Студенческая молодежь репродуктивное здоровье
Социальные потрясения, политические и культурные изменения, произошедшие в Российской Федерации (РФ) в последнее десятилетие, в условиях неустойчивого развития экономики обусловили снижение рождаемости и сопровождались значительным ухудшением состояния здоровья наиболее социально и биологически уязвимой части населения — женщин, детей и подростков. В сложившихся социально-экономических и демографических условиях Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период до 2025 года репродуктивное здоровье определено как один из основных факторов национальной безопасности страны. [12, 13, 14, 16, 20]
По данным Минздрава РФ (2012), в возрастной структуре абортов каждый десятый аборт (10,4 %) приходится на возрастную группу 15-19 лет, каждые десятые роды в стране также приходятся на подростковый возраст. Воспроизводство населения преимущественно реализуется населением фертильного возраста 20-29 лет, на долю которого приходится 49% от общего числа прерываний беременности и 64% от общего числа родов.
Репродуктивное здоровье молодежи, наиболее подверженной негативному влиянию среды и общества, в современных условиях представляет собой сложную многоаспектную проблему. Социально детерминированные изменения репродуктивного поведения девушек России, произошедшие в последние десятилетия, способствовали распространенности и расширению спектра патологии репродуктивной сферы, повышению уровня среди молодёжи инфекций, передаваемых преимущественно половым путём (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекции. Следовательно, одним из ключевых факторов демографического неблагополучия страны является ухудшение состояния соматического и репродуктивного здоровья девушек [2, 6, 7, 15, 28].
Студенческий возраст — один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на репродуктивное здоровье студентов [4, 8,10, 17].
Патология репродуктивной системы у девушек-студенток может стать толчком к психосоциальной дезадаптации со всеми ее осложнениями. В то же время, сравнивая данные, полученные в результате наблюдения за учащимися и не учащимися девушками с патологией репродуктивной системы, можно сделать вывод, что психосоциальная дезадаптация среди студенток встречается гораздо чаще и носит более выраженный характер. Это свидетельствует об определенной роли учебной нагрузки, психологических стрессов и других факторов в ее генезе. Изучая процессы психосоциальной дезадаптации студенток, можно говорить о крайне недостаточном уровне общемедицинских знаний в целом и практическом отсутствии знаний репродуктивной функции, что, по-видимому, является одной из главных причин все возрастающего распространения патологии репродуктивной системы у данного контингента молодежи и обусловленного ею неадекватного восприятия даже незначительных нарушений репродуктивной системы в сочетании со значительными психологическими нагрузками, связанными с учебным процессом. В этом кроются причины нарушения психосоциальной адаптации с ее серьезными негативными последствиями. Наиболее ярко проявляется депрессия у девушек-студенток в случаях незапланированной беременности и может стать причиной необдуманных решений в отношении прерывания беременности. Это попытки медикаментозного ее прерывания с использованием токсических доз фармакологических веществ, но особенно опасны последствия нежелательной беременности в случае ее прерывания в немедицинских условиях, которое представляет угрозу не только здоровью, но и жизни. Еще один момент, на который следует обращать внимание при дезадаптативных реакциях, связанных с непреднамеренной беременностью девушек-студенток, — вероятность суицидных попыток [3, 5, 18].
Нарушения репродуктивной функции у девушек-студенток сопровождаются явлениями психосоциальной дезадаптации, которая усиливается под влиянием неадекватной учебной нагрузки, психологических стрессов, связанных с интенсификацией учебного процесса. Студентки старших курсов уже входят в фертильный возраст. Однако отклонения в состоянии здоровья первокурсников по вузам России приближается к отметке 60-70% от общего числа поступивших на учебу. И если известно, что с каждым годом учебы и трудовой деятельности здоровье лишь ухудшается, то каковы уровни физического развития и подготовленности и удовлетворяют ли они репродуктивным функциям будущих родителей — вопрос остается открытым. [19, 21]
И.В. Сергейко, В.В. Люцко (2014) предоставили данные анонимного анкетирования: в структуре гинекологических заболеваний у сексуально активных студенток наибольшая доля принадлежит ИППП (30 %), практически такое же количество (29 %) имеет нарушения менструального цикла. При сравнении структуры заболеваний репродуктивной системы у сексуально неактивных девушек первое место занимают нарушения менструального цикла (77 %), а на втором месте — воспалительные заболевания органов мочеполовой сферы (13 %). Особого внимания заслуживает тот факт, что 11 обследованных (4 %) до исследования уже столкнулись с проблемой бесплодия. Столь значительные данные в отношении заболеваний, передающихся половым путем, у сексуально активных девушек вероятнее всего обусловлены неиспользованием или неэффективным использованием средств личной защиты при половых контактах. Современные тенденции раннего начала половой жизни, роста количества беременностей и абортов, заболеваний репродуктивной системы и сексуальных расстройств у девушек свидетельствуют о недостаточной эффективности существующих форм работы в поликлиниках и образовательных учреждениях [11, 22, 26,].
Репродуктивное здоровье женщин и мужчин одинаково волнует общество ввиду негативного влияния комплекса биологических, экологических, социальных, экономических и психологических факторов на представителей обоих полов. Реализация репродуктивного потенциала, безусловно, определяется в первую очередь состоянием репродуктивной системы, наличием или отсутствием в разной степени выраженности нарушений в ней, а также общим уровнем соматического здоровья. Причин, приводящих к этим нарушениям, очень много, что определяет трудности, связанные с проблемой их коррекции. Это и либерализация взглядов на гендерные взаимоотношения, и сексуальность при полном отсутствии, а часто извращении информации, связанной с вопросами секса. Кроме того, социально-экономические трудности в нашей стране приводят к нарушению адаптации молодежи в микро- и макро-социальной сфере, потере ею моральных ориентиров, росту частоты проявлений сексуальной агрессии, увеличению распространенности и расширению спектра заболеваний, передающихся половым путем, к раннему началу половой жизни и тем самым — к увеличению количества непреднамеренных беременностей и, как следствие, их прерыванию с последующими осложнениями (расстройством менструального цикла, вторичным бесплодием, эндометритами и т.д.), а также к раннему, в возрасте 15-16 лет, преимущественно вынужденному вступлению в брак, который в дальнейшем нередко приводит к психосоциальной дезадаптации, очень часто с нарушением межличностных отношений, а иногда и девиантным поведением. Указанные факторы становятся причиной ухудшения репродуктивного здоровья и снижения репродуктивного потенциала молодежи, в том числе студенческой [13, 24, 25, 27].
Дальнейшие междисциплинарные исследования должны стать базой для создания современных эффективных программ по усовершенствованию системы профилактики нарушений в репродуктивной сфере и обусловливаемых ими соматических и психических расстройств в студенческой популяционной среде, что, в свою очередь, будет способствовать повышению репродуктивного потенциала молодежи и улучшению медико-демографических показателей. Раннее выявление гинекологических отклонений и заболеваний среди девушек-студенток, оздоровление организма будущей матери, выделение групп риска, в которых велика вероятность развития патологии беременности, родов и перинатальных осложнений, — важнейшая задача практического здравоохранения и медицинской науки на современном этапе.
Рецензенты:
Алексеев Г.А., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.
Денисова Т.Г., д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», проректор по научной работе АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.
Источник
Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи
Прикарпатский национальный университет имени В. Стефаника
Фотуйма Александр Ярославович, кандидат психологических наук, доцент, Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта.
УДК 378.17
Развитие системы воспитания в условиях обучения в вузе выдвигает перед наукой задачи, связанные с методическим обоснованием целей и модернизацией содержания, средств и методов организации образовательной деятельности студентов. Решение данных задач видится лишь на основе вовлечения в исследовательскую сферу проблем, обусловленных реальными потребностями общественного развития, среди которых особый интерес представляет проблема организации содержательного социального взаимодействия студенческой молодежи, преподавателей, семьи в формировании культуры репродуктивного здоровья молодых людей.
Авторская тренинговая программа «Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи»
Цель реализации программы — развитие репродуктивного здоровья у студенческой молодежи. Тренинговые занятия предназначены для групповой работы с молодежью. Основной целевой группой являются представители возрастной категории 18 лет, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах и практикуют различные формы рискованного репродуктивного поведения.
- Ознакомить участников с основными понятиями программы.
- Способствовать осознанию участниками ценности репродуктивного здоровья, важности ответственного поведения.
- Модифицировать поведение студенческой молодежи.
- Моделировать образ жизни молодых людей, приводящий их к благополучию, и выработать у участников навыки сознательного принятия принципиальных жизненных решений.
- Повысить уровень знаний молодежи по вопросам:
— гигиены и правильного ухода за телом, соблюдения гигиенических норм;
— сексуального поведения мужчины и женщины;
— строения и функционирования мужской и женской половых систем;
— ИППП и навыков их профилактики;
— ВИЧ/СПИД, методов профилактики инфицирования ВИЧ, тестирования на ВИЧ, а также жизни с положительным ВИЧ-статусом;
— методов использования контрацепции.
Организация занятий. При организации занятий была создана группа из 11 человек в возрасте 17-19 лет. Средний возраст респондентов – 18 лет. Тренинговые занятия проводились один раз в неделю и длились 1 час 30 минут. Всего было проведено 10 тренинговых занятий. Занятия проводил психолог.
Тренинговая программа состояла из семи групповых занятий на разные темы (таблица 1). Три из них предусматривали большее количество часов.
Таблица 1
Тематическая характеристика занятий тренинга
Особенности межличностных отношений.
Психология мужчины и женщины.
Сексуальное поведение мужчины и женщины.
Инфекции, которые передаются половым путем
ВИЧ/СПИД: социально-медицинский концепт проблемы
Мысли о ребенке
Готовность стать родителем
Духовные ценности семьи
Беременность, рождение, аборт
Общее количество часов
Для проведения занятий использовались печатные и видеоматериалы, которые доступны из различных источников и подходят к теме занятий, каждое занятие проходило с использованием мультимедийного проктора, что способствовало лучшему усвоению материала занятия.
Материалы можно варьировать в зависимости от возможностей организации, изобретательности и творчества ведущих, а также от желаний участников.
Приведем примеры проведенных занятий.
Тема 1. Особенности межличностных отношений.
Цель: ознакомить участников с информацией о межличностных отношениях мужчины и женщины.
2. Упражнение для знакомства «Фотоальбом»
3. Психология интимных межличностных отношений.
4. Правила успешного общения.
5. Секреты общения между мужчиной и женщиной.
Тема 2. Психология мужчины и женщины.
Цель: ознакомить участников с особенностями психологического поведения мужчины и женщины, выявить основные различия.
1. Психология мужского пола.
2. Психология женского пола.
3. Различия между мужской и женской психологией.
4. Упражнение: «Образ идеального мужчины и женщины».
5. Обсуждение результатов упражнения.
Тема 3. Сексуальное поведение мужчины и женщины
Цель: ознакомить молодежь с особенностями сексуального поведения мужчины и женщины, а также причинами сексуального неудовлетворенности.
План занятия:
1. Сексуальное поведение мужчины.
2. Сексуальное поведение женщины.
3. Причины сексуальной неудовлетворенности.
4. Обсуждение результатов занятия
Тема 4. Инфекции, которые передаются половым путем
Цель: Исследовать уровень знаний молодежи относительно ИППП и углубить эти знания.
- Информационное сообщение «Инфекции, передающиеся половым путем. Контрацепция».
- Упражнение «Мифы и факты».
- Методы контрацепции
- Упражнение «Мифы и реальность».
- Обсуждение результатов занятия
Тема 5. ВИЧ/СПИД: социально-медицинский концепт проблемы
Цель: повысить уровень знаний участников группы о ВИЧ / СПИДе, методах профилактики инфицирования ВИЧ, тестирование на ВИЧ, а также жизнь с положительным ВИЧ-статусом.
1. Викторина «Что вы знаете о ВИЧ / СПИДе?»
2. Информационное сообщение «Что такое ВИЧ»?
3. Упражнение «Как избежать инфицирования»?
4. Подведение итогов «Два вопроса».
5. Обсуждение результатов занятия
Тема 6. Мысли о ребенке
Цель: ознакомить представителей группы с духовными ценностями, связанными с рождением ребенка.
Обсуждение психологических ситуаций, которые были представлены в занятии. Высказывание собственного мнения о поведении отдельных персонажей группы.
После внедрения экспериментальной программы был проведен контрольный срез данных для определения показателя культуры репродуктивного здоровья среди представителей экспериментальной и контрольной группы (таблица 2).
Таблица 1
Показатели культуры репродуктивного здоровья студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
Контрольная группа (11)
Экспериментальная группа (11)
Культура репродуктивного здоровья (усл.ед.)
Библиографический список:
9.03.2015, 12:16 Кучер Ирина Владимировна
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью «Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи» аспиранта Прикарпатского национального университета имени В. Стефаника Майко Александра Васильевича. Статья А.В. Майко посвящена половому воспитании и репродуктивному здоровью молодого поколения. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем лиц фертильного возраста. Современные подростки имеют низкий, не соответствующий требованиям современности и их стиля жизни, уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья и безопасности сексуальных отношений. Изложенные факты, литературного обзора подтверждают, своевременность и. необходимость внедрения для. Молодежи репродуктивных образовательных программ, направленных на повышение уровня, информированности, по вопросам, репродуктивного здоровья, и. навыкам, его сохранения. Автором проведена серьезная работа по разработке тренинговой программа «Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи». Представленные результаты исследования А.В. Майко свидетельствуют об эффективности реализованной авторской программы. Грамотное квалифицированное половое воспитание и сексуальное образование студенческой молодежи является одним из путей решения проблемы сохранения репродуктивного здоровья, что несомненно скажется на перспективе создания будущих семей, рождаемости детей и улучшении демографической ситуации в стране. Научная статья А.В. Майко «Культура репродуктивного здоровья студенческой молодежи» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации. Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ И.В. Кучер
9.03.2015, 16:07 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна. Отличается выраженной практической направленностью. Интересен авторский подход. Алгоритм занятий выверен в соответствии с поставленной целью. Предоставленный данные достаточно подкреплены.Рекомендуется к печати
10.03.2015, 6:44 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Конечно,есть определенные погрешности.Имело бы смысл теоретическую часть статьи представить в более развернутом виде.Список литературы пополнить свежими источниками.Но тем не менее работу можно рекомендовать к публикации.
Источник