Статистика зож у подростков

Статистика зож у подростков

Здоровье подростка в значительной степени определяется условиями его жизни, прежде всего, в семье и школе [2, 5]. В период обучения в школе формирование навыков здорового образа жизни подростков имеет свои особенности и определяется психофизическими характеристиками школьников, а также нацеленностью педагогов и родителей на то, чтобы дети не только получили образование, но и одновременно смогли сохранить и укрепить свое здоровье [3].

Целью нашего исследования является изучение отношения подростков к своему здоровью, сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Для достижения поставленной цели мы провели анкетирование на базе Муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ № 81 и № 19 Центрального района г. Волгограда. Анонимное анкетное обследование проводилось с участием 42 подростков 7 и 8 «А» классов в возрасте 13-15 лет.

Разработанная нами анкета состояла из двух блоков вопросов и была направлена на выяснение отношения подростков к своему здоровью, сформированности представлений о здоровом образе жизни и на выявление распространения табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Аддиктивное поведение при этом рассматривалось как альтернатива принципам здорового образа жизни.

Результаты анкетирования были обработаны методами математической статистики.

На вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье?» 9,5 % подростков ответили «отлично», 47,6 % — «хорошо», 33,3 % — «удовлетворительно», 7,1 % — «плохо», 2,4 % — «очень плохо». Показатели отношения подростков к своему здоровью распределились следующим образом: большинство подростков (92,8 %) признают здоровье как ценность. Имеет место безразличное отношение подростков (7,1 %) к собственному здоровью.

Ответы на вопрос «Ведете ли Вы здоровый образ жизни?» распределились следующим образом: 14,3 % респондентов ответили «безусловно, да»; 35,7 % — «скорее да, чем нет»; 42,8 % — «скорее нет, чем да»; 7,1 % — «безусловно, нет». Кроме того, подросткам предлагалось ответить на такие вопросы, как: «Занимаетесь ли Вы спортом?», «Делаете ли Вы утром физическую зарядку?», «Сколько времени Вы гуляете на улице?», «Правильно ли Вы питаетесь?», «Соблюдаете ли Вы режим труда и отдыха?» и др.

Читайте также:  Агитбригада зож для детей

Обобщив полученные результаты по первому блоку вопросов анкеты, мы сгруппировали подростков по трем уровням.

К низкому уровню были отнесены подростки, у которых отсутствовало осознание важности здоровья и отмечалось нежелание выполнять оздоровительные упражнения, заниматься спортом, правильно питаться. Представления о здоровье и здоровом образе жизни не сформированы.

У подростков среднего уровня отношение к здоровью как к ценности отличается недостаточной осознанностью. Имеют поверхностные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Периодически выполняют оздоровительные упражнения, стараются правильно питаться, гулять на свежем воздухе.

К высокому уровню были отнесены подростки, которые признают здоровье как ценность, осуществляют деятельность, направленную на оздоровление организма. Осознанно и регулярно занимаются спортом, правильно питаются, соблюдают режим труда и отдыха. Располагают достаточно полной и достоверной информацией о здоровье и здоровом образе жизни.

Второй блок вопросов анкеты был направлен на изучение отношения подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам, определение уровня их знаний о последствиях употребления психоактивных веществ для здоровья человека, выявление распространения вредных привычек в подростковой среде и возраста первой пробы употребления.

Анализ ответов на вопрос об отношении подростков к психоактивным веществам показал, что отрицательно относятся к табакокурению 42,8 % опрошенных, к алкоголю — 52,4 % респондентов. Нейтральное отношение к табакокурению выразили 35,7 % подростков, к алкоголю — 42,8 %. Положительно относятся к табакокурению 21,4 % респондентов, к алкоголю — 4,7 %. Показательно, что абсолютное большинство подростков (92,8 %) негативно относится к наркотическим веществам, нейтральное отношение выразили 7,1 % респондентов. Подростков, положительно относящихся к наркотикам, не выявлено.

В ходе исследования было выявлено, что в возрасте 11-12 лет впервые попробовали закурить 59,5 % подростков, впервые попробовали алкогольные напитки — 26,2 %. В возрасте 13-15 лет впервые попробовали закурить 35,7 %, впервые попробовали алкогольные напитки — 71,4 %. В возрасте до 10 лет впервые попробовали закурить 4,7 % подростков, впервые попробовали алкогольные напитки — 2,4 % респондентов. Не выявлено подростков, имеющих опыт употребления наркотических веществ.

В ходе исследования нами было выявлено, что значительная доля систематически курящих подростков хотела бы прекратить курение или, по крайней мере, уменьшить его интенсивность. Почти треть опрошенных не желают отказываться от пагубной привычки. Обращает на себя внимание тот факт, что 35,7 % респондентов употребляют алкоголь от 1 до 3 раз в месяц и чаще, что вызывает определенную обеспокоенность и тревогу.

Представляют особый интерес результаты ответов подростков на вопрос об известных им негативных последствиях курения и употребления алкоголя для здоровья человека. Наиболее распространенными ответами большинства подростков явились следующие: «вредно для здоровья», «плохая кожа лица», «преждевременное старение», «частые болезни», «рак легких», «низкий заработок» и др. Единичные ответы — «цирроз печени», «болезни сердца», «отсутствие жизненных перспектив». Отметим, что были подростки, которые затруднились ответить на вопрос.

На вопрос «Если тебе предложат закурить или попробовать алкогольный напиток. Каковы твои действия?» значительная доля подростков (35,7 %) ответили согласием на предложение закурить. 42,8 % респондентов ответили, что однозначно откажутся от предложения закурить или попробовать алкогольный напиток. 21,5 % респондентов затрудняются ответить на вопрос.

На вопрос «Если тебе предложат попробовать наркотик, ты откажешься или нет?» абсолютное большинство подростков (90,4 %) ответили, что откажутся от такого предложения. 9,5 % респондентов затрудняются ответить на вопрос. Не выявлено подростков, ответивших согласием на предложение попробовать наркотики.

Обобщив результаты второго блока вопросов анкеты, мы распределили подростков по уровням.

Высокий уровень предполагал достаточную информированность подростков по проблеме; знания о вреде употребления наркотических веществ, алкоголя и табакокурения; наличие четких убеждений против употребления наркотиков, табака и алкоголя.

Средний уровень: подростки разбираются в основных понятиях, знают о вреде наркотиков, алкоголя и курения, но у них недостаточно сформированы антиалкогольные и антитабачные убеждения; периодически курят и употребляют алкоголь.

Низкий уровень характерен для подростков, которые мало информированы по проблеме, имеют поверхностное представление о негативном влиянии на организм человека психоактивных веществ; систематически курят, употребляют алкоголь; не имеют четких убеждений против употребления психоактивных веществ.

Полученные результаты исследования позволяют говорить о достаточной сформированности представлений у большинства подростков о здоровье и здоровом образе жизни. При этом отмечается недостаточная значимость для них ценности здоровья и недостаточная сформированность установок на ведение здорового образа жизни.

Опираясь на опыт исследований в области данной проблемы и собственный практический опыт работы по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни среди подростков, мы выделяем условия, обеспечивающие эффективность данного процесса:

  • наличие мотивации и активной позиции у подростков в здоровьесберегающей деятельности;
  • осознание подростками ценностей здоровья и здорового образа жизни;
  • внедрение учебных и внеучебных занятий здоровьесберегающего направления;
  • обеспечение соответствия познавательного материала возрастным и индивидуальным особенностям подростков.

Определив условия, оптимизирующие процесс формирования здорового образа жизни подростков, мы разработали программу для подростков общеобразовательных учреждений.

Целью программы является ликвидация пробелов в знаниях о здоровом образе жизни, формирование у подростков ценностного отношения к собственному здоровью и профилактика аддиктивного поведения.

Программа включает в себя следующие тематические разделы:

«Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни», целевым назначением которого является выработка понятийного пространства «здоровый образ жизни».

«Компоненты здоровья и здорового образа жизни», основная задача которого — знакомство с компонентами здоровья (психофизическое, психическое и умственное, духовно-нравственное здоровье) и выработка собственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, определение индивидуального плана здоровой жизни.

«Академия здоровья», целевым назначением которой является развитие навыков и умений использовать способы получения радости и удовольствия, альтернативные психоактивным веществам, а также в итоге признание обучающимися здоровья как наивысшей ценности человека.

«Профилактика аддиктивного поведения», целевым назначением которой является дать информацию об отрицательном воздействии и негативных последствиях злоупотребления психоактивными веществами на организм человека; сформировать осознанное негативное отношение у подростков к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотикам; привить подросткам социально одобряемые образцы поведения, общепринятые ценности [6].

Все перечисленные тематические разделы представляют собой этап реализации программы, но при необходимости, имея свою самостоятельную цель, реализовываться в отдельности, исходя из запроса целевой группы, могут быть скомбинированы в ином порядке.

Структура и содержание занятий имеют законченную самостоятельную форму, решают определенные задачи. Преемственность занятий состоит в том, что наибольший эффект воздействия на целую аудиторию будет производить их объединение в единый курс, так как в этом смысле все формы подчинены единой программной цели.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что данное социологическое исследование свидетельствует о необходимости совершенствования медико-социальной помощи в области сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни подростков общеобразовательных учреждений через проведение мониторинга показателей здоровья обучающихся, предупреждение заболеваний, профилактику вредных привычек, повышение мотивации подростков к здоровому образу жизни и организацию здоровьеформирующей деятельности.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Источник

Образ жизни современных подростков

Сегодня в мире сложилась такая ситуация, что подрастающему поколению практически неинтересен вопрос о здоровом образе жизни. Интернет-зависимость, алкоголь, курение, наркотики практически захлестнули большую часть подростков в том числе и нашей страны. Статистика подтверждает, что с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается, а количество инвалидов и нетрудоспособного населения, наоборот, возрастает. Увеличивается и число молодых людей, непригодных к службе в армии по состоянию здоровья, неуклонно растет заболеваемость гастритами, бронхиальной астмой и прочими распространенными заболеваниями, связанными с неблагоприятной экологической обстановкой и неправильным образом жизни. Наблюдается также и увеличение количества подростков, поступающих в больницы в состоянии наркотического и алкогольного отравления. И с каждым годом данная ситуация имеет тенденцию к ухудшению.

По статистике на 2012 год, в большинстве своем российские подростки начинают курить с 10 – 11 лет (70 %), а к окончанию школы примерно 40 % из них имеют зависимость. Причем отмечается резкое увеличение именно курящих девушек-подростков. Не исключается и алкогольная зависимость среди подростков. Так, данные статистических исследований показывают, что в возрасте 14 – 16 лет алкоголь принимают не менее двух раз в неделю примерно 20% подростков, причем алкогольная зависимость начинает развиваться с регулярного употребления пива и газированных алкогольных напитков, называемых энергетиками, которые чрезвычайно популярны среди подростков. Этому способствует также и то, что, как правило, многие подростки вовсе не считают эти напитки алкоголь-содержащими, к тому же их продают повсеместно без возрастных ограничений. Немалую роль в наличии вредных привычек играет также и распространение алкогольных и табачных лозунгов в средствах массовой информации и в магазинах. Только недавно введенные законы на ограничение рекламы этих продуктов немного присмирили данную ситуацию. Тем не менее подобная рекламная кампания приводит к ошибочному мнению многих подростков о собственной взрослости.

Резкими темпами растет и распространение наркотиков среди молодежи. По данным ВЦИОМ на 2012 год, в нашей стране зарегистрировано примерно 0,1-0,2 % подростков, употребляющих наркотики.

Отрицательно влияет на физическое развитие подростка в целом и компьютерная зависимость среди школьников 12 – 16 лет, которую многие ученые называют подростковой чумой XXI века.

Все эти факторы в той или иной степени сегодня входят в образ жизни современного подростка и значительно ухудшают прогнозы на развитие интеллектуально-развитого, социально-адаптированного подрастающего поколения.

Но существует и обратная сторона медали: многие из курящих подростков и принимающих алкоголь, помимо того, желают получить качественное образование и иметь государственную поддержку в плане трудоустройства и достойной зарплаты. Это приводит к мысли о том, что для реализации подобных благоприятных целей необходимо с раннего возраста формировать здоровый образ жизни подростка, чтобы сохранить здоровье будущих поколений.

Тем не менее, направления развития современного мира всегда трудно предугадать не только с медицинской точки зрения, но и точки зрения политической, это приводит к полному незнанию желаний и целей современной подростковой молодежи. Можно сказать, что многие факторы современной жизни делают из нынешних подростков некую бесформенную массу, которая в целом не имеет своих конкретных целей, а в большом количестве потребляет блага цивилизации, ничего при этом не отдавая взамен.

Если говорить о состоянии здоровья современных школьников 12 – 16 лет в целом, то к основным факторам риска нарушений их здоровья следует отнести и низкий уровень санитарно-эпидемиологического благополучия в общеобразовательных учреждениях, под которым подразумевается неполноценное и несбалансированное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима отдыха, учебы, сна и прогулок, а также огромное количество психотравмирующих факторов современного общества. Большую роль в ухудшении состояния здоровья подростков играет и недостаточная эффективность нынешней системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у молодежи умений и навыков здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью.

Исследования, проведенные Министерством здравоохранения и социального развития в прошлом году, показывают, что в настоящее время подростки имеют большую свободу в выборе собственного образа жизни. По их данным, на сегодняшний день полностью здоровы только 14 % школьников, 50 % имеют функциональные отклонения, а 35 – 40 % — хронические заболевания. Так, среди подростков 12 – 15 лет за последние пять лет в пять раз выросла частота нарушений органов зрения и нарушений осанки, в четыре раза увеличилось количество нервно-психических расстройств, в три раза возросло наличие отклонений в здоровье органов пищеварения и мочеполовой системы.

Помимо этого, согласно проведенному опросу ВЦИОМ среди подростков, самыми опасными для себя они считают две основные болезни — это СПИД и гепатит (73,1 %); пятая часть опрошенных называют опасными для себя все существующие болезни, и 11,5 % не дали ответа на вопрос. При этом ни один из них не мог перечислить способы предупреждения названных болезней.

Как правило, в вопросах полового воспитания подростки мало осведомлены и не знают, какие существуют меры профилактики нежелательной беременности. При этом большинство (80,8 %) считают, что здоровье нужно беречь и укреплять. И лишь десятая часть подростков вовсе еще не задумывались над этим. При ответе на вопрос о том, знают ли они, что такое здоровый образ жизни и его основные компоненты, только 46,2 % считают, что здоровый образ жизни — это не пить, не курить, заниматься спортом и не иметь ни одной вредной привычки.

Эта многолетняя тенденция снижения здоровья у подростков неизбежно влечет за собой последующее его ухудшение во всех возрастных группах, что позже отрицательно сказывается на качестве трудовых ресурсов и воспроизводстве поколений. Согласно данным статистики, в среднем общая доля здоровых детей к окончанию школы составляет 20 – 25 %. К тому же снижается и уровень физической подготовленности у подростков: около 50 % учащихся старших классов не выполняют предусмотренных нормативов, в 20 % детей и вовсе имеют освобождение от занятий физкультурой. Все это приводит к тому, что в призывном возрасте около 20 % молодых людей признаются непригодными к службе в армии.

В целом, согласно данным Минздравсоцразвития РФ, полученным различными специалистами в последние годы, только 10 % подростков в возрасте 12 — 16 лет можно признать практически здоровыми. Среди подростков, у которых не выявлено каких-либо хронических заболеваний, почти половина находится в так называемом третьем состоянии, то есть между здоровьем и болезнью. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Несоблюдение дополнительных требований к условиям и образу жизни, характеру нагрузки, определяемых данной группой риска, неизбежно приводит к переходу человека из этой группы в группу больных в хронической или острой формах.

Но врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая подростку справиться с его болезненным состоянием. Сами же подростки, как юноши, так и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы, поскольку болезнь в их понимании – это стесненная в своей свободе жизнь, и очень нуждаются во внимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Однако различные профилактические меры в виде бесед с родителями, лекции врачей и педагогов о вреде алкоголя, наркотиков и курения практически не приводят ни к каким результатам. Некоторые психологи считают, что для эффективности данных профилактических мер следует начинать просветительскую работу с раннего детства. Но, если курить ему или нет, человек все-таки решает сам, то проблему пассивного курения сейчас обсуждают повсеместно. Подросток оказывается в такой ситуации, когда выбора просто нет, ведь куда ни приди, во всех кафе или ресторанах, а также прочих общественных местах можно стать жертвой травли табачным дымом.

Следовательно, можно констатировать, что на сегодняшний день имеются существенные риски ухудшения здоровья современных подростков, которые обусловлены прежде всего их образом жизни, а именно распространенностью вредных привычек. Этот фактор относится к управляемым: проблема уменьшения распространенности вредных привычек среди подростков является неотложной и заслуживает пристального внимания, требует объединения усилий врачей, педагогов, родителей, социологов и общества в целом, в том числе и со стороны политики государства. Так, за последние два года наши законодатели обратили внимание на необходимость в ограничении социально опасной рекламы табачной иалкогольной продукции.

Крайне важным в формировании здорового образа жизни у подростков является воспитание у них понимания личной ответственности за свое здоровье, формирование устойчивых стереотипов «здоровье-сберегающего поведения». Но профилактика, которая декларируется как приоритет здравоохранения, до настоящего времени не подкрепляется существующими приоритетами в работе лечебно-профилактических учреждений, направленными на оказание лечебной помощи российским подросткам.

Е.В. Болотова, журналист

Источник

Оцените статью