- «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
- Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Введение
- Цели и задачи
- Здоровьесберегающие технологии
- Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в нашем учреждении
- Этапы работы по развитию дыхания
- Вывод
- Используемая литература
- Приложение
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Автор: Кидняева Оксана Николаевна
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы
используем в своей работе:
Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Арттерапевтические техники , помогающие снять нервное напряжение и
подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Психогимнастика — снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
СУ-ДЖОК терапия , обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.
Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.
Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.
Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).
Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Источник
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка на тему
Приемы и методы работы по укреплению здоровья детей с овз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_popova_referat.docx | 205.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Использование здоровьесберегающих технологий
при работе с детьми с ОВЗ
Введение
У детей, посещающих группы компенсирующего вида, отмечается нарушение, как в психическом, так и физическом развитии. У большинства детей в анамнезе нарушения зрительных и слуховых функций. Контингент детей, принимаемых в данные группы (дети со сложным дефектом, дети с умственной отсталостью разной степени), разнообразен, но у всех детей наблюдается моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Двигательная активность может быть от крайне низкой до чрезмерно высокой и хаотичной. Дети не могут самостоятельно выполнять физические или любые другие упражнения. Концентрация внимания у детей на очень низком уровне. Им сложно сосредотачиваться на любых действиях, они быстро устают и отвлекаются. Кроме того, следует отметить, что новые навыки у данной группы детей самостоятельно практически не формируются. Для успешного овладения новыми навыками и умениями детям требуется постоянное повторение и закрепление, а также помощь педагога.
Как известно, возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения).
Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога.
Цели и задачи
Цель здоровьесберегающей технологии — предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.
- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие педагогические технологии могут применяться в различных видах деятельности и делятся на три группы:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
- Технологии обучения здоровому образу жизни,
- Коррекционные технологии.
В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме. Педагоги и специалисты используют с детьми следующие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья. К ним относятся:
- относятся: динамические паузы,
- подвижные и спортивные игры,
- релаксация, гимнастика пальчиковая,
- гимнастика для глаз,
- имнастика дыхательная,
- динамическая гимнастика.
- технологии обучения здоровому образу жизни, такие как:
- физкультурные занятия,
- точечный массаж и самомассаж кистей рук,
- занятия в бассейне.
- коррекционные технологии:
- сказкотерапия,
- песочная терапия,
- су-джок терапия,
- музыкотерапия.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от полноценной реализации здоровьесберегающих программ в образовании детей с ОВЗ — это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.
Комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, которые можно проводить в дошкольном учреждении, позволяют создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни и улучшают качество здоровья каждого ребёнка.
Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в нашем учреждении
Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
Пальчиковая гимнастика . Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Даже в фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь с движением рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.
Физкультурные минутки . Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости (см. приложение 1 )
Дыхательная гимнастика — это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём лёгких, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию, нарушение одной из них отразится на деятельности других органов.
Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды.
Этапы работы по развитию дыхания
1 этап – формирование правильного неречевого дыхания.
2 этап – развитие диафрагмально-релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы.
3 этап – развитие речевого дыхания. Работу на данном этапе проводят без использования оборудования, только на речевом материале.
(см. приложение 2)
Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке). Цель такой гимнастики — укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.
Песочная терапия . Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, заучивание небольших текстов (стихотворений, загадок), пересказ всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр во время песочной терапии упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот. В песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.
СУ-ДЖОК-терапия . Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок – это не знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность.
Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления теплового эффекта.
Формирование культурно-гигиенических навыков . Воспитание у детей привычек к чистоте, аккуратности, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.
Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) является частью КГН, эффективное закаливающее мероприятие и расслабляющее.
Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация — произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно. Это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое руками с помощью специального оборудования: массажные мячики, грецкие орехи, прополис, бусы, бигуди, деревянные массажеры, массажеры горохом, фасолью.
Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.
«Сухой» бассейн . Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Идет стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов, т.е. игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для психоэмоционального развития ребенка.
Применяя в работе здоровьесберегающие педагогических технологии, педагоги могут способствовать:
- повышению результативности воспитательно-образовательного процесса,
- формированию у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
- обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.
Вывод
Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.
Используемая литература
- Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.[Текст] / — М.: «Карапуз», 2003.
- Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу.[Текст] / — М.: «Медицина», 1974.
- Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ: Программно-методическое пособие. [Текст] / — М.: «Центр педагогического образования», 2007.
- Васильева М.А,Гербова В.В .Программа воспитания и обучения в детском саду./Под — М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
- Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. [Текст] / — М.: «Медицина», 1966.
- Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] / — М.: «Энас», 2006.
- Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми. [Текст] / — М.: «Мозаика-синтез», 2005.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст] / — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. [Текст] / — СПб.: «Корона принт», 2003.
- Максимова А. Детский массаж. [Текст] / — Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду .[Текст] / — М.: «Просвещение», 1973.
Приложение
Приложение 1
Игра «Посмотри на рукавички»
Цель: профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста.
Задачи: Предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения.
Оборудование: материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи.
Ход игры: Воспитатель, надев рукавички на руку предлагаем детям последить глазками за кружочками.
Игра «Прокати поезд по дорожке»
Цель: Развивать у детей координацию обеих рук, глазомер
Задача: Развивать мелкую моторику рук детей, ловкость, внимание, быстроту, скоординированность движения пальцев и кистей рук, сосредоточенность.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям провести по дорожке поезд. Дети наматывают на палочку веревку, тем самым поезд едет вперед. Можно проводить игру с 2 детьми сразу.
Приложение 2
Цель: развитие сильного, плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: чашки из цветного картона.
Ход игры: — Здравствуйте дети! Сегодня вы мои гости и горячим чаем вас я угощаю, а, чтобы не обжечься вам — дуть я предлагаю !
Цель: развитие у детей речевого дыхания.
Детям предлагают подуть в трубочку, чтобы получилась метель.
По такому же принципу сделана игра «Осенний листопад».
Приложение 3
Игра «Разноцветная дорожка»
Цель: позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.
Основными задачами являются:
- профилактика плоскостопия;
- улучшить координацию движений;
- улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сначала пройти по ребристой дорожке. Затем усложняет задание и простит пройти только по синим полоскам; только по желтым полоскам.
Источник