тематика бесед по ОБЖ
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Тематика бесед по
Формированию здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tematika_besed_po_obzh.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематика бесед по
Что такое здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание.
Значение физкультуры и закаливания.
- Утренняя гимнастика.
- Двигательный режим.
- Закаливание (солнце, воздух и вода).
Гигиена умственного труда
- Режим дня школьника.
- Рабочее место школьника.
- Правильная осанка.
- Гигиена зрения. Профилактика косоглазия и близорукости.
- Гигиена учебного процесса.
- Влияние компьютера и телевизора на здоровье школьника.
- Суточный биоритм, утомление.
Организация труда и профилактика травматизма
Правила пользования транспортом.
- Бытовой травматизм.
- Школьный травматизм.
- Обучение оказанию первой помощи пострадавшему при травме.
Общественная и личная гигиена.
Профилактика и предупреждение инфекционных заболеваний.
- Гигиена внешней среды (помещение, чистота воздуха).
- Гигиена в быту. Предупреждение кожных заболеваний. Правила мытья рук и ног.
- Понятие о микробах, пути заражения.
- Заболевания, передающиеся от домашних животных.
- Понятие о прививках.
- Режим питания.
- Правила ухода за полостью рта и за зубами.
Гигиеническое и нравственное воспитание.
- О дружбе девочек и мальчиков.
- Анатомо-физиологические различия мальчиков и девочек.
- Гигиена девочки.
- Гигиена мальчика.
Профилактика вредных привычек
- Общие сведения о вредных привычках.
- Возникновение и развитие уродств как следствие вредных привычек.
- Вред токсикомании.
Средняя школа (5 — 9 классы)
Понятие о здоровом образе жизни.
Гигиенические навыки как привычка.
- Требования к комплексу утренней гимнастики.
- Закаливание как профилактика простудных заболеваний. Специфические средства закаливания.
- Возрастные особенности костно-мышечной системы ребенка.
- Значение мышц, тренировка мышц.
- Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки школьника.
- Двигательный режим школьника.
- Физиология дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обмен веществ в организме человека.
- Организация отдыха.
- Влияние туризма, занятий в спортивных секциях на здоровье человека.
Гигиена умственного труда
- Режим дня подростка.
- Гигиена учебных занятий, микроклимат помещения.
- Свободное время, гигиена сна.
- Гигиена зрения.
- Психогигиена.
- Влияние компьютера и телевизора на здоровье человека.
Общественная и личная гигиена.
- Личная гигиена.
- Значение кожи для здоровья человека.
- Теплообмен и одежда.
- Гигиена внешней среды и здоровье.
- Охрана зеленых насаждений.
- Гигиена помещений.
Профилактика инфекционных заболеваний.
- Пути передачи инфекционных заболеваний.
- Заболевания, передающиеся от домашних животных.
- Значение профилактических прививок.
- Значение и состав пищи.
- Питание, энергозатраты и здоровье человека.
- Особенности питания в зависимости от климатических условий, характера деятельности человека.
- Понятие о белках, жирах и углеводах.
- Витамины, их значение для здоровья человека.
- Режим питания. Правила приема пищи.
- Избыточная масса тела и гиподинамия как причины болезней.
- Уход за полостью рта после приема пищи.
- Пищевые отравления, отравления грибами и ядовитыми растениями.
- Профилактика отравлений пищевыми продуктами.
- Ожоги (химические и термические), первая помощь при ожогах.
- Электротравмы.
- Утопления.
- Школьный травматизм.
- Дорожно-транспортные происшествия.
- Еще раз о правилах дорожного движения.
- Ранения. Внутренние травмы.
- Помощь при микротравмах и переломах.
- Остановка кровотечения.
Гигиеническое и нравственное воспитание.
- Анатомо-физиологические особенности мужского и женского организма.
- Гигиена девушки.
- Гигиена юноши.
- Вторичные половые признаки. Сроки полового созревания.
- Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Ранняя беременность, ее влияние на здоровье девушки.
- Общие сведения о заболеваниях, передаваемых половым путем (герпетическая инфекция, уреоплазмоз, хламидиоз, токсоплазмоз, микоплазмоз, кандидоз, туберкулез, различные венерические заболевания, СПИД).
- О вреде никотина и алкоголя.
- Наркомания, токсикомания. Их предупреждение.
- Профилактика вредных привычек у детей и подростков.
Старшая школа (10 – 11 классы)
Гигиеническое воспитание – стиль жизни, способствующий здоровью. Физическая культура.
Источник
Воспитательные внеклассные мероприятия-беседы «Здоровый образ жизни»
Беседа “Твое здоровье”
Цели:
- Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества.
- Сформулировать понятие “Здоровье человека”.
- Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
1. Начнем нашу беседу с вопросов:
- Что такое здоровье человека?
- Какие факторы определяют здоровье человека
- Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека?
А теперь вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, товарищам в поздравительных открытках?
Почему пожелание здоровья в той или иной формулировке присутствует в каждом поздравлении?
Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни.
— Зачем здоровье необходимо?
Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе.
— Что такое здоровье?
Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов. Наиболее распространенные варианты ответов:
Здоровье – это отсутствие болезни.
Болезнь – это нарушение здоровья.
Давайте сформулируем собственное определение понятия “здоровье”
Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека.
Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение : Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
2. А сейчас обратимся к пословицам. В них сосредоточена народная мудрость, раскроем их смысл:
Пословицы:
- Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
- Паршивому поросенку и в петровки холодно.
- Праздная молодость – беспутная старость.
- Голова седая, да душа молодая.
А теперь давайте выделим признаки физического, психического и нравственного здоровья
Признаки физического здоровья | Признаки психического здоровья | Признаки нравственного здоровья. |
|
|
|
3. Ролевая игра “Специалист”.
Ребята, сейчас вы будете по очереди выступать в роли пропагандистов здорового образа жизни. Каждый из вас специализируется на одном направлении. Один – специалист по антиникотиновой пропаганде, другой – антиалкогольной, третий – антинаркотической. Теперь каждый специалист напишет тезисы своей беседы с
- Курильщиком,
- Употребляющим алкоголь,
- Употребляющим наркотические вещества.
Вам нужно убедить фактами и личным примером, что курение, например, вредно.
Затем вы меняетесь ролями.
4. Выводы. Итог занятия.
Беседа: “Здоровый образ жизни и привычки человека”
Цели:
- Уточнить полезные и вредные привычки человека.
- Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека.
- Определить соотношение понятий “здоровый образ жизни” и “привычки человека”
1. Давайте обсудим и найдем ответы на следующие вопросы:
- Что такое привычка?
- Какие бывают привычки?
- Какие ценностные установки человека, его воля, разум способствуют укоренению в человеке потребности в полезных привычках и способности отказаться от вредных?
- Каким образом могут повлиять привычки на судьбу человека?
2. Рассмотрим факторы, негативно влияющие на здоровье человека:
Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным, стилем поведения.
- К каким последствиям могут привести полезные и вредные привычки?
Факторы | Последствия |
|
|
Последствия полезных и вредных привычек
Последствия полезных привычек | Последствия вредных привычек |
Жизнь без болезней |
Труд в удовольствие
Умение стойко выносить любые трудности
Доброе отношение окружающих
Свободное время, увлечения
Отдых – пустая трата времени
Труд воспринимается как вынужденное занятие
Неумение отражать стресс
Кажущееся отсутствие свободного времени (пребывание к различных компаниях)
3. Сейчас я раздам вам напечатанные фразы. В них пропущены некоторые слова. Вы должны эти слова вставить в соответствии со смыслом этой фразы:
- Привычка – это…., ставшее для кого-то…. действием.
(постоянное, склонность, поведение)
- Полезные привычки – образ действия, который…. здоровье человека
(сохраняет, укрепляет, ухудшает)
- Вредные привычки – образ действия, который … здоровье человека.
Наполеон I по поводу привычек сказал следующее:
— Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость – стать ее рабом привычки.
— Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем. (Вольтер)
— Человек определяется не только врожденными качествами, но и приобретенными.
4. Теперь давайте поговорим о ваших привычках:
- Какие у вас есть вредные и полезные привычки?
- Что повлияло на формирование ваших привычек?
- В чем мешают вам вредные привычки?
- Каковы последствия ваших вредных привычек?
- От каких привычек вы хотели бы избавиться?
- Что для этого необходимо?
В настоящее время многие ученые признают, что курение – это медленное самоубийство. Медики установили, что каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Эти минуты постепенно складываются в годы. Курящий живет на 5-7 лет меньше, чем ему отведено природой.
Перечень приносимых курением бед длинный и устрашающий: рак, пептическая язва желудка, коронарная болезнь сердца, хронический бронхит, Эмфизема легких и другие.
Некоторые курящие надеются на фильтр, которых по их мнению предупреждает поступление в организм канцерогенных веществ и никотина. Однако отравляющие вещества проходят этот барьер и попадают в легкие.
При курении стенки сосудов спазмируются и это вызывает коронарную недостаточность. Статистика свидетельствует, что курящие в 13 раз больше страдают стенокардией, чем некурящие.
В сигарете содержатся также и радиоактивный элемент – полоний 210.
Никотин разрушает деятельность нервной системы, сердца, легких, печени, органов пищеварения, от табака желтеют зубы.
5. Сформулировать выводы:
- Привычка – поведение, ставшее для кого-то постоянным.
- Привычки бывают полезные и вредные.
- Власть привычки над человеком состоит в том, что человек от природы стремится к комфорту, удовлетворению своих потребностей, удовольствию
- Привычки меняют характер и судьбу человека.
- Удовольствия и комфорт могут приносить пользу и вред.
6. Итог занятия.
Беседа: “Привычка – вторая натура?”
Посейте поступок – и вы пожнете привычку,
посейте привычку – и вы пожнете характер,
посейте характер – и вы пожнете судьбу.
У.Теккерей – англ. писатель
Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека.
Определить соотношение понятий “здоровый образ жизни” и “привычки человека”.
1. Начать занятие с беседы:
- Как вы поняли эпиграф занятия?
- Каким образом привычки могут повлиять на судьбу человека?
- Хотели ли вы избавиться от вредных привычек?
- Пробовал ли кто это сделать?
- Если получилось, хорошо, а если нет, – что стало причиной?
- Какие качества необходимы для избавления вредных привычек и приобретения полезных? (воля, разум)
- Что такое воля? (способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели)
- Что такое разум? (способность человека логически и творчески мыслить).
- Можно ли все-таки менять привычки?
- Что для этого нужно?
- Был ли случай, когда вы изменили свою привычку?
- Как вы понимаете высказывание: “Терпение – оружие самых слабых и самых сильных”. (Лешек Кумор)
Послушайте стихотворение “Привычки”.
Утром наполнить спешу никотином
Хилые легкие: пусть похрипят,
Так я воюю и с медициной и с утверждением курение – яд!
Выпали волосы, щеки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки,
Память “хромает”, спутались мысли,
Заметно дрожанье руки,
Но с ненавистным журналом “Здоровье”,
Что издается на радость ханже,
Вплоть до победы биться готов я:
Врач успокоил: недолго уже.
- Стихотворение юмористическое, но есть ли в нем вымысел?
Прокомментировать высказывание У. Шекспира: “наша личность – это сад, а наша воля – его садовник”
Обратить внимание учащихся на то, что вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, малоподвижный образ жизни – наносят большой вред человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Вредные привычки – это лишь первый этап опасного пути, за ним всегда будет второй – серьезные болезни, снижение жизненного тонуса и отсутствие жизненного успеха.
Обратить внимание на возможность выбора человека – нравственных ориентиров. Выбор здорового образа жизни, выбор дальнейшего своего развития.
3. Составить индивидуальную характеристику полезных и вредных привычек каждого ученика.
4. Составление таблицы “Мой выбор”.
Мой выбор — не курить
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Не буду подвержен бронхолегочным Уменьшаю риск заболеть раком легких сахарным диабетом. Буду иметь здоровый цвет лица. Менее подвержен заболеваниям сосудов. | Быстрее портятся зубы, имеют желтоватый цвет. Землистый цвет лица. Спазмы сосудов конечностей, головного мозга, приводящие к утрате работоспособности. Увеличивает риск неспособности к сексуальной жизни. |
Мой выбор – не употреблять алкоголь
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Будет здоровым мое сердце, печень, почки |
Буду иметь ясный светлый ум.
Нет ссор в семье, пьяных драк.
Организм не находится в стрессовой ситуации.
Благополучное устройство своей личной жизни.
Ссоры, скандалы в семье.
Невозможность устроить свою личную жизнь.
Неизбирательность в выборе приятелей.
Изменение внешности “лицо алкоголика”.
Ранняя смерть.
Мой выбор – нет наркотикам
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Наличие работы. Авторитет на работе, среди коллег. Достижение поставленных целей. Сохранение материальных средств, их использование на бытовые нужды. | Наркотическая зависимость. Отсутствие нравственных установок. Нарушение закона, влекущее уголовную ответственность Отсутствие нормальной семьи. Человек в постоянном поиске психоактивных веществ. Постоянные материальные затруднения. Отсутствие работы, постоянного заработка. Многочисленные болезни, вызванные разладом в работе органов. Риск заболеть СПИДом Снижение остроты зрения, слуха. Ранняя смерть. |
5. Послушайте пословицы о пьянстве и прокомментируем их смысл:
- Пьяному море по колено, а лужа по уши.
- Пьяному и до порога нужны подмога.
- Пьяный скачет, а проспится – плачет.
- Пьяному гуляке недалеко до драки.
- Пьян храбрится, а проспится – свиньи боится.
6. Закончим наше занятий изречением китайского мыслителя Конфуция: “Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра”. Что он имел в виду?
7. Хочу вас познакомить с датами в международном и российском календарях, связанных с сохранением здоровья человека:
- 7 апреля – Всемирный день здоровья.
- 1 июня – День защиты детей.
- 27 июня – День физкультурника.
- 31 мая – День борьбы с курением.
- 26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
- 11 сентября – Общероссийский день трезвости.
- 21 марта – Международный день Земли.
- 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
- 9 сентября – Всемирный день красоты.
8. Обращение к эпиграфу занятия.
9. Итог занятия, выводы:
- Наличие негативной привычки имеет негативные последствия.
- Вредные привычки лучше не приобретать.
- Если они есть, то сегодня не поздно от них отказаться.
- В борьбе с вредными привычками нужна сила воли.
- Полезные привычки – залог счастливой устроенной жизни.
- Полезные привычки помогают сохранить здоровье.
- Вредные привычки наносят здоровью человека вред.
- Народ негативно относится к вредным привычкам.
10. Итог занятия.
Используемая литература:
- Журнал “Классный руководитель. №№ 1-10. 2000г.
- Журнал “Воспитание школьников. №№ 1-12. 2002г.
- Мороз О. Группа риска. М.: Просвещение, 1990
- Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана – М.: Просвещение. 1989
- Чаклин А.В. Как сохранить здоровье смолоду – М., 1990
Источник