- Аналитическая справка «Состояние здоровья учащихся, работа по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек»
- Работа классного руководителя по формированию у учеников здорового образа жизни
- Просмотр содержимого документа «Работа классного руководителя по формированию у учеников здорового образа жизни»
- Справка о состоянии работы по воспитанию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни в МОУ СОШ № 8 г. Моздока
Аналитическая справка «Состояние здоровья учащихся, работа по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек»
специалист в области арт-терапии
Проверка состояния здоровья учащихся, работа по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек
Цель: Проверка состояния здоровья учащихся, работа по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек
Вид контроля: Тематический
Метод: Проверка состояния здоровья учащихся, работа по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек
Согласно плану ВШК в филиале МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с.Новокленское была проведена проверка состояния здоровья учащихся, работа по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек.
Одним из направлений воспитательной работы филиала является направление «Ученик и его здоровье», основная цель которой – сохранение и укрепление здоровья учащихся. В филиале проводится спортивно-оздоровительная работа: Дни здоровья, соревнования, спортивные секции, спортивные праздники, физкультминутки в начальных классах, которые укрепляют здоровье обучающихся. Для этого в школе оборудован спортивный зал, баскетбольная и волейбольная площадки.
Регулярно проводится диспансеризация учащихся. Фельдшером Новокленского ФАП Петрищевой Л.В. проводятся прививки по графику. С детьми с нарушением речи работает учитель-логопед Деревягина М.С. Все учащиеся школы имеют возможность получать горячее сбалансированное питание. В течение всего учебного года проводится витаминизация. Соблюдаются нормы и правила техники безопасности как на уроках и при проведении внеклассных мероприятий, так и во время перемен. Каждую четверть проводятся инструктажи по технике безопасности, противопожарной безопасности, учебные тренировки по отработке действий в чрезвычайных ситуациях. Ежегодно проводится конкурс «Безопасное колесо», День защиты детей, игра «Зарница». С требованиями техники безопасности дети знакомятся и при проведении уроков трудового обучения, физической культуры, физики, информатики, химии, биологии.
В соответствии с нормативными актами в первую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-психическое развитие.
Состояние здоровья учащихся по медицинским группам
Уровень физической подготовленности учащихся
Доля учащихся, имеющих заболевания (2016 г.)
Не имеют патологических заболеваний
хирургического характера (сколиозы и др.)
Доля учащихся, имеющих заболевания (2017г.)
Не имеют патологических заболеваний
хирургического характера (сколиозы и др.)
Доля учащихся, имеющих заболевания
страдают алиментарно-зависимыми заболеваниями (2016 г.), в том числе:
имеют недостаток массы тела
болезни органов пищеварения
болезни кожи и подкожно-жировой клетчатки
Доля учащихся, имеющих заболевания
страдают алиментарно-зависимыми заболеваниями (2017 г.), в том числе:
имеют недостаток массы тела
болезни органов пищеварения
болезни кожи и подкожно-жировой клетчатки
Вышесказанное определяет актуальность поиска эффективных способов решения такой важной социально-педагогической проблемы, как сохранение психического и физического здоровья школьников в процессе обучения.
С целью повышения эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, укрепление здоровья учащихся, формирование здорового и активного образа жизни, повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в филиале проведена воспитательная работа в данном направлении. В школе разработана и предваряется в жизнь программа «Здоровье», целью которой являлось формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения среди учащихся всех возрастов. Школа и ФАП поддерживают постоянную связь. Работники ФАП проводят работу по профилактике различных заболеваний, формированию потребности в здоровом образе жизни. С этой целью разработан план совместных мероприятий между школой и ФАП в направлении «Ученик и его здоровье». Большую работу провели классные руководители по вредных привычек. Проводились беседы: «Курение – одна из вредных привычек», «Фунт профилактики – стоит пуд лечения», «В здоровом теле — здоровый дух», «День здоровья – день без табака», «Алкоголизм: пропасть или рай?» В целях профилактики простуды и гриппа учитель начальных классов Яковлева С.И. вместе с медицинским работником ФАП Петрищевой Л.В. подготовили лекцию для родителей «Профилактика гриппа». Ведётся систематическая работа по профилактике вредных привычек, мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни. Классные руководители проводят работу по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек.
В школе проводится профилактическая работа по обеспечению безопасности детей. Для учащихся и родителей в течение учебного года разработаны профилактические мероприятия по теме «Безопасность школьника». Они проводились в виде бесед, сочинений, диспутов, практикумов. После проведения этих мероприятий дети серьёзнее относятся к своему поведению и своей безопасности. Классные руководители 1 -11 классов проводят занятия по ПДД. Также организованы выставки рисунков, книжные выставки в ОИБЦ. 24 ноября 2017 года для учащихся 5-8 классов педагог-психолог Пузикова С.Д., учитель Яковлева С.И. провели дискуссию «Что такое вредные привычки?». 30 ноября проведено общешкольное мероприятие «Мы выбираем здоровье». Также в рамках акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» учителями физкультуры проведены спортивные мероприятия в 1-11 классах.
Выводы и предложения:
Продолжить профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся , способствовать укреплению психологического и физического здоровья учащихся.
Классным руководителям вести работу по профилактике вредных привычек; оказывать посильную методическую помощь родителям и детям; просвещать учащихся через беседы; проводить консультации.
Источник
Работа классного руководителя по формированию у учеников здорового образа жизни
Описана роль классного руководителя в формировании у у чеников здорового образа жизни, система мероприятий.
Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя по формированию у учеников здорового образа жизни»
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ ЗОЖ
Н.Н. Аболмасова, классный руководитель 8 класса
МБОУ «ОО Каплинская школа»
Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности.
Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предполагает дальнейшее развитие общества.
По формулировке академика Ю.П. Лисицына – «Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья».
Здоровый образ жизни – это не только медико-биологическая деятельность, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, формирование личной культуры и образованности человека. Это высокая медицинская активность, возможность выполнять свои профессиональные и социальные функции независимо от политической и экономической ситуации в стране.
Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье.
Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:
Организация рационального режима дня;
Организация рационального режима питания;
Здоровый психологический климат в классе и школе;
Активный развивающий досуг.
По этим правилам строится работа каждого классного руководителя в нашей школе.
1. Организация рационального режима дня.
Формы работы, используемые при этом – беседы, составление индивидуального режима дня для каждого ученика на уроках “Я расту здоровым”, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры по станциям, организованные совместно с учащимися начальной и старшей школы.
Так с учащимися 5 класса была проведена дидактическая игра по станциям “Путешествие в Страну здоровья», театрализованное представление для 1 класса «Вредные привычки», игра «Берегись от бед, пока их нет».
При подготовке игры были поставлены следующие задачи:
– закрепить знания учащихся о режиме дня;
– закрепить правила поведения на перемене;
– закрепить знания учащихся о личной гигиене.
В игре принимали участие не только учащиеся 5-го класса и их родители, но и ученики 1-го класса, которые пришли к первой учительнице после выпуска .
Самое главное при планировании такой работы – чтобы у каждого ребенка в классе сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение.
2. Организация рационального режима питания.
Так как у нас каждый ребенок ежедневно получает бесплатное горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований санПИН, то необходимо вести предметный разговор о том, чтобы дети не отказывались от этого.
Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.
Для этого проводятся игровые классные часы, на уроках “Я расту здоровым” рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм, дети составляют меню на неделю, объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт.
В столовой дежурные следят за порядком, помогают накрывать на стол, контролируют санитарное состояние рук, а также смотрят за тем, чтобы каждый убрал за собой посуду после приема пищи.
Ставятся вопросы о вреде фастфуда, о проведении питьевого режима, о культуре поведения за столом. И здесь нам помогают такие формы работы, как тематические классные часы. Вот их тематика «Если правильно питаешься, значит здорово живешь», «Как питались на Руси», «Твое здоровье – в твоей тарелке», конкурс стихов о ЗОЖ, выступление агитбригад «О пользе молока и меда» и др.
3. Здоровый психологический климат в классе и школе.
Для выполнения этого правила здорового образа жизни проводится мониторинг психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению, социометрия и д.т). Работа классного руководителя ведется в сотрудничестве с родителями и опирается на исследования психологов. Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования. Анализ информации помогает определить детей на занятия в дополнительном образовании с учетом их физического здоровья, направить их на массаж, коррекцию зрения и занятия ЛФК. На каждого ребенка в классе я составила карту психологических исследований, в которой отразились все результаты проводимых исследований за 5-7 класс, а так же исследования, проводимые в следующих классах.
На основе психологических исследований, а так же проводимой в классе социометрии дети, которые оказались в числе аутсайдеров, включаются в совместную внеклассную деятельность: подготовку классных мероприятий: кросс, турпоход, «А ну-ка, мальчики», защищают честь класса на школьных спортивных турнирах, и честь школы на муниципальных спортивных играх ( лапта, футбол, баскетбол).
4. Культура движений
В учебном плане заложены 3 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. В другие дни дети могут восполнить недостаток двигательной активности в секциях дополнительного образования и физкультурных секциях, а так же вне школы. Это занятия в бассейне, танцы и спортивные секции.
5. Активный развивающий досуг.
С этим направлением деятельности в нашей школе создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет студий дополнительного образования, которое включает в себя 4 направления:
И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно, а в случае потери интереса организовать работу по повышению мотивации, отслеживать, чтобы дети не бросали занятия, вести работу совместно с родителями. Для этого проводится анкетирование детей и родителей, каким видом деятельности хотел бы заниматься ребенок, чем реально могут помочь родители школе и детям в занятиях по этим направлениям.
В моем классе в системе дополнительного образования занимается 76% учащихся. Из 23 человек:
Танцами занимаются 2 человек;
Рисованием – 2 человека;
Вокалом – 4 человек;
Игрой на музыкальных инструментах (фортепиано, гитара, баян) – 3 человек;
7 мальчиков занимаются в спортивной секции по футболу.
1 девочка посещает секцию восточных единоборств.
6 мальчиков ездят на футбол во дворец спорта ПРОМАГРО.
Помимо дополнительного образования многие дети посещают занятия вне школы. Это плавание (4 человек), танцы (2 человека), музыкальная школа (1 человек), карате (2 человека), художественная школа (2 человека).
Одним из ведущих видов деятельности классного руководителя является планирование своей работы, без которого мы не видим будущего учащихся. Формирование здорового образа жизни включается в планирование работы классного руководителя и всей школы, многие мероприятия становятся традиционными. Это спортивный конкурс “Мой учитель и я – спортивная семья”, проведение агитбригад, Дни здоровья, “Веселые старты” и другие.
Таким образом, что должен уметь классный руководитель, чтобы осуществлять деятельность по формированию ЗОЖ?
Планировать работу по здоровьесбережению.
Анализировать данные мониторинга здоровья учащихся.
Организовывать совместную деятельность “ученик – учитель – родитель”.
Сотрудничать со специалистами школы.
Отслеживать результативность деятельности
Результатом грамотного подхода классного руководителя в вопросах здоровьесбережения является:
Возрастание мотивационных установок учащихся.
Снижение количества пропусков учащихся по болезни.
Источник
Справка о состоянии работы по воспитанию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни в МОУ СОШ № 8 г. Моздока
о состоянии работы по воспитанию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни в МОУ СОШ № 8 г. Моздока
Цель проверки: изучить систему работы школы и работу классных руководителей по воспитанию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганде, профилактике табакокурения и оценить её эффективность.
Формы и методы проверки: анализ планов воспитательной деятельности школы за два года, собеседования с классными руководителями, анализ планов воспитательной работы классных руководителей, анкетирование учащихся.
Проверку проводила заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 8
В соответствии с планом ВШК проводилась проверка эффективности работы классных руководителей по воспитанию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганде, профилактике табакокурения и других вредных привычек.
Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит школе. На сегодняшний день в мире и стране особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие. Не менее распространены, по статистике, в подростковой среде алкоголизм и табакокурение.
1) Вопросы воспитания у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, вопросы антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1-11 классов согласно плану «Организации деятельности школы как центра воспитательной работы в микрорайоне на учебный год» и « Программе воспитания МОУ СОШ №8 «Я в Мире, Мир во Мне»».
2) Такая работа ведется со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями и школьниками.
3) По мнению специалистов, для того, чтобы изменить ситуацию, нужно целенаправленно готовить педагогов к антинаркотической, антиалкогольной профилактике и стимулировать их к выявлению учеников, употребляющих наркотики, алкоголь, курящих табак.
С этой целью в школе были проведены семинары классных руководителей по темам «Аддиктивное поведение учащихся», «Проблемы диагностики склонности учащихся к вредным привычкам», «Гуманизация воспитательного пространства школы», «Методы коммуникативной культуры педагога»; психологические тренинги по проблемам диагностики склонности школьников к вредным привычкам с участием школьного психолога и врача – нарколога .
Также была организована работа педагогического Университета для родителей с привлечением квалифицированных специалистов: медиков, представителей правоохранительных органов, психолога. В г. проводились общешкольные родительские собрание на тему «Роль родительской поддержки в профилактике и диагностике аддиктивного поведения детей», «Здоровая семья – счастливая семья», классные родительские собрания «Воспитание здорового ребенка», «Воспитание потребности в ЗОЖ».
Традиционными в школе на протяжении многих лет являются спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
В учебном году классными руководителями, зам. директора по ВР и психологом была проведена большая работа по выявлению школьников, склонных к вредным привычкам, а также семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики, оказывают негативное влияние на подростков. В результате была составлена база данных на социально-неблагополучные семьи, на каждую такую семью и каждого ребенка из этих семей заведен Паспорт, классные руководители постоянно держат на контроле посещаемость, успеваемость и социальное поведение таких детей. Были направлены материалы в Отдел опеки и попечительства на лишение родительских прав в отношении учащегося 6 «В» класса (2006-07 г.), ходатайство о принятии мер в отношении родителей учащейся 1 класса (на данный момент родители исправились и в полной мере занимаются воспитанием ребенка), ходатайство на лишение родительских прав и установление опеки в отношении учащегося 6 класса Подстречного Николая (в настоящее время ведется работа с Отделом опеки Краснодарского края, где проживают родители мальчика).
Кроме того, психологом школы велись занятия-тренинги во всех возрастных группах по формированию позитивного отношения к окружающему миру и формированию устойчивости к негативным влияниям и анкетирование на предмет выявления учащихся склонных к употреблению наркотиков и алкоголя.
Согласно результатам анкетирования около 1% школьников 15-16 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Большинство – 75 % ограничились единичным случаем. Но 25 % из них предпочитают пробовать наркотики эпизодически. В результате анкетирования и собеседований были выявлены 2 учащихся 11 класса, эпизодически употребляющих наркотики, но эти учащиеся, перешедшие из других школ района в сентябре и выбывшие из школы в декабре, не дружили ни с кем из учащихся нашей школы и не успели оказать негативного влияния на одноклассников и других детей.
По данным социологического опроса учащихся 4 – 11 классов у 84 % школьников сформировано крайне негативное отношение к наркомании, 10 % не задумывались над этим вопросом. Настораживает то, что 14 % школьников считают, что в нашем регионе и стране в целом наркомания – это не самая важная проблема нашего общества, и не стоит придавать ей большого внимания, а разговоры о наркотиках надоели и не интересны; 2 % считают, что употреблять или не употреблять наркотики – личное дело каждого человека и наркоманы не представляют никакой угрозы обществу.
4) План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включал следующие мероприятия: вовлечение учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования и школьные; организация КТД, конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; классные часы и беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки — ролевые игры, творческие работы учащихся.
В процессе формирования потребности в ЗОЖ большое значение имеет участие школьников во внеурочной деятельности и участие в работе кружков и секций, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. В текущем учебном году 83% учащихся охвачены различной кружковой деятельностью, в т. ч. более половины из них — в секциях ДЮСШ.
Традиционно для старшеклассников и учащихся 5 – 8 классов в нашей школе проводятся массовые внеклассные мероприятия по профилактике вредных привычек. Наиболее удачными были следующие мероприятия: классные часы «Вредные привычки», «Вредные вещества», «Что вредит нашему здоровью», «Как ты познаешь мир», «Ты счастлив, когда здоров». При большой активности учащихся прошли ролевые игры «Суд над наркоманией» (11 «А», кл. руководитель /февраль 2007 г./), «Суд над Бахусом» (11 «Б», кл. руководитель , январь 2007 г.), телемост «Мы — против наркотиков, алкоголя, курения» ( 11 «А», кл. руководитель , ноябрь 2007 г.), «симпозиум врачей» по вопросам формирования привычки к здоровому образу жизни «Человек 21 века» (11 «Б», кл. руководитель , февраль 2008 г.). Совет Учащихся Школы в декабре 2007 года стал инициатором проведения акции «Мы против наркотиков – за здоровый образ жизни », в ходе которой была проведена тематическая линейка и распространены среди жителей микрорайона листовки, составленные учащимися и распечатанные на компьютере.
В ноябре 2006 года группа учащихся 10 классов участвовала в районном конкурсе проектов по антинаркотической пропаганде. Школьники разработали систему занятий под названием «ПАНТ» — «Против Алкоголя, Наркотиков, Табака». Работая над проектом, учащиеся привлекли к поиску материалов практически всех учащихсяклассов, проводили беседы с учащимися, явились инициаторами проведения классных часов, кинолекториев, конкурсов плакатов и рисунков. В текущем учебном году в 9 классах проводились кружковые занятия по психологии общения и формированию устойчивого отношения к негативным проявлениям окружающей среды (руководитель – педагог – организатор ). За основу программы работы кружка был взят проект «ПАНТ».
В конкурсах рисунков и плакатов «Мы за ЗОЖ» принимают участие все учащиеся школы с 1 по 11 класс. Такие конкурсы проводятся 2 раза в год: в октябре – ноябре в ходе проведения Месячника профилактики правонарушений и в апреле в ходе Месячника экологического воспитания.
В ноябре лучшими были признаны коллективные работы учащихся 8 «Б»
и 9 «А» класса; в апреле лучшие рисунки представили ученики 3 «В» класса.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по формированию у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике табакокурения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе и классах ведется удовлетворительно. Однако не у всех школьников сформировано негативное отношение к наркомании и алкоголизму, как к социальным проблемам нашего общества и не у всех учащихся сформирована потребность в ЗОЖ. В связи с этим рекомендуется:
1) Классным руководителям больше внимания уделять формированию у учащихся потребности в ЗОЖ. Ознакомить учащихся с памятками из цикла «Как бороться с вредными привычками», провести классные часы по теме « Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки», «Как избавиться от вредных привычек». Включить в план воспитательной работы на следующий учебный год и провести классные часы-тренинги по формированию устойчивого отношения к негативным проявлениям окружающей среды и воспитанию положительных привычек.
2) Зам. директора по ВР до 1 января разработать соответствующие памятки для учащихся, пополнить ими портфолио классных руководителей.
3) Классным руководителям при проведении классных часов по формированию потребности в ЗОЖ и расширению их кругозора полнее использовать возможности библиотек и Интернета, привлекать к проведению мероприятий родителей, специалистов и общественность.
4) Включить в план работы ШМО на следующий учебный год и рассмотреть на заседаниях ШМО классных руководителей формы и методы воспитания у учащихся потребности в ЗОЖ, провести круглый стол по обмену опытом.
МОУ СОШ № 8 по ВР ______________ / Д,/
Источник