать в танцах, играть на музыкальных инструментах.
Благодаря разнообразию – оборудование всегда соответствует настроению и потребностям ребенка.
В связи с этим при подборе специального оборудования важно ответить на вопросы о том, каковы его функции и назначение.
Функции специального оборудования
- Облегчение установления отношений с участниками коррекционно-развивающей работы.
- Усиление готовности к предстоящей работе, повышение ее привлекательности.
- Создание необходимых условий для моделирования среды.
- Создание безопасной среды для деятельности.
- Обеспечение возможностей для отработки и развития определенных качеств и навыков.
Мы видим назначение специального оборудования как средство психологического развития и коррекции.
Ребенок дошкольного возраста учится во время игры. Игра для детей с ОВЗ и детей-инвалидов – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникаций, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее.
Причина – двигательные нарушения, которые зависят от формы и тяжести его заболевания, а кроме этого, снижение зрения и трудности в обучении.
Только наша помощь, руководство и поддержка, позволят ребенку с ОВЗ, и особому ребенку у которого нарушены восприятие, внимание, ответная реакция, память получить от игр и удовольствие, и пользу.
Играя, с детьми, имеющими проблемы развития, надо помнить, главное – его интерес и любознательность, которые реализуются с помощью игрушек.
Ребенку-инвалиду, часто трудно координировано и ловко действовать пальцами рук из-за того, что он не может правильно выполнять определенные крупные движения – правильно сидеть, стоять и т.д. Трапецевидное дидактическое пособие активно используется всеми детьми в д/саду. Но для ребенка, с повышенным тонусом, который плохо удерживает равновесие в положении сидя, стоя, действия с ним затруднены.
Наша задача следить за тем, чтобы у такого ребенка было устойчивое положение тела, надежная опора. Для реализации этой задачи мы используем мягкий валик, на котором сидит ребенок и поддерживающий прием взрослого для сохранения правильной осанки.
Все дети любят играть с различными пирамидками. Специальное оборудование отличается своей многофункциональностью. Пирамидка в руках ребенка с диагнозом ДЦП– многофункциональное пособие. У многих детей для которых, характерна недостаточность двигательных навыков снижена тактильная чувствительность, часто у них нарушено зрение, слух. Вследствие этого возникает «сенсорный дефицит», т.е. им не хватает ощущений или эти ощущения смазаны, неточны, а каждая деталь этой пирамидки имеет сенсорное назначение.
У многих детей с проблемами развития отмечается недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Движения бывают неловкими несогласованными. Всем известное упражнение — нанизывание бус на нить. В тифлогруппаах мы используем его для коррекции зрительного восприятия, т.к. некоторым детям с нарушениям зрения врачом-офтальмологом рекомендована работа с мелким материалом и их двигательные навыки позволяют им это делать.
В работе с детьми-инвалидами, мы также применяем данное задание, но используем крупные деревянные бусы, а вместо нити – толстый шнур.
Ребенку с двигательными нарушениями, легче освоить тонкие движения пальцев рук, держать предмет одной рукой и действовать другой, если сидя за столом, он опирается на локти, а педагог помогает ему фиксировать эту позу.
Для отработки одних и тех же навыков необходимо использовать различные материалы. В этом нам поможет – специальное оборудование – ящик «Пертера». Все детали сделаны из дерева, окрашены в основные цвета, удобны для захвата. Деревянные элементы легко одеваются на колышки.
У детей-инвалидов плохо развито взаимодействие двух рук, им полезно отвинчивать, привинчивать, открывать, закрывать. Поможет в этом специальное оборудование «Винтовые цветочки» – цветочки имеют очень удобную форму, окрашены в яркие цвета, все это вызывает положительные эмоции и ребенок с удовольствием играет.
Для развития тонких координированных движений пальцев рук используются пособия, предназначенные для наматывания-разматывания.
При работе с ребенком с ДЦП, педагог использует коррекционный прием совмещенных действий – руки ребенка в руках педагога.
Если ребенок плохо владеет пальцами рук, то хорошая развивающая игра доска с ячейками. Ребенку легче брать фигурки, если к ним приделаны ручки. Чтобы ручка не искажала картинку, она должна быть небольшой.
Из-за плохой координации движений и неловкости рук и пальцев ребенку бывает трудно одновременно удерживать игрушку руками и передвигать ее. На помощь приходят игрушки с магнитами.
Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. Результатом этого восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека.
Поэтому очень важно обогащать образные представления, как детей с ОВЗ, так и детей-инвалидов.
Для детей с синдромом двигательных нарушений сложно работать с плоскими карточками, поэтому очень удобны объемные фигуры с магнитами, позволяющие крепить отдельные части друг к другу и получать целостную объемную фигуру.
Для детей с ОВЗ качалки используются как развлечение. У детей с Синдромом Дауна, с ДЦП часто недостаточно развито равновесие, поэтому таким детям полезны раскачивания на различных качалках, мячах уже с коррекционной целью.
Замечательное пособие «Рисуем ногами», которое представляет собой деревянную панель-лабиринт. Оно способствует развитию двигательной активности. ловкости, координации движений.
У детей-инвалидов отмечается неполный объем движений, нарушение их произвольности. Всем известное пособие стол с фасолью, используется для самомассажа кистей пальцев рук, а также оказывает положительное влияние на нормализацию мышечного тонуса, способствует развитию произвольных движений рук у детей,
Это оборудование хорошо использовать и для развития сенсомоторных навыков,
Дети- играют с фасолью, пересыпают ее. Им весело и приятно слушать разные звуки.
Очень полезны для детей упражнения – одновременно двумя руками сгребать фасоль, песок, то к ближней, то к дальней, то к правой, то к левой стенкам. Когда ребенок научиться действовать двумя руками, это же упражнение надо делать одной рукой, что позволит ему научиться пересекать рукой среднюю линию тела. Этот навык необходим ребенку во время письма.
Очень важно для нас помочь детям-инвалидам освоить простые бытовые действия.
Ребенок с удовольствием перетирает между ладонями песок, а на самом деле ребенок учится мыть руки.
У детей с особыми образовательными потребностями в силу диагноза движение рук и пальцев нередко осложняются различными синкинезиями (содружественными движениями).
В связи с этим многие дети не умеют держать карандаш, рисовать кисточкой, лепить из пластилина, не доступны действия с ножницами.
Ребенок-инвалид работает со специальным пластилином, которой по своей консистенции напоминает тесто.
Это позволяет ему без труда предавать пластилину разную форму и производить различные манипуляции.
Дети с удовольствием пользуются ножницами, но часто у них плохо развита мелкая мускулатура рук, поэтому должны быть специальные ножницы, при работе с которыми у такого ребенка работает кисть.
Дети инвалиды, и дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Если рисуем кистью, то она должна быть большая (молярная). Кисть держать удобно, она побуждает к широким и плавным движениям.
Для ребенка-инвалида творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат.
В ходе этого процесса он лучше осознает себя, расширяет свой опыт в познании окружающей его действительности, радуется общению с мамой, педагогом, начинает больше доверять себе.
Стеклянный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет особому ребенку получить результат своей работы, а значит настраивает его на успех. Ребенок сидит на колене мамы и рисует ладошками на зеркале с помощью красок. В этом случае применяется коррекционный прием: мама, подняв плечи ребенка направляет их вперед, помогая ему нажимать ладошками на поверхность стекла во время рисования, а также фиксирует правильную осанку ребенка.
В работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать пособия, которые формирует положительные эмоции ребенка. К таким пособиям относится и этот стеклянный мольберт. Ребенку-инвалиду самостоятельно нарисовать портрет мамы, очень трудно, а порой просто невозможно. А этот волшебное оборудование помогает ребенку получить результат своей деятельности, и что не менее важно оно доставляет удовольствие, как ребенку, так и маме.
Говорить об этом можно бесконечно, т.к. вариантов использования специального оборудования может быть огромное количество. Все зависит от фантазии, творчества и опыта тех людей, которые работают с данной категорией детей и наличия самого специального оборудования.
В процессе коррекционно-развивающих занятий необходимо заинтересовать ребенка. В тот момент, когда ребенок заинтересован и проявляет собственную активность, он достигает максимально возможного для себя уровня цельности.
Собственная активность особого ребенка может быть незначительна, но она должна быть, так как именно на нее опирается творчество ребенка, а это будет способствовать его самовыражению.
Если мы поможем ребенку во время игры, занятия использовать уже приобретенные, пусть и весьма ограниченные, навыки, мы позволим ему учиться.
Источник