«Тематика консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ».
консультация (1 класс)
Тематика консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fetisova_m.v._tematika_konsultatsiy_ovz.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС»
«Тематика консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ»
Фетисова Мария Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 246
г. Санкт-Петербург 2020г.
Рождение ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, для всех членов семьи является испытанием. Родители, связывая собственные надежды с детьми, на себя принимают обязанность воспитывать человека следующих поколений, который реализует, возможно, их неосуществленные мечты. Но в то же время близкие ребенка с ОВЗ в развитии надеяться на многое оснований не имеют.
Создается психологическое противоречие между невозможностью их осуществления и ожиданиями. Реакция родителей на выявленные отклонения в развитии ребенка обуславливается как их переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни и опытом, так и особенностями личности.
Рождение такого ребенка для всех изменяет в огромной степени их жизнь, и надежды на успех, оптимизм в его будущей жизни вытесняются чувством озлобления, досады и жертвенности. У некоторых людей при таких условиях нередко обостряются проблемы внутрисемейных отношениях.
Сегодня при условии реализации нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ), который закрепил на законодательном уровне право детей указанных категорий на получение доступного образования, востребованность услуг специалистов, которые призваны оказать содействие, помощь в решении социально-значимой проблемы – проблемы воспитания и эффективного обучения данных детей, возрастает.
Семья, как фактор социализации, важна для поддержки ребенка с ОВЗ в плане его развития, образования и поведения. Она, являясь для ребенка значимым и надёжным ресурсом развития, реабилитационной структурой, способна создавать максимально благоприятные условия для его развития и воспитания.
В настоящее время малая доля научных исследований посвящается исследованию проблем воспитания и обучения детей с ОВЗ, психолого-педагогической и социально-медицинской поддержки данной категории детей и семей. Актуальной становится практическая неподготовленность педагогических работников образовательных учреждений к реализации педагогических консультаций с родителями обучающихся с ОВЗ.
Цель работы заключается в разработке тематики консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— определить актуальность проведения консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ;
— выделить основные формы проведения консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ;
— составить примерную тематику консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ;
— определить ожидаемые результаты после проведения консультаций.
Актуальность проведения консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ.
Семья выступает для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во всё многообразие ролевого поведения, родственных отношений, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этот опыт, как отмечают многие исследователи, ребенок использует не только в настоящем – многое из усвоенного в детстве определит его будущие семейные ролевые позиции (В.Н. Дружинин, А.Я. Варга, Л.H. Галигузова, Т.М. Мишина, Г.Г. Филиппова О.А. Карабанова, , и др.).
Фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья стремится научить многому, создает у ребенка потребность быть признанным, нести ответственность за себя и других. Благодаря социальным контактам вначале в кругу семьи, а потом вне ее ребенок достигает соответствующего уровня эмоционального и социального развития. От того, насколько правильно будут построены взаимоотношения между членами семьи, зависит личностное развитие ребенка[4].
Ограниченные возможности в формировании семейных ролевых представлений и образов являются одним из факторов, провоцирующих социальную дезадаптацию детей. Проведение ряда исследований, посвященных значению «образа семьи», показало, что в соответствии с образом родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка; через формирование «образа семьи» он усваивает жизненные ценности, определенное отношение к людям и окружающему миру (Н.А. Круглова, О.Г. Кулиш, Р.А. Яббарова, Е.Ю. Макарова, , Н.В. Панкова, и др.).
Семья является для ребенка наиболее мягким социальным окружением; от того, какую позицию занимают родители в отношении ребенка, зависит в целом формирование его личности. Особенно важно это для семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Разные семьи по-разному оценивают сложившуюся ситуацию, связанную с воспитанием «особого» ребенка, в плане возможности ее изменения. Если родители занимают пассивную позицию – всё воспринимается как должное, – то в большинстве случаев они устраняются от поиска решения проблемы. Родители с активной позицией, способные идентифицировать те условия, которые можно изменить, активной деятельностью включаются в этот процесс[8].
Известно, что дети с особенностями в развитии нуждаются в ранней специальной психолого-педагогической помощи, которую в состоянии оказать грамотные специалисты – психологи, дефектологи, врачи, логопеды и т.д. (Т.Г. Богданова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, Н.М. Назарова и др.). Вместе с тем квалифицированная помощь со стороны семьи детям с ОВЗ может существенно дополнить комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Заинтересованные родители способны дополнить, расширить, развить предлагаемые специалистами методы обучения, проявить индивидуальное творчество в работе с ребенком.
Проблема родительской компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в последнее время приобретает особую значимость. Современные условия развития системы образования требуют поиска новых, качественных форм работы с семьей, способных обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь. В настоящее время наиболее активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и семьи. Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь в процессе обмена информацией[12].
Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно- нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально- психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.
Процесс организованного сотрудничества с семьёй включает в себя: — обследование условий, где проживает семья;
— выяснение целей и ожиданий семьи;
— выяснение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;
— наблюдение форм ответных реакций (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
— влияние изъятий из семьи её членов;
— изучение тех, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;
— изучение особенностей личности членов семьи.
Источник
Разработка тематики консультаций для родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Работу выполнила:
Колесникова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «Целинная СОШ №2»
села Целинного Целинного района Алтайского края
Введение
В настоящее время, в условиях, проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в особенности инвалиды, – наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Актуальность
Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и них ложится основная ответственность за его развитие. Общеизвестно, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития» (Л. С. Выготский, 1983). В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Необходимым звеном всей системы коррекционно-педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи, поэтому задача специалистов обучить родителей способам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием.
Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе
Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, – все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Этим и определяется необходимость привлечения родителей к участию в коррекционно-развивающей работе.
Необходимым условием закрепления достигнутого является активное взаимодействие педагогов с близкими ребенку взрослыми, позиции которых в отношении к ребенку должны быть скорректированы, а сами они обучены адекватным способам коммуникации и осведомлены о возможностях развития ребенка и о способах их активизации.
Формы работы с родителями
В работе с родителями применяются как групповые, так индивидуальные формы работы. Существенную помощь родителям могут оказать индивидуальные консультации.
Индивидуальное консультирование предполагает:
- совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
- анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;
- индивидуальное проведение практикумов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания).
Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары-практикумы; тематические консультации; психологические тренинги и другие.
Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.
Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке.
Родительские тренинги предназначены для наиболее подготовленных родителей, для тех из них, кто понимает, что помочь ребенку можно только в том случае, если меняешься сам. Эти тренинги могут иметь форму контакт-группы, группы психодрамы, арт-терапии, тренинга личностного роста и т. д.
При всем разнообразии форм проведения этой работы с родителями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения мероприятий; целевое их планирование; при определении тематики учет родительских запросов; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия; наличие конкретного исполнителя (специалиста), ответственного за проведение мероприятий.
Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы. Привлечение в качестве выступающих врачей, психолога повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у родителей привычку их посещать. Место и время проведения собрания должно быть четко определено, например, последняя пятница каждого месяца. А тематика собраний, согласованная со всеми специалистами общеобразовательного учреждения, должна быть известна родителям.
Собрания для родителей младших школьников целесообразно проводить раз в четверть, четыре раза в год. Каждое родительское собрание необходимо завершать подведением его итогов и конкретными рекомендациями, которые понятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их родительской подготовки, и реально ими выполнимы.
Ожидаемые результаты: родители станут активными участниками образовательного процесса, выстроятся доверительные отношения между педагогом и родителями, повысится педагогическая грамотность семьи, взрослые в нужное время скорректируют свои отношения с ребёнком и смогут во всём ему помочь.
Для родителей детей учащихся в начальной школе могут быть предложены следующие темы собраний (см. ниже).
Темы собраний составлены для родителей учащихся начальной общеобразовательной школы (1-4 класс), одно собрание в четверть. Место проведения: сельская общеобразовательная школа МБОУ «Целинная СОШ №2» Целинного района Алтайского края.
Источник